Альтернативные социальные движения и концепции.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (новые социальные) ДВИЖЕНИЯ —совокупность демократических движений, борющихся за мир, защиту окружающей среды, новый образ жизни, равноправие полов, совершенствование системы образования и т. д. Возникли в развитых капиталистических странах в начале 70-х гг. Опасность экологического кризиса, угроза термоядерной войны, засилье бюрократии, неспособность традиционных политический партий решить новые социальные проблемы — все это вызвало к жизни многочисленные альтернативные движения с новой идеологической направленностью и новыми методами деятельности, которые продолжили во многом дело «новых левых». На развитие идеологии альтернативных движений оказали влияние концепции «нулевого роста» Римского клуба, теория «нового человека» и «нового общества» Фромма, мелкомасштабного производства и «мягкой технологии» Э. Шумахера, «экологического материализма» К. Эмери и др. Теоретическим ядром идеологии альтернативных движений служит экологическая философия. Суть ее выражается в тезисе, что ресурсы планеты ограниченны, производительные силы не могут развиваться прежними темпами, поэтому необходимы отказ от экспансионизма и создание альтернативной техники и технологии, формирование альтернативной культуры, основанной на новом образе жизни. Последний характеризуется такими качествами, как альтруизм, сострадание, милосердие, солидарность. Альтернативисты отказываются от прежних буржуазных ценностей (успех, прибыль, карьера) и моделей поведения (эгоизм, индивидуализм), создают коммуны и общины, трудовые кооперативы, выступают за гармонизацию отношений между природой и обществом, стремятся к полному самовыражению личности, усилению влияния индивида на различные сферы общества, автономизации личной жизни, открытости людей и общества к новым идеям и духовным исканиям, взаимной терпимости и дружбе. Выступают против безудержного индустриализма и урбанизма, а в области философии — против вульгарного прогрессизма, технологического детерминизма и технократии.
В альтернативных движениях, с точки зрения политической ориентации, выделяются три основные направления: «экосоциализм» (О. Флехтхайм), «зеленый парламентский реформизм» (Э. Шумахер) и «зеленый фундаментализм» (Р. Баро). Представители первого направления стремятся к синтезу марксизма и экологизма, ставят проблемы защиты окружающей среды в центр современного мышления, отстаивают экологические принципы научно-технического, индустриального и демографического развития. «Экосоциалисты» считают, что на базе капиталистического способа производства гармония между человеком и природой принципиально невозможна, что общественное разделение труда и рыночная экономика во мн. случаях ведут к отчуждению, техника превращается в самостоятельную и плохо управляемую силу, способствующую укреплению авторитарных форм господства. «Экореформисты» выступают за «нефункциональное» понимание демократии, новую систему «демократической конкуренции», расширение сферы ответственности граждан по отношению к «самоосознанному воспроизводству жизни», «возвращение к человеку как мере всех вещей», за децентрализацию общества, региональную автономию, развитие плюрализма и оригинальности в каждом индивиде и обществе в целом. «Фундаменталисты» критикуют технократические и сциентистские догмы, считая, что необходимо разрушить прежнюю индустриальную систему и создать новую, подчиненную законам развития природы как экосистемы. Особое место в рамках экологической философии занимает синергизм (Синергетика) — учение, объединяющее в единое целое социальную экологию, экологию, теорию экосистем и др.
Антивоенное движение. Антивоенное движение - совокупность стихийных и организованных выступлений (действий) добровольных групп, общественных организаций, политических партий, народов, международных организаций и других сил против военного насилия, милитаризма, войн и военных конфликтов, за мир и международную безопасность. Зарождение антивоенного движения связано со стихийным протестом против бедствий войны, с мечтой о всеобщем мире, возникавшими издревле. Идеи о путях его достижения можно обнаружить в трудах Платона, Д. Колета, Т. Гоббса, Ж. Ж. Руссо, И. Канта, А. П. Куницына и других мыслителей. Организованный характер антивоенное движение приобрело в 1820-30-х годах. К концу 19 века антивоенное движение разделяется на пацифистское и социалистическое течения. Опубликованный социал-демократами Базельский манифест 1912 года охарактеризовал надвигавшуюся мировую войну как преступление против человечности и разума. С началом 1-й мировой войны возникает широкое демократическое движение за прекращение военных действий, в котором участвовали политики, деятели культуры и др. В период между мировыми войнами антивоенное движение характеризовалось ростом количества и численности антивоенных организаций, проведением массовых акций в защиту мира (Международный антивоенный день 1930 год, Всемирный комитет борьбы против войны 1932, Всемирный женский конгресс против войны и фашизма 1934, и др.). В годы 2-й мировой войны антивоенное движение слилось с антифашистским движением. В середине 20 века главной задачей антивоенного движения стало предотвращение мировой ядерной войны. С этой целью в 1949 году был создан Советский комитет защиты мира, а в ноябре 1950 - Всемирный Совет Мира. В 1950-60-х годах вопросам разоружения, международной безопасности, запрещения ядерного оружия были посвящены Стокгольмский конгресс за разоружение и международное сотрудничество (1958), Всемирный конгресс за всеобщее разоружение и мир (1962, Москва), Всемирная ассамблея мира (1969, Берлин), многие региональные конференции. Антивоенное движение в США достигло своего пика во время Вьетнамской войны (1965-72). В этот период создаются массовые антиядерные организации: «Борьба против атомной смерти» в ФРГ, «Поход против ядерного оружия» в Швеции и др.
В антивоенном движении активизируется религиозное течение. В 1970-80-х годах были развёрнуты массовые кампании против создания нейтронной бомбы и американской стратегической оборонной инициативы. В 1980 году в ФРГ возникло массовое демократическое движение против размещения в Европе ядерных ракет средней дальности - «Крефельдская инициатива». Широкую известность приобрели международное движение «Врачи за предотвращение ядерной войны», Всемирный союз «Города за мир». К антивоенному движению присоединяются представители военных кругов ряда стран, создавшие движение «Генералы и адмиралы за мир». В конце 20 - начале 21 века в антивоенном движении обозначилась тенденция к разнообразию целей, требований, лозунгов и форм действий. Достижение ведущими государствами мира соглашений об ограничении и сокращении ядерных и обычных вооружений, окончание «холодной войны», кардинальные изменения политической карты мира способствовали усилению внимания участников антивоенного движения к вопросам мирного урегулирования военных конфликтов, нераспространения ядерного оружия, налаживания регионального и планетарного сотрудничества, решения экологических проблем и др., были проведены массовые кампании против военных действий в Югославии, Афганистане и Ираке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|