Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель, задачи, организация исследования, описание экспериментальных методик




 

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в настоящее время особенности овладения языковым анализом и синтезом у детей с речевыми нарушениями не достаточно изучены, поэтому данная тема явилась целью нашего исследования.

Задачи исследования:

.Подобрать диагностические методики для выявления особенностей овладения языковым анализом и синтезом детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

.Проанализировать полученные результаты и выявить особенности овладения языковым анализом и синтезом у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 102» г. Череповца. В исследовании приняли участие 5 детей с нормальным речевым развитием и 5 детей с нарушением речи: ОНР III уровня - 1, ФФН - 4. Средний возраст детей на момент исследования составил шесть лет. Список детей представлен в приложении 1.

Экспериментальное исследование проводилось в апреле 2013 года. Исследование проходило в подготовительной логопедической группе № 11 и подготовительной группе № 12.

Для исследования особенностей языкового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста нами были использованы следующие диагностические методики:

. Методика на исследование фонематического анализа - определение первого и последнего звука в словах (Р.И. Лалаева) [16].

. Методика на исследование слогового синтеза (Р.И. Лалаева) [16].

.Методика на исследование слогового анализа (Р.И. Лалаева) [16].

. Методика на исследование лексико-синтаксического анализа (анализ предложений на слова) (Р.И. Лалаева) [16].

Методика № 1- на исследование фонематического анализа

Цель: изучение умения определять первый и последний звук в слове.

Материал: слова - лук, окна, улица, рыбак, трава, сумка, трактор, шиповник, камыш, танк, пакет, букет, горнист, мотоцикл, кенгуру.

Процедура проведения: экспериментатор предлагает ребенку определить, какой первый звук в названном слове. «Какой первый звук ты слышишь в слове лук?». После выполнения задания (правильного или неправильного) задается вопрос: «А какой последний звук ты слышишь в слове лук?».

Критерии оценки:

Высокий уровень - задание выполнено ребенком самостоятельно, точно с первого предъявления, допустима одна ошибка.

Средний уровень - задание выполнено ребенком самостоятельно, но количество ошибок возросло до 3, требовалось интонированное выделение нужного звука.

Низкий уровень - ребенок с заданием не справился или отказался выполнять

Методика № 2- на исследование слогового синтеза

Цель: изучение сформированности слогового синтеза.

Материал: слова - лапа, мышка, лопата, лягушка, ленивый, выливает, постучали, простокваша, безоблачное, пирожковая.

Процедура проведения: экспериментатор дает следующую инструкцию: «Я буду произносить слова по слогам. А ты внимательно слушай, а потом скажи это слово слитно». Слово произносится по слогам, после чего экспериментатор задает вопрос: «Какое же слово я сказала

Критерии оценки:

Высокий уровень - правильное воспроизведение всех предложенных слов.

Средний уровень - правильное воспроизведение простых двухсложных и трехсложных слов различной звукослоговой структуры.

Низкий уровень - правильное воспроизведение только простых двухсложных слов.

Методика № 3- на исследование слогового анализа

Цель: изучение сформированности слогового анализа

Материалом исследования служат следующие слова:

Дом, трава, кукла, бабушка, карандаш, игра, зеркало, лес, море

Процедура и инструкция.

В начале эксперимента дается следующая инструкция: «Я буду говорить тебе слова, а ты внимательно слушай и сосчитай, сколько в нем слогов».

Критерии оценки:

Высокий уровень - правильный слоговой анализ всех предложенных слов.

Средний уровень - правильный слоговой анализ предложенных слов, различной звукослоговой структуры; допускается 1-2 ошибки

Низкий уровень - правильный слоговой анализ только простых двухсложных слов

Методика № 4 - на исследование лексико-синтаксического анализа (анализ предложений на слова)

Цель: изучение сформированности лексико-синтаксического анализа.

Материал: предложения различной структуры - Мальчик играет. Девочка рвет цветы. Ярко светит солнце. Птичка сидит в клетке. Папа рубит дрова топором. Около дома растет высокая береза. Птицы свили гнезда на деревьях.

Процедура проведения: ребенку дается следующая инструкция: «Я буду называть предложения, а ты приготовься назвать, сколько слов в предложении». Далее экспериментатор говорит предложение и задает вопрос: «Сколько слов в этом предложении?»

Критерии оценки:

Высокий уровень - задание выполнено ребенком самостоятельно, точно определено количество слов в предложении.

Средний уровень - ребенок выполняет задание, допуская 2 ошибки

Низкий уровень - ребенок не может самостоятельно выполнить задание

    Анализ результатов исследования

 

Анализ выполненного исследования позволил получить представления об особенностях овладения языковым анализом и синтезом детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Протоколы обследования детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи и детей с нормальным речевым развитием представлены в таблицах (см. Приложение 2-5).

) Проанализируем результаты исследования методики на фонематический анализ и представим количественный и качественный анализ результатов см. Таблица 5

 

Таблица 5

Исследование фонематического анализа

 

Определение первого звука

Определение последнего звука

Группы детей уровни Дети с ОНР Дети с нормальным РР Дети с ОНР Дети с нормальным РР
Высокий уровень 2 5 2 4
Средний уровень 2 0 2 1
Низкий уровень 1 0 1 0

 

Проанализировав результаты методики, мы получили, что у детей отмечаются ошибки в определении первого и последнего звука в слове. Задание, по вычленению первого согласного звука из слов 7 дошкольников выполнили самостоятельно. 2 испытуемых с ОНР справились с заданием самостоятельно и показали средний уровень, допустив небольшие ошибки: вместо начального согласного [ш], в слове «шиповник», дети называли слог «ши»; вместо [т], в слове «трава», называли слог «тра». Требовалось интонирование начального звука экспериментатором. 1 ребенок не смог выполнить задание даже с помощью экспериментатора, не помогло и интонирование звуков, результат - низкий уровень.

При вычленении последнего звука из слов, самостоятельно справились с заданием 6 детей. 3 ребенка показали средний уровень, допустив некоторые ошибки: вместо конечного согласного [т] в слове «горнист» называли [ст]; вместо конечного гласного [у] в слове «кенгуру» называли «ру», «ку». Не смог полностью справиться с заданием 1 человек. Помощь экспериментатора не помогала. В результате ребенок показал низкий уровень.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сказать, что у детей с нарушением речи отмечается большое количество ошибок при вычленении первого и последнего согласного звука из слов, что может указывать на недостаточность фонематического слуха и восприятия, наряду с нарушенным звукопроизношением. При обследовании детей с ОНР требовалось интонирование звуков, в некоторых случаях даже оно не помогало детям справиться с заданием. Также им требовалось больше времени для выполнения задания.

) Проанализируем результаты исследования методики на слоговой синтез и представим количественный и качественный анализ результатов см. Таблица 6


Таблица 6

Исследование слогового синтеза

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Группы детей Дети с ОНР Дети с нормальным РР Дети с ОНР Дети с нормальным РР Дети с ОНР Дети с нормальным РР
Количество детей 1 4 0 0 4 1

 

Проанализировав результаты методики, мы получили, что у детей с речевой патологией и у одного ребенка из обычной группы возникают трудности с заданием на воспроизведение из слогов слов различной слоговой структуры. Высокий уровень показали 5 детей, 1 из которых занимается в логопедической группе, они правильно воспроизвели предложенные слова. Низкий уровень показали 5 детей, 4 из которых тоже занимаются в логопедической группе. Помощь экспериментатора не помогала детям выполнить задание.

Таким образом, в результате исследования мы выяснили, что у детей наблюдаются трудности при воспроизведении слоговой структуры слова. Все эти трудности овладения слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, и, следовательно, мешают обучению грамоте. Детям требовалась помощь, объяснение задания на примерах. Многие дети даже после оказания помощи не могли справиться с заданием, продолжая произносить слова по слогам.

)Проанализируем результаты методики на слоговой анализ и представим количественный и качественный анализ результатов см. Таблица 7


Таблица 7

Исследование слогового анализа

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

группы детей Дети с ОНР Дети с нормальным РР Дети с ОНР Дети с нормальным РР Дети с ОНР Дети с нормальным РР
Количество детей 2 3 2 2 1 0

 

По результатам методики № 3 можно сделать вывод о том, что у половины из испытуемых детей возникают трудности при слоговом анализе. Высокий уровень показали 5 детей. Средний уровень продемонстрировали 4 ребенка, испытав трудности при анализе трехсложных слов. Некоторые дети при анализе односложных слов вместо слогов считали звуки. 1 ребенок из логопедической группы полностью не справился с заданием, даже с помощью экспериментатора он так и не понял, что нужно сделать. Некоторые дети при подсчете слогов в односложных словах считали звуки, принимая их за слоги. Дошкольникам требовалась помощь экспериментатора. Они начинали правильно выполнять задание, только когда хлопали в ладоши на каждый слог. Некоторые дети даже при использовании хлопков давали неверный результат.

) Проанализируем результаты методики на анализ предложений на слова и представим количественный и качественный анализ результатов см. Таблица 8

 

Таблица 8

Исследование анализа предложения на слова

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

группы детей Дети с ОНР Дети с нормальным РР Дети с ОНР Дети с нормальным РР Дети с ОНР Дети с нормальным РР
Количество детей 1 2 1 1 3 2

По результатам методики № 4, можно сделать вывод о том, что у большинства детей с нарушением речи не сформированы лексико-синтаксический анализ и синтез. Высокий уровень выполнения задания показали 3 детей, они самостоятельно и точно определили количество слов в предложении. Средний уровень показали 2 детей, допустив единичные ошибки. Например, «Птичка сидит в клетке» дети называли первое слово - птичка, второе - сидит, третье - клетке (вклетке), количество слов в предложении называли «три», т.е не воспринимали предлог как отдельное слово. Низкий уровень наблюдается у 5 детей. При выполнении заданий у детей наблюдались ошибки в определении количества слов в предложении, дети допускали ошибки в предложениях с предлогами. Некоторые дети вместо слов начинали считать слоги. Даже после того, как дети вместе с экспериментатором разобрались в том, что такое слоги, а что такое слова, ребята все равно считали слоги. Почти всем детям требовалась помощь со стороны экспериментатора, в виде наводящих вопросов.

Таким образом, дети с нарушениями речи оказываются не в состоянии определить количество слов в предложении, самыми сложными для них оказываются предложения с предлогами, предлоги либо сливаются с существительным, либо игнорируются, следовательно, дети не понимают значение предлогов в предложении. Также многие дети вместо слов считали слоги и даже после разъяснения экспериментатором, что такое звук, слог и слово все равно выполняли упражнение неправильно.

 

Выводы по главе II

 

Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу о том, что:

.Дети с речевыми нарушениями допускают значительно количество ошибок в заданиях на языковой анализ и синтез: для них характерна неспособность определить первый и последний звук в слове

.Для слогового анализа и синтеза характерны трудности с заданием на воспроизведение из слогов слов различной слоговой структуры (как для детей с речевой патологией, так и для детей с нормальным речевым развитием)

.У детей возникают трудности при определении количества слов в предложении.

.Дети не различают понятия «слово»-«слог».

5. Дети не воспринимают предлоги как отдельные слова.

.При выполнении заданий многим детям требовалась помощь со стороны экспериментатора, в виде наводящих вопросов.

Все эти нарушения могут указывать на недостаточность фонематического слуха и восприятия, а также на нарушение звукопроизношения, - они мешают нормальному развитию устной речи ребенка (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, препятствуют звуковому анализу и синтезу, и, следовательно, мешают обучению грамоте.

Заключение

 

Проблема развития языкового анализа и синтеза нашла теоретическое и экспериментальное обоснование в нашей курсовой работе. В теоретической части мы увидели, что у детей с речевыми нарушениями имеются специфические особенности языкового анализа и синтеза: нечеткие представления о звуке как самостоятельной языковой единице, трудности воспроизведения слоговой структуры слова, непонимание значении предлога в предложении. В ходе экспериментального исследования, проведенного по методикам на изучение фонематического анализа, слогового анализа и синтеза, лексико- синтаксического анализа (анализа предложений на слова) мы увидели, что у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями отмечаются особенности овладения языковым анализом и синтезом, а именно неспособность определить первый, последний звук в слове, неумение различать понятия «звук», «слог», «слово». Дети затрудняются в делении слов на слоги, и наоборот, воспроизведении из слогов слов. Дети с нарушениями речи не могут определить количество слов в предложении, не воспринимают предлоги как отдельные слова, не понимают их значение в предложении. Многим детям необходима помощь при выполнении заданий.

По результатам проведенного исследования мы увидели, что даже после оказанной детям логопедической помощи языковой анализ и синтез оказывается несформированным. Это приводит к серьезным трудностям обучения в школе, что делает проблему развития языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с нарушением речи значимой и актуальной. Поэтому имеются дальнейшие перспективы его изучения и оказания коррекционной помощи.

Цель работы достигнута. Поставленные задачи выполнены. Гипотеза исследования получила своё экспериментальное подтверждение.


Список литературы

 

1.Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 400 с.

.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Р.Аткинсон. - М.: ТЦ Сфера, 1980. - 361 с.

.Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков.-М.: Издательство Просвещение, 1964. - 90 с.

.Бондарев И. П. Новая методика оценки свойств внимания / И.П. Бондарев//Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 127 - 131.

.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.

.Гальперин П.Я. Экспериментальное исследование внимания / П.Я. Гальперин.-М.: Издательство Московского университета, 1974. - 102 с.

.Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. - В кн.: «Вопросы изучения детской речи». М., 1961, 49-148 с.

.Добрынин Н. Ф.О новых исследованиях внимания/ Н.Ф. Добрынин//Вопросы психологии.-1973.- №3.- С. 121 - 128.

.Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание // Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина. - М., 1958.- 258 с.

.Дошкольная логопедическая служба / Под ред. О.А. Степановой. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.

.Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 1104 с.

.Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е Журова, Д.Б. Эльконин// Сенсорное воспитание дошкольников. - 1963.- № 2.- С. 134-138

.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше.- М.: Просвещение, 1985.- 177 с.

14.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей /А.Н. Корнев.- СПб.: Речь, 2003.- 336с.

15.Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова.- СПб.: Союз, 2003. - 224с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...