Формирование философского понятия материи. Современная наука о системной организации материи.
Проблема определения сущности материи весьма сложна. Слож- ность заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи, а также в многообразии различных материальных объектов, форм материи, ее свойств и взаимообусловленностей. В связи с этим перед философией и другими науками стоит множество вопросов: Что такое материя? Как развивались представления о ней? Как соотнести с понятием материи бесконечное множество конкретных предметов, ве- щей? Какими свойствами она обладает? Вечна ли и бесконечна мате- рия? Что является причиной ее изменения? Какие виды материи из- вестны в настоящее время? Как осуществляется взаимный переход од- них видов материи и форм ее движения в другие? На основе каких за- конов это происходит? Наконец, каким образом возникло такое свойс- тво материи, как сознание? Обращая свое внимание на окружающий нас мир, мы видим сово- купность разнообразных предметов, вещей. Эти предметы обладают са- мыми различными свойствами. Одни из них имеют большие размеры, другие - меньшие, одни просты, другие - более сложны, одни пости- гаемы достаточно полно непосредственно чувственным образом, для проникновения в сущность других необходима абстрагирующая деятель- ность нашего разума. Отличаются эти предметы и по силе своего воз- действия на наши органы чувств. Однако при всей своей многочисленности и разнообразии самые различные предметы окружающего нас мира имеют один общий, если так можно выразиться, знаменатель, позволяющий объединить их понятием материи. Это общее есть независимость всего многообразия предметов от сознания людей. В то же время это общее в бытии различных мате- риальных образований является предпосылкой единства мира. Однако заметить общее в самых различных предметах, явлениях, процессах - задача далеко не простая. Для этого нужна определенная система сложившихся знаний и развитая способность к абстрагирующей дея- тельности человеческого разума. Поскольку знания есть продукт при- обретенный, причем накапливаемый постепенно, в течение длительного времени, то многие суждения людей о природе и обществе первона- чально носили весьма неотчетливый, приближенный, а порой и просто неверный характер. В полной мере это относится и к определению категории материи. Так, мыслители древности могли уловить в много- образии предметов природы общественных явлений лишь то, что лежало на поверхности, т.е. уловить явления, но не сущность вещей. Между тем уже в далекое время пытливая мысль людей стремилась установить какие-то единые законы функционирования природы и об- щества, указать в учении о природе какое-то единое начало всех ве- щей и явлений. Так, например, в Древней Индии возникли представле- ния чарваков о том,что все тела состоят из четырех элементов: огня, воздуха, воды и земли. Различные комбинации их образуют предметы природы. Более высоко была развита научная мысль в Древней Греции. Фалес, например, считал, что первичной неизменной субстанцией (ос- новой) всех вещей является вода. По Анаксимандру, такой неизменной субстанцией является некоторое неопределенное начало - апейрон, а с точки зрения Анаксимена, первоосновой всего может быть только воздух. Различная плотность последнего связана с появлением воды, камней и т.д. Для Гераклита первоначалом всего служил огонь. Самый беглый анализ рассмотренных явлений о материи показыва- ет, что все они по духу своему были материалистическими, но общим их недостатком было, во-первых, сведение понятия материи к како- му-то конкретному виду вещества или ряду веществ. Во-вторых, признание материи в качестве строительного матери- ала,некоей первичной неизменной субстанции автоматически исключало выход за пределы имеющихся о ней представлений. Тем самым ка- ким-либо конкретным видом вещества с присущими ему свойствами ог- раничивалось дальнейшее познание, проникновение в сущность мате- рии. Все же большой заслугой древних материалистов было изгнание представлений о боге-творце и признание взаимосвязи материи и дви- жения, а также вечности их существования. Заметный след в развитии учения о материи оставили мыслители Древней Греции Левкипп и особенно Демокрит - родоначальники ато- мистического учения об окружающем мире. Они впервые высказали мы- сыль о том, что все предметы состоят из мельчайших неделимых час- тиц - атомов. Первичная субстанция - атомы движутся в пустоте, и их различные сочетания суть те или иные материальные образования. Уничтожение вещей, по Демокриту, означает лишь их разложение на атомы. В самом понятии атома содержится нечто общее, присущее раз- личным телам. Вместе с тем, хотя атомистическое учение и устанавливало об- щую природу бытия микропредметов,однако оно не раскрывало в полной мере понятия материи; в силу своей субстанциональности и ограни- ченности оно не могло служить критерием общности всего многообра- зия видов материи. В настоящее время мы знаем, что атомы различны по своей природе и структуре и представляют лишь частицы вещества. Таким образом, у Демокрита мы видим отождествление понятия материи с одним из конкретных ее проявлений, с веществом. Весьма важную попытку дать определение материи сделал фран- цузский материалист XVIII века Гольбах, который в работе "Система природы"писал, что "по отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства". (Гольбах П. Система природы.М.,1924. С.31.). Здесь мы видим стремление выделить то общее в различных фор- мах материи, а именно: что они вызывают у нас ощущения. В этом оп- ределении Гольбах уже отвлекается от конкретных свойств предметов и дает представление о материи как абстракции. Вместе с тем опре- деление Гольбаха было ограниченным. Оно не раскрывало до конца сущности всего того, что воздействует на наши органы чувств, оно не раскрывало специфики того, что не может воздействовать на наши чувства. Эта незавершенность предложенного Гольбахом определения материи создавала возможности как для материалистической, так и идеалистической ее трактовки. К концу прошлого века естествознание, и в частности физика, достигло достаточно высокого уровня своего развития. Были открыты общие и, казалось, незыблемые принципы строения мира. Была открыта клетка, сформулирован закон сохранения и превращения энергии, ус- тановлен Дарвиным эволюционный путь развития живой природы, Менде- леевым создана периодическая система элементов. Основой бытия всех людей, предметов признавались атомы - мельчайшие, с точки зрения того времени, неделимые частицы вещества. Понятие материи отож- дествлялось, таким образом, с понятием вещества, масса характери- зовалась как мера количества вещества или мера количества материи. Материя рассматривалась вне связи с пространством и временем. Бла- годаря работам Фарадея, а затем Максвелла, были установлены законы движения электромагнитного поля и электромагнитная природа света. При этом распространение электромагнитных волн связывалось с меха- ническими колебаниями гипотетической среды - эфира. Физики с удов- летворением отмечали: наконец-то, картина мира создана, окружающие нас явления укладываются в предначертанные им рамки. Правда, в то время известный физик лорд Кельвин, отмечая в целом завершенность физической картины мира, указывал на существо- вание на горизонте науки двух небольших облачков. Первое облачко представляло собой неясности с излучением черного тела, а второе - неясности с экспериментом Майкельсона. При дальнейшем развитии фи- зики из первого облачка выросла квантовая механика, а второе - по- родило специальную теорию относительности. Оценивая в целом представления классической физики XIX в. о строении и свойствах материи, отметим, что они страдали теми же недостатками, что и учения древних. Точка зрения на материю как на первичную, неизменную субстанцию и отождествление ее при этом с веществом содержали в себе предпосылки возможности критических си- туаций в физике. И это не замедлило сказаться. На благополучном, казалось, фоне "стройной теории" вдруг пос- ледовала целая серия необъяснимых в рамках классической физики на- учных открытий. В 1896 г. были открыты рентгеновские лучи. В 1896 г. Беккерель случайно обнаружил радиоактивность урана, в этом же году супруги Кюри открывают радий. Томсоном в 1897 г. открыт электрон, а в 19О1 г. Кауфманом показана изменчивость массы элект- рона при его движении в электромагнитном поле. Наш соотечественник Лебедев обнаруживает световое давление, тем самым окончательно ут- верждая материальность электромагнитного поля. В начале ХХ в. Планком, Лоренцом, Пуанкаре и др. закладываются основы квантовой механики, и, наконец, в 19О5 г. Эйнштейном создается специальная теория относительности. Многие физики того периода, мыслящие метафизически, не смогли понять сути этих открытий. Вера в незыблемость основных принципов классической физики привела их к скатыванию с материалистических позиций в сторону идеализма. Логика их рассуждений была такова. Атом - мельчайшая частица вещества. Атом обладает свойствами неде- лимости, непроницаемости, постоянства массы, нейтральности в отно- шении заряда. И вдруг оказывается, что атом распадается на ка- кие-то частицы, которые по своим свойствам противоположны свойс- твам атома. Так, например, электрон имеет изменчивую массу,заряд и т.д. Это коренное отличие свойств электрона и атома привело к мыс- ли, что электрон нематериален. А поскольку с понятием атома, ве- щества отождествлялось понятие материи, а атом исчезал, то отсюда следовал вывод: "материя исчезла". С другой стороны, изменчивость массы электрона, под которой понималось количество вещества, ста- ла трактоваться как превращение материи в "ничто". Таким образом, рушился один из главнейших принципов материализма - принцип неу- ничтожимости и несотворимости материи. В физике наступил кризис. С точки зрения диалектики этот процесс закономерен. Новые открытия при этом могут вписываться в старую теорию, а могут и противоречить ей. Если новые открытия не укладываются в рамки ста- рой теории, то либо эта теория построена на неверных исходных принципах и тогда она должна быть отброшена, либо это связано с неполнотой, ограниченностью старой теории, и тогда последняя тре- бует частичного пересмотра, уточнения. Для того, чтобы показать, что новейшие открытия физики все более и более подтверждают диалектический материализм, Ленин обра- щает свое внимание, прежде всего, на определение сущности материи. "Материя, - пишет он,- есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, ко- торая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". (Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.18. -С.131). Это определение материи является наиболее полным, отвечающим не только современному уровню развития науки, но и будущим ее про- рывам в область неизведанного. Роль этого определения для дальней- шего развития как философии, так и частных общественных и естест- венных наук чрезвычайно велика. Оно абсолютно исключает представ- ление о какой-то первичной "субстанции", неизменной "сущности" ве- щей, лежащей в основе всех предметов материального мира. Проанализируем это определение подробнее. Во-первых, в онто- логическом плане в нем утверждается, что существует объективная реальность, независимая ни от человека, ни от какого бы то ни было абсолютного духа. В гносеологическом плане категория материи есть абстрактное отображение в сознании людей этой объективной реаль- ности, воплощенной в бесконечном многообразии конкретных вещей. Определение утверждает способность людей копировать, отображать объективную реальность. Это есть признание неограниченных познава- тельных способностей человечества в целом. Таким образом, в определении материи отражено содержание диа- лектико-материалистического решения обеих сторон основного вопроса философии. В этом его мировоззренческое значение. Во-вторых, из приведенного определения материи следует, что недопустимо конкретные представления о строении и свойствах тех или иных конкретных материальных образований, являющихся предметом исследования частных наук, смешивать с философским вопросом об объективности их существования. Нельзя, например, такие свойства атома, как неделимость, непроницаемость и т.д., считать критерием его материальности. В-третьих, встает особый вопрос, каким образом воздействуют различные материальные образования на наши органы чувств. Диалек- тико-материалистическое определение материи не требует, чтобы ма- терия обязательно непосредственно воздействовала на наши органы чувств. Это воздействие может быть как непосредственным,так и опосредованным, например, через приборы. Человек не может непос- редственно чувственным образом воспринимать элементарные частицы, однако, применяя вышеуказанный критерий материальности, можно ут- верждать, что эти частицы, поля, хотя и обладают свойствами, от- личными от свойств атомов, тем не менее представляют собой матери- альные образования. следовательно, открытие радиоактивности, электрона и других элементарных частиц означает проникновение нау- ки в более глубокие пласты материи, где действуют новые специфи- ческие законы существования и функционирования материальных объек- тов. Наконец, диалектико-материалистическое определение материи направлено против отождествления понятия материи с ее конкретными видами и свойствами. Тем самым оно допускает возможность существо- вания, а значит, и открытия в будущем новых неизвестных, "диковин- ных" видов материи. Следует сказать, что в последние годы физики и философы все настойчивее предсказывают такую возможность. Определение материи, как видим, не только способствовало ма- териалистическому обоснованию новых открытий на рубеже XIX-XX вв. но и подсказывало пути выхода физики из кризиса. Вывод Ленина о том,что "электрон так же неисчерпаем. как и атом.Природа бесконечна", служит и в настоящее время методологи- ческой основой развития современной физики.Конечно, неисчерпае- мость материи надо понимать как вглубь, так и вширь, образно гово- ря, и в вертикальной, и в горизонтальной плоскостях, поскольку возможно не только открытие новых видов материи, но и познание но- вых свойств уже известных ее видов. Из всего вышесказанного видна непреходящая роль диалекти- ко-материалистического учения о материи. И эта роль все более воз- растает с дальнейшим прогрессом науки. Выше уже говорилось, что материя обладает множеством свойств. Кратко перечислим наиболее общие из них. К их числу относятся, в первую очередь, движение, пространство и время, являющиеся атрибу- тами материи, т.е. тем, что обеспечивает их бытие. Сущность движе- ния, пространства и времени будет раскрыта ниже. Далее. Материя вечна и бесконечна. Это означает, что она ни- когда не имела начала во времени и пространстве и не будет иметь конца. Принцип неуничтожимости и несотворимости материи и движения является следующим свойством материи. Этот принцип конкретно реа- лизуется в многочисленных законах сохранения. Важным свойством ма- терии является способность к взаимопревращению различных видов ма- терии друг в друга. Отсюда следует, что отдельные виды материи мо- гут исчезнуть, но при этом в определенном количественном соотноше- нии появляются другие ее виды. И этот процесс бесконечен. О свойс- тве неисчерпаемости материи мы уже говорили. Наконец, материя характеризуется противоречивостью, единством прерывного и непрерывного, единством конечного и бесконечного, аб- солютностью и относительностью и т.д. Изучая свойства материи, можно заметить их неразрывную диа- лектическую взаимосвязь. Одни свойства взаимообусловливают другие ее свойства. Материя имеет и сложное структурное строение. На основе дос- тижений современной науки мы можем указать некоторые ее виды и структурные уровни. Известно, что до конца XIX в. естествознание не шло дальше молекул и атомов. С открытием радиоактивности элект- ронов начался прорыв физики в более глубокие области материи. При- чем, подчеркнем еще раз, принципиально новым при этом является от- каз от абсолютизации каких-то первокирпичиков,неизменной сущности вещей. В настоящее время физикой открыто множество различных эле- ментарных частиц. Больше стало известно об электроне. Его масса покоя, равная 1О 5-27 0 г, принята за единицу массы. Отрицательный за- ряд электрона служит единицей заряда. После электрона был открыт фотон - квант света, частица, не имеющая массы покоя. Фотон всегда находится в движении со ско- ростью, равной скорости света. Далее в 1911 г. был открыт протон - положительно заряженная тяжелая элементарная частица с массой по- коя - 1836. Затем следует открытие целого ряда других частиц: нейтрона, мезонов, гиперонов и т.д. В 1928 г. Дирак предсказал существование частицы, имеющей ту же массу, что и электрон, но с противоположным зарядом. Эту части- цу назвали позитроном, а т.к. позитрон по сути дела представляет собой антиэлектрон, вместе с ним родилась идея существования анти- частиц. Работы в этом направлении привели к открытию целой группы античастиц. Оказалось, что каждая частица имеет свой антипод - ан- тичастицу, имеющую с ней одинаковую массу, но противоположный за- ряд, спин и т.д. Нейтральные частицы также имеют свои античастицы, отличающиеся противоположностью спина и других характеристик. Час- тицы и античастицы, взаимодействуя, "аннигилируют", т.е. исчезают, превращаясь в другие частицы. Например, электрон и позитрон, анни- гилируя, превращаются в два фотона. Симметричность элементарных частиц позволяет высказать пред- положение о возможности существования антимира, состоящего из ан- тичастиц, антиатомов и антивещества. Причем все законы, действую- щие в антимире, должны быть аналогичными законам нашего мира. Общее количество частиц, включая и так называемые "резонан- сы", временной промежуток жизни которой чрезвычайно мал, достигает сейчас приблизительно цифры 3ОО. Предсказывается существование ги- потетических частиц - кварков, имеющих дробный заряд. Кварки пока не открыты, но без них невозможно удовлетворительно объяснить не- которые квантово-механические явления. Не исключено, что в недале- ком будущем это теоретическое предсказание найдет эксперименталь- ное подтверждение. Систематизируя известные сведения о строении материи, можно указать следующую ее структурную картину. Во-первых, следует выделить три основных вида материи, к ко- торым относятся: вещество, антивещество и поле. Известны электро- магнитные, гравитационные, электронные, мезонные и др. поля. Вооб- ще говоря, с каждой элементарной частицей связано соответствующее ей поле. К веществу относятся элементарные частицы (исключая фото- ны), атомы, молекулы, макро-и мегатела, т.е. все то, что имеет массу покоя. Об антивеществе речь шла выше. Все указанные виды материи диалектически взаимосвязаны между собой. Иллюстрацией этого является открытие в 1922 г. Луи де Брой- лем двойственного характера элементарных частиц, которые в одних условиях обнаруживают свою корпускулярную природу, а в других - волновые качества. Во-вторых, в самом общем виде можно выделить следующие струк- турные уровни материи: 1. Элементарные частицы и поля. 2. Атомно-молекулярный уровень. 3. Все макротела, жидкости и газы. 4. Космические объекты: галактики,звездные ассоциации, туманности и т.д. 5. Биологический уровень, живую природу. 6. Социальный уровень - общество. Каждый структурный уровень материи в своем движении, раз- витии подчиняется своим специфическим законам. Так например, на первом структурном уровне свойства элементарных частиц и полей описываются законами квантовой физики, которые носят вероятност- ный, статистический характер. Свои законы действуют в живой приро- де. По особым законам функционирует человеческое общество. Имеется целый ряд законов, действующих на всех структурных уровнях материи (законы диалектики, закон всемирного тяготения и др.), что явля- ется одним из свидетельств неразрывной взаимосвязи всех этих уров- ней. Всякий более высокий уровень материи включает в себя более низкие ее уровни. Например, атомы и молекулы включают в себя эле- ментарные частицы, макротела состоят из элементарных частиц, ато- мов и молекул.Однако материальные образования на более высоком уровне не являются просто механической суммой элементов низшего уровня. Это качественно новые материальные образования, со свойс- твами, коренным образом отличающимися от простой суммы свойств составных элементов, что и находит свое выражение в специфике за- конов, описывающих их. Известно, что атом, состоящий из разнородно заряженных частиц, нейтрален. Или классический пример. Кислород поддерживает горение, водород горит, а вода, молекулы которой сос- тоят из кислорода и водорода, гасит огонь. Далее. Общество есть совокупность отдельных людей - биосоциальных существ. Вместе с тем общество несводимо ни к отдельному человеку, ни к некоторой сумме людей. В-третьих, исходя из приведенной выше классификации, можно выделить три различных сферы материи: неживую, живую и социаль- но-организованную - общество. Выше мы рассматривали эти сферы в иной плоскости. Дело в том, что всякая классификация относительна, а поэтому в зависимости от потребностей познания можно давать са- мую различную классификацию уровней, сфер и т.д.,отражающих слож- ную, многогранную структуру материи. Подчеркнем, что избранное на- ми то или иное основание классификации есть лишь отражение много- образия самой объективной реальности. Можно выделить микро-, мак- ро- и мегамир.Этим классификация структуры материи не исчерпывает- ся, возможны и другие подходы к ней.
БИЛЕТ №9
Воспользуйтесь поиском по сайту: