Глава 1. Общие положения об опеке и попечительстве
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Оглавление
Введение ……………………………………………………………………….....3 Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ …………………………………………………………………………………….. 7 §1.1. Нормативно-правовое закрепление института опеки и попечительства по законодательству Российской Федерации: исторические аспекты……………………………………………………………………………7 §1.2. Понятие опеки и попечительства и их правовая природа…………...….14 §1.3. Роль органов опеки и попечительства в установлении опеки и попечительства…………………………………………………………..............19 §1.4. Установление и прекращение опеки и попечительства…………………23 Глава II. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОПЕКУНОВ (ПОПЕЧИТЕЛЕЙ) И ИХ ПОДОПЕЧНЫХ …………………………………………………………...45 §2.1. Требования, предъявляемые к опекунам и попечителям……………….45 §2.2. Права подопечного………………………………………………………...54 §2.3 Ответственность опекунов и попечителей за ненадлежащее выполнение своих обязанностей……………………………………………………………...59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...63 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………66 ВВЕДЕНИЕ Настоящая дипломная работа посвящена правовому регулированию института опеки и попечительства в Российской Федерации. Актуальность данной темы не вызывает сомнений. В настоящее время вопросы регулирования правоотношений по опеке и попечительству приобрели в России особую значимость. В связи с этим, одним из наиболее удачных решений проблемы устройства несовершеннолетних, обеспечения их надлежащими условиями жизни, питания, образования, воспитания можно назвать опеку и попечительство. Данная форма воспитания несовершеннолетних является одним из традиционных институтов обеспечения гарантираванных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов.
Опека и попечительство представляют собой форму временного индивидуального устройства недееспособных или не полностью дееспособных граждан, которая предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также в необходимых случаях и для обеспечения иных его интересов, в частности, применительно к несовершеннолетним, воспитания, обеспечения достойных условий жизни и т.д. В настоящее время активно проводится политика государства по изменению существующего порядка защиты прав граждан, нуждающихся в особом внимании в силу ряда причин, в частности, возраста, состояния здоровья, умственного и психического развития и т.д. Данный институт обеспечивает перемещение бремени основных забот с государственных или муниципальных органов на соответствующее физическое лицо, что вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики. Очевидные преимущества опеки и попечительства для государства вполне могли бы привести к широкому их распространению на практике, однако большая часть детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему содержатся в специальных детских учреждениях. Отсутствие широкого применения опеки и попечительства на практике связано в немалой степени с недостаточной государственной поддержкой этого социального института. Однако не может не радовать, что последние изменения в законодательстве направлены на изменение этого положения, расформирование детских домов и семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. И это неудивительно, потому что в наше время, опекуны и попечители выполняют свои задачи в целях какого либо материального интереса. Следует отметить, что благодаря практике применения положений гражданского и семейного законодательств (опеки и попечительств) просматривается необходимость осуществления совокупного преобразования.
В контексте данного преобразования проводятся огромные прогрессирования, совершенствующиеся в правоприменении данного института, включая несовершеннолетних. Например, были разработаны Федеральный закон "Об опеке и попечительстве", а так же Федеральный закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве". Данный институт регламентируется нормами семейного права, как представляется нам, в виде подотрасли гражданского права, но гражданское право вообще, естественно, играет здесь огромную роль. Однако если Гражданский кодекс Российской Федерации определяет общие положения, затрагивающие опеку и попечительство, то, Семейный кодекс Российской Федерации, регулирует опеку (попечительство) как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Существуют разнообразные ситуации, вследствие чего ребёнок остаётся без родителей. Часть таких обстоятельств отражены в ст. 121 СК РФ: смерть родителей, их недееспособность, когда отказываются брать дитя и др[1]. Задачи по выявлению таких детей, учету, охране их прав и интересов, и выбор форм устройства относятся к компетенции органов опеки (попечительства), являющися органами исполнительной власти субъекта Федерации. Сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, рассматриваются в специальном государственном банке данных, созданного на основании Федерального закона от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и постановления Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».[2] Порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, выражен в ст. 122 СК РФ, в которой отражены задачи уведомлять органов опеки (попечительства) о обстоятельствах, когда происходит утрата родительского попечения[3].
Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства граждан. В ней закреплёны большие высокие возможности, которые позволяют устроить перспективу необходимую в общественной работе человека первоклассным методом, одним свойством, самым схожим к существованию в семье, но со вторым - предоставляющий проверку за исполнением прав и интересов гражданина. Объектом исследования являются общественные отношения, урегулированные нормами гражданского и семейного законодательства, связанные с опекой и попечительстом. Целью работы является - исследование правового регулирования института опеки и попечительства по законодательсту Российской Федерации. Задачи работы следующие: 1. Исследовать историю развития института опеки и попечительства в РФ 2. Раскрыть понятие опеки и попечительства и его правовой природы. 3. Выявить роль органов опеки и попечительства в установлении опеки и попечительства 4. Рассмотреть установление и прекращение опеки и попечительства 5. Изучить требования, предъявляемые к опекунам и попечителям 6. Охарактеризовать права подопечного 7. Ознакомиться с ответственностью опекунов и попечителей за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. ГЛАВА 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|