Предварительная ориентировка
Активная 49 чел.
| Пассивная 1 чел.
|
Основное задание
|
Уроки
| Задачи
|
первая
| вторая
| третья
| всего
|
Первый урок
|
|
|
|
|
Второй урок
|
|
|
|
|
Третий урок
|
|
|
|
|
Всего
|
|
|
| 91 урок
|
Проявление инертности
| -
| 26 чел.
| 25 чел.
| |
Обобщающая формулировка
| 48 чел.
| 49 чел.
| 49 чел.
| |
Время
| 68 чел.
| 85 сек.
| 107 сек.
| 260 сек.
|
Аналогичное задание
|
Словесный перенос
| Наглядно-действенный перенос
| Отсутствие переноса
|
полный
| частичный
| полный
| частичный
|
46 чел.
| 4 чел.
| 0 чел.
| 0 чел.
| 0 чел.
|
Среднестатистические показатели обучаемости здоровых детей
ПО
| ОР
| ВП
| ЛП
|
Количество уроков
| Проявление инертности
|
3 + 2
|
| 1,8
|
| 0,1
|
6.4. Прогноз успешности школьного обучения по показателю обучаемости
По показателю обучаемости, отражающему потенциальные возможности ребенка к усвоению нового материала с помощью взрослого, то есть «зону ближайшего развития», детей можно разбить на три прогностически значимые группы.
Первую группу составляют дети с ПО=3±2. Высокая обучаемость детей данной группы проявляется и в активной предварительной ориентировке, направленной на знакомство с новым материалом и составление замысла предстоящей работы; и в хорошей восприимчивости к помощи взрослого; и в способности самостоятельно решать аналогичные задачи. Высокая обучаемость как основной показатель умственного развития позволяет прогнозировать успешность школьного обучения данной группы детей.
Дети с высокой обучаемостью, как правило, имеют высокий уровень актуального развития. Но в эту группу могут также попадать педагогически запущенные дети, дети с ослабленным здоровьем, страдающие заиканием. Хорошая обучаемость этих детей часто сочетается с невысокими результатами проверки их актуального уровня развития. Исследования показали, что наличие высокой обучаемости (до 5 баллов) позволяет и этим детям после ряда коррекционных мероприятий успешно обучаться в массовой школе.
Во вторую крайнюю группу входят дети с ПО=13±4. Слабая обучаемость этих детей проявляется в познавательной пассивности, плохой восприимчивости к помощи взрослых при решении трудных задач, слабой способности использовать усвоенный способ действия при решении аналогичных задач. Такая низкая обучаемость соответствует уровню умственного развития, который оценивается как умственная отсталость. Дети с такими показателями обучаемости не могут успешно осваивать учебную программу массовой школы.
А.Я.Иванова провела исследования, целью которых было определение прогностической значимости Методики: сопоставление выявленной экспериментально обучаемости ребенка и его реальной успешности в школе. Эти исследования показали, что дети, направленные на основании слабой обучаемости (ПО= =13±4) во вспомогательную школу, имели значительное улучшение состояния и известное продвижение в развитии. У них сглаживались и другие патологические проявления (психопато-подобного и неврозоподобного характера), которые возникли вторично как реакция на трудности первоначального обучения в массовой школе.
В некоторых случаях дети со слабой обучаемостью, несмотря на рекомендации медико-педагогической комиссии, по воле родителей продолжали учиться в массовой школе. Это сопровождалось усиливающимися трудностями в овладении школьной программой, срывами в поведении и повторными поступлениями в клинику.
В этой связи важно подчеркнуть, что вопросы клинической диагностики состояния умственной отсталости разрешаются только при дружественной работе разных специалистов: врача-психиатра, педагога-дефектолога, логопеда, психолога. В данном случае рассматривается только составная часть этой работы: психологическая классификация умственных возможностей ребенка методом выявления его обучаемости. Это только часть информации, необходимой для постановки диагноза.
В третью, промежуточную, группу попадают дети с ПО=[5-9]. Как уже отмечалось, средняя обучаемость здоровых детей варьирует в диапазоне 3+2 балла, а умственно отсталых -13±4 балла. Это означает, что между 5 баллами, достоверно определяющими нижнюю границу обучаемости здоровых детей, и 9 баллами, столь же достоверно определяющими верхнюю границу обучаемости умственно отсталых детей, находится некоторая промежуточная зона неопределенности. Видимо, здесь располагаются показатели обучаемости детей с состояниями пограничной умственной отсталости. Эти дети представляют значительную сложность для клинической оценки, наибольшую сложность представляют и прогностические суждения относительно успешности их обучения.
Из опасения совершить диагностическую ошибку в ходе проверки прогностических возможностей Методики, всем детям с числовыми показателями обучаемости от 5 до 9 баллов было рекомендовано либо обучение в массовой школе, либо пребывание в санатории, либо индивидуальное обучение на дому, но никто из них не был направлен во вспомогательную школу.
Последующие наблюдения за этой группой детей показали, что не все дети смогли усваивать программу массовой школы, и часть из них все же была переведена во вспомогательную школу, несмотря на целый комплекс мероприятий, проведенных для улучшения их успеваемости. Оказалось, что некоторые нерезко выраженные особенности психики этих детей, которые в процессе исследования не выступали на первый план, в последующем сыграли решающую роль в формировании их неуспеваемости. Как правило, в этих случаях реализации относительно хороших потенциальных возможностей ребенка препятствовали разные другие нарушения в познавательной деятельности, а чаще всего - их сочетание, даже тогда, когда каждый из этих патологических компонентов был выражен не резко. Так, например, ребенок, в структуре состояния которого не резко выраженные астенические явления сочетались с легкими формами дисграфии и дислексии, оказывался не в состоянии реализовать свои способности к овладению новым материалом, так как описанные патологические факторы в своей совокупности препятствовали этому.
Таким образом, в отношении детей данной группы прогноз должен делаться с большой осторожностью. Лучше совершить ошибку в положительную сторону и дать ребенку дополнительное время для адаптации к учебной программе массовой школы (возможно, предварительно - в условиях санаторного обучения или индивидуального обучения дома).
В данную промежуточную группу попадают дети с различными нарушениями. В зависимости от характера нарушения, при одинаковом числовом показателе (ПО) обучаемость детей будет иметь качественное своеобразие, которое необходимо учитывать при выдаче рекомендаций и проведении коррекционных мероприятий. Более подробно информация на эту тему изложена в следующем разделе.
6.5. Анализ обучаемости детей разных клинических групп
1. Группа детей с ослабленной умственной работоспособностью.
Клинически это дети с остаточными явлениями раннего органического поражения центральной нервной системы, дети с диагнозом «задержка психического развития» и с некоторыми другими состояниями.
Для этой группы детей характерны неспособность к длительному умственному напряжению, повышенная истощаемость, сужение объема внимания, трудности распределения внимания, ослабление памяти, эмоциональная лабильность. Также типичной для этих детей является так называемая одномоментная сообразительность в кратковременных мыслительных заданиях. В целом эти дети систематически не справляются с программой массовой школы. Поэтому определение их способности к овладению новыми способами действия представляет значительный интерес.
Результаты исследования показали, что обучаемость этих детей имеет ряд особенностей. Прежде всего, необходимо отметить резкое несоответствие между началом работы и ее концом. Как правило, все дети начинают задание с активной ориентировки и зачастую могут (так же как и их здоровые сверстники) выделить уже на первом этапе исследования один или два признака классификации геометрических фигур. Они также могут активно начать выполнение основного задания, выделить самостоятельно первый признак группировки карточек и дать обобщающее словесное описание проделанной работы. Однако очень скоро очевидным становится падение тонуса в действиях этих детей. Поэтому при вычленении второго признака классификации в основном задании они уже испытывают некоторую растерянность. Только в этой группе бывают дети, которые правильно выделяли два признака группировки уже на этапе предварительной ориентировки, но потом не могли реализовать это в реальном задании. Здоровые дети, которые выделяли два признака группировки на этапе ориентировки, затем уже не нуждались в помощи при решении первых двух задач основного задания.
Количество помощи, необходимой детям с ослабленной работоспособностью, непропорционально степени сложности задач и отражает падение продуктивности в их работе. Весьма характерно для них такое распределение «уроков-подсказок» по трем заданиям: 0+1+5, 0+2+5 или 0+1+4, то есть всегда с непропорциональным нарастанием к концу. В среднем сумма этих «уроков-подсказок» существенно превышает их среднее количество у здорового ребенка (до 4 «уроков»).
К моменту предъявления аналогичного задания у детей этой группы появляются еще большие признаки утомления. Их движения становятся замедленными, речь затухает почти до шепота, иногда они бессильно опускают голову на стол. По этой причине в большинстве случаев логический перенос этими детьми не осуществляется. В ряде случаев игровой перерыв между основным и аналогичным заданием или перенос части задания на утро следующего дня помогает предотвратить эту нарастающую непродуктивность деятельности, связанную с повышенной истощаемостью нервных процессов. Если эти приемы помогают, то ребенку можно рекомендовать либо обучение в санаторных условиях при общем сокращении продолжительности занятий, либо индивидуальное обучение на дому, также с учетом его утомляемости.
В отдельных случаях степень астенизации ребенка может быть настолько массивной, что усвоение нового материала не достигается в полном объеме ни при каких вариациях в форме и времени подачи материала.
Таким образом, ослабление умственной работоспособности существенным образом влияет на обучаемость детей, и это необходимо учитывать при выработке прогностического суждения относительно успешности школьного обучения.
2. Группа детей с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Это могут быть дети с психопатоподобными состояниями, начальными стадиями некоторых душевных заболеваний, задержкой психического развития. Эту группу характеризуют общая эмоциональная неустойчивость, эйфория, двигательное возбуждение, непостоянство и нестойкость интересов (как правило, при отсутствии интереса к учебной деятельности), общая нецеленаправленность действий, некритичность к себе и своим поступкам, неправильное, зачастую негативное отношение к старшим.
Обучаемость этих детей также имеет свои особенности. Наиболее яркой из них является несоответствие результатов выполнения всех трех этапов исследования. Иногда ребенок может начинать работу вяло и пассивно, получить три «урока-подсказки» уже при выполнении первой задачи основного задания, но затем такой ребенок может неожиданно легко выполнить остальную часть основного задания и совершить полный логический перенос. В другом случае работа начинается с активной ориентировки, а пресыщение и безразличие нарастают к концу.
Распределение «уроков-подсказок» по задачам крайне неравномерно. Например, 3+0+1, 4+1+2, 2+0+1 или 3+1+0. Только в этой группе встречаются дети, которые нуждаются в обучении при группировке карточек по цвету и форме, но самостоятельно выделяют наиболее трудный признак - величину. При выполнении основного задания эти дети также могут проявлять непоследовательность, нецеленаправленность действий, сортируя одновременно часть карточек по одному признаку, а часть - по другому. Например, собирают правильно группы «красные», «синие», а рядом - те, «у которых острые углы» или «маленькие».
Варианты выполнения этими детьми аналогичного задания также разнообразны и непредсказуемы. Ребенок, получивший большое количество «уроков-подсказок» (проявив тем самым слабую восприимчивость к помощи), неожиданно легко и полностью выполняет аналогичное задание. Другой ребенок с хорошей восприимчивостью к помощи может отказаться выполнять аналогичное задание, мотивируя это тем, что он «не знает, что тут делать, ничего не понимает».
Результаты исследования этих детей в разные дни тоже непостоянны.
Поэтому выработка прогностического суждения относительно успешности школьного обучения этих детей представляет известную сложность. В таких случаях наиболее целесообразно понаблюдать за общей продуктивностью деятельности ребенка в течение сравнительно большого периода времени (3-4 месяца) и ее изменением под воздействием лечения.
3. Группа детей с различными формами и степенью выраженности речевой патологии.
Актуальный уровень развития детей этой группы нередко являются недостаточным в силу того, что они не владеют процессом чтения, мало общаются со сверстниками, плохо понимают объяснения учителей. Характерными для всех детей этой группы являются общая скудность речевых проявлений и отсутствие речевой активности. Это накладывает отпечаток и на особенности их обучаемости.
Их ориентировка чаще бывает молчаливой и сводится только к рассматриванию таблицы.
Хорошая восприимчивость к помощи обнаруживается в виде относительно малого количества «уроков-подсказок», полученных при выполнении основного задания. Важно подчеркнуть, что эти дети могут, хотя и косноязычно, путаясь в названиях, дать словесный отчет о проведенной группировке карточек. Их формулировки отражают понимание принципа классификации и поэтому расцениваются положительно.
Это же проявляется и при выполнении аналогичного задания, Если обобщающая функция слова у ребенка, страдающего речевыми расстройствами, не нарушена, то он вполне может выполнить аналогичное задание в обобщенной словесной форме. Логический перенос только на наглядно-действенном уровне свидетельствует о слабости обобщающей функции речи, что в большей степени характерно для умственно отсталых детей. Способность ребенка в процессе исследования овладевать не только наглядно-действенным способом работы, но и подниматься на более высокий уровень усвоения принципа действия в обобщенной словесной форме имела решающее значение при решении вопроса о возможности его обучения в массовой школе в сочетании с логопедической помощью.
4. Дети с текущими заболеваниями центральной нервной системы.
Их обучаемость также имеет некоторые характерные особенности.
Дети, страдающие шизофренией, на начальных этапах заболевания еще сохраняют относительно высокую обучаемость. На поздних этапах болезни их способность к усвоению нового резко падает. Их обучаемость отличается известным своеобразием. Характерно нелепое выполнение работы. Вместо того чтобы сортировать карточки, дети могут по-особому манипулировать ими: нюхают, лижут, составляют различные фигуры и т. п.
Иногда их действия носят разноплановый характер, что выражается в попытках одновременно с правильной группировкой части карточек, расставлять другие по особой системе, составлять из треугольников и квадратов «домики», откладывать в сторону те карточки, которые кажутся «грязными» и т.п.
Наиболее характерной чертой психики детей, страдающих эпилепсией, является инертность, это сказывается на их обучаемости. Такие дети, раз усвоив принцип классификации по одному признаку, уже не в состоянии переключиться на классификацию по другому признаку, даже если они вычленяют его словесно. Для преодоления такой инертности только при решении одной задачи основного задания требуется 7-8 «уроков», потому что ребенок при укладке каждой новой карточки снова возвращается к предыдущему признаку.
Прогноз успешности обучения этих детей требует предельной осторожности. Необходимо учитывать не только обучаемость ребенка в данный момент, но и сведения о характере протекания заболевания, возможном ухудшении состояния в будущем. Иногда таким детям рекомендуется индивидуальное обучение на дому в период улучшения, ремиссии.
6.6. Сопоставление прогностической значимости показателя обучаемости и показателя актуального уровня умственного развития
После создания Методики А.Я.Иванова провела дополнительное исследование, целью которого было выявление соотношения обучаемости или потенциальных возможностей ребенка и актуального уровня его умственного развития.
Исследование отчетливо показало, что однозначной зависимости между обоими показателями нет. Особенно явно это проявляется в зоне умственной отсталости: дети с одним и тем же уровнем актуального развития располагаются на крайних, далеко отстоящих друг от друга уровнях обучаемости. Имеет место и другое несоответствие: умственно отсталые дети с одинаковыми показателями обучаемости далеко отстоят друг от друга по имеющемуся у них уровню актуального развития. Та же особенность прослеживается и в зоне здоровых детей: дети даже с самой высокой обучаемостью имеют разный уровень актуального развития.
Следовательно, о соответствии этих двух показателей можно говорить только в самом общем плане, как об определенной тенденции к возрастанию актуального уровня развития при повышении обучаемости.
Такая корреляция экспериментальных данных является экспериментальным доказательством положения Л.С.Выготского о том, что связь между «актуальным уровнем умственного развития» и «зоной ближайшего развития» не является линейной, однозначной, Таким образом, еще раз была подтверждена мысль о том, что оценки только актуального уровня умственного развития еще недостаточно для диагностики умственного развития, а тем более для прогноза его динамики и школьной успеваемости ребенка. Более чувствительным в этом отношении является показатель обучаемости (то есть его зона ближайшего развития).
Особое значение этот факт приобретает в области патологии, где расхождение потенциального и актуального уровней развития особенно сильно выражено. Грамотно решить вопрос о целесообразности обучения ребенка в массовой (классах коррекции) или вспомогательной школе без учета показателя обучаемости невозможно. Показатель обучаемости позволяет среди стойко неуспевающих детей выявить тех, у кого трудности обусловлены, например, педагогической запущенностью и поддаются коррекции, и детей, имеющих серьезные нарушения умственной деятельности.
В идеале для выработки наиболее реального прогноза необходимо изучение как актуального уровня умственного развития, так и обучаемости ребенка с тщательным анализом причин возможного расхождения этих показателей. Только такой подход позволяет получить целостную картину состояния умственного развития ребенка.
Приложение
к Методике исследования обучаемости А.Я.Ивановой
Пример 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: