Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие языкового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи




 

Как считает Р.И. Лалаева, недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространёнными будут искажения звукобуквенной структуры слова. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (школа - «кола»), пропуски гласных (дома - «дма»), перестановки букв (окно - «коно»), добавление букв (таскали - «тасакали»), пропуски, добавления, перестановки слогов (стакан - «ката»). Необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребёнка не только во внешнем, речевом, но и прежде всего во внутреннем плане, по представлению.

Нарушение деления предложений на слова проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь - “идедошь”; в доме - “ вдоме”); раздельное написание слова (белая береза растет у окна - “белабе заратет ока”); раздельное написание приставки и корня слова (наступила - “на ступила”) [17].

По мнению Л.Г. Парамоновой, ошибки при несформированности языкового анализа и синтеза будут выглядеть следующим образом:

пропуск гласных букв в слове (упала-упла).

пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных (стол - сол, встают-стают).

перестановка букв в слове (есть-етсь, клюква-клювка).

пропуск слогов и букв в слове (бабочка-бачка, по сторонам - по страм).

слитная запись слов в предложении (кошка лежит на стуле-кшкалежитнастле).

Эти ошибки, по определению автора, отражают неумение ребенка ориентироваться в речевом потоке (в последнем случае ребенок не умеет выделять даже отдельные слова в потоке речи). Во всех остальных случаях ребенок не смог правильно определить звуко-слоговой состав слова[22].

Р.И. Лалаева и Л.В. Венедиктова выделяют следующие группы ошибок при нарушении языкового анализа и синтеза:

. Искажения звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления, персеверации, контаминации букв, слогов (например, весена - вместо весна, стана - вместо страна, кулбок - вместо клубок).

. Искажения структуры предложения: раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминации слов (например, истеплых стран летя грачи - вместо из теплых стран летят грачи) [15].

А.Н. Корнев дает такую симптоматику:

при нарушении анализа предложений - слитное написание слов, предлогов со словами, разрывы слов;

при нарушении слогового анализа и синтеза искажается слоговая структура слов - пропуски, перестановки слогов, добавление слогов;

при нарушении фонематического анализа нарушается звуко-буквенная структура (ошибки проявляются в виде пропусков гласных, пропусков согласных букв при стечениях, перестановок и добавлений букв) [14].

И.Н. Садовникова также указывает, что несформированность действия звукового анализа проявляется в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв, либо слогов.

Пропуск свидетельствует о том, что ребенок не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например «снки» - санки, «кичат» - кричат. Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова: здоровье - «дорве», брат - «бт», девочка - «девча», колокольчики - «калкочи».

По наблюдениям пропуску буквы и слога до некоторой степени способствуют следующие позиционные условия: а) встреча двух одноименных букв на стыке слов: «ста(л)лакать, прилетае(т) только зимой, живу(т) дружно - в этом случае по норме орфоэпии произносится «живуд дружно» т.е. имеет место регрессивная ассимиляция; б) соседство слогов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные: наста(ла), кузнечи(ки), ка(ра)ндаши, си(ди)т, ходи(ли), хруст(ит) и т.д.

Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: чулан - «чунал», плюшевого «плюшегово», ковром - «корвом», на лугах - «нагалух», взъерошился - «зверошился» и др. Более многочисленны перестановки, искажающие слоговую структуру слов. Так, односложные слова, состоящие из обратного слова, заменяются прямым словом: он - «но», от школы - «то школы», из берегов - «зи берегов». В двухсложных словах, состоящих из прямых слогов, один из них заменяется обратным: зима - «зиам», дети - «дейт». Наиболее часты перестановки в словах имеющих стечение согласных, например: двор- «довр», стер - «серт», брат - «барт» и т.д.

Вставки гласных букв, по мнению И.Н. Садовниковой, наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно когда один из них взрывной): «шекола», «девочика», «душиный», «ноябарь», «дружено», «Александар». Эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно проявляется при медленном проговаривании слова в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный.

Внешне с этими вставками сходны нижеследующие примеры, однако в них отмечается одна особенность: «вставленной» оказывается гласная, уже имеющая в составе слова, например: «дуружно», «в лесоко», «на речуку», «в укуклы». В отдельных случаях подобное повторение происходит с согласной: «гулямем», «сахахрный» и др. Подобная «вставка» есть, по мнению И.Н. Садовниковой, отражение колебаний школьника при передаче последовательности звуков в слове, когда в письме отразилась одновременно и не замеченная ребенком ошибка и правильное написание[26].

 

Выводы по главе I

 

1.Языковой анализ и синтез - это важнейшие когнитивно-речеязыковые операции, которые в единстве дают полное и всестороннее знание языковой действительности.

.При нарушениях речи степень выраженности недостатков языкового анализа и синтеза может быть разной: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить их количество, последовательность, позицию в слове.

.У детей с нормальным речевым развитием к концу дошкольного возраста звуковая сторона речи усвоена полностью, после 3-х лет слоговая структура слов нарушается редко, в основном в малознакомых словах.

.В своей речи дети с нормальным речевым развитием используют сложные предложения, правильно употребляют предлоги и союзы.

.При речевой патологии нарушены все компоненты языкового анализа и синтеза. Дети деформируют звуковой и слоговой контур слов за счет сокращения и добавления числа слогов, сокращения стечения согласных и добавления гласных между стечениями согласных звуков; в своей речи используют одно-двусоставные предложения, ошибки на уровне словосочетаний и предложений выражаются в аграмматизмах.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...