Общественное бытие и общественное сознание
Стр 1 из 25Следующая ⇒ Объект и предмет философии. Философия – это, прежде всего логическая, не эмоциональная аргументация. Объектами философии являются: · Природа · Общество · Человек Предмет исследования. Это тот угол зрения, под которым рассматривается объект исследования. Пример.Вода – объект исследования для ряда наук. Но каждая наука имеет свой предмет исследования воды. Например, химия изучает реакции воды с различными веществами, а экология – различные виды загрязнения воды и способы борьбы с ними. Предметами философии являются: · Онтология – учение о мире в целом. · Гносеология – познание мира. · Философская антропология – философское учение о человеке. · Социология – рассмотрение и изучение жизни общества. · Этика – учение о морали, и так далее... Предмет философии – это всегда выражение потребности общества. Возникновение философии. «Философия – это эпоха, схваченная мыслью» (Геббельс). Философия возникает на рубеже II-го и I-го тысячелетий до нашей эры. Это период установившегося классового общества. Существуют господствующие и угнетённые классы. Именно в господствующих классах государств востока (Древняя Индия и Древний Китай) и возникает философия. В Европе складывается второй центр возникновения философии – Античная Греция. Для более глубокого понимания развития философии в центрах её возникновения произведём сравнение общей ситуации в Древней Индии и Античной Греции. В Греции процветает рабовладельческий строй – существуют рабы и рабовладельцы. Касты Индии: · Брахманы – высшая каста (жрецы, духовенство). · Кшатрии – каста воинов.
· Вайшья – ремесленники, земледельцы. · Шудра – низшая каста (шудра – в переводе – «слуга других»). Рабами в Греции были в основном военнопленные (для того чтобы гражданин государства стал рабом, он должен был совершить тяжкое преступление). В Индии кастовая принадлежность передаётся по наследству. Переход из одной касты в другую невозможен. Различия философии Древней Греции и Древней Индии: 1. Предмет философии на востоке (Индия) – это прежде всего этическая проблематика. Главный вопрос, которым задавались древнеиндийские философы, являлся вопрос «Как избавиться от страданий?». На западе (Греция) предметом философии является онтология – учение о мире в целом. 2. На востоке философия сплавлена с религией. На западе философия и религия существуют отдельно. 3. На востоке конкретное научное знание развивается: a. очень медленно b. вне философии
Исторические изменения предмета философии. Предмет философии -- ПФ. Исторически понятие ПФ изменялось, тому есть объективные (состояние, уровень накопленных конкретных и философских знаний про окружающий мир, про духовные, в первую очередь познавательные способности, возможности как человека, так и общества в целом) и субъективные (своеобразность впервую очередь формы познания ПФ конкретным философом и школой) причины. Исторически первой теор. концепцией ПФ была древнегреческая, которую сформулировал Аристотель. Философия по нему – это учение о «первоосновах сущего» и наука о надчувственных принципах бытия.
БИЛЕТ №2
Философия – знание о мире, человеке и об отношениях человека к миру, выраженное во всеобщей и общей форме. Конкретные науки изучают отдельные стороны мира, где действуют характерные только для них законы, философия раскрывает всеобщие законы, действующие в живой и неживой природе, в человеческом обществе, законы бытия и мышления. Всеобщее знание – мир сотворён или существует вечно, мир конечен или вечен, есть ли смысл жизни, что такое счастье и т.д. Общие законы – действующие в обществе, не распространяются на природу, но распространяются на этапы развития. Научная основа философии – диалектика, отражающая действительность в законах. Предмет – теоретическое знание об объекте (эволюционирует в зависимости от появления новых знаний, более мобилен, чем объект), дисциплина – теоретическое воспроизводство объекта. Объект философии – мир, человек, их взаимоотношения, предмет – теоретическое знание о них или интеллектуальное, медитативное, эмоциональное положение предельных оснований мироздания человека и их взаимоотношение, выраженное в общей и всеобщей форме. Предмет философии. Особая область знания (форма общ сознания; другие – мораль, политика, наука, искусство). Узкое определение – наука о наиболее общих законах развития человека, природы, общества – неверно – только диалектика. Отношение человека к миру:
1. Материальное (всегда на первом месте) ®практика®включает: а) эксперимент, б) материальное производство, в) опыт т.е. s«o. Где S-человек, а O-мир. Чтобы понять, нужно воздействовать. 2. Духовное (вторично) ®включает: а) обыденное научное сознание (объективная истина), б)религиозное сознание, в) этика и эстетика ® оценочное сознание Этика - моральные нормы, в основе отношений между людьми. Эстетика – субъективная оценка действительности. Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвленную систему знания. Каждая наука исследует качественно определенную систему, закономерности, общие для явлений природы, развития общества. Эти закономерности и являются предметом философии.В пределах каждой частной науки есть различные уровни общения, не выходящие за рамки определенной сферы или спектра бытия. В ф мышлении сами эти обобщения наук становятся предметом анализа. Ф сводит воедино результаты исследований во всех областях знания, создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и мышления. Выполняя эту функцию ф мышление нередко направляется на объекты, относительно которых эмпирическое знание еще не достижимо.Основным методом ф познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества. На достижения всех наук и культуры в целом.
Функции философии. Познавательная, Мировоззренческая, Воспитательная, Коммуникативная, Объединительная, Методологическая, Идеологическая.
Философия (греч. philosophía, буквально - любовь к мудрости, от philéo - люблю и sophía - мудрость). В противоположность философии, филомория – любовь к глупости. Появляется в V веке до нашей эры в трудах Пифагора и Платона. Источник философии, по мнению Платона и Пифагора, состоит в удивлении. Философии - герменевтический круг – т.е. для познания целого, надо идти от частей как таковых, не предполагая, что целое состоит из этих частей (предзнание, предосмысление). Любой человек – философ осознанно или нет в ситуации неопределенности (в процессе выбора стратегии поведения, в процессе обдумывания своих и чужих ошибок) следует стратегии проб и ошибок, индивидуальной философии, в результате происходит процесс самопознания. Функции философии: 1) Мировоззренческая функция (принципиально не совпадает с мировоззренческой функцией религии), «учитель воспитай ученика, чтобы потом у него учиться». Религия тоже все объясняет; религия есть у всех цивилизаций, а философия только у трех: Др. Индия, Др. Китай и Др. Греция, в одно время. 2) Критический рационализм (методологическая функция). Из философии методы переходят в науку: a) Эмпирико-индуктивный метод. Сбор информации о мире. b) Гипотетико-дедуктивный метод. Любая гипотеза ad hock. Делай из нее следствия. Проверь на фактах. Сделай теорией. c) Аксиоматико-дедуктивный метод (математика). Философия основана на: 1) Мироощущении людей. Мироощущение человека может быть больше оптимистично или пессимистично. Оптимизм и пессимизм, необъяснимые понятия, психика, с ней человек рождается. Философия – специфическая форма самопознания. 2) Мировосприятие – целостная картина объекта. Противопоставление себя миру, как следствие человек становится альтруистом или эгоистом. 3) Мировоззрение – восприятие мира с позиции обдумывания его устройства и положения в нем человека (отсюда человек становится догматиком, скептиком, диалектиком).
Философия – критическая деятельность, подвергает все сомнению. Потребность в философии можно рассматривать, как потребность человека принимать решения в рамках целостной схемы. Решать частные задачи, при возникновении ошибки человек перестраивает общую схему – парадигму.
Онтология – часть философского знания. Онтология - это учение о бытии (самые общие схемы об устройстве мира): Что есть мир – материя или дух? Мир разумное начало или хаотичная структура? Сам мир: дискретная или континуальная структура? В каком состоянии пребывает мир, абсолютный покой или движение (развитие или броуновское движение), что послужило толчком к движению? Существуют ли причины, следствия, случайности в мире, существуют ли вероятности? Статус случайности: Онтологический - случайность присуща самому миру, как его следствие. Гносеологический статус случайности: случайность в нашей голове т.к. мы всех причинно-следственных рядов не знаем.
Гносеология – проблема познания мира. Познаваем ли мир вообще и если познаваем, то в какой мере? Гносеологические взгляды: 1) Оптимизм: познание возможно, нет ничего непознаваемого. 2) Пессимизм: крайний агностицизм – мы вообще не познаем мир, т.е. мы не знаем, что стоит за нашими ощущениями. 3) Скептицизм – нечто среднее. Оппозиция рационализма и импрессионизма (органы чувств). Эпистемология: ограничивает проблему познания и сводит ее к вопросу – как познает наука, что значит теоретический факт, откуда появляются факты, как проверить теорию? Аксиология – блок философского знания, занимается ценностями человека. Человек делает то, что представляет для него интерес. Любой акт ценностно нагружен. Праксиология – блок философских размышлений о повседневной жизни человека. Выбор человеком ценностей и что ему надо от жизни.
21. Структура психики по Фрейду. Сознание и бессознательное. Психоаналитическая трактовка человека и общества. Понятие «либидо» и его роль в структуре личности. Сублимация. Фрейд – австрийский врач и психолог, профессор Венского университета, создатель психоанализа. Главным в психоанализе было открытие бессознательного и его специальное изучение. Психика расщепляется на две противоположные сферы: сознательное и бессезнательное. Они являются определяющими характеристиками структуры личности. Однако они не равнозначны. Бессознательное – это особенная область психики. Бессознательное – это суть человеческой психики. Сознательное надстраивается над бессознательным. Структура личности по Фрейду состоит из трех компонентов: 1. «Я» – сфера сознательного, посредник между «Оно» внешним миром. 2. «Оно» – глубинный слой бессознательных влечений, определяет поведение человека, сферы бессознательного. 3. «Сверх Я» – внутриличностная совесть, своего рода цензура. «Сверх Я» порождено неспособностью «Я» обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям реальности. «Я» пытается сохранить согласие и с «Оно», и с внешним миром. При этом образуется новая инстанция «Сверх Я» – совесть или бессознательное чувство вины. «Сверх Я» отражает социальные запреты. «Оно» можеи привести к конфликтным ситуациям и нарушениям психики (неврозам). Неврозы – заболевания, порожденные конфликтом между сознательным и бессознательным; они там, где ослабевает контроль сознания. Фрейд считает, что основой бессознательного является сексуальное влечение. Свою гипотезу он основывает на мифологических сюжетах и художественной литературе. Либидо – сексуальное влечение, психическая энергия. Сначала Фрейд под либидо понимает энергию, в виде которой сексуальное влечение появляется в духовной жизни человека. Затем понимает как энергию всех влечений, которые охватываются словом «любовь». Сублимация – отвлечение от сексуального влечения в своей деятельности. Фрейд вводит понятие психологии искусства. Существует связь между содержанием произведения и переживаниями автора. Впоследствии Фрейд перенес методы психоанализа на историю общества, все события которой оцениваются как проявления комплексов (неизбежных столкновений бессознательных влечений с реальностью) как у личности, так и у целых народов.
Зигмунд Фрейд. Основатель психоанализа как метода, используемого в медицине для лечения невротических заболеваний. Фрейдизм, как философское мировоззрение (поздний Фрейд). Пытался с опорой на науку показать ущербность науки в исследовании некоторых сфер бытия. Искал причины душевных заболеваний. Активно использовал гипноз. Не вся сфера психики сознательна и поддается рационализации. Есть пороговая чувствительность. Гипотеза: чтобы лечить дисфункции, надо получить к ним доступ. Раньше думали что гипноз может помочь (вспоминание событий, наложивших неприятный отпечаток на жизнь). Пережив заново это событие, можно очиститься - катарсис. Фрейд долго следовал этому методу. Но так задача не решается. Переживание под гипнозом не препятствует возвращению дурного влияния. Вводить ситуацию необходимо в бодрствующее сознание. Необходимо знать структуру сознательного. До него бессознательное считалось периферией сознания, сознание в центре. Фрейд меняет эту гипотезу. Структура психики, фактически, разнородна, существует барьер между сознательной и бессознательной сферами. Сознание - лишь частный случай структуры бессознательного, лишь оправа в мире бессознательного. Фрейд продолжил дело деантропологизации после первого шага, который сделал Коперник, лишив Землю статуса центра Вселенной. Второй шаг сделал Дарвин: человек не отличается от других животных, а происходит от них. Третий шаг сделал Фрейд: разум человека - островок в мире бессознательного. «Сознание не является хозяином в собственном доме». Бессознательное - котел кипящих страстей, эмоций, резервуар психической энергии. Закон сохранения психической энергии. Метод психоанализа в определенном смысле не научный, я индивидуальный: психоаналитик должен состоять в близких отношениях с пациентом и, как следствие, неконтролируемость результатов. Предпосылка: бессознательное может косвенно проявлять себя в тех феноменах, которые человек не контролирует. Важны, например, оговорки. Важны также описки. Главное - сновидения. Сны и сновидения отличаются. Сон - способ релаксации организма. Сновидение мешает релаксации; отражение того, что человек не пускает в свое сознание. Сами картинки неадекватны, это искажения и деформации. Сновидения - некий текст, который нужно уметь интерпретировать. Задача психоанализа заключается в разложении картинок на элементы, а уже элементы о многом говорят. Составил словарь. Само обсуждение и является лечением (напоминает процедуру исповеди, за исключением того, что здесь не знаешь о чем рассказывать, это уже дело психоанализа). Пpичина функциональных расстройств психики носит либидный характер. Либидо - сексуальная энергия, ответственная за развитие человека. Существуют различные стадии либидного (сексуального) развития. Различные отклонения в прохождении стадий оказывают решающее воздействие на психику человека. Эдипов комплекс (Эдип был убит своим сыном, а сын женился на своей матери, не зная, что это его мать). Стадия 4-5 летнего возраста - ревновать своего отца к матери. Появляются негативные эмоции к отцу, которые затем могут менять адресата. Состояние фрустрации - Я любит своего отца и одновременно ненавидит. Важно не зацикливаться на этой стадии. У девочек свой комплекс - комплекс Электры, которая убила свою мать (влечение к отцу). «Я и Оно», «По ту сторону принципа удовольствия» - экстраполяция психоанализа на различные сферы общественной жизни и культуры. В основе развития культуры - бессознательность. Это трансформация либидозной деятельности. В основе лежат темные, страшные инстинкты. В центре - Я (разум). Бессознательное - сфера либидо, агрессивности, самосохранения. Либидо толкает культуры. Оппозиция Эроса и Танакоса - бога любви и бога смерти. Есть эротическая линия, также есть стремление назад к неорганическому миру. Битва между этими вечными линиями. Сфера Ид, Оно. Сфера супер Эго, супер Я это сфера совести человека. Человек всегда знает, что хорошо, а что плохо. Это знание приходит от общественных норм социальной жизни. Отсюда сфера Я находится между молотом и наковальней, испытывая страх перед сферой Ид (чтобы не захлестнули оргии) и перед Сверх Я, что идеалы недостижимы. Это ведет к психическим заболеваниям. Положительный эффект наступает тогда, когда энергию от Ид удается направить на создание культурных ценностей - сублимация. Втоpой механизм - вытеснение: вытесняя эту энергию в бессознательное, появляются стрессы и неврозы. Третий механизм - регрессия: тормоза не держат и человек погиб, распоясался. Фрейд - атеист. Религия по Фрейду появляется как некий комплекс, возникший в результате ревности сыновей к своему отцу (боязнь кастрации). Убил отца, а потом наступило раскаяние. Общественный невроз. Фрейд отрицает наличие прогресса. Hаша задача, чтобы остpов сознания становился больше.
БИЛЕТ №3 Учение Карла Маркса об истории человеческого общества складывалось в процессе формирования марксистской философии в целом. В его основе лежит базовая для всей философской системы Маркса идея о материальной природе мира, о том, что в мире нет ничего, кроме материи и законов ее движения и изменения. При этом в качестве метода познания используется диалектический материализм. Именно с этих позиций исследуются общие законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей. Впервые материалистическое понимание истории освещается в совместной работе Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» (1845-1846 гг.). Здесь история определяется как «…последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями».[1] В рамках своего учения Маркс доказывает, что материальное производство – объективное, необходимое условие общественной жизни. Но главное, что было доказано Марксом и из чего вытекают все его последующие открытия, по словам Т. И. Ойзермана, - это то, что человечество само создает объективные условия, которые определяют его развитие. Ни географические условия, ни климат, ни другие естественные факторы не могут быть определяющей силой общественно-исторического процесса. Такой силой, в конечном счете, являются производительные силы.[2] Категорию производительных сил, как и другие ключевые категории материалистического понимания истории, Маркс выводит из одного общего основания – материальной природы человека, его потребностей и деятельности, направленной на их удовлетворение. «Первая предпосылка всякой человеческой истории, - читаем мы в «Немецкой идеологии», - это … существование живых человеческих индивидов… Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни… Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самоё свою материальную жизнь».[3] Итак, свое начало история человеческого общества берет в мире материальных вещей. На этом общем основании покоятся категории «общественное бытие», «общественное сознание», «производительные силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка», при помощи которых конструируется логика изложения материалистического понимания истории.
Общественное бытие и общественное сознание Общественное бытие людей, по Марксу, есть реальный процесс их жизни. Люди живут и действуют в различных отраслях общественной жизни. Это и есть их общественное бытие. В основе общественного бытия людей лежит их экономическая деятельность. Ведь для того, чтобы жить и работать, люди прежде всего должны есть, пить, одеваться и т.д. А это все обеспечивается людьми в процессе общественного производства, экономической жизни. Но люди в обществе не только живут, производят и развивают формы своей общественной жизни, но и отражают в своем сознании данное бытие, размышляют о нем, воссоздают его в виде образов, идей и теорий. Если общественное бытие есть жизнь непосредственная, то мысли об этой жизни есть жизнь опосредованная, отраженная в сознании. Вот эта сторона общественной жизни людей – жизнь, опосредованная сознанием, производная, духовная – является областью общественного сознания. Общественное сознание есть сознание общественных отношений, отражение общественного бытия. Так, литература и искусство описывают, изображают лишь то, что уже существует в жизни, или то, что в жизни зарождается. Политические и моральные идеи суть отражения в головах людей потребностей жизни общества. Общественное бытие первично, а общественное сознание вторично, производно. Люди, живя и действуя в обществе, вырабатывают, создают различные представления и идеи о своей общественной жизни. В этой связи нужно различать сознание как свойство каждого разумного существа и сознание как понимание сущности общественных отношений, в которых человек живет и действует. В первом смысле человек всегда действует сознательно, во втором же смысле, когда имеется в виду общественное сознание, он может действовать бессознательно, стихийно. Сознание как свойство человеческой деятельности может относиться к сфере удовлетворения личных, будничных интересов человека. Маркс называл такое сознание обыденным. Первичность общественного бытия в отношении общественного сознания состоит не только в том, что явления общественного бытия возникают раньше, чем они отразятся в общественном сознании людей, и состоит не только в том, что общественное бытие является независимым от общественного сознания, но еще и в том, что общественное бытие определяет общественное сознание. Если общественное бытие людей различно, то различны и их взгляды на бытие. Л.Фейербах говорил: “В хижинах думают иначе, чем во дворцах”. Но сознание людей отнюдь не является пассивным, зеркально - мертвым отражением жизни. Марксистский материализм в понимании общественной жизни отнюдь не отрицает и не принижает роли идей в общественном развитии. Он лишь подчеркивает, что эти идеи определяются жизнью и поэтому должны быть теснейшим образом связаны с последней, правильно отражая тенденции и требования ее развития.[4]
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|