Изучение проблемы социальных установок студентов в отношении религии по средствам интервью
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В современном обществе существует мнение, что российская молодежь абсолютно не религиозна, что на ее духовное развитие не оказывает никакого влияния религия. На этой основе актуализируется проблема, где и был использован социологический метод - интервью. Проблема: социальные установки студентов факультета социологии и политологии ВИ ЭУиП (Филиала) Южного Федерального Университета в отношении религии Объект - студенты третьего курса кафедры Социологии и Социальной работы. Предмет исследования - религиозные представления студентов. Целью является выявление социальных установкок студентов в отношении религии. Задачи исследования: . Определить уровень религиозности студентов. . Изучить религиозные представления современной молодежи, в частности студентов. . Определить отношение молодежи к религии. Гипотеза данной проблемы является то, что в социальных установках студентов кафедры социологии и социальной работы ВИ ЭУиП (Филиала) Южного Федерального Университета религия занимает не значительное место, а их религиозные представления не достаточно развиты. Операционализация: Религия - это мировоззрение и мироощущение, а так же соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существования Бога или богов, сверхъестественного. Религиозные представления - это совокупность идей и образов, в религии. Религиозные представления молодежи отражает то, что знает он о ее основных положениях. Студе́нт - учащийся высшего, учебного заведения. В выборочную совокупность попали студенты третьего курса факультета социологии и политологии ВИЭУиП (Филиала) Южного Федерального Университета.
Таблица. Выборочная совокупность
Инструментарием данного социологического исследования является бланк интервьюера, который включал в себя закрытые и открытые вопросы, что позволило получить наиболее полную информацию о предмете исследования. Было опрошено 20 студентов третьего курса факультета социологии и политологии ВИЭУиП (Филиала) Южного Федерального Университета. Среди респондентов было 20 % мужчин и 80 % женщин. По возрастному критерию респондентов разделили на 2 группы: . 19-20 - 65 %; . 20-21 - 35 %. В бланке интервьюера для интервью было предложено 6 вопросов. Первый вопрос отражает влияние религии на духовность студентов. Во втором же вопросе показывается религиозное представление студентов третьего курса факультета социологии и политологии ВИЭУиП (Филиала) Южного Федерального Университета. Третий, четвертый и пятый вопросы интерпретируют насколько студент верующий и в чем его вера выражается. На основе проведенного интервью, мы можем сказать, что у студентов третьего курса факультета социологии и политологии ВИЭУиП (Филиала) Южного Федерального Университета, уровень религиозного представления выше среднего, так как 80 % опрошенных ответили, что религия это вера в Бога или богов, и всего 20 % считают ее идеологией и определенным культом, как отображено на рис.1.
«Рис.1»
Большинство опрошенных считают себя верующими людьми, но при этом только 60 % студентов посещали религиозные институты (Приложение рис 4). Таким образом, в ходе изучения проблемы социальных установок студентов в отношении религии, поставленная нами гипотеза подтвердилась частично.
Заключение В данной работе было дано определение социологического метода его главная специфика, которая является тем, что посредством него производится сбор эмпирических фактов, необходимых для проверки гипотез в социологическом исследовании. Кроме этого, были показаны основные типы социологического метода, указавшие, что из всего многообразия методов, со своими особенностями, самым популярным в социологической практике на сегодняшний день является метод интервью.
Интервью - наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану) с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента. В социологических исследованиях используется разнообразный спектр интервью, где существует множество классификаций, сконструированные по разным основаниям. В современной социологии выделяют ряд обязательных классификаций интервью, сформулированных по критериям: · по степени формализации, стандартизации и структуризации интервью как комплексный критерий; · по количеству опрашиваемых респондентов; · по процедуре; · по способу общения социолога и респондента; · по месту проведения интервью; · по цели исследования. Все эти особенности и виды интервью свидетельствуют об инвариантности форм метода, ориентирующих на возможность выбора и использования того или иного вида интервью с учетом специфики исследовательских задач и целей, а также особенностей его организации, проведения и ситуации применения. Проведение же интервью предполагает определенную процедуру, включающую в себя: выбор объекта,определение места и времени проведения интервью, запись ответов и оформление материалов. Таким образом, интервью - это специфический метод, характерный для социального познания, имеющий разнообразный спектр классификаций и имеющий уникальные познавательные способности, применяемые в социологическом исследовании для решения заданных проблем, выделяющийся спектром особенностей: во-первых, непосредственным контактом исследователя с испытуемым; во-вторых, устная форма этого контакта; в третьих возможность наблюдать психологические реакции респондента и корректировать беседу. На основе всего сказанного можно сделать вывод, что поставленная цель курсовой работы достигнута, задачи решены.
Список литературы
1. Агабекян Р. Л. Математические методы в социологии. Анализ данных и логика вывода в эмпирическом исследовании: Учеб. пособие для вузов / Р.Л. Агабекян, М.М. Куличенко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005 - 192с. 2. Бабосов Е. М. Прикладная социология: Учеб. пособие - Минск: ТетраСистемс, 2000. - 496 с . Головин С. Ю. Словарь психолога - практика. - 2-е изд., нерераб. И доп. - Мн.: Харвест, - М.: АСТ, 2007. - 976 с. . Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие/ М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с. . Готлиб А. С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественные подходы. Методология исследование практики: учеб. пособие / А. С. Готлиб - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Флинта:МПСИ, 2005. - 384 с. . Девятко И.Ф. Методы социологического исследования.- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.- 208 с. 7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. - М.: Инфра-М,2004. - 768 с. . Зборовский Г. С., Шуклина Е. А. Прикладная социология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. - 176 с. 9. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К.Горшкова, Ф.Э.Шереги. М.:Политиздат, 1990. - 288с. . Капитонов Э.А. Социология XX века. - Ростов-на-Дону Ростов-на-Дону: издательство «Феникс»,, 1996. - с. 364 . Кравченко А.И.. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.-640 с. 12. Пузанова Ж., Троцук И., Витковская М. Практикум по курсу «Методология и методика социологических исследований» - М.: Издат. Дом «Высшее образование и Наука», 2007 г. - 272 с. . Рабочая книга социолога / Под общей ред. и с предисл. Г. В. Осипова. Изд. 3-е. М.: Едиториал УРСС, 2003. - 480c. . Российская социологическая энциклопедия / Под ред. академика РАН Г.В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. 672 с. . Смехнова, Г.П. Основы прикладной социологии: Учебное пособие - М.: Вузовский учебник, 2008. - 240 с. . Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.
. Тавокин, Е. П. Основы методики социологического исследования: учеб. пособие для вузов. - М.: Инфра-М, 2009. - 239 с. . Филатова О.Г. Методика и техника социологического исследования. Конспект лекций - СПб: Изд-во Михайлова В.А.., 2000. - 480 c. . Фролов С.С. Социология. Учеб. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994/ - 256 с. . Хелевин Отар. Социологический метод / пер. с норв. - М.: Издательство «Весь мир» 2002. -192 с. 21. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара. Изд-во "Самарский ун-т, 1995. - с. 541. 22. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание соц. реальности: учеб. пособие / В. А, Ядов. - 4-е изд., стер. - М.: Издательство «Омега -Л», 2009 - 567c.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|