Религиозная глобалистика (христианская, исламская и т.д.).
Религия становится частью культурного универсума и синтезирует внутри себя определенные явления других областей культурной жизни, изменяя свои формы и внутреннее содержание. На протяжении истории человечества сменилось несколько форм религии, которые соответствовали общему развитию человеческого общества. Известный социолог Т. Парсонс предложил признать и сохранить за религией две довольно значительные по своему масштабу функции – как интеграции и фактора стабильности общества, так и стимула социального изменения. Религиозный фактор в современных процессах глобализации и регионализации проявляется в такой реакции традиционных культур на политику вестернизации, как: агрессивное сопротивление, адаптация, секуляризация, сохранения традиционной религиозности, эволюционирующей в сторону принятия глобальных норм и ценностей. Под реакцией традиционных культур на глобализацию в религиозной сфере следует понимать, прежде всего, процесс сохранения собственной самобытности, нравственных и моральных устоев общества. Радикальные проявления религиозных групп - это напротив, методы политического влияния, не связанные с традиционной религиозной сферой, но при этом использующие религиозную идеологию как оправдание насилия. Стоит отметить, что влияние глобальных процессов отразились на религиозной сфере не только в виде религиозного терроризма и протеста против унификации, но и в создании новых религиозных течений. Сегодня мы можем наблюдать развитие молодых, но популярных религий «нового века» New Age, «Новое мышление», «Новое религиозное движение», «Новое религиозное сообщество», «Новая религия», которые дополняют экономическую, политическую сферы глобализации культурным элементом.
Таким образом, религиозный фактор вышел из рамок частной духовной жизни в публичную сферу. В большей степени современными участниками глобального процесса являются мировые и новые религии, нежели национальные. С. Хантингтон отмечает в своих работах девять цивилизаций: Западную, Японскую, Латиноамериканскую, Синскую, Индийскую, Буддийскую, Африканскую, Исламскую, Православную (Ортодоксальную), которые за счет своих этнических, культурных и религиозных особенностей формируют современное мировое развитие. Выделяя роль религии в цивилизационном процессе, в формировании гражданских прав, традиционных и нравственных ценностей, современные глобалисты и политологи рассматривают ее как фактор, противодействующий монополярному миру.
13. Проблема самоидентификации личности в условиях нарастания транснациональных тенденций в культуре. Глобальный характер имеет и коренная перестройка всей социальной системы в конце XX в. Это прежде всего потеря людьми объектов их социальной идентификации, распад их референтной группы в лице государства и поиски новых - национальных, региональных, возрастных, что привело к обострению социальных конфликтов, росту сепаратизма, национализма и т.д. И эти явления и процессы присущи не какой-то одной стране, региону, а имеют глобальный характер. Распад социальной системы начинается с распада социальных связей и разрушения социальных субъектов, кризиса их личностных ценностных ориентаций и утраты самоидентичности. Таким образом, проблема самоидентичности является стержнем, ядром всей социальной проблематики и прояснение ее природы. Процесс самоидентификации современного человека как поиск человеком некоего очищенного от социума содержания собственной жизни, как «желания очной ставки с самим собой» приобретает сегодня необычайную остроту и в связи с тем, что на него наложила свой отпечаток культура модерна и постмодерна - культура в полном смысле массового общества.
Господство среднего человека с набором средних притязаний, возведение на пьедестал банального в мире людей, потребляющих одинаковые продукты, одну и ту же информацию, слушающих одинаковую музыку, одинаково одевающихся - таковы последствия нового общества, приведшие к обострению вопроса о личностном самоопределении человека. Огромную роль в процессе поиска человеком собственной идентичности играет социокультурная ситуация в обществе. За последние годы во всех сферах общества - образовании, СМИ, искусстве и т.п., активно ведутся разговоры о расцвете культуры или, напротив, ее кризисе, упадке. Дело в том, что личность в пространстве конкретной эпохи вступает в диалог с другими людьми, культурой, наукой и т.д., и тем самым осуществляет не только свою «социализацию», но и восхождение к высоким образцам культуры. Самоопределение современного человека осуществляется в сложно устроенном дифференцированном обществе, которое тем не менее обеспечивает свою интеграцию репрезентацией социального многообразия, аккумуляцией информации или форм поведения. Различные части общества получают возможность символически проиграть и усвоить опыт других людей и групп. Культура в этом смысле - условие «способности к коммуникациям, пониманию другого как возможного партнера, условие воспроизводства базовых социальных представлений, ценностей и норм, механизм последовательной интеграции общества». Личность живет и переживает категориями того общества, в котором она родилась, воспитывается и действует. Стремление прожить повседневность в системе не только сегодняшнего социального целого, но и всего метаисторического Универсума обостряет проблему самоидентификации человека. Точно так же эта проблема обостряется в связи с расцветом массовой культуры. Сегодня заинтересованное отношение к массовой культуре, быту, моде, повседневной жизни вызывают и новые критерии ее различения от культуры «высокой».
Массовая культура в современном обществе все более явно приобретает статус особого феномена, становясь своего рода целостной формой общего самоощущения и самовыражения человека в мире. Идентификация личности сегодня иная, чем в эпоху модернизма. И если культура - «язык духа», то развитие общества и личности идет по пути ее адаптации к быстро меняющемуся времени, к тому настоящему, с которым общественное сознание сталкивается. Жизнь общества меняется со все нарастающей скоростью. Осмыслять - и направлять сознание общества, нации, личности способны такие сферы, как образование, искусство, литература, другие социальные институты, основное функциональное значение которых в обществе заключается в его культурной идентичности, а также в значительной степени социальной и личностной идентичности.
14. Цивилизация как основополагающая категория глобалистики. Цивилиза́ция (от лат. civilis — гражданский, государственный): 1. общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2. историко-философское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 3. стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы, дифференцированности общественного сознания); 4. локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов. Для цивилизации как стадии общественного развития характерно выделение социума из природы и возникновение расхождений (вплоть до противоречий) между естественными и искусственными факторами развития общества.
На данном этапе превалируют социальные факторы жизнедеятельности человека (или иного разумного существа), прогрессирует рационализация мышления. Для этого этапа развития характерно преобладание искусственных производительных сил над естественными. Также признаки цивилизованности включают в себя развитие земледелия и ремёсел, классовое общество, наличие государства, городов, торговли, частной собственности и денег, а также монументальное строительство, «достаточно» развитую религию, письменность и т. п. Философ востоковед Б. С. Ерасов выделил следующие критерии, отличающие цивилизацию от стадии варварства: 1. Система экономических отношений, основанная на разделении труда — горизонтальном (профессиональная и укладная специализация) и вертикальном (социальная стратификация). 2. Средства производства (включая живой труд) контролируются правящим классом, который осуществляет централизацию и перераспределение прибавочного продукта, изымаемого у первичных производителей через оброк или налоги, а также через использование рабочей силы для проведения общественных работ. 3.Наличие сети обмена, контролируемой профессиональным купечеством или же государством, которая вытесняет прямой обмен продуктов и услуг. 4. Политическая структура, в которой доминирует слой общества, концентрирующий в своих руках исполнительные и административные функции. Племенная организация, основанная на происхождении и родстве, замещается властью правящего класса, опирающейся на принуждение. Государство, обеспечивающее систему социально-классовых отношений и единство территории, составляет основу цивилизационной политической системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|