Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Начало освободительной войны.




В сентябре 1848 г. наступил новый этап венгерской революции, которая в результате контрреволюционной интервенции переросла в освободительную войну против реакционной Австрии и ее союзников.

11 сентября войска хорватского бана и полковника императорских войск Елачичавторглись в Венгрию. Над революцией нависла смертельная угроза, которую можно было отразить лишь самыми решительными действиями.

В критический момент, когда революция в Европе повсюду отступала, в Венгрии ее развитие шло по восходящей линии. Власть в стране перешла в руки революционного органаКомитета обороны,созданного по инициативе Кошута. В момент опасности, в чрезвычайных обстоятельствах бывший дворянский реформатор, который вместе со своим классом скрупулезно соблюдал законность, тщательно избегая даже видимости нарушения прав и прерогатив короны, превратился в истинного революционера. Необычайная сила убеждения в сочетании с проницательным умом, огромной энергией и бесстрашием сделали Лайоша Кошута национальным вождем.

Сущность нового этапа революции в Венгрии, которая стала последним оплотом европейских революций 1848—1849 гг., блестяще охарактеризовал Энгельс: «Массовое восстание, национальное производство оружия, выпуск ассигнаций, быстрая расправа со всяким, кто препятствует революционному движению, непрерывная революция,— словом, все основные черты славного 1793 года находим мы снова в Венгрии, вооруженной, организованной и воодушевленной Кошутом».

Хонведысолдаты революционной национальной армии при поддержке партизанских отрядов 29 сентября одержали первую значительную победу, нанеся поражение войскам Елачича. Однако командующий венгерскими силами генерал Mora, противник окончательного разрыва с Габсбургами, не осмелился перейти австрийскую границу и позволил разгромленным войскам Елачича уйти в Австрию. Когда же после длительных совещаний, получив просьбу о помощи от восставшей 6 октября Вены, армия хонведов по настоянию Кошута пересекла наконец границу, время уже было безнадежно упущено. За это время Виндишгрецу удалось перегруппировать свои силы и вместе с остатками войск Елачича разбить у Швехата (30 октября) мадьяр. На следующий день он овладел Веной. Через полтора месяца, в середине декабря, Виндишгрец предпринял поход против Венгрии, а в январе 1849 г. овладел ее столицей.

Положение революционной Венгрии, окруженной кольцом вражеских сил, было отчаянным. На юге шла кровопролитная война с восставшими сербами, которые получали помощь из Белграда. Сербское восстание возглавляли императорский полковник И. Щупликаци митрополит Й. Раячич, верный сторонник австрийского дома. Они провозгласили образование «Сербской Воеводины», подчинив ее непосредственно венскому двору. На этой территории наряду с сербами проживало большое число румын, а также немцы. С северо-востока, из Галиции, наступали австрийские войска. В арену ожесточенных боев превратилась Трансильвания, где революционным армиям противостояли императорские гарнизоны и вооруженные австрийским правительством отряды румынских повстанцев. Успехи императорских войск здесь явилисьпрямым следствием разгоревшейся межнациональной вражды.

В Венгрию со всех концов континента прибывали добровольцы, чтобы сразиться на стороне революции. Под венгерскими знаменами отважно бились отряды немцев, австрийцев, поляков.

Упоенная первыми победами на венгерском театре военных действий венская камарилья весной 1849 г. решила отбросить игру в демократию, провозгласив 4 марта новую конституцию (она получила название Ольмюцской), подтверждавшую власть императора над всеми народами империи и упразднявшую венгерскую независимость. Одновременно был распущен и имперский рейхстаг.

Главнокомандующий австрийской армией поспешил объявить венгерскую революцию подавленной. Однако в начале апреля армии хонведов на всех фронтах перешли в контрнаступление. Революционные войска во главе с А. Гёргеем одержали ряд побед, отбросив императорские силы на исходные позиции. К концу апреля территория страны была почти полностью освобождена от врага. Блистательный успех сопутствовал наступательным операциям венгерских войск во главе с Ю. Бемом в Трансильвании, где генерал умело проводил политику национального примирения.

Гёргей имел возможность беспрепятственно овладеть практически беззащитной имперской столицей — Веной и решить исход австро-венгерской войны. Однако вместо этого главнокомандующий повернул армии на юг и после длительной и стратегически неоправданной осады Буды занял ее своими войсками. Тем самым в момент, когда Австрийская монархия готова была пасть, она вновь получила передышку. Тем не менее положение было столь катастрофическим, что венский двор, сознавая свое бессилие в борьбе против революционной Венгрии, обратился с унизительной просьбой о помощи к иностранной державе. 21 мая в Варшаву к Николаю I прибыл император Франц Иосиф, чтобы просить о вооруженной интервенции против революционного народа. С военной..точки зрения, судьбу Венгрии решило вторжение двухсоттысячной армии фельдмаршала Паскевича, начавшееся в июне 1849 г. Но поражению способствовали внутренние слабости самой революции, с особой силой обнаружившиеся весной — летом 1849 г.

Государственное собрание под давлением левых депутатов 14 апреля провозгласило полную независимость Венгрии и объявило династию Габсбургов низложенной с венгерского престола. Но политические последствия акта 14 апреля оказались, по существу, малоприятными для революции. Кошут, избранный правителем ставшей фактически республикой Венгрии, был в действительности устранен от непосредственного руководства государственными делами. Премьер-министром был назначен Б. Семере. В результате усилились позиции «партии мира», которая вместе с Гёргеем не желала ни дальнейшего углубления революции (расширения демократических преобразований), ни продолжения наступательных операций — вооруженная борьба рассматривалась лишь как средство достичь соглашения с Габсбургами.

После начала интервенции царских войск положение Венгрии резко ухудшилось. 13 июля1849 г. русские войска заняли Пешт, а австрийские — Буду. Венгерское правительство, переехавшее в Сегед, попыталось спасти положение путем пересмотра своей национальной политики. 14 июля при содействии видного деятеля революции в Валахии Н. Бэлческу оно подписало соглашение с руководством трансильванских румын о примирении с их отрядами, сражавшимися на стороне императорской армии. Документ признавал за румынами право на употребление родного языка в школах, церкви, в местной администрации. 28 июля был принят первый в европейской истории специальный закон о национальностях, выдержанный в таком же духе. Однако эти прогрессивные акты уже не могли оказать влияния на ход событий.

31 июля у Шегешвара (ныне в СРР — Сигишоара) царские войска нанесли решающее поражение венгерской армии. В сражении погиб великий поэт, адъютант Бема Ш. Петёфи. 9 августа последовало поражение под Темешваром (ныне в СРР — Тими-шоара). Под давлением «партии мира» Ко-шут вынужден был передать власть Гёргею. Не дожидаясь полномочий от правительства, последний вступил в переговоры с царским генералом Рюдигером. 13 августа основные силы венгерской армии во главе с Гёргеем сложили оружие перед царским генералом Паскевичем у Вилагоша (ныне в СРР — Шириа). Однако отдельные части и крепости продолжали сопротивление. Дольше всех, до 2 октября 1849 г., сражался гарнизон крепости Комаром, которым командовал генерал Д. Клапка.

Австрийская военщина, озлобленная тем, что венгерские войска сложили оружие не перед императорской армией, а перед армией русского царя, учинила над мадьярами кровавую расправу.

Поражение революции в Венгрии было обусловлено рядом причин внутр. и внеш. порядка. Среди них главными оказались: неблагоприятное междунар. положение (в период наибольшего размаха революции в Венгрии восторжествовала контрреволюция в др. европ. странах), неспособность руководившего революцией обуржуазившегося дворянства разрешить аграрный и нац. вопросы и, наконец, прямая измена большинства дворянства делу революции.

Значение: Несмотря на поражение, революция 1848-49 в Венгрии нанесла удар феод.крепостнич. строю, создала условия для развития капиталистич. промышленности. Ее патриотические и революционные традиции вдохновляли венг. народ в последующей борьбе за свободу и независимость.

 

38. Культура и духовная жизнь Западной Европы в новое время(до 1850 года). Эпоха Нового времени охватывает три века: XVII, XVIII, XIX. Несмотря на единый базис этой культуры, вместе с тем каждый век исторически и культурно своеобразен: XVII – эпоха зарождения, становления рационализма; XVIII – век Просвещения; XIX – век классики, когда основные тенденции предшествующих столетий проявили себя всесторонне полно. Период Нового времени охватывает два этапа: 1. Почти весь 17 век – господство абсолютизма во Франции, Испании, буржуазная революция в Англии, научная революция формирование новой картины мира и метафизической системы и философии. 2. Завершение стадии мануфактурного развития капитализма, утверждение свободной конкуренции в экономике, либерализма – в политической жизни, стремление к свободомыслию и просвещению. Все это вместе взятое получило развитие в движении и идеологии Просвещения. Для культуры Нового времени характерны следующие черты: 1) Антропоцентричный характер европейской культуры. Во главу угла ставится отдельная личность и ее притязания. Внимание к внутренней духовной жизни порождало у человека обостренное чувство «Я». Это вело к открытию самосознания как особой реальности. Рациональное постижение смысла бытия усиливало антропоцентричный характер европейской культуры Нового времени. 2) Свобода личности. Если ренессанский гуманизм, воспевающий мощь и свободу творческого человеческого духа был в определенном смысле элитарным гуманизмом, то главный пафос гуманизма Нового и Новейшего времени заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу и т.д. 3) Инновационный характер европейской буржуазной культуры. Это означает ее общую ориентацию на изменения привычного образа жизни и образа мыслей, внесение подвижности и экономический порядок. Данная черта способствовала формированию в Новое время так называемой цивилизации техногенного типа. 4) Полицентризм властей. Заслуживает особого внимания разделение власти на политическую и духовную, носителями которых были, с одной стороны, государство, а с другой, - церковь. Борьба между политической и духовной властью и началась, и завершилась тем, что политическая власть не смогла подчинить себе духовную власть, сферу человеческой нравственности. Именно духовная свобода личности, которая включает в себя и интеллектуальную свободу, способствовала прогрессу культуры, науки, поиску объективного знания о природе, обществе и человеке. 5) Дуализм механизмов детерминации. С одной стороны, высшая цель западной цивилизации, заложенная Новым временем, - наращивание материального богатства на основе постоянного обновления технических систем – превращает человека в орудие эффективной экономической деятельности. С другой стороны, присущая техногенной цивилизации мощная мобилизация человеческой активности, свободная деятельность людей в обществе не может рано или поздно не вступить в противоречие с их тотальной зависимостью от технологии и экономической эффективности. В культуре появление таких противоречий, как правило, проводило к кризисным явлениям, к переоценке духовных ценностей, к потере нравственных ориентиров, к «вакууму идеалов». Эти явления особенно характерны для ХХ века. 6) Своеобразием Нового времени является то, что в культуре доминирующей эпохи развивается и другая эпоха – эпоха Просвещения, в которой провозглашается принцип равенства, справедливости и братства. Это вторая половина 17 – 18 вв. 7) Больше жанров и стилей в искусстве, чем в другие эпохи. 8) Впервые в конце 19 в. был продемонстрирован синематограф (кинематограф). 9) Развитие подземного строительства, прокладывание туннелей и метрополитенов (17-19 вв.) Европейская культура Нового времени базируется на буржуазном способе производства, имеет общие духовные ориентиры и потому образует единое целое.   Для Западной Европы XVII в. – это время становления капитализма, предпосылкой чему были великие географические открытия XV – XVI вв., освоение европейской метрополией практически всех частей света. Победа Английской буржуазной революции середины XVII в., первой революции «европейского масштаба», привела к утверждению капиталистического способа производства в качестве политически господствующего в Англии, Голландии, придав процессу генезиса капитализма необратимый характер. В результате именно этот процесс становится определяющим фактором в истории Европы. В области духовной жизни XVII в. принес с собой революции научную и мировоззренческую – утверждение рационалистического мировоззрения как выражения теоретического сознания восходящего класса – буржуазии, пришедшего на смену мировидению традиционному, теологическому. По сравнению с предшествующим столетием раздвигается круг научных интересов. В XVI веке особенно большие успехи были достигнуты в области филологии, астрономии, географии, ботаники, медицины. В XVII столетии преобладающим и ведущим направлением в науке становится математика, стремительно развивается экспериментальная физика, возникает экспериментальная химия, наступает новый этап в развитии медицины и физиологии, закладываются основы экспериментальной биологии. Больших успехов достигают некоторые гуманитарные отрасли знаний, в том числе юриспруденция, в частности, международное право. Трудами ученых-исследователей XVII в. была создана база для технического прогресса (Галилео Галилей, Йоган Кеплер, Исаак Ньютон, Готфрид Лейбниц, Христиан Гюйгенс,Уильям Гарвей, Антони Левенгук и др). Развитие точных и естественных наук непосредственно послужило толчком для мощного скачка философской мысли. Философия развивалась в тесной связи с науками. Это обусловило создание всеобъемлющих философских систем Гоббсом, Декартом, Спинозой, Лейбницем, Бэконом, разработку теории познания, где образовались два направления: сенсуализм и рационализм. На эмпирии экономической и политической реальности классовых, национальных и государственных отношений XVI – XVII вв. создавалось одно из самых значительных построений общественной мысли Нового времени: теория естественного права. Поляризация классов вела к поляризации в культуре. Дворянская этика, отдаляясь от моральных истоков народной жизни, вырождалась в этикет – сложную, разработанную до деталей систему условных, формальных правил и манер поведения, предназначенных, однако, лишь для общения с лицами своего аристократического круга. Драматизм действительности, крушение идеала Возрождения привели к новым формам восприятия мира. Оптимистический реализм Возрождения сменяется чувством неустойчивого положения человека, для которого характерен тот или иной конфликт: столкновение прав личности и общественного долга, осознание противоречивости бытия. Личности все труднее отыскать свое место в новых отношениях общества, которому все меньше нужен всесторонний человек Ренессанса и все больше – человек-функция. Эта трагическая коллизия находит выражение в двух направлениях мысли, в двух способах соотношения с миром и, наконец, в двух художественных стилях – барокко и классицизм. Среди направлений и школ барокко можно выделить маньеризм (Италия), гонгоризм (Испания), прециозную литературу (Франция), метафизическую школу (Англия), силезскую школу (Германия). Видными выразителями барокко в литературе стали П. Кальдерон, Г. Гриммельсхаузен, в скульптуре и живописи – П. Рубенс, Д. Веласкес, Л. Бернини, в архитектуре – Ф. Борромини. Родиной классицизма (от лат. «образцовый») стала Франция конца XVII века. Классицизм был тесно связан с придворной аристократической культурой периода утверждения французского абсолютизма. Абсолютизм в политике Франции ограничивал личность государственными интересами, заставлял индивидуальное приносить в жертву общественному. Мировоззренческой основой классицизма во Франции стали рационалистическая философияР. Декарта,драматургияП. Корнеля, Ж. Б. Мольера, поэтикаН. Буало.   В конце XVII – начале XVIII вв. в европейской культуре возникает идеология Просвещения, проповедавшая приоритет образования, науки, разума в жизни личности, общества, государства, идею воспитания совершенного человека. XVIII век выдвинул новое понимание человеческого бытия: изменилось отношение к Богу, обществу, государству, возникло новое понимание самого человека. В эпоху Просвещения разум предстает как особая самостоятельная субстанция, отделенная от человека, но уже не имеющая конкретного облика Всемогущего Творца (хотя и наделенная фактически теми же функциями), а человек – как основной его носитель. Просвещение – это эпоха, которая соединила в себе противоречивые идеи и настроения: вера в переустройство мира и социальная апатия, формирование рациональных идей и пассивность. Рационализм – это не только взгляд на вещи, это выработка методов, при помощи которых представления о мире станут системой государственных законов, культурных тенденций и т. д. В эпоху Просвещения рационализм проявился и в науке, и в искусстве, и в политике. Методы, которыми просвещенцы решили изменить мир – это методы насильственного перелома культуры, общественного сознания и государственных структур. Переделка мировоззрения мира захватила всю Западную Европу. Просветители были убеждены в том, что развитие разума способно изменить общественную жизнь в соответствии с законами природы. Подобные идеи мы находим в работах Ж. Ж.Руссо, Д. Дидро, Вольтера. Выделяют две фазы Просвещения: 1) английское Просвещение – почти синоним Просвещения раннего, более умеренного и в силу этого менее яркого и менее заметного европейского Просвещения второй половины XVII – первых десятилетий XVIII в.; 2) зрелое Просвещение1730 – 1780-х гг., связанное в основном с континентальной Францией, в некоторых вариантах более радикальное и потому, более заметное. Родоначальником всей просветительской философии был Джон Локк - философ-материалист, создатель доктрины либерализма, психолог и педагог, сам выросший под влиянием религиозного и политического движения своей родины во второй половине XVII в. Дж. Локк выработал теорию сенсуализма, согласно которой основой человеческих знаний является опыт, полученный из ощущений в человеческой практике. Параллельно достраивает грандиозное здание опытной науки Ньютон, почти в то же время сформулировавший основные законы классической механики. Наибольшее развитие и воплощение идеи Просвещения получили во Франции. Расцвет деятельности французских материалистов относится к 50 – 60 гг. XVIII в. и тесно связан с изданием «Энциклопедии и Толкового словаря наук, искусств и ремесел» в 35 томах, которая стала идейным средоточием всего лагеря просветителей. Организатор и главный редактор «Энциклопедии» Д. Дидро сумел привлечь к сотрудничеству Д’ Аламбера, Руссо, Вольтера, Гельвеция, Гольбаха, Монтескье и др. Демократическое направление в Просвещении получило название «руссоизм» по имени одного из наиболее радикально настроенных просветителей – Жана-Жака Руссо. По мере утраты значения христианских ценностей и принципов жизни в сознании человека вместо веры начали укореняться суеверия, ложные ценности и философия утопизма, в том числе и оккультная философия. Наиболее благоприятная для оккультизма почва была создана в Германии. В духовной сфере общественной жизни Германии в это время существовали два основных направления. С одной стороны, рационализм, а с другой – мистицизм. Завоевывающее все более обширную территорию Просвещение к 1770 – 1780-м гг. вступило в критический период, ибо получило возможность проверить себя на практике, реализовать свои идеи, в частности, свою безоглядную оптимистическую веру во всемогущество и преобразующую силу человеческого разума. Все это способствовало радикализации французского Просвещения в начале 1780-х гг.и привело, наконец, к мучительному кризису, знаменовавшемуся настойчивыми попытками выйти из тупика. На протяжении 1760 – 1790-х гг. постепенно создается почва для таких концепций общественного развития, как«революция» и «реформа», воспринимаемые как «главные локомотивы истории». Тесно связано с ними понятие«прогресса», пробивающее себе дорогу в технике и естественных науках. Основные тенденции культуры XIX века. В своей основе культура XIX столетия базируется на тех же мировоззренческих посылках, что и вся культура Нового времени.Это рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и др. XIX век – это эпоха классики, когда буржуазная цивилизация достигла своей зрелости и затем вступила в стадию кризиса. XIX век – время расцвета классического естествознания, создания единой системы наук. Появились первые научные лаборатории, работавшие на промышленность.Научные открытия все более воздействовали на развитие ведущих отраслей промышленности – металлургии, приборостроения, транспорта, химической промышленности и др. Однако в условиях восходящего капиталистического развития и блистательных успехов в науке и технике, в культуре европейских стран возникли кризисные явления. Идея Ч. Дарвина о том, что человек как биологический вид происходит от обезьяны, во многом положила начало особому подходу к рассмотрению человека. Отныне человек – это не личность, а организм с неосознанными рефлексами на явления окружающего мира. Характерной чертой искусства XIX столетия являетсяотсутствие какой-либо единой эстетической доминанты – видовой, родовой, жанровой. Последнее крупное целостное образование – романтизм – принимает героическую, но безуспешную попытку преодоления разорванности культуры через «динамический синтез искусств». Отныне развитие искусства характеризуется асинхронностью, разнообразием стилей, борьбой противоположных направлений. Наряду с романтизмом в 40-е гг. XIX в. складывается и утверждается как самостоятельное течение «реализм». Развитие реализма сопровождает становление капиталистического способа производства, и это не случайно: все более острыми становятся социальные противоречия, все более пронизывающим влиянием чистогана на быт, нравы общества, на духовное развитие человека, и зеркалом этих процессов выступает реалистическое искусство. Социально-исторический, или критический реализм XIX в. был наследником лучших традиций предшествующих этапов развития реалистического искусства: реализма Возрождения, реализма Просвещения. Но в истоках он связан также и с революционным романтизмом. С последним его сближает отрицание бесчеловечных буржуазных порядков, обращенность к духовному миру человека. Реализму были близки открытая романтиками тема народности, историческое чувство. Однако, в отличие от романтизма, бегущего от действительности, он все глубже проникает в действительность, стремится к раскрытию сущности социальных катаклизмов, вследствие чего более основательным становится и его историзм. Реализм интересует не индивид в чрезвычайных обстоятельствах и бурная, полная страстей жизнь его сердца, а «жизнь сердца, души и разума в нормальном состоянии» (Мопассан) и точное отображение «типических характеров» в «типичных обстоятельствах». В 80-е гг. XIX в. на базе реализма возникает натурализм (Гонкур, А. Доде, Э. Золя и др.), связанный в своих основах с позитивизмом (Г. Спенсер) и эволюционной теорией Ч. Дарвина. Но если реализм был пропитан «тоской по идеалу», натурализм совершенно лишен какой-либо идеальной позиции человеческих ценностей. В отличие от реализма, проникнутого духом социальности, натурализм сводил человеческую сущность и смысл существования лишь к биологическим мотивам, объяснял формирование характера и судеб одной лишь средой бытования. Творчество представителей натурализма утверждало неотвратимость грубой реальности, подавленность человека, буднично опустошающийся поток жизни, и в то же время возводило в абсолют роль подсознательного в человеке. Все это приводило к фатализму и пессимизму, а у натуралистов, близких к декадентскому миросозерцанию, принцип «беспристрастности» становился оправданием социальной апатии. Искусство Европы с конца 50-х гг. вступило в эпоху декаданса. Декаданс(фр. – упадок) – в своем генезисе явление сложное и противоречивое – на начальных этапах был связан с различными направлениями реализма. Этот термин употреблялся в качестве обозначения кризисных явлений в духовной культуре конца XIX – начала XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества. Впервые эти черты проявились во французском символизме, а также в английском эстетизме у теоретиков концепции «искусство для искусства» (Д. Рескин, О. Уайльд и др.). Позже они проявятся у модернистов. В известной степени они характерны и для импрессионизма.Еще более отчетливое выражение кризис реалистической традиции получил в постимпрессионизме (П. Сезанн, В. Ван-Гог, П. Гоген и др.). Для него характерен поиск новых форм реализма, способных отразить дегуманизацию условий жизни человека, диссонансы большого города, а также и новые творческие приемы, которые могут помочь решению этой задачи. Формальные искания постимпрессионистов приводили к тому, что искусство становилось все более рассудочным, регламентированным. К тому же неспособность понять и преодолеть средствами живописи социальные конфликты толкала многих художников на путь бегства от действительности – в экзотические страны или в собственный внутренний мир, что сближает импрессионизм с романтизмом. Общими для них являются также черты субъективизма, мистицизма, символичности в отображении действительности.    
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...