Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Об основной проблеме экологического образования населения Ярославской области, ее причинах и возможных путях решения

Б.В.Поярков, Л.И.Байкова, В.Б.Поярков, Е.Н.Смирнова

Многие годы мы успокаивали себя, говоря лишь о возможности глобального экологического кризиса. И вот на пороге ХХI века он наступил. Как нам жить дальше? Что ожидает человечество и каждого из нас? Принесет ли счастье XXI век нашим детям и внукам? Вопросов много, ответ один – нельзя сидеть сложа руки и продолжать делать сегодня то, что ты делал вчера. Надо начинать действовать.

Все мы живем на одной планете, бытие каждого человека обеспечивает природная сложно устроенная система, названная биосферой, сферой жизни. Поэтому наступивший экологический кризис не может быть преодолен в отдельно взятой стране или каком-то одном регионе. Спастись мы сможем только все вместе, если сумеем достичь согласия с природой. Для этого нам придется при организации своей деятельности в большинстве случаев принимать условия природы, порой поступаясь частью своих интересов ради выживания наших потомков и всего человечества.

Экологический кризис не преодолеть одними технологическими и экономическими мерами, надо изменить всю ту систему ценностей и жизненных ориентиров, которая руководит поступками и действиями каждого из нас в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Человеку присуще такое свойство, как рациональность. В течение нескольких последних веков баланс между разными формами рациональности нарушился. Техническая рациональность во время научно-технической революции развивается очень быстро, другие же формы рациональности, традиционно называемые мудростью, связанные с усмотрением ценностей, в настоящее время не развиваются и даже претерпевают регресс. До сих пор многие наши оценки собственной деятельности строились на основе узко понимаемой технической и экономической рациональности. Настало время восстановить гуманистические основания “рациональности”. Это невозможно сделать без поворота к нуждам конкретных людей. Такой поворот не осуществить без участия людей в управлении природопользованием, что невозможно без высокой образованности населения, его высокой экологической грамотности. Для решения этого вопроса необходима областная губернаторская программа экологического воспитания, образования и просвещения населения Ярославской области. В предлагаемой ниже статье в сжатом виде приводятся обоснования такой программы.

Термин “экологическое образование” (далее – ЭО) введен в 1948 г. Международным союзом охраны природы как противовес технократическому мышлению, сформированному научно-технической революцией. Интенсивно развиваться ЭО стало в последние 20-25 лет, после Конференции ООН в Стокгольме (1972), положившей начало Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП), и конференции в Белграде (1975) по Международной программе ЭО. ЮНЕСКО и ЮНЕП провели в 1977 г. в Тбилиси межправительственное совещание по вопросам ЭО, а в 1987 г. в Москве – конференцию по поддержке стратегии ЭО.

Такое пристальное внимание мирового сообщества к ЭО вызвано тем, что последнее получило международное признание как важнейшее средство решения глобальных и региональных экологических проблем.

На протяжении последних 25 лет ЭО постоянно совершенствовалось. На первом этапе (до конца 70-х годов) ЭО основывалось на передаче научных знаний о биосфере, сохранении природы и о технологической переработке индустриальных загрязнений (предметы “Охрана природы”, “Экология” и др.).

В 1977 г. в Тбилиси были поставлены более широкие цели ЭО:

воспитывать ясное осознание экономической, социальной, политической и экологической взаимозависимости городских и сельских территорий;

гарантировать каждому человеку возможность получать знания, ценности, навыки, необходимые для участия в защите окружающей среды;

создавать новые поведенческие модели отдельных людей, групп и общества в целом.

В Тбилиси (1977) сформулированы и основные принципы ЭО:

ЭО – это непрерывный процесс, проходящий через всю жизнь человека;

ЭО объединяет социальный, политический, моральный, эстетический и технологический аспекты;

ЭО имеет как локальное, так и глобальное измерения, развертывается в прошлом, настоящем и будущем;

ЭО предполагает развитие чувств, сознания, понимания, критического мышления и навыков решения проблем;

ЭО стимулирует развитие ценностей, связанных с вопросами окружающей среды;

ЭО акцентирует личностное развитие и чувство ответственности, т. е. поощряет образование личности в целом.

Реализация этих целей и принципов потребовала от образовательных учреждений, помимо введения специального курса по экологии, обратить особое внимание на развитие межпредметной (междисциплинарной) работы как основы экологического обучения, т. е. провести экологизацию всего образовательного процесса и ориентировать ЭО на реальную жизнь (второй этап развития ЭО). Важно было развивать способность действовать экологически, а также создать условия для активной экологической позиции на основе полученных знаний, установок, ценностных ориентиров и умения их применять на протяжении всей жизни.

Третий, современный этап в развитии ЭО начался после публикации в 1987 г. работы “Наше общее будущее”, подготовленной Комиссией ЮНЕП (более известной как Комиссия Брунтланд), в которой сформулирован принцип экологически безопасного и устойчивого развития. Последний получил всемирное признание на Конференции ООН по проблемам окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро (1992), на которой он был рекомендован для разработки национальных стратегий развития. С этого времени межпредметная работа в ЭО стала ориентироваться на реализацию принципа экологически безопасного и устойчивого развития.

Президент России 1 апреля 1996 г. указом № 440 утвердил “Концепцию перехода РФ к устойчивому развитию” (далее – Концепция) и поручил Правительству РФ разработать проект государственной стратегии устойчивого развития. Указ обязывал ”при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития, подготовке нормативных правовых актов, принятии хозяйственных решений учитывать положения Концепции”, а к основным направлениям перехода РФ к устойчивому развитию отнесено “формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создания соответствующей системы воспитания и обучения”.

Цель настоящей статьи – наметить основную проблему ЭО населения Ярославской области на основе обзора сложившихся элементов системы ЭО с точки зрения основных положений Концепции и мировых тенденций развития ЭО. В основу статьи положен материал, полученный нами при подготовке Пояснительной записки к составлению областной губернаторской программы по экологическому образованию, воспитанию и просвещению населения Ярославской области.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...