Цель, задачи, организация исследования, описание экспериментальных методик
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в настоящее время особенности овладения языковым анализом и синтезом у детей с речевыми нарушениями не достаточно изучены, поэтому данная тема явилась целью нашего исследования. Задачи исследования: .Подобрать диагностические методики для выявления особенностей овладения языковым анализом и синтезом детей старшего дошкольного возраста с ОНР; .Проанализировать полученные результаты и выявить особенности овладения языковым анализом и синтезом у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 102» г. Череповца. В исследовании приняли участие 5 детей с нормальным речевым развитием и 5 детей с нарушением речи: ОНР III уровня - 1, ФФН - 4. Средний возраст детей на момент исследования составил шесть лет. Список детей представлен в приложении 1. Экспериментальное исследование проводилось в апреле 2013 года. Исследование проходило в подготовительной логопедической группе № 11 и подготовительной группе № 12. Для исследования особенностей языкового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста нами были использованы следующие диагностические методики: . Методика на исследование фонематического анализа - определение первого и последнего звука в словах (Р.И. Лалаева) [16]. . Методика на исследование слогового синтеза (Р.И. Лалаева) [16]. .Методика на исследование слогового анализа (Р.И. Лалаева) [16]. . Методика на исследование лексико-синтаксического анализа (анализ предложений на слова) (Р.И. Лалаева) [16]. Методика № 1- на исследование фонематического анализа Цель: изучение умения определять первый и последний звук в слове.
Материал: слова - лук, окна, улица, рыбак, трава, сумка, трактор, шиповник, камыш, танк, пакет, букет, горнист, мотоцикл, кенгуру. Процедура проведения: экспериментатор предлагает ребенку определить, какой первый звук в названном слове. «Какой первый звук ты слышишь в слове лук?». После выполнения задания (правильного или неправильного) задается вопрос: «А какой последний звук ты слышишь в слове лук?». Критерии оценки: Высокий уровень - задание выполнено ребенком самостоятельно, точно с первого предъявления, допустима одна ошибка. Средний уровень - задание выполнено ребенком самостоятельно, но количество ошибок возросло до 3, требовалось интонированное выделение нужного звука. Низкий уровень - ребенок с заданием не справился или отказался выполнять Методика № 2- на исследование слогового синтеза Цель: изучение сформированности слогового синтеза. Материал: слова - лапа, мышка, лопата, лягушка, ленивый, выливает, постучали, простокваша, безоблачное, пирожковая. Процедура проведения: экспериментатор дает следующую инструкцию: «Я буду произносить слова по слогам. А ты внимательно слушай, а потом скажи это слово слитно». Слово произносится по слогам, после чего экспериментатор задает вопрос: «Какое же слово я сказала Критерии оценки: Высокий уровень - правильное воспроизведение всех предложенных слов. Средний уровень - правильное воспроизведение простых двухсложных и трехсложных слов различной звукослоговой структуры. Низкий уровень - правильное воспроизведение только простых двухсложных слов. Методика № 3- на исследование слогового анализа Цель: изучение сформированности слогового анализа Материалом исследования служат следующие слова: Дом, трава, кукла, бабушка, карандаш, игра, зеркало, лес, море Процедура и инструкция. В начале эксперимента дается следующая инструкция: «Я буду говорить тебе слова, а ты внимательно слушай и сосчитай, сколько в нем слогов».
Критерии оценки: Высокий уровень - правильный слоговой анализ всех предложенных слов. Средний уровень - правильный слоговой анализ предложенных слов, различной звукослоговой структуры; допускается 1-2 ошибки Низкий уровень - правильный слоговой анализ только простых двухсложных слов Методика № 4 - на исследование лексико-синтаксического анализа (анализ предложений на слова) Цель: изучение сформированности лексико-синтаксического анализа. Материал: предложения различной структуры - Мальчик играет. Девочка рвет цветы. Ярко светит солнце. Птичка сидит в клетке. Папа рубит дрова топором. Около дома растет высокая береза. Птицы свили гнезда на деревьях. Процедура проведения: ребенку дается следующая инструкция: «Я буду называть предложения, а ты приготовься назвать, сколько слов в предложении». Далее экспериментатор говорит предложение и задает вопрос: «Сколько слов в этом предложении?» Критерии оценки: Высокий уровень - задание выполнено ребенком самостоятельно, точно определено количество слов в предложении. Средний уровень - ребенок выполняет задание, допуская 2 ошибки Низкий уровень - ребенок не может самостоятельно выполнить задание Анализ результатов исследования
Анализ выполненного исследования позволил получить представления об особенностях овладения языковым анализом и синтезом детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Протоколы обследования детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи и детей с нормальным речевым развитием представлены в таблицах (см. Приложение 2-5). ) Проанализируем результаты исследования методики на фонематический анализ и представим количественный и качественный анализ результатов см. Таблица 5
Таблица 5 Исследование фонематического анализа
Проанализировав результаты методики, мы получили, что у детей отмечаются ошибки в определении первого и последнего звука в слове. Задание, по вычленению первого согласного звука из слов 7 дошкольников выполнили самостоятельно. 2 испытуемых с ОНР справились с заданием самостоятельно и показали средний уровень, допустив небольшие ошибки: вместо начального согласного [ш], в слове «шиповник», дети называли слог «ши»; вместо [т], в слове «трава», называли слог «тра». Требовалось интонирование начального звука экспериментатором. 1 ребенок не смог выполнить задание даже с помощью экспериментатора, не помогло и интонирование звуков, результат - низкий уровень.
При вычленении последнего звука из слов, самостоятельно справились с заданием 6 детей. 3 ребенка показали средний уровень, допустив некоторые ошибки: вместо конечного согласного [т] в слове «горнист» называли [ст]; вместо конечного гласного [у] в слове «кенгуру» называли «ру», «ку». Не смог полностью справиться с заданием 1 человек. Помощь экспериментатора не помогала. В результате ребенок показал низкий уровень. Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сказать, что у детей с нарушением речи отмечается большое количество ошибок при вычленении первого и последнего согласного звука из слов, что может указывать на недостаточность фонематического слуха и восприятия, наряду с нарушенным звукопроизношением. При обследовании детей с ОНР требовалось интонирование звуков, в некоторых случаях даже оно не помогало детям справиться с заданием. Также им требовалось больше времени для выполнения задания. ) Проанализируем результаты исследования методики на слоговой синтез и представим количественный и качественный анализ результатов см. Таблица 6 Таблица 6 Исследование слогового синтеза
Проанализировав результаты методики, мы получили, что у детей с речевой патологией и у одного ребенка из обычной группы возникают трудности с заданием на воспроизведение из слогов слов различной слоговой структуры. Высокий уровень показали 5 детей, 1 из которых занимается в логопедической группе, они правильно воспроизвели предложенные слова. Низкий уровень показали 5 детей, 4 из которых тоже занимаются в логопедической группе. Помощь экспериментатора не помогала детям выполнить задание.
Таким образом, в результате исследования мы выяснили, что у детей наблюдаются трудности при воспроизведении слоговой структуры слова. Все эти трудности овладения слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, и, следовательно, мешают обучению грамоте. Детям требовалась помощь, объяснение задания на примерах. Многие дети даже после оказания помощи не могли справиться с заданием, продолжая произносить слова по слогам. )Проанализируем результаты методики на слоговой анализ и представим количественный и качественный анализ результатов см. Таблица 7 Таблица 7 Исследование слогового анализа
По результатам методики № 3 можно сделать вывод о том, что у половины из испытуемых детей возникают трудности при слоговом анализе. Высокий уровень показали 5 детей. Средний уровень продемонстрировали 4 ребенка, испытав трудности при анализе трехсложных слов. Некоторые дети при анализе односложных слов вместо слогов считали звуки. 1 ребенок из логопедической группы полностью не справился с заданием, даже с помощью экспериментатора он так и не понял, что нужно сделать. Некоторые дети при подсчете слогов в односложных словах считали звуки, принимая их за слоги. Дошкольникам требовалась помощь экспериментатора. Они начинали правильно выполнять задание, только когда хлопали в ладоши на каждый слог. Некоторые дети даже при использовании хлопков давали неверный результат. ) Проанализируем результаты методики на анализ предложений на слова и представим количественный и качественный анализ результатов см. Таблица 8
Таблица 8 Исследование анализа предложения на слова
По результатам методики № 4, можно сделать вывод о том, что у большинства детей с нарушением речи не сформированы лексико-синтаксический анализ и синтез. Высокий уровень выполнения задания показали 3 детей, они самостоятельно и точно определили количество слов в предложении. Средний уровень показали 2 детей, допустив единичные ошибки. Например, «Птичка сидит в клетке» дети называли первое слово - птичка, второе - сидит, третье - клетке (вклетке), количество слов в предложении называли «три», т.е не воспринимали предлог как отдельное слово. Низкий уровень наблюдается у 5 детей. При выполнении заданий у детей наблюдались ошибки в определении количества слов в предложении, дети допускали ошибки в предложениях с предлогами. Некоторые дети вместо слов начинали считать слоги. Даже после того, как дети вместе с экспериментатором разобрались в том, что такое слоги, а что такое слова, ребята все равно считали слоги. Почти всем детям требовалась помощь со стороны экспериментатора, в виде наводящих вопросов.
Таким образом, дети с нарушениями речи оказываются не в состоянии определить количество слов в предложении, самыми сложными для них оказываются предложения с предлогами, предлоги либо сливаются с существительным, либо игнорируются, следовательно, дети не понимают значение предлогов в предложении. Также многие дети вместо слов считали слоги и даже после разъяснения экспериментатором, что такое звук, слог и слово все равно выполняли упражнение неправильно.
Выводы по главе II
Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу о том, что: .Дети с речевыми нарушениями допускают значительно количество ошибок в заданиях на языковой анализ и синтез: для них характерна неспособность определить первый и последний звук в слове .Для слогового анализа и синтеза характерны трудности с заданием на воспроизведение из слогов слов различной слоговой структуры (как для детей с речевой патологией, так и для детей с нормальным речевым развитием) .У детей возникают трудности при определении количества слов в предложении. .Дети не различают понятия «слово»-«слог». 5. Дети не воспринимают предлоги как отдельные слова. .При выполнении заданий многим детям требовалась помощь со стороны экспериментатора, в виде наводящих вопросов. Все эти нарушения могут указывать на недостаточность фонематического слуха и восприятия, а также на нарушение звукопроизношения, - они мешают нормальному развитию устной речи ребенка (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, препятствуют звуковому анализу и синтезу, и, следовательно, мешают обучению грамоте. Заключение
Проблема развития языкового анализа и синтеза нашла теоретическое и экспериментальное обоснование в нашей курсовой работе. В теоретической части мы увидели, что у детей с речевыми нарушениями имеются специфические особенности языкового анализа и синтеза: нечеткие представления о звуке как самостоятельной языковой единице, трудности воспроизведения слоговой структуры слова, непонимание значении предлога в предложении. В ходе экспериментального исследования, проведенного по методикам на изучение фонематического анализа, слогового анализа и синтеза, лексико- синтаксического анализа (анализа предложений на слова) мы увидели, что у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями отмечаются особенности овладения языковым анализом и синтезом, а именно неспособность определить первый, последний звук в слове, неумение различать понятия «звук», «слог», «слово». Дети затрудняются в делении слов на слоги, и наоборот, воспроизведении из слогов слов. Дети с нарушениями речи не могут определить количество слов в предложении, не воспринимают предлоги как отдельные слова, не понимают их значение в предложении. Многим детям необходима помощь при выполнении заданий. По результатам проведенного исследования мы увидели, что даже после оказанной детям логопедической помощи языковой анализ и синтез оказывается несформированным. Это приводит к серьезным трудностям обучения в школе, что делает проблему развития языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с нарушением речи значимой и актуальной. Поэтому имеются дальнейшие перспективы его изучения и оказания коррекционной помощи. Цель работы достигнута. Поставленные задачи выполнены. Гипотеза исследования получила своё экспериментальное подтверждение. Список литературы
1.Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 400 с. .Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Р.Аткинсон. - М.: ТЦ Сфера, 1980. - 361 с. .Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков.-М.: Издательство Просвещение, 1964. - 90 с. .Бондарев И. П. Новая методика оценки свойств внимания / И.П. Бондарев//Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 127 - 131. .Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с. .Гальперин П.Я. Экспериментальное исследование внимания / П.Я. Гальперин.-М.: Издательство Московского университета, 1974. - 102 с. .Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. - В кн.: «Вопросы изучения детской речи». М., 1961, 49-148 с. .Добрынин Н. Ф.О новых исследованиях внимания/ Н.Ф. Добрынин//Вопросы психологии.-1973.- №3.- С. 121 - 128. .Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание // Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина. - М., 1958.- 258 с. .Дошкольная логопедическая служба / Под ред. О.А. Степановой. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с. .Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 1104 с. .Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е Журова, Д.Б. Эльконин// Сенсорное воспитание дошкольников. - 1963.- № 2.- С. 134-138 .Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше.- М.: Просвещение, 1985.- 177 с. 14.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей /А.Н. Корнев.- СПб.: Речь, 2003.- 336с. 15.Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова.- СПб.: Союз, 2003. - 224с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|