Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6. Пространственный анализ 9 глава




 

Если в инспекторе объектов включен режим Подсвечивать текущую точку и ребро, то при щелчке мышью в поле со значением координаты какой-либо точки на карте подсвечивается соответствующая узловая точка (рис. 9.49).

 

 

Рис. 9.49. Отображение текущей узловой точки на карте

 

По умолчанию для полилиний в инспекторе объектов отображаются только координаты узловых точек. Кроме этого, можно выводить дополнительные свойства, такие как длина сегмента, смещение координат, дирекционный угол и др. Выбрав соответствующую команду в подменю Вид контекстного меню инспектора, в инспекторе объектов появятся дополнительные параметры (рис. 9.50).

 

 

Рис. 9.50. Дополнительные свойства полилиний

9.5. Операции с объектами

9.5.1. Работа с буфером обмена

 

Для копирования объектов на карте можно использовать буфер обмена. Чтобы скопировать (или вырезать) объект в буфер обмена, нужно выделить его в режиме Редактирование фигур, а затем выполнить команду Копировать (или Вырезать) в меню Фигуры или в контекстном меню.

 

При вставке объекта из буфера обмена можно указывать его местоположение на карте. Он может располагаться в центре окна или точно по координатам исходного объекта. Также можно выбрать указателем мыши положение объекта на карте.

 

Чтобы вставить объект из буфера обмена, нужно раскрыть в меню Фигуры подменю Вставить и выполните нужную команду (рис. 9.51).

 

 

 

 

Рис. 9.51. Команды для вставки объектов из буфера обмена

 

При выполнении команды С перемещением рядом с указателем мыши появляется изображение объекта в буфере обмена. Необходимо выбрать его местоположение на карте, после чего щелкнуть мышью, для того, чтобы объект был вставлен из буфера обмена.

 

При добавлении на карту объектов из буфера обмена можно использовать команду Специальная вставка. Она позволяет указать точные координаты объекта при вставке, количество копий и шаг смещения.

 

По этой команде открывается диалоговое окно, в котором можно указать смещение координат по X и Y относительно исходного объекта, а также количество копий вставляемого объекта со смещением по X и Y.

9.5.2. Копирование формата объекта

 

Команда Формат по образцу позволяет сформатировать фигуры на карте по образцу текущего выделенного объекта: атрибуты у всех указанных на карте объектов принимают те же значения, что и у выделенного объекта. Для этого надо выделить на карте объект, формат которого нужно скопировать в другие объекты, и вызвать команду меню Фигуры| Формат по образцу или нажать кнопку на панели инструментов Правка (рис. 9.52). После этого нужно будет указать мышью объекты на карте, в которые нужно скопировать значения атрибутов выделенного объекта.

 

 

Рис. 9.52. Команда копирования формата объекта в другой объект

9.5.3. Поворот и отражение объектов

 

Выделенный объект, находящийся в фазе блочных операций, можно поворачивать на произвольный угол с помощью мыши, перемещая круглые управляющие точки (см. выше). Кроме этого, можно задать точное значение угла, на который нужно повернуть объект. Для этого надо выделить объект, который нужно повернуть на заданный угол, и раскрыть в контекстное меню подменю Преобразовать. Оно содержит команды для поворота объекта на заданный и фиксированные углы (рис. 9.53).

 

 

Рис. 9.53. Команды для поворота и зеркального отображения объектов

 

Команда Повернуть налево поворачивает фигуру вокруг центра на 90° против часовой стрелки. Команда Повернуть направо поворачивает фигуру вокруг центра на 90° по часовой стрелке. По команде Повернуть на 180° фигура поворачивается на 180° вокруг своего центра. При вызове команды Повернуть на угол…. открывается окно, в котором можно указать уже произвольное значение угла поворота (рис. 9.54).

 

 

Рис. 9.54. Поворот объекта на заданный угол

9.5.4. Разрезание объектов

 

В системе IndorGIS предусмотрены специальные команды для разрезания объектов на карте. Можно разрезать указанный объект (или несколько объектов) по прямой линии, по контуру нарисованного на карте прямоугольника или произвольного полигона. Значения атрибутов новых объектов, полученных после разрезания, копируются из исходного объекта.

 

Команды для разрезания объектов объединены в меню Операции в контекстном меню или в меню Фигуры главного меню. Также эти команды доступны на панели инструментов Операции (рис. 9.55).

 

Команду Разрезать линией можно использовать, если необходимо разрезать один объект на два по прямой линии.

 

Тогда надо выделить полигон, который нужно разрезать, и вызвать команду Операции| Разрезать линией в меню. После этого на карте нужно задать линию, по которой должен быть разрезан объект.

 

После этого объект будет разрезан и это можно будет увидеть в режиме редактирования фигур (рис. 9.56).

 

 

 

Рис. 9.55. Выбор команд для разрезания объектов

 

 

 

 

Рис. 9.56. Разрезание объекта линией

 

Если перед разрезанием выделить не один, а несколько объектов, то будут разрезаны все выделенные объекты, через которые проходит нарисованная линия.

 

Аналогичная команда Разрезать прямоугольником разрезает выделенные объекты по прямоугольному контуру. Для этого надо выделить полигон, который нужно разрезать, и вызваит команду Операции| Разрезать прямоугольником в контекстном меню. После этого на карте надо задать прямоугольник, по контуру которого должен быть разрезан объект. В итоге в режиме редактирования можно увидеть объекты, полученные в результате разрезания (рис. 9.57).

 

Ещё одна команда Разрезать полигоном разрезает выделенный на карте объект по контуру произвольного полигона. Воспользуемся данной командой для того, чтобы разрезать по произвольному контуру полигон, который представляет на карте участок озеленения. Пример результата разрезания показан на рис. 9.58.

 

 

Рис. 9.58. Разрезание объекта прямоугольником

 

 

Рис. 9.58. Разрезание объекта произвольным полигоном

9.5.5. Оверлеи полигонов

 

Для двух или нескольких полигонов на карте можно выполнить операцию объединения. В качестве контура нового объекта используются контуры исходных полигонов. При этом удаляются те части контуров исходных объектов, которые ограничивают перекрываемые области.

 

 

В результате объединения полигонов, которые не перекрывают друг друга, образуется полиполигон, состоящий из нескольких замкнутых контуров. Если в объединяемых полигонах есть самопересекающиеся контуры, то после выполнения операции объединения они будут устранены разбиением на отдельными полигоны. В качестве значений атрибутов нового полигона используются атрибуты первого выделенного полигона.

 

Чтобы объединить полигоны, нужно выделить полигоны, которые нужно объединить (рис. 9.59), и вызвать команду Операции| Объединение полигонов из контекстного меню или нажмите кнопку на панели инструментов Операции (рис. 9.60).

 

Рис. 9.59. Объединение полигонов (а – выделение

полигонов для объединения, б – объединенный полигон)

 

 

 

 

Рис. 9.60. Выбор команды для объединения полигонов

 

Аналогичным выполнению объединения можно также получить пересечение, разность и симметрическую разность произвольных полигонов на карте.

9.5.6. Построение буферных зон

 

Буферные зоны определяются как геометрическое место точек, удалённых от заданной группы объектов не более чем на заданное расстояние. Данная команда используется для решения таких распространённых задач, как нахождение всевозможных охранных зон вдоль линий электропередач, вокруг рек и озёр, построение котировок участков местности на основании удалённости от транспортных магистралей и пунктов обслуживания и т.д.

 

Для каждого объекта можно построить не одну, а несколько буферных зон. Например, если задана ширина буферной зоны 10 метров, и указано, что нужно построить 2 зоны, будут построены две области, в первой из которых расстояние от любой точки до исходного объекта будет от 0 до 5 метров, во второй – от 5 до 10 метров.

 

Чтобы построить буферную зону в IndorGIS нужно выделить объект, для которого нужно построить буферную зону и вызвать из контекстного меню команду Операции| Буферные зоны… или нажать кнопку на панели инструментов Операции (рис. 9.61).

 

 

 

 

Рис. 9.61. Выделение полигонов для объединения

 

В появившемся диалоговом окне нужно указать исходные данные для построения буферных зон (рис. 9.62). Это могут быть выделенные на карте объекты или все объекты текущего слоя. Затем надо указать ширину буферной зоны в единицах карты (поле Расстояние до объектов), а также количество буферных зон (параметр Число зон). Параметр Число круговых дуг определяет, каким количеством дуг будет представлена буферная зона в крайних точках.

 

Если буферные зоны строятся для нескольких объектов, то в разделе Вид построения выберите способ построения зон: Построить отдельные буферные зоны для каждого объекта или Объединить буферные зоны разных объектов.

 

При нажатии кнопки ОК для указанных объектов строятся буферные зоны (рис. 9.63).

 

 

Рис. 9.62. Задание параметров построения буферной зоны

 

 

 

 

Рис. 9.63. Построение буферной зоны

 

Работа с растрами

е слоя карты в системе IndorGIS можно использовать растровые изображения. Растры используются в IndorGIS в основном в качестве подложки, поверх которой наносятся векторные изображения.

Чтобы поместить растр на карту, нужно вызвать команду добавления слоя карты из файла и выбрать требуемый растровый файл. После этого растр будет загружен на карту. Далее необходимо выполнить позиционирование растра на карте – нужно выполнить геопривязку растра, т.е. надо указать, каким координатам на местности соответствуют точки растра.

Для этого нужно задать так называемые точки (стрелки) привязки. Они позволяют указать, какие координаты на карте (в системе координат карты) должны иметь заданные точки растра.

Стрелка привязки растра представляет собой отрезок, начальная точка которого соответствует некоторой точке на растре, а конечная точка соответствует точке на карте с заданными координатами (рис. 9.64).

 

 

Начальная точка стрелки привязки

 

Конечная точка стрелки привязки

 

 

Рис. 9.64. Стрелка привязки растра

 

После того, как заданы все стрелки привязки, можно будет выполнить операцию преобразования растра, которая некоторым способом преобразует растра или только переместит, чтобы пиксели растра максимально точно соответствовали своим реальным координатам. При этом каждая точка растра, которая совпадает с начальной точкой стрелки привязки, должна будет переместиться в конечную точку стрелки привязки.

Координаты начальной точки определены в локальной системе координат растра. Начальная точка этой системы координат находится в верхнем левом углу растра. Ось X направлена вправо, ось Y – вниз. Координаты конечной точки определены в системе координат карты.

Точка привязки растра может использоваться, если некоторая точка на растре после преобразования не должна быть перемещена. Строго формально точка привязки представляет собой отрезок, у которого совпадают начальная и конечная точки. Сеть привязок предназначена для создания на растре сразу целой сетки из точек привязки.

При работе со слоями растра на панели инструментов Режимы работы доступны специальные режимы для создания точки привязки растра, стрелки привязки растра, а также сетки из точек привязки разной размерности (рис. 9.65).

 

 

Рис. 9.65. Режимы создания точек и стрелок привязки

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...