Глава 2. Использование интервью в социологических исследованиях
Интервью: понятие, виды
Интервью, как уже отмечалось, относится к опросным методам социологического исследования. Это специфический метод исследования, характерный для социального познания. Макс Вебер называл его «королевским». Сущностная характеристика этого метода, как, впрочем, и других опросных методов, - целенаправленное, «заданное» социально-психологическое общение интервьюера и респондента (информанта). При этом для интервью характерно непосредственное общение интервьюера и респондента. Эта целенаправленность, заданность ситуации общения проявляется в нескольких смыслах. Понятие интервью имеет несколько толкований: · Интервью - наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану) с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента. · Интервью (с психологической точки зрения) - способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. · Интервью - метод сбора данных социологического исследования, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования.(социологический словарь) · Интервью - особый вид исследовательского общения с индивидом, применяемый в качестве метода сбора информации. В основе интервью лежит беседа, при которой роли собеседников жестко закреплены, а цели ее заданы извне программой и задачами социологического исследования. Достоинства интервью: . возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах, ценностных ориентациях респондентов;
. повышается искренность и достоверность сведений вследствие непринужденной обстановки ситуации интервью; . возможность вести наблюдение за психологическими реакциями респондента и проводить корректировку получаемой информации (возможность сочетания с наблюдением); . повышается полнота реализации познавательных возможностей вопроса; . усиливается положительная ориентация респондента на серьезное отношение к опросу; . снимается проблема непоследовательного восприятия вопросов респондентом. интервью социологический анкета эмпирический Недостатки интервью: . требует больших материальных и временных затрат; следовательно высоко влияние интервьюера на содержание получаемой информации; . высокая трудоемкость; . требует привлечения высокопрофессиональных специалистов. Процедура интервью предполагает проведение следующих операций: а) выбор объекта (респондента, с которым следует проводить интервью); б) определение места и времени проведения интервью; в) запись ответов и оформление материалов. В социологических исследованиях используется разнообразный спектр интервью, где существует множество классификаций, сконструированные по разным основаниям. В современной социологии выделяют ряд обязательных классификаций интервью, сформулированных по критериям. . По степени формализации, стандартизации и структуризации интервью как комплексный критерий: а) Стандартизация представляет собой унификацию параметров интервью в рамках конкретного исследования, что обеспечивает возможность сопоставления его результатов; б) Формализация - придание вопросам определенной формы, облика. в) Структурирование - установление связи между элементами интервью: вопросами, темами. . По количеству опрашиваемых респондентов: а) Индивидуальные, где источником информации является индивид;
б) Групповые - одновременно опрашивается группа людей. . По процедуре: а) однократное; б) многократное (панельное) интервью предполагает сбор информации от одной и той же аудитории респондентов по единому вопроснику на протяжении определенного временного интервала; в) фокусированное, ставящее целью изучение мнений относительно конкретно заданных ситуаций, явлений; г) глубинное интервью (клиническое, интенсивное), которое используется: для зондажа общественного мнения по различным вопросам; в разведывательных исследованиях; при изучении мотивов и ориентаций опрашиваемых; д) ненаправленное интервью (дает возможность высказаться респондентам по "наболевшим" вопросам, актуальным, злободневным проблемам дня. В данном случае инициатива в большей степени принадлежит респонденту, который сам выбирает и называет проблему, ее содержание и даже возможные пути решения. . По способу общения социолога и респондента: а) личное интервью, проводимое в условиях непосредственного социального взаимодействия; б) телефонное интервью, опосредованная форма общения с респондентом. . По месту проведения Интервью: а) Интервью по месту жительства; б) Интервью по месту работы, в ситуациях, когда проблема связана с изучением производственных ситуаций; в) Интервью на улице. . По цели исследования: ) Разведывательное, при необходимости получить предварительную информацию о проблемном поле; б) Контрольное с целью проверки результатов проведенного интервью, или пилотаж инструментария; в) Основное, где сбор информации по проблеме исследования на соответствующей выборке. Все эти особенности и виды интервью свидетельствуют об инвариантности форм метода, ориентирующих на возможность выбора и использования того или иного вида интервью с учетом специфики исследовательских задач и целей, а также особенностей его организации, проведения и ситуации применения. Проведение же интервью предполагает определенную процедуру.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|