Общая характеристика Национального стандарта РФ ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг».
1 Область применения Настоящий стандарт устанавливает порядок и правила проектирования туристских услуг, в том числе входящих в туристский продукт. Настоящий стандарт применяется юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальными предпринимателями, оказывающими туристские услуги и/или услуги по разработке технических документов в сфере туризма. 4 Основные положения 4.1 Проектирование туристских услуг осуществляется туроператором или организацией, предоставляющей услуги по проектированию туристских услуг, а также саморегулируемой или общественной организацией, осуществляющей деятельность в сфере туризма, в целях определения основных параметров и характеристик новых туристских продуктов. 4. 2 Проектирование туристских услуг осуществляется в соответствии с техническим заданием, разрабатываемым туроператором с учетом следующих основных факторов: - конъюнктуры рынка туристских услуг; - запросов (требований) туристов/заказчиков туристского продукта (услуги); - состояния и структуры объектов туристской индустрии; - межрегионального кластерного подхода; - результатов маркетинговых исследований; - обеспечения безопасности туристских услуг; - защиты прав потребителей туристских услуг; - предоставления потребителям туристских услуг возможности компетентного выбора; - соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований; - наличия договоров на оказание туристских услуг с соисполнителями. 4.3 Порядок и основные параметры технического задания на проектирование туристского продукта/услуги утверждаются руководителем туроператорской компании/организации-соисполнителя туристской услуги.
4.4 Формирование туристского продукта осуществляется в соответствии с техническими и технологическими требованиями. 4.5 К техническим требованиям в туристской индустрии относятся: - требования к документам, в том числе картам и схемам маршрутов путешествий, паспортам трасс туристских походов, схемам трасс маршрутов и т.п.; - требования, учитывающие инженерные, геологические, геодезические, почвенные и гидрологические характеристики территории; - регламенты использования технических средств, в том числе: паспорта объектов туристской индустрии, инструкции о правилах использования оборудования, туристского снаряжения, других технических изделий, чертежи, рисунки и т.д. 4.5.1 Технические требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества туристов, охраны окружающей среды, минимизацию рисков для потребителей туристских услуг, устанавливаются в соответствии с законодательством, а также по ГОСТ Р 50644 и ГОСТ Р 50690. 4.6 К технологическим требованиям в туристской индустрии относятся: - требования, установленные в технологических картах процессов оказания туристских услуг (туристских маршрутов, экскурсий и пр.); - требования, предусмотренные в технологических инструкциях; - требования, предусмотренные национальными стандартами, отраслевыми технологическими нормами; - квалификационные требования, содержащиеся в должностных инструкциях, стандартах работы персонала и др. 5 Основные этапы проектирования туристских услуг 5.1 Проектирование туристских услуг осуществляется в несколько этапов: - составление моделей туристских услуг; - разработка технических требований и нормируемых характеристик услуг; - установление технологических требований и определение технологии процесса оказания туристских услуг;
- определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг; - утверждение документов на проектируемые туристские услуги. 5.2 При составлении модели туристской услуги используют ГОСТ Р 53522 и учитывают следующие факторы: - вид туристской услуги; - основную направленность/назначение туристской услуги (оздоровление, осмотр природных достопримечательностей, посещение объектов историко-культурного наследия и др.); - маршрут путешествия (путь следования, пункты отправления и прибытия, перечень пунктов ночевок, стоянок и т.п.); - перечень соисполнителей (поставщиков услуг по размещению туристов, организации питания и перевозок); - метод обслуживания туристов; - перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих дополнительные услуги (организация досуга, консалтинговые, информационные и другие услуги). 5.3 Установление нормируемых характеристик/показателей для каждой туристской услуги осуществляют в зависимости от ее вида и назначения. Для каждой характеристики/показателя услуги должны быть указаны приемлемые для потребителя и исполнителя значения. 5.3.1 Основными требованиями к туристским услугам и условиям обслуживания туристов являются: - соответствие назначению; - безопасность; - точность и своевременность исполнения; - эргономичность; - комфортность; - эстетичность; - информативность; - доступность. Характеристики туристских услуг, указанные в проектных документах, должны соответствовать требованиям национальных стандартов. 5.3.2 Дополнительными требованиями к процессам оказания услуг являются: - категория, тип, количество и пропускная способность объектов туристской индустрии (средств размещения, горнолыжных трасс, пляжей и др.), используемое снаряжение и оборудование; - количество и компетентность необходимого персонала, обслуживающего туристов на каждом этапе оказания услуги, и необходимый уровень профессиональной подготовки;
- обязательства исполнителей и соисполнителей туристских услуг по надлежащему их оказанию в соответствии с заключенными договорами, включая условия возмещения ущерба. 5.4 Установление технических и технологических требований при проектировании туристских услуг осуществляется для процессов формирования, продвижения и реализации туристского продукта.
5.4.1 Результатом данного этапа проектирования являются проекты технических условий, технологических инструкций, технологических карт, стандартов работы персонала и других документов. 5.5 Определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг проводят по показателям в соответствии с ГОСТ Р 52113. В документах, регламентирующих проведение контроля качества, устанавливаются методы и формы проведения контроля на соответствие запроектированным характеристикам. 5.6 Анализ разработанных проектов документов на туристские услуги проводится специалистами - представителями соответствующих функциональных подразделений туристской организации, в том числе с привлечением независимых экспертов. 5.6.1 Анализ проводится с целью подтверждения: - соответствия установленных характеристик проектируемой услуги требованиям безопасности для жизни и здоровья туристов, а также охраны окружающей среды; - соответствия требований к процессам обслуживания туристов запроектированным характеристикам услуг; - эффективности методов контроля качества туристских услуг и объективности оценки их характеристик. 5.6.2 Анализ проектов документов направлен на выявление и своевременное устранение несоответствий и может быть осуществлен методом верификации (инспекционное обследование маршрута, ознакомительный тур и др.). 5.6.3 Результатом анализа проектов документов является уточнение содержания технических документов на проектируемые туристские услуги. 5.7 Утверждение проектных документов на туристские услуги осуществляется руководителем туристской организации. В случае проектирования услуги по заявке заказчика технические документы на проектируемые туристские услуги согласовываются с заказчиком. Внесенные в проектные документы изменения и дополнения утверждаются руководителем туристской организации и согласовываются с заказчиком, если проектирование проведено по его заявке.
6 Особенности проектирования отдельных видов туристских услуг 6.1 Проектирование туристских услуг предусматривает разработку программы обслуживания туристов или программы путешествий, включающую: - разработку маршрута путешествия; - формирование списка соисполнителей туристских услуг, включая средства размещения, предприятия питания, транспортные компании и организации, оказывающие дополнительные услуги (экскурсионные организации, экскурсоводы-предприниматели, спортивные сооружения, театры, музеи и др.); - установление периода времени/продолжительности отдельных услуг исполнителем; - формирование перечня экскурсий с указанием посещаемых объектов; - разработку перечня туристских походов, прогулок, комплекса услуг по организации досуга; - определение продолжительности пребывания туристов в каждом пункте маршрута; - установление минимального и максимального количества туристов, участвующих в путешествии (численность группы); - определение видов и количества транспортных средств, используемых для перевозки туристов; - определение потребности в экскурсоводах (гидах), гидах-переводчиках, инструкторах-проводниках, сопровождающих лицах и в другом обслуживающем персонале с необходимым уровнем подготовки и квалификации; - разработку форм и видов рекламных, информационных и картографических материалов, описаний путешествия, памятки и др. 6.2 При проектировании услуг по организации выездного туризма дополнительно составляется перечень соисполнителей - зарубежных туроператоров с указанием их возможностей по приему и обслуживанию российских туристов. 6.3 Туроператор при формировании туристского продукта самостоятельно определяет схему сотрудничества с организациями, предоставляющими отдельные туристские услуги. Примеры схем приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Схемы взаимодействия с организациями, предоставляющими отдельные туристские услуги
6.4 Результатом проектирования туристских услуг являются следующие документы:
- карта (схема) туристского маршрута с указанием пунктов остановок, ночевок, средств размещения, предприятий питания; перечня экскурсий, продолжительности путешествия и др.; - технологическая карта туристского путешествия (см. приложение А); - информационный листок к туристской путевке (см. приложение Б); - листок с дополнительной информацией; - перечень основных работников (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающих оказание туристских услуг на маршруте, включая требования к образованию, квалификации и профессиональной подготовке; - стандарты работы персонала. Содержание информационного листка к туристской путевке должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 53997. 6.5 Проектирование услуг по организации туристских походов (маршруты повышенной опасности) предусматривает следующие этапы: - проведение инспекционного обследования маршрута туристского похода; - подготовку проектов оборудования туристских приютов и стоянок на трассе туристского похода; - расчет необходимого количества туристского инвентаря, снаряжения и транспортных средств; - определение потребности в инструкторах-проводниках, сопровождающих, другом обслуживающем персонале и организацию их подготовки; - подготовку рекламно-информационных материалов с описанием трассы похода; - определение и обеспечение мер по обеспечению безопасности туристов на маршруте, включая обязательную регистрацию в службах МЧС при выходе на маршрут. 6.5.1 Разработка трасс туристских походов (маршрутов повышенной опасности) должна осуществляться на территориях с благоприятными природными условиями, отвечающими экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям, установленным законодательством, а также учитывать реальные возможности для развития конкретного вида туризма на данной территории. 6.5.2 Документальной основой проектирования услуги "туристский поход" (маршрута повышенной опасности) является отчет о проведении инспекционного обследования маршрута туристского похода. Примерная структура и основное содержание отчета приведены в приложении В. 6.5.3 Результатом проектирования услуги "Туристский поход" (маршрута повышенной опасности) являются: - паспорт трассы туристского похода (см. приложение Г); - информационные материалы (памятки и др.); - инструкции для туристов (о правилах пользования снаряжением и правилах поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях);
- перечень основных работников (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающих оказание услуг на маршруте, включая требования к образованию, квалификации и профессиональной подготовке; - инструкции для персонала; - стандарты работы персонала; - порядок регистрации в службах МЧС при выходе на маршрут. 6.6 Проектирование экскурсионных услуг предусматривает определение: - тематической направленности экскурсий; - объектов осмотра; - продолжительности экскурсий; - объема и качества предоставляемой информации; - способа перемещения по маршруту экскурсии. 6.6.1 Результатом проектирования услуги "Экскурсия" являются следующие технологические документы: - технологические карты экскурсии (см. приложение Д); - контрольный текст экскурсии; - материалы "портфеля экскурсовода"; - схема трассы маршрута транспортной экскурсии (см. приложение Е); - перечень основного и вспомогательного персонала (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающего оказание экскурсионных услуг, с указанием требований к образованию, квалификации и профессиональной подготовке; - инструкции для экскурсантов (о правилах пользования снаряжением, правилах поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях); - инструкции для персонала; - дополнительная информация. 6.6.2 Контрольный текст экскурсии - это технологический документ, включающий научное, актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам. На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст, отображающий особенности и возможности экскурсовода и отвечающий интересам конкретных экскурсантов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|