Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнитивное консультирование. Основные положения. Первичный и более высокие уровни когнитивной обработки. Обработка информации и схемы




Когнитивное консультирование

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Первичный и более высокие уровни когнитивной обработки

 

Различие между первичным и более высоким уровнем когнитивной обработки по­хоже на различие между первичными и вторичными процессами, описанными Фрей­дом. У людей протекают первичные когнитивные процессы, являющиеся связующим звеном и между нормальными, и между патологическими реакциями. Мышление, ос­нованное на первичной когнитивной обработке, как правило, является «примитивным» и интерпретирует ситуации глобальными и относительно грубыми способами (Beck, Rush, in press). Кроме того, люди способны к когнитивной обработке более высокого уровня, более конкретной и эффективной. При должном функционировании более вы­сокие уровни производят проверку реальности и исправляют первичное, глобальное осмысление (концептуализацию). Однако при психопатологии эти корректирующие функции нарушаются, и первичные реакции могут перейти в полностью развившиеся психиатрические расстройства.

 

Схемы

 

Термины «схемы», «правила» и «базисные убеждения» в целом являются взаимоза­меняемыми. Однако Бек отмечает: «Если подходить к данному вопросу более строго, можно сказать, что " схемы" являются когнитивными структурами, организовывающи­ми опыт и поведение; " убеждения" и " правила" представляют содержание схем и, сле­довательно, определяют содержание мышления, влияющего на поведение» (Beck et ai., 1990, p. 4). Схемы — это относительно устойчивые когнитивные модели, влияющие через установки людей на то, как люди сортируют и синтезируют поступающие дан­ные. Схемы не являются патологическими по определению — они могут быть адап­тивными или неадаптивными. Схемы являются аналогами «личностных конструктов» Джорджа Келли (Kelly, 1955). Люди классифицируют и оценивают свой опыт с помо­щью матрицы схем.

Схемы могут быть общими и специфическими. У людей могут быть даже конкури­рующие схемы. Схемы организованы в соответствии как с содержанием, так и с функ­циями. Содержание схем колеблется от личных отношений до неодушевленных объек­тов. Выделяют пять основных категорий схем в соответствии с их функциями:

1) когнитивные схемы, касающиеся таких действий, как абстрагирование, интер­претация, вспоминание, оценка себя и других людей;

2) эмоциональные схемы, ответственные за генерирование чувств;

3) мотивационные схемы, имеющие отношение к стремлениям и желаниям;

4) инструментальные схемы, которые готовят людей к действию;

5) контрольные схемы, которые включают в себя самоконтроль и торможение, из­менение и управление действиями.

Системы, состоящие из соединенных в виде цепочек схем, ответственны за возник­новение последовательностей, простирающихся от получения стимула до реакции на этот стимул. После сортировки поступающих данных психологическая последователь­ность начинает смещаться от оценки этих данных к пробуждению эмоций и формиро­ванию мотивации, а затем к разработке и осуществлению соответствующей стратегии. Например, при появлении стимула, говорящего о возникновении опасности, приводит­ся в действие «схема опасности», которая начинает обрабатывать информацию. Чело­век использует когнитивную схему, чтобы интерпретировать ситуацию как опасную, затем активизирует эмоциональную схему, испытывая тревогу. Это активизирует мо-тивационную схему, принуждающую человека бежать, что, в свою очередь, активизи­рует инструментальную схему, способствующую мобилизации, которая необходима для бега. Затем человек может использовать контрольную схему, чтобы запретить бег­ство или выбрать направление бега.

Схемы обладают структурными качествами, такими как степень широты, гибкость, относительная «выделенность» положения в когнитивной организации конкретного индивида. Кроме того, в соответствии со степенью энергии, вложенной в схемы в дан­ный момент, схемы могут варьироваться от скрытых до гипервалентных. Гипервалент­ные схемы являются доминирующими и легко приводятся в действие. Психопатология характеризуется не только активацией несоответствующих схем, но и, по всей вероят­ности, вытеснением или торможением, более адаптивных схем.

 

Обработка информации и схемы

 

Обработка информации основана на фундаментальных убеждениях, внедренных в схемы. Термин когнитивная уязвимость используется тогда, когда речь идет о когни­тивной слабости людей (Beck, Weishaar, 1989). Каждый человек характеризуется уни­кальной уязвимостью и чувствительностью в соответствии с имеющимися у него схе­мами; в связи с этим каждый индивид в разной степени предрасположен к психологи­ческому страданию. Схемы и установки людей влияют на то, как они обрабатывают данные, касающиеся их самих. При наличии у людей любого расстройства, описанного в исправленном третьем издании книги DSM-III — «Диагностическое и статистиче­ское руководство по психическим расстройствам» (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, American Psychiatric Association, 1987), их дисфункциональные схемы и установки систематически приводят к оказанию не приносящего пользы влия­ния на информацию.

Бек (Beck et al., 1990) приводит следующий пример. Сью услышала шум, донося­щийся из соседней комнаты, где ее друг Том выполнял какую-то домашнюю работу. Первая мысль, возникшая у Сью, была такой: «Том слишком сильно шумит». Однако Сью продолжила обработку информации и в итоге интерпретировала свой опыт следу­ющим образом: «Том так сильно шумит, потому что он сердится на меня». Такое приписывание причинной связи было обусловлено наличием условной схемы, или убеждения «Если мой близкий друг шумит, это означает, что он сердится на меня». Далее в иерархии Сью располагались следующие убеждения: «Если люди отвергнут меня, я окажусь в полном одиночестве», «Быть одинокой невыносимо». На базисном уровне располагалась схема убеждения «Я недостойна любви». Будучи активизирован­ным, основное убеждение Сью (или схема) «Я недостойна любви» начало действовать как механизм «прямой связи». В результате сформировалась такая связанная с поведе­нием Тома информация, которая соответствовала основной схеме. Бек предлагает альтернативное объяснение, которое могло бы лучше подойти для информации, доступ­ной Сью, а именно: «Громкий стук молотка — это звуковой символ богатства».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...