Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обзор сложившихся элементов системы ЭО населения

Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях Ярославской области развито достаточно широко (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика экологического воспитания

в детских садах Ярославской области

Муниципальный округ Кол-во детских садов (% охвата) Программы по экологическому воспитанию
Большесельский

Нет сведений

Борисоглебский 1 (7,7) 9;15
Брейтовский 1 (10) 13
Гаврилов-Ямский 3 (10,7) 9;10
Даниловский

Нет сведений

Любимский 2 (10,5) 10;15
Мышкинский 2(14,3) 10;11
Некоузский 2(11,8) 4;5;6;17
Некрасовский

Нет сведений

Первомайский

Нет сведений

Переславский (и г.Переславль-Залесский) 9 (25) 11;15;16
Пошехонский 1 (4) 15
Ростовский 11 (22,5) 10;16
Рыбинский 3 (3,3) 2;9;10
Тутаевский 2 (5,1) 15
Угличский 6 (15) 10;15
Ярославский 11 (34,4) 8;10;12;16
г. Ярославль 18 (7,7) 1;2;3;6;7;10;15;16

Примечание. Цифрами обозначены реализуемые программы по экологическому образованию:

И.А.Белавина, Н.К.Найденская. Планета – наш дом;

Ж.И.Васякина, В.Н.Новикова, Сахарова. Паутинка;

Е.Н.Ефимова. Юный эколог;

А.И.Жуковская. Родной край;

Е.И. Золотова. Мир животных;

И.Н.Кондрашова. Мы – земляне;

Н.К.Кондрашова. Мы;

Л.П.Молодова. Игровые экологические занятия с детьми;

С.Н.Николаева. Юный эколог;

С.Н.Николаева. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте;

Рыжова. Наш дом – природа;

Л.В.Скибина. Дошкольная экология;

Л.А.Заварина. Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях;

Т.В.Шпотова. Цветовая и игровая экология;

З.С.Шабалина. Игровая экология.

В целом экологическое воспитание в дошкольных учреждениях в той или иной мере ведется практически во всех муниципальных округах, хотя охват им дошкольных учреждений весьма различается от округа к округу и зависит от личности воспитателей.

Экологическое образование. В средних учебных заведениях дается общая экологическая подготовка, специальная экологическая подготовка ведется в вузах и при повышении квалификации и технической учебе взрослого работающего населения.

Общая экологическая подготовка ведется в средних учебных заведениях во всех муниципальных округах, хотя в разной степени и в различных формах. Некоторые характеристики экологического образования в школах Ярославской области даны в таблице 2.

Таблица 2

Некоторые характеристики экологического образования в школах Ярославской области

Муниципальный округ Кол-во школ

Преподавание

экологии

ЭО с 1 по 11 класс

Используемые
  в округе Кол-во школ доля (%) школ (в т.ч. с экологизацией предметов) кол-во школ доля (%) школ учебники
Большесельский 12 4 33 0 0 1, 2
Борисоглебский 15 8 53 0 0 1, 2 и другие
Брейтовский 9 8 89 0 0 1
Гаврилов-Ямский 22 7 32 0 0 Нет сведений
Даниловский 22 12 32 2 9 1, 2, 3
Любимский 15 9 60 0 0 2
Мышкинский 10 10 100 0 0 1, 2, 5 и другие
Некоузский 18 4 22(11) 0 0 1, 4 и другие
Некрасовский 19 15 79 1 5 1
Первомайский 15 2 13 0 0 2
Переславский (и г. Переславль-Залесский) 31 15 48 (19) 1 3 1, 2 и другие; а также авторские
Пошехонский 25 21 84 1 4 1, 2, 4 и другие
Ростовский 30 11 37(3) 1 0 1, 2, 3 и другие
Рыбинский (и г. Рыбинск) 61 61 100 0 0 1, 2, 3, 4 и авторские
Тутаевский 25 25 100(80) 3 12 1, 2 и другие
Угличский 35 8 23 (9) 0 0 2 и авторские
Ярославский 25 10 40(12) 2 8 1, 2, 4 и другие
г. Ярославль 83 48 58(17) 2 2 1, 2, 3, 4, 5 и другие
Всего... 472 278 59 (10) 13 3  

Примечание. Цифрами обозначены наиболее часто используемые учебники по экологии:

Колбовский Е.Ю. и др. Экология Ярославской области / Под ред. В.А. Щенева. Ярославль, 1996.176 с.

Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология: Учебник для 9 кл. М.: Издательский дом Дрофа, 1995. 240 с.

Миркин Б.Н. Экология России. М.: АОМДС ЮНИСАМ, 1995. 232 с.

Чернова Н. М., Быкова А.М. Экология. М.: Просвещение, 1988. 272 с.

Мамедов Н.М., Суровегина Н.Т. Экология.

Как видно из таблицы 2, обычно не менее чем в 30% школ каждого муниципального округа преподается тот или иной курс экологической направленности и средний охват школ области этим мероприятием достаточно высок (порядка 60%). Но не менее важным нам представляется преемственность экологического образования, которая достигается внесением экологического компонента в преподавание всех естественнонаучных дисциплин (физики, математики, химии, географии, биологии) и постоянным присутствием этого компонента в учебном процессе (в идеале – с 1 по 11 класс). Школ, в которых дело поставлено именно таким образом, в области гораздо меньше. Они есть далеко не в каждом округе, и доля их составляет не более 5% от общего числа школ округа (по всей области их около 3%). Лишь в отдельных школах Переславского и Тутаевского округов это удалось организовать. Школ, где экологический компонент в образовании присутствует на протяжении всего обучения с небольшими перерывами (1 – 2 года), немного; такие школы есть, кроме названных выше, в Пошехонском, Некрасовском, Ростовском, Ярославском округах и г. Ярославле.

Экологизация естественнонаучных дисциплин в школах распространена несколько шире. Этот процесс наблюдается в шести округах – Переславском (и г. Переславле), Угличском, Тутаевском, Некоузском, Ярославском и г. Ярославле. Таких школ в округе обычно 10 и более процентов; максимум их – 80% – в Тутаевском округе.

Во внеклассной работе выделяются три основных направления.

Охрана природы. В 1997 г. в школах области организовано 60 экологических постов (около 3000 школьников). Они вели озеленение населенных пунктов, организовывали экологические тропы, заготовливали корма для зимующих птиц и лекарственное сырье, работали в экологических патрулях (Первомайский округ), в голубых патрулях (Пошехонский, Рыбинский, Даниловский, Любимский, Брейтовский округа), в зеленых патрулях (Даниловский округ, Заволжский район г. Ярославля и др.). Многие школы выполняют исследовательские проекты (“Леса – легкие города”, “Зеленый наряд города”, “Реконструкция школьного парка”, “Первоцветы”, “Восстановление экологического мышления и сознания”, “Безопасное колесо” и др.) (Угличский, Переславский, Даниловский округа и др.).

С 1995 г. областным экологическим центром учащихся проводятся областные экологические олимпиады и конференции школьников. На базе естественно-географического факультета ЯГПУ работают областная школа экологов (ежегодный набор – 25-30 человек) и школа экологического ориентирования.

Школьные лесничества. В области 26 школьных лесничеств. Во всероссийском конкурсе “Подрост” принимают участие 17 школ области. Наиболее активно это направление развивается в Рыбинском, Ростовском, Первомайском муниципальных округах и Заволжском районе г. Ярославля.

Опытная работа. Школьники области провели опыты (более 600) по сортоиспытанию овощных, полевых, цветочно-декоративных культур, а также влиянию на урожай культур органических и минеральных удобрений, микроэлементов. Во Всероссийской выставке “Урожай-97” (Москва, ВВЦ, павильон “Народное образование”) участвовали 33 школы области. Почти во всех школах созданы дендрарии и цветочно-декоративные отделы. Наиболее хорошо это направление развивается в Тутаевском, Рыбинском, Брейтовском, Любимском, Ростовском, Гаврилов-Ямском, Пошехонском, Ярославском округах и г. Ярославле.

Центры дополнительного образования проводят работу по реализации междисциплинарного подхода в ЭО в Брейтовском, Гаврилов-Ямском, Некоузском, Переславском, Рыбинском, Тутаевском, Угличском муниципальных округах. Среди них выделяются следующие.

Учебно-методический экоцентр “Борок” создан в 1994 г. на базе Института биологии внутренних вод им. И.Д.Папанина (ИБВВ). Разработана региональная программа формирования экологической культуры, которая осуществляется в Рыбинском и Некоузском округах; созданы авторские программы для преподавания предмета “Экология” в 5-6 и 8-11 классах (реализованы в школах Рыбинского и Некоузского округов); подготовлены демонстрационные материалы и видеофильмы экологической тематики, работают летние экологические лагеря на лабораторной базе ИБВВ. Подготовлены к изданию два номера детского экологического журнала «В поисках “живой” и “мертвой” воды».

Рыбинский естественно-научный экологический центр молодежи работает в тесном контакте и под научно-методическим руководством экоцентра “Борок”.

Центр “Эко”, Центр технического творчества, Станция юных туристов при Переславском национальном парке с 1993 г. в основу своей работы положили принцип непрерывности ЭО и междисциплинарный подход на основе новых информационных технологий. Они осуществляют проекты “Первоцветы”, “Питьевая вода”, “Изучение загрязнения снежного покрова” и др., участвуют в международном экологическом проекте по обмену рисунками. Работают летние экологические лагеря и информационно-издательский отдел.

Тутаевский “Дом природы” организован в 1993 г. Тутаевским районным комитетом охраны окружающей природной среды. Этот дом стал центром ЭО подрастающих поколений (осуществляется ряд экологических проектов, проведена паспортизация памятников природы и родников, работают летние экологические лагеря, проходят районные краеведческие конференции, выставки детского творчества и т. п.). Благодаря постоянно действующему семинару для преподавателей экологии при “Доме природы” в Тутаевском округе не только предметы экологического цикла преподаются во всех школах, но и многое сделано для экологизации всего учебного процесса. Этим округ выгодно отличается от других в Ярославской области.

В целом в средних образовательных учреждениях Ярославской области сделано много для развития ЭО подрастающих поколений и проводимая работа достаточно разнообразна; наблюдается сочетание всех трех стадий развития ЭО.

Но экологизация всего учебного процесса на основе межпредметной (междисциплинарной) работы присуща немногим школам. Наибольшие результаты в этом направлении достигнуты в Тутаевском и Переславском муниципальных округах. Скорее всего, это результат деятельности центров дополнительного образования этих округов (см. выше). Однако пока еще ЭО подрастающих поколений слабо увязано с перспективами развития области и муниципальных округов, с реализацией принципа экологически безопасного и устойчивого развития. Соответствующие материалы по этому важнейшему направлению глобальной, национальной и региональной стратегии развития включены в информационный бюллетень “Природопользование на пороге XXI века”, издаваемый ЯГПУ, который рассылается по всем районным отделам образования и библиотекам области.

Экологическая подготовка в системе профтехобразования (26 средних специальных учебных заведений и 43 профессиональных училища) пока проходит недостаточно активно, хотя определенные успехи и в этой сфере есть.

В Ярославском химико-механическом техникуме (ЯХМТ) и Переславском кинофотохимическом колледже проводится обучение по специальности № 3201 “Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов”. Обучение здесь ведется уже на протяжении нескольких лет; ЯХМТ, например, готовит уже четвертый выпуск техников-экологов.

С 1997/98 учебного года во всех ПУ и ССУЗ в соответствии с федеральным компонентом обучения введен предмет “Экология”, но пока нет достаточного методического обеспечения для экологической подготовки учащихся, учитывающей будущую профессиональную деятельность выпускников.

Специальная экологическая подготовка ведется как в государственных, так и в негосударственных высших учебных заведениях Ярославской области. Сравнительная характеристика ЭО в различных вузах нашей области, ответивших на разосланную им анкету, приведена в таблице 3.

В целом коллективы всех вузов понимают необходимость ЭО в высшей школе, о чем свидетельствует чтение курсов экологической направленности практически для всех специальностей всех вузов, включая военные. Многие осознают важность непрерывного ЭО, но работа в этом направлении ведется, как правило, разрозненными силами отдельных специалистов и без должной межведомственной координации. Осознана и необходимость преемственности в ЭО: значительная часть государственных вузов в нашей области предприняли попытки создания преемственности между школьным и вузовским ЭО; но лишь ЯГТУ предпринял первые попытки создания преемственности между вузовским ЭО и специальной экологической подготовкой взрослого работающего населения. Очень важно, что в вузах, дающих второе высшее образование специалистам сферы управления (как госслужащим, так и менеджерам), ЭО считают одним из важнейших компонентов обучения и очень внимательно относятся к нему.

Работа четырех вузов имеет особое значение для создания системы непрерывного экологического образования населения Ярославской области.

В ЯГПУ в последнее время большое внимание уделяется психолого-педагогическим проблемам развития среднего образования в регионе, в том числе экологизации учебного процесса на основе межпредметной (междисциплинарной) работы. В ЯГПУ сложилась научно-практическая база для определения путей и методов оценки эффективности отдельных видов ЭО, т. е. для создания в системе непрерывного ЭО населения “линий обратной связи”. Кроме того, накоплен опыт издания информационного бюллетеня “Природопользование на пороге XXI века” (вышло 10 номеров). В этом издании на конкретном материале пропагандируются идеи экологически безопасного и устойчивого развития. Информационный бюллетень получил признание образовательных учреждений и библиотек.

Таблица 3

Характеристика экологического образования в вузах Ярославской области

Наименование вуза

Кол-во специальностей

Студенческие экологические организации Издание учебной, методической, дидактической литературы на экологическую тему Аспирантура по экологической тематике
  всего (экологических) с курсами экологической тематики

 

   
Ярославский государственный технический университет (ЯГТУ) 15 (1) 15 (6)

Анти-смог

Да Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
Ярославский государственный педагогический университет (ЯГПУ) 11 (2) 1 (2)

Ланд-шафт

Да То же и экологическое образование как специализация по общей педагогике
Ярославский государственный университет (ЯрГУ) 22 (2) 2 (2)

Нет

Да Гидробиоло-гия
Ярославская государственная медицинская академия (ЯГМА) 3(0) 3(1)

Нет

Да Нет
Ярославская государственная сельскохозяйственная академия 5 (0) 5(3)

Кружки и СНО

Да Защита растений
Ярославское высшее военное финансовое училище 2 (0) 2 (0)

Нет

Да Нет
Ярославское высшее военное зенитно-ракетное училище 3 (0) 3 (0)

Нет

Нет Нет
Рос. государственный открытый ун-т путей сообщения (Яр. филиал) 18(0) 18(0)

Нет

Да Нет
Университет г. Переславля-Залесского 4(0) 1(1)

Нет

Да Нет
Институт государственного и муниципального управления 2 (0) 2 (2)

Нет

Да Нет
Международный институт управления 5 (0) 5 (3)

Нет

Да Нет
Современный гуманитарный институт 4 (0) 4 (0)

Нет

Нет  
             

В ЯрГУ на факультете биологии и экологии начата подготовка бакалавров по новой специальности “Экология и природопользование” и создается кафедра рационального природопользования. Выпускники, получившие эту новую специальность, смогут продолжить свое высшее образование по экономике, праву, журналистике, государственному и муниципальному управлению. Получив хорошее базовое образование по естественным наукам (биологии, географии, природопользованию), они будут готовы более эффективно применять принцип экологически безопасного и устойчивого развития при получении второго высшего образования. По существу, это наиболее рациональный путь подготовки для Ярославской области качественно новых специалистов, способных решать региональные проблемы, связанные с переходом России к устойчивому развитию.

В ЯГТУ открыта специальность “Охрана труда”, подготовка инженерных кадров по которой осуществляется на основе системного единства охраны труда, охраны окружающей природной среды и безопасности жизнедеятельности. Подготовка инженеров по этой специальности имеет первостепенное значение для восстановления на предприятиях Ярославской области службы охраны труда и охраны природы, организации технической учебы персонала, включающей в себя обязательный экологический компонент. Роль ЯГТУ в деле подготовки методического обеспечения этой технической учебы трудно переоценить.

В ЯГМА ряд кафедр начал работы по важному направлению – поддержанию жизнеспособности и иммуноспособности человека путем очищения его организма. Это новое перспективное направление имеет большое значение для специальной экологической подготовки врачей и предназначено для того, чтобы они были способны помочь населению в деле обеспечения личной экологической безопасности в современных сложных эколого-социальных условиях.

Специальная экологическая подготовка разных категорий взрослого работающего населения различается по содержанию, формам и методам.

Специальная экологическая подготовка государственных и муниципальных служащих проводится с 1997/98 учебного года Институтом государственного и муниципального управления (заочное и очно-заочное обучение [второе вузовское образование]). Курсовые и дипломные работы по спецкурсу “Государственное управление и экологическая безопасность” основаны на тематике, связанной с переходом России к экологически безопасному и устойчивому развитию.

Специальная экологическая подготовка руководящих кадров и главных (ведущих) специалистов предприятий проводилась ранее, как правило, в отраслевых ИПК. Большую роль в становлении специальной экологической подготовки этой категории работающих сыграл Народный университет экологических знаний, организованный в конце 80-х годов Ярославским отделением ВООП.

Целесообразно в программы повышения квалификации включать и специальный экологический компонент, поскольку вводимые для предприятий сертификаты безопасности должны предусматривать и их экологическую безопасность.

Примером одной из новых в России форм ЭО для этой категории работающих может служить российско-норвежская программа “Чистое производство”. Она проводится в деятельной форме и направлена на повышение квалификации и обучение руководителей, главных инженеров промышленных предприятий по вопросам энерго- и ресурсосбережения и производства экологически чистой продукции. К началу 1997 г. по этой программе в регионах России закончили обучение более 200 человек.

Специальная экологическая подготовка основного персонала предприятий обычно проводится в форме технической учебы по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды.

К сожалению, важность охраны окружающей среды пока не до конца осознана руководством предприятий (в отличие от охраны труда). Это связано с тем, что действующим законодательством не созданы еще условия востребованности специальной экологической подготовки работающего населения и возможности, заложенные в Законе РФ “Об охране окружающей природной среды”, пока не получили конкретизации в областном законодательстве.

В целом ЭО работающего взрослого населения – наименее развитой элемент в общей системе непрерывного ЭО. К сожалению, преемственность с вузовским ЭО практически отсутствует. В этой связи на специальную экологическую подготовку государственных и муниципальных служащих необходимо обратить особое внимание, поскольку от их позиции во многом зависит создание целенаправленной системы непрерывного ЭО населения Ярославской области. Специальную экологическую подготовку руководящих кадров, главных (ведущих) специалистов предприятий и основного персонала последних целесообразно совместить с возрождающейся системой обучения охране труда и технике безопасности, введя в последнюю соответствующий экологический компонент. В такой подготовке необходимо широко использовать результаты проводимой аттестации рабочих мест по условиям труда и введение для предприятий сертификатов безопасности.  

Выводы

В целом в Ярославской области сложились основные элементы системы экологического образования, воспитания и просвещения, которые в той или иной мере охватывают все возрастные и профессиональные группы населения. В образовательных учреждениях области сосуществуют все три стадии развития ЭО, которые оно прошло в мире за последнюю четверть века, поэтому нередко предпринимаемые в нашей области действия в сфере ЭО рассогласованы, а между сложившимися элементами ЭО слабо развиты взаимосвязи и отсутствует должная преемственность. Налаженной системы оценок эффективности отдельных видов и методов ЭО нет, но главное – не обращается должного внимания на создание условий для востребованности специальной экологической подготовки.

Все это, вместе взятое, привело к тому, что, несмотря на большое внимание, которое уделяется в Ярославской области ЭО, и немалые усилия, прилагаемые для его развития, в целом ЭО населения пока не стало действенным способом (методом) решения региональных экологических проблем.

Рассчитывать на повышение результативности ЭО как действенного способа решения региональных экологических проблем можно лишь в том случае, если удастся решить основную проблему ЭО: создать условия для востребованности специальной экологической подготовки населения и тем самым связать все сложившиеся элементы в единую целенаправленную систему непрерывного ЭО населения области, ликвидировав существующую рассогласованность действий и обеспечив преемственность ЭО в разных возрастных группах.

Список литературы

Вузовская наука в решении экологических проблем Верхне-Волжского региона: Сб. тез. науч. конф. / Под ред. В. П. Семерного; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 1996. 105 с.

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утв. Указом Президента Российской Федерации № 440 от 01.04.96.

Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении / Сост. М. Китинг. Женева: Публикация Центра “За наше общее будущее”, 1993. 70 с.

Толковый словарь по охране природы / Под ред. В.В.Снакина. М.: Экология, 1995. 190 с.

Феншем П.Д. Образование в области окружающей среды: от Стокгольма до Тбилиси // Перспективы. 1982. № 4. ЮНЕСКО. С. 33-48.

Формула экологического образования (к концепции Ассоциации “Экологическое образование”) // Вестник СоЭС. 1997. № 2.

Яблоков А.В. О работе Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности в 1994–1995 годах; Концепция экологической безопасности России (Вопрос рассмотрен 13 октября 1994 г.) // Экологическая безопасность России. Выпуск 2: Материалы Межведомственной комиссии по экологической безопасности (сентябрь 1994 г. – октябрь 1995 г.). Совет Безопасности РФ. М.: Юридическая. литература, 1996.

Экологическое образование: Материалы международного семинара. СПб.: Образование, 1997. 114 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...