Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Использование интервью в социологических исследованиях




Интервью: понятие, виды

 

Интервью, как уже отмечалось, относится к опросным методам социологического исследования. Это специфический метод исследования, характерный для социального познания. Макс Вебер называл его «королевским».

Сущностная характеристика этого метода, как, впрочем, и других опросных методов, - целенаправленное, «заданное» социально-психологическое общение интервьюера и респондента (информанта). При этом для интервью характерно непосредственное общение интервьюера и респондента. Эта целенаправленность, заданность ситуации общения проявляется в нескольких смыслах.

Понятие интервью имеет несколько толкований:

·   Интервью - наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану) с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента.

·   Интервью (с психологической точки зрения) - способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.

·   Интервью - метод сбора данных социологического исследования, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования.(социологический словарь)

·   Интервью - особый вид исследовательского общения с индивидом, применяемый в качестве метода сбора информации.

В основе интервью лежит беседа, при которой роли собеседников жестко закреплены, а цели ее заданы извне программой и задачами социологического исследования.

Достоинства интервью:

.   возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах, ценностных ориентациях респондентов;

.   повышается искренность и достоверность сведений вследствие непринужденной обстановки ситуации интервью;

.   возможность вести наблюдение за психологическими реакциями респондента и проводить корректировку получаемой информации (возможность сочетания с наблюдением);

.   повышается полнота реализации познавательных возможностей вопроса;

.   усиливается положительная ориентация респондента на серьезное отношение к опросу;

.   снимается проблема непоследовательного восприятия вопросов респондентом. интервью социологический анкета эмпирический

Недостатки интервью:

.   требует больших материальных и временных затрат; следовательно высоко влияние интервьюера на содержание получаемой информации;

.   высокая трудоемкость;

.   требует привлечения высокопрофессиональных специалистов.

Процедура интервью предполагает проведение следующих операций: а) выбор объекта (респондента, с которым следует проводить интервью); б) определение места и времени проведения интервью; в) запись ответов и оформление материалов.

В социологических исследованиях используется разнообразный спектр интервью, где существует множество классификаций, сконструированные по разным основаниям. В современной социологии выделяют ряд обязательных классификаций интервью, сформулированных по критериям.

. По степени формализации, стандартизации и структуризации интервью как комплексный критерий:

а) Стандартизация представляет собой унификацию параметров интервью в рамках конкретного исследования, что обеспечивает возможность сопоставления его результатов;

б) Формализация - придание вопросам определенной формы, облика.

в) Структурирование - установление связи между элементами интервью: вопросами, темами.

. По количеству опрашиваемых респондентов:

а) Индивидуальные, где источником информации является индивид;

б) Групповые - одновременно опрашивается группа людей.

. По процедуре:

а) однократное;

б) многократное (панельное) интервью предполагает сбор информации от одной и той же аудитории респондентов по единому вопроснику на протяжении определенного временного интервала;

в) фокусированное, ставящее целью изучение мнений относительно конкретно заданных ситуаций, явлений;

г) глубинное интервью (клиническое, интенсивное), которое используется: для зондажа общественного мнения по различным вопросам; в разведывательных исследованиях; при изучении мотивов и ориентаций опрашиваемых;

д) ненаправленное интервью (дает возможность высказаться респондентам по "наболевшим" вопросам, актуальным, злободневным проблемам дня. В данном случае инициатива в большей степени принадлежит респонденту, который сам выбирает и называет проблему, ее содержание и даже возможные пути решения.

. По способу общения социолога и респондента:

а) личное интервью, проводимое в условиях непосредственного социального взаимодействия;

б) телефонное интервью, опосредованная форма общения с респондентом.

. По месту проведения Интервью:

а) Интервью по месту жительства;

б) Интервью по месту работы, в ситуациях, когда проблема связана с изучением производственных ситуаций;

в) Интервью на улице.

. По цели исследования:

) Разведывательное, при необходимости получить предварительную информацию о проблемном поле;

б) Контрольное с целью проверки результатов проведенного интервью, или пилотаж инструментария;

в) Основное, где сбор информации по проблеме исследования на соответствующей выборке.

Все эти особенности и виды интервью свидетельствуют об инвариантности форм метода, ориентирующих на возможность выбора и использования того или иного вида интервью с учетом специфики исследовательских задач и целей, а также особенностей его организации, проведения и ситуации применения. Проведение же интервью предполагает определенную процедуру.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...