Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные теоретические положения для освоения материала темы




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Юго-Западный государственный университет»

(ЮЗГУ)

 

Кафедра дизайна и технологии изделий легкой промышленности

 

 

УТВЕРЖДАЮ Первый проректор – проректор по учебной работе ____________Е.А. Кудряшов «__»______________2011 г.  

 

МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ

 

Методические указания по выполнению лабораторных работ

для студентов специальностей 260901.65 и 260902.65 и направлений 260800.62 и 262200

 

 

Курск 2011

УДК 65.5

Составитель С.А. Данилова

 

 

Рецензент:

Кандидат технических наук, доцент Леонтьева Т.И.

 

Метрология, стандартизация, сертификация: методические указания по выполнению лабораторных работ / Юго-Зап.. гос. ун-т; сост.: С.А. Данилова Курск, 2011. 91с.: ил. 11, табл. 14, прилож. 2. Библиогр.: с. 52.

 

 

Содержит методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по темам, рассматриваемым при изучении дисциплины «Метрология, стандартизация, сертификация», теоретические положения, необходимые для закрепления материала тем и приобретения навыков решения практических задач по ним, блоки тестовых заданий и задачи по темам лабораторных работ.

Методические указания соответствуют требованиям программы, утвержденной учебно-методическим объединением по специальностям технологии швейных изделий (УМО АМ).

Предназначены для студентов специальностей 260901.65, 260902.65 заочной формы обучения и направлений 260800.62, 262200.

 

 

Текст печатается в авторской редакции

 

Подписано в печать. Формат 60х84 1/16.

Усл.печ.л. 0,6. Уч.-изд.л. 0,5. Тираж 50 экз. Заказ. Бесплатно.

Юго-Западный государственный университет.

305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94.

СОДЕРЖАНИЕ

 

  Стр.
Введение  
Лабораторная работа №1: Метрологические характеристики средств измерений  
Лабораторная работа №2: Метрологическая надежность средств измерений  
Лабораторная работа №3: Обработка результатов измерений физических величин при проведении исследований  
Лабораторная работа №4: Оценка эффективности работ по стандартизации и унификации. Принцип предпочтительности, определяющий научно-техническую организацию работ по стандартизации  
Заключение  
Библиографический список  
Приложение 1«Варианты тестовых заданий для проверки знаний по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»»  
Тема №1 «Основные понятия и термины метрологии»  
Тема№2 «Оценка погрешности и точности измерений»  
Тема №3 «Оценка метрологической надежности средств измерения»  
Тема №4 «Обработка результатов испытаний»  
Тема №5 «Оценка эффективности работ по стандартизации»  
Тема №6 «Метрологическое обеспечение. Стандартизация. Сертификация»  
Приложение 2 «Задачи по курсу дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Метрология – наука об измерениях, а измерения - один из важнейших путей познания.

Наука, промышленность, экономика и коммуникации не могут существовать без измерений. Результаты измерительных операций используются для обеспечения качества и технического уровня выпускаемой продукции, безопасной и безаварийной работы различного оборудования и средств измерений в различных областях деятельности человека.

По статистике, примерно 15% затрат общественного труда расходуется на проведение измерений, от 3 до 9% валового национального продукта передовых индустриальных стран приходится на измерения и связанные с ними операции.

На современном этапе развития мирового сообщества, характеризующегося высокими темпами интенсификации производства, применением взаимосвязанных систем машин и приборов, использованием широкой номенклатуры веществ и материалов, значительно возросли требования к специалистам в области метрологии и стандартизации. В этих условиях роль стандартизации как важнейшего звена в системе управления техническим уровнем и качеством продукции и услуг на всех этапах научных разработок, проектирования, производства, эксплуатации и утилизации имеет первостепенное значение.

В связи со сказанным, становится очевидным тот факт, что при изучении курса дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» будущие специалисты в области легкой промышленности должны усвоить тот оптимальный объем знаний, умений и навыков, который смогут использовать в своей профессиональной деятельности в рамках решения задач по оптимизации качества продукции, процессов и работ и метрологического обеспечения производства при выпуске безопасной и функционально эффективной продукции.

Данные методические указания разработаны с целью обеспечения высокого уровня знаний, умений и навыков студентов и содержат необходимый для этого теоретический материал, систему тестовых заданий по темам лабораторных работ и задачи для практического закрепления знаний по метрологии и стандартизации.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

 

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

Цель работы: Изучение метрологических характеристик средств измерений и приобретение навыков их определения

Методы изучения:

1) практический – в лаборатории кафедры;

2) теоретический – по учебной литературе.

 

ЗАДАНИЕ

Лабораторное задание выполняется в лаборатории университета

 

1. Ознакомиться, пользуясь теоретическими положениями темы, с основными метрологическими характеристиками средств измерений.

2. Используя эталонные гири (разновес), определить основные метрологические характеристики предложенного средства измерения.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Оформить отчет в соответствии с заданием.

2. По учебной литературе и конспекту лекций изучить соответствующий раздел.

3. Решить тестовые задания по рассматриваемой теме (Приложение 1, тема №2), представленные в приложении данных методических указаний.

4. Ответить на контрольные вопросы:

4.1. Назовите виды погрешностей средств измерений.

4.2.Как определяется абсолютная погрешность средства измерения?

4.3. Как определяется допустимая предельная относительная погрешность?

4.4. Какие характеристики включает в себя класс точности средств измерения?

4.5. Понятия: класс точности и класс погрешности средства измерения, какова взаимосвязь между ними?

4.6. В чем заключается нормирование метрологических характеристик?

4.7. Дайте определения метрологических характеристик: предел измерения, чувствительность, вариация, диапазон измерений средства измерения.

4.8. Задача: восстановите ряд классов погрешностей, соответствующих классам точности средств измерений.

4.9. Задача: стрелка прибора (амперметра) показывает 4А. Чему равна измеряема сила тока I?(рис.1).

 

Отсчетное устройство прибора

Рис. 1.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Сергеев А.Г, Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Учеб. пособие. – Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2005. – с. 122 – 177.

2. Шустов Ю.С., Плеханова С.В. Основы метрологии и измерительные приборы в текстильной промышленности. Учеб. пособие. – М.: МГТУ им. Косыгина, 2005. – 141 с.

3. Бузов Б.А. Управление качеством продукции, техническое регулирование и технический регламент, стандартизация и сертификация. Учеб. пособие. – М.: ИИЦ МГУДТ, 2005. – с. 88 – 91.

 

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ

 

Для оценки пригодности средств измерений (СИ) к изменениям в известном диапазоне с известной точностью вводят метрологические характеристики с целью: обеспечения возможности установления точности измерений; достижения взаимозаменяемости средств измерений, сравнения средств измерений между собой и выбора нужных средств измерения по точности и другим характеристикам; определения погрешностей измерительных систем и установок на основе метрологических характеристик входящих в них средств измерений; оценки технического состояния средств измерений при поверке.

По ГОСТ 8.009-84 устанавливают перечень метрологических характеристик, способы их нормирования и формы представления.

На практике наиболее распространены следующие метрологические характеристики средств измерений:

- диапазон измерений – область значений измеряемой величины, для которой нормированы допускаемые пределы погрешности средств измерений;

- предел измерения – наибольшее и наименьшее значение диапазона измерения; для мер – это номинальное значение воспроизводимой величины;

- цена деления шкалы – разность значений величин, соответствующих двум соседним отметкам шкалы;

- чувствительность – отношение изменения сигнала Δy на выходе средства измерения к вызвавшему это изменение изменению Δx сигнала на входе (1) или отношение линейного или углового перемещения Δn указателя к изменению ΔА измеряемой величины, вызвавшему это перемещение (2)

 

, (1)

, (2)

 

Если Δn выражено числом деления шкалы, а ΔА – в единицах измерения шкалы прибора, то величина (с), обратная чувствительности, равняется цене одного деления шкалы

 

, (3)

- порог чувствительности – наименьшее значение измеряемой величины, вызывающее заметное изменение показаний прибора;

- вариация (гистерезис) – разность между показаниями средства измерения в данной точке диапазона измерения при возрастании и убывании измерений величины и неизменных внешних условиях

, (4)

 

где ХВ, ХY – значение измерений образцовыми средствами измерений при возрастании и убывании величины Х.

- градуировочная характеристика – зависимость между выходным и входным сигналом средства измерения, полученная экспериментально, способная изменяться под воздействием внешних и внутренних причин (например, скорости изменения измеряемой величины при измерении или инерции прибора);

- погрешность средства измерения – есть разность между показаниями средства измерения и истинными (действительными) значениями физической величины; все погрешности средств измерений в зависимости от внешних условий делятся на основные и дополнительные;

- основная погрешность – это погрешность средства измерения при нормальных условиях эксплуатации;

- дополнительная погрешность средства измерения – это погрешность средства измерения в рабочих условиях, зачастую отличающихся от нормальных более широким диапазоном влияющих величин;

- предел допускаемой погрешности – наибольшая погрешность, вызываемая изменением влияющей величины, при которой средство измерения по технически требованиям может быть допущено к применению;

- суммарная абсолютная погрешность средства измерения при влияющих факторах

, (5)

где Δ0 – основная погрешность средства измерения; Δi – дополнительная погрешность, вызванная изменением i - го влияющего фактора.

Иногда дополнительную погрешность нормируют в виде коэффициента, указывающего, «на сколько» или «во сколько» изменяется погрешность при отклонении номинального значения. (например, указание, что температурная погрешность вольтметра составляет ± 1% на 10 0С, означает, что при изменении среды на каждые 10 0С добавляется дополнительная погрешность 1%).

- систематическая погрешность – это составляющая общей погрешности, которая остается постоянной или закономерно изменяется при многократных измерениях одной и той же величины;

- случайная погрешность – это составляющаяобщей погрешности, изменяющаяся при повторных измерениях одной и той же величины случайным образом;

- статическая погрешность – возникает при изменении постоянных величин после завершения переходных процессов в элементах средства измерения;

- динамическая погрешность – разность между погрешностями средства измерения в динамическом режиме и его статической погрешностью;

- абсолютная погрешность – разность между показанием (х) средства измерения и действительным значением (хД) измеряемой величины

, (6)

 

- относительная погрешность – отношение абсолютной погрешности к действительному хД значению, выраженное в процентах

, (7)

 

Эта формула показывает, что для одного и того же средства измерения δ уменьшается с ростом хД и приближается к ∞ при хД →0.

Указание только абсолютной погрешности не позволяет сравнивать между собой по точности средства измерения с разным пределом измерений, а указание относительной погрешности также ограничено из-за непостоянства величины δ. Поэтому получило большое распространение нормирование приведенной погрешности как отношение Δ к нормируемому значению хN (в %):

 

, (8)

 

Нормируемое значение выбирают в зависимости от вида и характера шкалы прибора.

Качество измерений принято оценивать величиной предельной относительной погрешности gm (таблица 1).

 

Таблица 1.

Характеристики качества измерений средств измерений

 

Характеристика качества измерений Предельная относительная погрешность, gm, %
очень хорошее менее 1
среднее от 1 до 5
низкое более 5

 

- показатель точности средства измерения – величина, обратная предельной относительной погрешности gm, выраженной в процентах

, (9)

Для всех средств измерения можно установить единые классы точности, определяемые в зависимости от величины максимального показателя точности.

- класс точности средства измерения – это обобщенная метрологическая характеристика, определяющая различные свойства средства измерения; класс точности уже включает систематическую и случайную погрешности, может включать вариацию показаний и величину нестабильности (процентное изменение значения меры в течение года); класс точности не является непосредственной характеристикой точности измерений, выполняемых с помощью средства измерения, поскольку точность измерения зависит и от метода измерения, взаимодействия средства измерения с объектом, условий измерения и т.д.; определяя класс точности средства измерения нормируют, прежде всего, пределы допускаемой основной погрешности, пределы допускаемой дополнительной погрешности устанавливают в виде дольного (кратного) значения допускаемой основной погрешности; класс точности средства измерения присваивают при его разработке по результатам государственных приемочных испытаний (классы и показатели точности приборов приведены в таблице 2).

Таблица 2.

Показатели точности приборов различных классов

 

Класс точности Показатель точности, не менее Класс точности Показатель точности, не менее
100000=1,0·105 100=1,0·102
50000=0,5·105 50=0,5·102
20000=0,2·105 20=0,2·102
10000=1,0·104 10=1,0·101
5000=0,5·104 5=0,5·101
2000=0,2·104 2=0,2·101
1000=0,1·103 1=1,0·100
500=0,5·103 0,5=0,5·100
200=0,2·103 0,2=0,2·100

*Примечание: 1. Чем выше числовое обозначение класса точности прибора, тем он точнее. 2. Буквенное обозначение (а,б,в) – соответствует множителям (1,0; 0,5; 0,2), на которые множится для определения точности величина, полученная после возведения десяти в степень, равную числовому обозначению класса точности прибора. 3. Для обозначения классов точности приборов применяют также числовое значение предельной относительной погрешности, выраженной в процентах. Такое обозначение называют классами погрешности приборов. 4. Зависимость между классами точности и классами погрешности приборов будет иметь вид:

 

Класс точности
Класс погрешности 0,02 0,05 0,1 0,2 0,5 1,0;1,5 2,5;4,0

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...