Юридическая наука и философия.
Прежде всего, нужно дать определение философии. Философия – это наука о всеобщих закономерностях, которым подчиняются как бытие человека (природа и общество), так и человеческое мышление, процесс познания. Во-первых, нужно отметить, что философия также отчасти имеет дело с государственно-правовой материей, как и юридическая наука, с которой у нее весьма глубокая и многогранная связь. Она прослеживается по разным направлениям. Юридическая наука широко использует, в частности, философские категории и всеобщие понятия, выработанные в течение многих столетий представителями этой науки. В свою очередь, философия в процессе своего развития и совершенствования постоянно опирается на тот материал, который вырабатывается всеми группами юридических наук и который помогает ей формулировать общие принципы государственно-правового развития общества. Уровень современного познания показывает, что рассматривать право вне границ философии в принципе нельзя. Следовательно, теоретические представления о праве должны базироваться на общих философских принципах и категориях. Среди философских категорий и понятий, которые активно применяются в юридической науке, в качестве примеров можно назвать такие, как «отношение», «функции», «прогресс», «свобода», «развитие», «эволюция», «связь», «целое» и др. Широкое использование философских категорий и понятий в рамках любой юридической науки имеет не только сугубо теоретическое, но и огромное методологическое значение. Весомую роль в развитии любой юридической науки играет также широкое использование ею философских законов и закономерностей, философский, мировоззренческий аспекты. Ведь не следует забывать, что философия является одной из важнейших форм общественного сознания, направленной на выработку определенного мировоззрения как отдельного человека, так и всего общества, на формирование системы идей, взглядов и представлений об окружающем мире и о месте в нем человека. И на основе того, на каких мировоззренческих позициях стоит исследователь, в значительной мере будут определяться и результаты его исследований.
В учебной и научной литературе совершенно справедливо в связи с этим указывается, что «обращение к передовым достижениям философии при изучении проблем государства и права» позволяет исследователям избегать мировоззренческих ошибок, способствует правильной постановке новых проблем и более осознанному решению «вечных» вопросов государства и права. Прямая и остро ощутимая зависимость юридических теорий и взглядов от тех или иных философских воззрений прослеживается на всех этапах развития человеческого общества. Особенно сильное воздействие философия, пожалуй, оказывает на такую юридическую науку, как теория государства и права. Идеологические основы мировоззрения зачастую способствовали выработке и насаждению антидемократических государственно-правовых теорий и идей. Например, идеалистическая по своему характеру философская система Гегеля объективно дала импульс распространению консервативно-реакционных взглядов на государство и право. Рассматривая государство как идею разума, свободы и права, а его существование и функционирование – как шествие Бога в мире, Гегель предлагал в качестве образца такой идеи разума считать конституционную монархию. Развивая свои взгляды в далеко не демократических условиях прусской монархии, Гегель рьяно отстаивал суверенитет наследственного конституционного монарха, отвергал демократическую идею народного суверенитета, восхвалял чиновничество как главную опору государства «в отношении законности и интеллигентности».
Материалистические основы мировоззрения, в отличие от идеалистических, чаще всего способствовали возникновению и развитию прогрессивных, демократических государственно-правовых теорий и идей. В качестве примера можно сослаться на материалистические основы мировоззрения Дж. Локка, содействовавшие выработке представления о государстве как, о «социальном институте», призванном обслуживать интересы не отдельных лиц, а всех слоев общества, о не отчуждаемости человека «ни при каких обстоятельствах» от ряда естественных прав и свобод (право на жизнь, право владения имуществом и др.), о необходимости установления и реализации принципа разделения властей, и др. Справедливости ради следует отметить, однако, что не всегда идеализм в философии приводил к появлению консервативных, антидемократических теорий и идей в сфере государственной и правовой жизни. И наоборот, материалистические философские воззрения не всегда выступали в качестве надежной основы для выработки и реализации прогрессивных, демократических государственно-правовых теорий и идей. В подтверждение сказанного можно сослаться на идеалистические основы мировоззрения Т. Мора, сочетавшиеся с его твердыми религиозными убеждениями, которые не только не привели его, как это можно было ожидать, исходя из его социального положения (известный государственный деятель, канцлер Англии в 1529-1532 гг.), к оправданию существовавшего в то время в Англии антидемократического по своей природе, монархического строя, но, наоборот, подтолкнули его к завуалированной критике этого строя, к описанию им в своей знаменитой «Утопии» некоего идеально демократического, фантастического по своему духу государственного строя. В отличие от других стран, повествовал автор устами своего героя Гитолдея, где «повсюду говорящие об общественном благополучии заботятся только о своем собственном», при данном, единственном в своем роде общественном строе, «где нет никакой частной собственности, они фактически занимаются общественными делами». Далее. В других странах каждый знает, что «как бы общество ни процветало, он все равно умрет с голоду, если не позаботится о себе лично». Поэтому в силу необходимости он «должен предпочитать собственные интересы интересам народа».
Что же касается данного общественного строя, то здесь, «где все принадлежит всем, наоборот, никто не сомневается в том, что ни один частный человек не будет ни в чем терпеть нужды, стоит только позаботиться о том, чтобы общественные магазины были полны». Тут не надо тревожиться, продолжал автор, насчет своего пропитания; «не приходится страдать от жалобных требований жены, опасаться бедности для сына, беспокоиться о приданом дочери». Каждый может быть спокоен «насчет пропитания и благополучия как своего, так и всех своих близких». Говоря о роли философского мировоззрения в разработке различных юридических теорий и идей, нельзя забывать о том, что оно способствует не только развитию научных исследований, но и лучшему усвоению правового материала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|