Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Онтология: основные темы, проблемы и направления.




Онтология – область философии, ставящая самые общие вопросы о бытии, его фундаментальных принципах и категориях.

Основные понятия онтологии:

субстанция – то, что существует само по себе и благодаря себе, а не в другом и благодаря другому.

акциденция – то, что обладает бытием лишь в другом и благодаря другому

универсалии – родо-видовые понятия (лошадь –> лошадность)

гипостазирование – наделение теоретических понятий индивидуальным бытием.

сущность – то, что отличает данный предмет от других; то, что неотъемлемо от предмета, покуда он остается самим собой; то, что выражено в определении предмета (класса предметов).

существование – самое общее свойство всякого единичного бытия.

 

1. Эволюция онтологической тематики.

Изначально философия стремилась выяснить, какова подлинная структура мира на всех его уровнях. Можно привести краткое историческое изложение взглядов различных философов на онтологические вопросы.

Для древней греческих философов ключевыми понятиями являлись первоначала, которые понимались как фундаментальные основы бытия. Для Анаксагора это гомеомерии, или семена всех вещей, бесконечно разнообразные(плюрализм). Атомисты (дуализм) – атомы, пустота. Элеаты видели бытие единым (монизм). Платон представлял видимый мир как промежуточную реальность между сферой абсолютного бытия (которой принадлежат идеи), и сферой абсолютного небытия\становления (абсолютно неоформленная материя). Аристотель в основу всего полагал материю, форму и лишенность формы, отвергая отдельное существование платоновского мира идей.

В средние века христианская философия основу онтологии видела в запредельном бытии Бога. Средневековая философия полагала, что все тварное – материальное и духовное – строго говоря, не самосуще, не обладают своим бытием, но вызваны к бытию произволением Бога, последний же есть само Бытие. (Одно из имен Бога в иудео-христианской традиции, так и переводится – «Я есмь Тот, который есмь», т. е. абсолютное Бытие). Всякое другое бытие, таким образом, зависит от Бога.

Новое время. Основной вопрос онтологии – отношение сознания к бытию. Декарт подвергает сомнению все основания метафизики и строит свою гносеологию и онтологию по принципу «Мыслю значит существую», приходит к дуализму духа и материи. Спиноза создает монистическую концепцию бытия «Бог или Природа». Отдельные явления суть модусы его бытия, Бог же понимается пантеистически.

Лейбниц строит плюралистическую онтологию, вводит иерархию уровней бытия как классификацию монад – отдельных субстанциональных начал бытия, от атомов до Бога. Бог – высшая монада. Все монады друг другу трансцендентны.

Беркли – субъективная идеалистическая онтология. Отрицает существование материальной субстанции, все в этом мире существует лишь как явление, в нашем восприятии, для него быть – значит быть восприниаемым.

Кант выводит онтологию на новый уровень своим учением о «вещах в себе» и «вещах для нас», настаивая на принципиальной непознаваемости первых и критикуя традиционную онтологию (метафизику) за попытки познать «вещи в себе», такие как: Бог, душа, пространство, приводя таковое познание к антиномиям.

Гегель - ……

 

2. Проблемы. (Составители не уверены, все ли нижеследующее относится к онтологии)

Одной из важных проблем онтологии является вопрос номинализма и реализма, или же вопрос о существовании универсалий (общих понятий) отдельно от индивидуальных объектов. Решения этой проблемы в истории философии были самые разнообразные:

Крайний реализм. Общие понятия существуют сами по себе, в некотором идеальном мире, они гипостазируются (неоплатоники, Платон (с оговорками, ибо сам Платон критиковал свою же теорию идей)).

Умеренный реализм. Общие понятия являются объективно значимыми, т.к. в них осознается сущность вещей, общая для них (Аристотель, Фома Аквинский). Согласно Аквинскому, они существуют трояким образом: (1) в вещах (объективная общность сущностей разных предметов), (2) после вещей, т.е. в нашем сознании, (3) до вещей, то есть до сотворения мира в уме Бога.

Концептуализм (умеренный номинализм). Общие понятия существуют только в уме, как некоторые формы познания действительности.

Номинализм. Общие понятия – лишь слова, условно подобранные нами для различение одной группы индивидуальных объектов от другой.(Абеляр, Оккам).

 

Проблема существования причинности. С одной стороны можно считать, что всё детерминировано, с другой – предполагается существование субъектов, наделенной свободной волей. Обоим точкам зрения противостоит скептицизм в духе Юма, который подвергает сомнению наличие в мире причинности как таковой.

 

Направления.

Онтологические учения можно классифицировать по следующим признакам:

По количеству начал (субстанций): монизм (1), дуализм (2), плюрализм ().

По отношению к решению вопроса о том, является ли первоначало (субстанция/субстанции) мира материальным или духовным: материализм, идеализм.

По отношению к проблеме универсалий: номинализм, реализм (см. выше).

 

По взаимоотношению Абсолюта (Бога) и материального мира:

пантеизм (мир =Бог, или Бог имманентен миру, но см. разные виды пантеизма в Соколове),

деизм (Бог трансцендентен миру, Он завел один раз его, как часовщик, и больше не вмешивается),

теизм (Бог трансцендентен, но Он – личность, которая вполне может следить за ходом событий в мире и вмешиваться в протекающие процессы),

атеизм (Бога нет, есть только мир). [О разнице терминов «трансцендентный» и «трансцендентальный» см. у Яковлева.] NB Возможно, этот абзац напрямую к теме билета не относится, но его следует иметь в виду, отвечая на этот вопрос.

 

Какие еще есть онтологии? Излагаю бессистемно.

Солипсизм (нет никого, кроме меня).

Креационизм (все сотворено Богом из ничего) и эманационизм (все есть порождение или излучение Божества). Но это больше про космогонию.

Механицизм (материя подчиняется законам механики) и органицизм (материя подчиняется законам биологии). К последнему близок гилозоизм – вся материя не только живая, но еще и одушевленная

 


БИЛЕТ №7

Главными представителями немецкой классической философии были Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель - создатели немецкого классического идеализма и Фейербах - крупнейший представитель материализма. Онтологическое теории познания впервые преодолевается только в XVIII веке. Наиболее продуманно и последовательно это делает Кант. Он рассматривает познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. В самом субъекте Кант различает два уровня - эмпирический (индивидуально-психологические особенности человека) и трансцендентальный (всеобщие определения, составляющие принадлежность человека, как такового). Объективность знания обусловливается структурой именно трансцендентального субъекта, которая есть надындивидуальное начало в человеке.

Представители классического немецкого идеализма - Фихте, Шеллинг, Гегель подвергли пересмотру кантовское понятие трансцендентального субъекта. Недостатком кантовского субъекта является его неисторический характер, обязанный тому, что Кант противопоставил истинное знание (точные науки) тем формам знания, которые нам дают миф, искусство, язык. Согласно Гегелю естественнонаучное знание есть одно из исторических форм знания о мире, точнее о природе. Немецкий идеализм стал рассматривать трансцендентальный субъект исторически. У Гегеля в качестве субъекта предстала вся человеческая история как некоторый "объективный дух" или субстанция - субъект, которая имеет развивающиеся формы " исторические формы культуры. В итоге перестройка принципов: 1) Снята жесткая дихотония (разделение на две части) научного и ненаучного, свойственная XVII - XVIII вв. Наука рассматривается как развитие мифологически - донаучных форм. которые требуют своего анализа, чтобы установить их место в культуре. Если в историческом плане наука сопоставлялась с мифом, то в современном плане " с искусством, религией, философией. У Шеллинга искусство имеет преимущество перед наукой, так как схватывает истину как целое и постигает непосредственно, а наука дает лишь какую-то часть истины и действует опосредованно. 2) снята дихотония ложного и истинного. Вопрос об истинном и ложном знании Гегель переносит в историческую плоскость и появляется новый принцип: "истинно для своего времени", т.е. относительная истина. 3) НКФ рассматривает историю в двух планах: а) как история фактическая, эмпирически данная и б) как история взятая "в ее понятии", то есть по истине. На основе учения о трансцендентальной субъективности появляется онтология субъекта, онтология культурно-исторической деятельности человека, предстающего как божественный субъект.

Фихте, субъективный идеалист, из "чистого Я" трансцендентальной апперцепции (осознанное восприятие) выводит не только форму знания, но и все его содержание. Получается абсолютное начало всего сущего - "абсолютное Я", из деятельности которого должен объяснен весь объективный мир (не-Я). Центральный вопрос - как возможно научное знание? Стоит в его "учении о науке". Наука отличается от ненауки систематичностью и истинностью ее исходного основоположения, которое должно быть достоверным, т.е. очевидным. Это наше самосознание: "Я есмь", "Я есмь Я". Акт самосознания - есть действие и одновременно продукт этого действия, т.е. совпадение противоположностей субъекта и объекта, ибо в этом акте Я само себя порождает. Самосознание акт свободы, это ответ на призыв "будь". Я есмь Я - здесь выражается автономия воли. В абсолютном Я Фихте теоретическое и практическое начала совпадают и природа - лишь средство для осуществления человеческой свободы, деятельность Я нуждается в препятствии, преодолевая которое она развертывает все свои определения и, наконец, полностью осознает себя, достигая тождества с самой собою. Такое тождество не может быть достигнуто за конечное и является идеалом, к которому стремится человеческий род. Фихте доказывал, человеческое сознание активно не только тогда, когда оно мыслит, но и в процессе восприятия. Фихте полагал, что для объяснения процесса ощущения и восприятия не следует ссылаться на действие "вещей в себе", а необходимо выявить те акты самодеятельности "Я" (лежащие за границей сознания), которые составляют невидимую основу "пассивного" созерцания мира. Диалектика Фихте, "Я" Фихте состоит из эмпирического Я, которое каждый человек открывает в акте саморефлексии и божественное "абсолютное Я", - некая абсолютная реальность, полностью недоступная нашему сознанию. "Абсолютное Я" - это бесконечная деятельность, которая становится достоянием индивидуального сознания только в тот момент, когда она наталкивается на некоторое препятствие и этим последним ограничивается. Но в то же время натолкнувшись на границу, деятельность устремляется за пределы этой границы, затем снова наталкивается на препятствие. Эта пульсация деятельности и ее ососнание (остановка) составляет саму природу "Я", которое таким образом не бесконечно и не конечно, а есть единство противоположностей конечного и бесконечного, человеческого и божественного, индивидуального и "абсолютного Я". Индивидуальное и "абсолютное Я" то совпадают и отождествляются то распадаются и различаются, это "пульсация" - совпадений - распадений - ядро диалектики Фихте. Весь диалектический процесс имеет целью чтобы противоположности - индивидуальное и абсолютное Я - совпали. Однако полное достижение этого идеала невозможно, вся человеческая история есть лишь бесконечное приближение к нему.

Главными представителями немецкой классической философии были Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель - создатели немецкого классического идеализма и Фейербах - крупнейший представитель материализма. Онтологическое теории познания впервые преодолевается только в XVIII веке. Наиболее продуманно и последовательно это делает Кант. Он рассматривает познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. В самом субъекте Кант различает два уровня - эмпирический (индивидуально-психологические особенности человека) и трансцендентальный (всеобщие определения, составляющие принадлежность человека, как такового). Объективность знания обусловливается структурой именно трансцендентального субъекта, которая есть надындивидуальное начало в человеке.

Представители классического немецкого идеализма - Фихте, Шеллинг, Гегель подвергли пересмотру кантовское понятие трансцендентального субъекта. Недостатком кантовского субъекта является его неисторический характер, обязанный тому, что Кант противопоставил истинное знание (точные науки) тем формам знания, которые нам дают миф, искусство, язык. Согласно Гегелю естественнонаучное знание есть одно из исторических форм знания о мире, точнее о природе. Немецкий идеализм стал рассматривать трансцендентальный субъект исторически. У Гегеля в качестве субъекта предстала вся человеческая история как некоторый "объективный дух" или субстанция - субъект, которая имеет развивающиеся формы " исторические формы культуры. В итоге перестройка принципов: 1) Снята жесткая дихотония (разделение на две части) научного и ненаучного, свойственная XVII - XVIII вв. Наука рассматривается как развитие мифологически - донаучных форм. которые требуют своего анализа, чтобы установить их место в культуре. Если в историческом плане наука сопоставлялась с мифом, то в современном плане " с искусством, религией, философией. У Шеллинга искусство имеет преимущество перед наукой, так как схватывает истину как целое и постигает непосредственно, а наука дает лишь какую-то часть истины и действует опосредованно. 2) снята дихотония ложного и истинного. Вопрос об истинном и ложном знании Гегель переносит в историческую плоскость и появляется новый принцип: "истинно для своего времени", т.е. относительная истина. 3) НКФ рассматривает историю в двух планах: а) как история фактическая, эмпирически данная и б) как история взятая "в ее понятии", то есть по истине. На основе учения о трансцендентальной субъективности появляется онтология субъекта, онтология культурно-исторической деятельности человека, предстающего как божественный субъект.

В натурфилософии Шеллинга (объективный идеализм) была возрождена неплатоническая идея мировой души, проникающей собою все космические стихии и обеспечивающей единство и целостность природного бытия, всеобщую связь природных явлений. Но у Шеллинга динамический подход. Сущность природы -противоборство полярных сил. Возникновение мира из первоначального единства - некоторый "творческий акт", - который непознаваем для разума, является предметом постижения "интеллектуальной" интуиции, которая представляет собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Такая интуиция - достояние гения, которые занимаются философией и искусством. Искусство, а не наука, по Шеллингу, органон (инструмент) философии.

 

Гносеология, или теория познания, - это раздел философских знаний (философская наука, философская дисциплина), в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются.

Проблемы гносеологии занимают ведущее место в философии. Это обусловлено тем, что сами проблемы сущности наших знаний в их соотношении с объективным положением вещей являются проблемами философскими и ничьими иными. Нет, не было и не может быть никакой другой науки, кроме философии, которая смогла бы сопоставить природу наших знаний с теми предметами и явлениями, которые зафиксированы в них, в наших знаниях. Ведь природа наших знаний - духовна; она с предметами и явлениями связана на столько опосредствованно, что свести их, знания, к уровню самих предметов и явлений не возможно ни экспериментально, ни теоретически. Дух и материя на столько далеки друг от друга, между ними существует такая бездна, которую никаким образом нельзя преодолеть науковообразными мостами или перелазами. Только философия позволяет "перепрыгнуть" через эту бездну: от духа - до материи и от материи - к духу. Это во-первых. А во-вторых, философия как бы осознаёт исключительность своего положения и неизменно, на протяжении всей истории своего существования, уделяет проблемам познания первостепенное внимание. Постоянно существовали и до сих пор существуют философы и философские школы, которые считают, что у философии нет никаких других проблем, кроме проблем гносеологии. В их творчестве все проблемы философии сводятся к гносеологии или рассматриваются только сквозь призму гносеологии. Даже марксизм, который пытается охватить и свести в систему абсолютно все проблемы мировоззрения, и тот считает, что гносеология - это только "другая сторона основного вопроса философии" (Энгельс). Правда, есть такие философы, которые игнорируют проблемы гносеологии по мотивам невозможности решения её проблем или же по мотивам "не философичности" самой гносеологии. Но, мотивируя исключение гносеологии из области философского исследования, давая ей свою оценку, философы уже занимаются гносеологией. К тому же, излагая свои взгляды по тому или иному философскому вопросу, философ обязательно аргументирует истинность своих высказываний. А "истинность" - это уже гносеологическая (и никакая другая!) философская проблема. Следовательно, повторимся, проблемы гносеологии всегда занимают центральное место в философии вообще, а не только в отдельной философской школе или в творчестве отдельного философа.

Скептицизм (от греческого слова "σκεπτικοσ", скептикос - недоверчивый) - подвергает сомнению достоверность всех наших знаний о мире. Скептицизм зародился ещё в античной философии. Известными его представителями были греческий философ Пиррон (365 - 275) и римский философ, стоик Эпиктет (50 - 138). Скептицизм подвергает сомнениям все утверждения о действительных вещах и явлениях. Наиболее мудрое поведение философа, говорил Пиррон, - это "воздержание (εποχη, эпохи) от суждений". А если философ уж хочет высказаться, то он должен говорить: "Это мне кажется горьким", "Это мне кажется истинным". Эпиктет родился рабом, принадлежал одному из телохранителей Нерона; получил свободу и занялся философией. Он призывал по всем вопросам иметь своё собственное мнение и ни в коем случае не преклоняться перед авторитетами: "Если книга стоит пять динаров, то излагаемое в ней не стоит большего"; "Если я преклоняюсь перед одним истолкованием, то я только грамматик, вместо того, чтобы быть философом". В истории европейской философской мысли виднейшим представителем скептицизма были: Монтень (1533 - 1592), философ и богослов Пьер Шарон (1541- 1603), атеист Пьер Бейль (1647 - 1706), Давид Юм (1711 - 1776), Кант (1724 - 1804) и его последователи.

В истории развития знаний скептицизм сыграл двойственную роль. С одной стороны, он дискредитирует достоверность установленных знаний и тем самым подрывает доверие к науке, способствует прозябанию простых людей в темноте и невежестве. Но с другой стороны, скептицизм способствует проверке научных знаний на прочность, подрывает слепую веру и будит здравую мысль; был и остаётся врагом догм, способствует поискам новых ответов на уже казалось бы решенные вопросы. История развития науки - это история возникновения и преодоления сомнений.

Создание термина " Агностицизм "(от греческого слова "γνωσεο", гносео - знаю и отрицательной частицы "α",а - не, без, против) принадлежит выдающемуся английскому дарвинисту Томасу Гексли (1825-1895). Учёный приложил этот термин к тем областям знаний, которые наука ещё не открыла. Термин сразу же получил признание и был распространён на область так называемых запредельных знаний: Есть Бог или Бога нет? Есть смысл жизни человека или никакого смысла человеческая жизнь не имеет? Дух порождается материей или существует независимо от неё? Существующий мир вечен или имеет начало и конец своего существования? Развивая мысли своего старшего друга немецкий дарвинист Эмиль Дюбуа Раймон в 1872 году свою публичную лекцию "О границах познания природы" закончил словами: "Что касается загадки, что представляют собой сила и материя и каким образом они в состоянии мыслить, нужно раз и навсегда склонится к выводу: "Ignorabimus!" Мы этого никогда не узнаем". "Усовершенствованное" выражение Э. Д. Раймона "Ignoramus et ignorabimus" (Не знаю сейчас и никогда не узнаю в будущем) до сих пор в широком ходу среди апологетов религии и врагов научного знания. В общепринятых словарях агностицизму даётся такое определение: "Агностицизм - философское учение, которое отрицает возможность познания сущности речей и закономерностей развития природы". В современной Англии агностиками официально называют тех атеистов, которые не признают существование Бога, но считают, что его существование невозможно ни доказать, ни опровергнуть.

 

Гносеологический оптимизм – направление в гносеологии, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее. Имеются, конечно, определенные трудности исторического, т.е. – временного характера, но развивающееся человечество, в конце концов, их преодолеет. Вариантов оптимистической гносеологии достаточно много, различаются и их онтологические основания. В учении Платона возможность безусловного познания сущности вещей базируется на постулировании единой природы души и идеальных сущностей в некоем месте обитания занебесной области, в которой души созерцают идеальный мир. После вселения в человеческие тела души забывают то, что они видели в иной действительности. Суть же теории познания Платона заключается в тезисе «Знание – это припоминание», то есть души припоминают то, что видели прежде, но забыли в земном существовании. Способствуют процессу «припоминания» наводящие вопросы, вещи, ситуации. В учениях Г.Гегеля и К.Маркса, несмотря на то, что первое принадлежит к объективно-идеалистическому, а второе – к материалистическому направлениям, онтологической основой гносеологического оптимизма является представление о рациональности (т.е. логичности, закономерности) мира. Рациональность мира безусловно может быть познана человеческой рациональностью, то есть разумом.


БИЛЕТ №8

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...