Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция «столкновения цивилизаций» (С.Хантингтон).




С.Хантингтон в своей работе «Столкновение цивилизаций» заимствует у Той­нби критерии цивилизационной идентичности, также акцентируя внимание на особой роли рели­гии.

Однако в современном мире Хантингтон находит не пять, а восемь цивилизаций: запад­ную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую, латино­американскую и африканскую.

Почему у Хан­тингтона появились три «новые» цивилизации — японская, африканская и латиноамериканская? На этот вопрос он дает ответ в своей статье «Если не цивилизации, то что? Парадигмы мира после холодной войны».

Хантингтон полагает, что в международной повестке дня межцивилизацион­ные проблемы постепенно выходят на первое место. Они включают такие вопросы, как распро­странение вооружений (в особенности оружия массового уничтожения и средств его доставки), права человека и иммиграцию. По этим трем проблемам Запад находится на одной стороне, а большая часть других крупнейших цивилизаций мира—на другой: «границы между цивилизаци­ями почти полностью соответствуют пределу, до которого идут страны в защите прав человека».

Запад и Япония весьма оберегают права человека; Латинская Америка, часть Африки, Россия, Индия защищают лишь некоторые из этих прав; Китай, многие азиатские страны и большинство мусуль­манских обществ в меньшей мере оберегают права человека.

Следовательно, у Хантингтона появляется новый критерий выделения цивилиза­ций — принципиальное решение наиболее круп­ных международных проблем. Нам представля­ется ненаучным ставить вопрос о цивилизацион­ной идентичности в зависимость от решений пусть самых крупных международных проблем. Про­блемы приходят и уходят, а цивилизации оста­ются. Сколько их поменялось за историю запад­ной цивилизации, которая насчитывает несколько столетий!

 

20. Анализ локальных и глобальных кризисов в истории человечества.

Термин ‘глобальный” происходит от лат. globus – земной шар. Отсюда и проблемы, которые затрагивают интересы и человечества в целом, и каждого отдельного человека в различных точках планеты, т.е. те, которые носят общечеловеческий харак­тер, принято называть глобальными.

Они оказы­вают существенное влияние на развитие отдель­ных стран и регионов, являясь мощным объектив­ным фактором мирового и социального развития. Их решение предполагает объединение усилий абсолютного большинства государств и организа­ций на международном уровне, в то время как их нерешенность грозит катастрофическими послед­ствиями для будущего всего человечества.

Так как глобальные проблемы затрагивают не только мир в целом, но и проявляются и на уровне его регио­нов, проводится также и их отличие от проблем частных, локальных, региональных, универсальных, сущность которых иная, а сфера влияния значительно уже.

Частные проблемы выступают как единичные, локальные, региональные и универсальные как особенные, а глобальные как всеобщие. Такой подход задает и основной кри­терий, который лежит в основе выделения названных проблем.

Он именуется географиче­ским, так как выражает пространственный мас­штаб, или, другими словами, территорию, на которой имеют место те или иные проблемы.

Отсюда частными проблемами именуются те, которые относятся к какой-то конкретной сфере деятельности государства, отдельным населен­ным пунктам или небольшим природным объек­там. Это, как правило, различные проблемы, возникающие в результате всевозможных аварий, поломок, местные социальные конфликты и т.п.

Понятие “ локальный” относится к проблемам более высокого порядка, когда дело касается отдельных стран, либо значительных территорий наиболее крупных из них. Речь идет, как правило, о сильных землетрясениях, крупнейших наводне­ниях или, например, гражданской войне в не­большом государстве.

Региональные проблемы затрагивают уже тот круг актуальных вопросов, которые возникают в рамках отдельных конти­нентов, крупных социально-экономических райо­нов мира, либо в достаточно крупных государ­ствах. Примерами подобного рода могут служить чернобыльская трагедия со всеми ее последстви­ями или климатические изменения на достаточно больших территориях, охватывающих целый ряд государств.

К универсальным пр облемам отно­сятся такие, которые касаются всего человече­ства, но пока от их решения не зависит “быть или не быть” человеку на Земле. Такими проблемами являются: СПИД, онкологические, инфекционные и другие серьезные заболевания, уносящие еже­годно миллионы жизней. Особенность их заклю­чается в том, что со временем они могут перейти в разряд глобальных.

Г лобальные проблемы охватывают весь земной шар, причем не только ту его часть, где непосредственно про­живают люди, но и остальную его поверхность, недра, атмосферу и даже космическое простран­ство, попадающее в сферу деятельности человека.

Среди особенно­стей выделяется в первую очередь то, что гло­бальные проблемы по своей сути затрагивают интересы не только отдельных людей, но и всего человечества.

Во-вторых, для их преодоления требуются целенаправленные, согласованные действия и объединение усилий, по крайней мере, большинства людей.

В-третьих, эти про­блемы являются объективным фактором миро­вого развития, и не могут быть проигнорированы кем бы то ни было.

В-четвертых, нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно, непоправимым послед­ствиям для всего человечества и среды его обита­ния.

Помимо отмеченных критериев нередко указывается еще на ряд особенностей глобальных проблем. В отличие от универсальных и регио­нальных, а тем более локальных и частных, они более инертны, обладают меньшей мобильно­стью.

 

 

21. Сравнительный анализ мировых цивилиза­ций.

Культура Востока — культура таких стран, как Китай, Индия, Япония, а также других азиатских государств, отличающаяся устойчивостью, тради­ционностью, незыблемостью. Культура Запада — культура стран Европы и Северной Америки, воплощающая динамичный образ жизни, бурное развитие, в том числе и в технологической сфере.

С древних времен люди и ученые сравнивали культуру Востока и культуру Запада. Человек Запада, в отличие от человека Востока, имеет свой менталитет, свои взгляды на жизнь, бытие, природу и многое другое. Культуры Востока и Запада отличаются по религиозным, философским, временным рамкам, научным и другим вопросам.

Основные культурные различия между Востоком и Западом:

В философии.

Восток: г лавенствует идея небытия. Ис­тину невозможно выразить словами. Истинная мудрость демонстрируется не на словах, а на личном примере. Творчество — удел богов и неба.

Запад: главенствует идея бытия. Стремление подобрать точные слова для выражения истины. Мудрый человек обязательно владеет даром убеждения. Творчество — удел человека и Бога.

2. Религия.

Восток: ислам, буддизм, языческие культы.

Запад: христианство.

3. В общественной жизни.

В осток: приори­тет религиозно-нравственных традиций и уста­новок. Консерватизм. Отношение к природе — созерцательное. Нераздельность человека и природы, их единство.

Запад: опора на экономику в решении общественных задач. Динамизм. Отно­шение к природе — потребительское. Человек противопоставляется природе, он повелевает ей.

В искусстве.

Восток: незыблемость художественных традиций. Вневременная, “вечная” тематика. Различные виды искусства синтезируются, “пе­ретекают” один в другой.

Запад: быстрая смена и огромное разнообразие течений и стилей. В тема­тике и идейном содержании отражается конкрет­ная эпоха. Художественные жанры, формы, виды дифференцированы друг от друга.

5. В науке.

В осток: основа — жизненный опыт, интуиция, наблюде­ние. Большое внимание — развитию и приложе­нию практических знаний (в медицине и про­чем).

Запад: основа — эксперимент, математические методы. Выдвижение фундаментальных теорий.

6. В поведении.

В осток: строгое следование поведенче­ским нормам, церемониальность. Пассивность, созерцательность. Уважение к традициям и обычаям. Аскетизм. Человек как представитель целого, служение коллективному.

Запад: разнообразие норм поведения в социуме. Активность, ускорен­ный ритм жизни. Расшатывание традиций. Стрем­ление к “благам цивилизации”. Индивидуализм, автономность, уникальность личности.

Сравни­тельный анализ культур Запада и Востока показал, что они относятся к разным цивилизациям, имеют сложную многовековую историю существования. Разная история, условия жизни и производство материальных благ, религии, климатические условия и т. д. привели к формированию иного мировоззрения, менталитета и культуры в целом.

1. Культуре Востока свойственно устойчивое исто­рическое развитие, Запад движется вперед рыв­ками.

2. Западная культура характе­ризу­ется динамическим образом жизни, разруша­ется предыдущая система ценностей — возникает другая. Восточная культура отличается незыбле­мостью, непротивлением, устойчивостью. Новые веяния гармонично встраиваются в существую­щую систему.

3. В восточной культуре уживаются рядом множество религий. В западной главен­ствует христианство.

4. Восточная культура осно­вывается на древних обычаях, устоях. Западу свойственно расшатывание традиций.

5. Для Запада характерно научное, технологичное, раци­ональное познание мира. Восток иррационален.

6. Человек западного мира оторван от природы, он повелевает ей. Человек Востока слит с приро­дой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...