Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора.





Коллективный трудовой спор– это неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, дополнения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений (ст.377 ТК РБ)

Стороны коллективного трудового спора – наниматель (наниматели, объединение нанимателей) и работники в лице их представительных органов (ст.378 ТК РБ).

В случае возникновения между сторонами разногласий по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, дополнения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений требования нанимателю утверждаются на собрании, конференции большинством голосов присутствующих работников.

Требования работников излагаются в письменной форме и направляются нанимателю.

Наниматель обязан рассмотреть требования в письменной форме не позднее, чем в десятидневный срок со дня их получения, уведомить о своем решении представительный орган работников.

Коллективные трудовые споры рассматриваются:

1) примирительной комиссией;

2) с участием посредника;

3) в трудовом арбитраже.

Первичным органом по разрешению коллективного трудового спора является примирительная комиссия.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

Примирительная комиссия проводит необходимые переговоры с представительными органами работников, нанимателем, собственником или уполномоченным им органом и в пятидневный срок с даты ее создания принимает по соглашению сторон решение по возникшему коллективному трудовому спору, которое оформляется протоколом и в письменной форме направляются сторонам коллективного трудового спора.

При согласии сторон с решением примирительной комиссии коллективный трудовой спор прекращается.



При несогласии с предложениями примирительной комиссии стороны по соглашению между собой могут обратиться к посреднику, который после консультации со сторонами вносит не позднее, чем в пятидневный срок, предложения по разрешению коллективного трудового спора.

При согласии сторон с предложениями посредника коллективный трудовой спор прекращается.

При несогласии одной из сторон с предложениями примирительной комиссии или посредника, стороны по соглашению между собой могут обратиться в трудовой арбитраж.

Трудовой арбитраж является временно действующим органом, создаваемым по соглашению между нанимателем (нанимателями, объединениями нанимателей) и работниками в лице их представительных органов в целях разрешения коллективного трудового спора.

Соглашение о создании трудового арбитража заключается в письменной форме.

Коллективный трудовой спор рассматривается трудовым арбитражем с участием трудовых арбитров (трудового арбитра), избираемых (избираемого) по соглашению сторон коллективного трудового спора.

Решение по коллективному трудовому спору выносится трудовым арбитражем не позднее чем в 15-ти дневный срок со дня избрания трудовых арбитров (трудового арбитра) и имеет для сторон рекомендательный характер, за исключением случаев:

1) об исполнении коллективных договоров, соглашений;

2) в организациях, в которых законодательством установлены ограничения реализации права на забастовку;

3) если стороны коллективного трудового спора заключили соглашение об обязательности этого решения.

 

 

48. Понятие надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде – это виды охранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства.

Надзор – это деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов.

Контроль – проверка соответствия деятельности нанимателя предписаниям нормативных правовых актов.

Различие между надзорной и контрольной деятельностью проводится по компетенции и функциям контрольно-надзорных органов, а также по методам работы и проведению в жизнь предписаний надзорных и контрольных органов.

В процессе осуществления надзорно-контрольной деятельности соответствующие органы предупреждают и выявляют нарушение трудового законодательства со стороны нанимателя, восстанавливают нарушенные права работников и привлекают виновных должностных лиц нанимателей к ответственности.

В зависимости от органов, осуществляющих надзорноконтрольную деятельность в области трудового законодательства, различают государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, а также общественный контроль.

Систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством.

К ним относятся: Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; главное управление политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь; Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь; органы санитарно-эпидемиологической службы системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь; органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь; органы государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; органы

государственного энергетического надзора.

Прокуратура Республики Беларусь – единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь.

Порядок организации и деятельности прокуратуры, ее полномочия по осуществлению надзора за соблюдением законодательства, в том числе и в сфере трудовых отношений, определены Законом Республики «О прокуратуре Республики Беларусь».

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.