Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Осведомленность без препятствий




 

Комната, в которой вы сидите, содержит пустоту (комнатное пространство) и ясность (освещение). Однако этого недостаточно, чтобы заключить, что у нее есть ум. Необходимо также обнаружить третий элемент. Чтобы вести речь об уме, вдобавок к этим двум аспектам необходимо наделить комнату беспрепятственным знанием[23]. Эта осведомленность позволяет нам без запутанности осознавать различные вещи. Ум не только находится в курсе явлений (а значит, ясен), но и безошибочно их распознает (то есть наделен сообразительностью, осведомленностью). В том, что ум видит, он, к примеру, различает небо, человека и так далее.

 

Тайбэй, 30 апреля 1986 года

 

Наряду с пустотой и ясностью есть еще безграничное сознание. Это способность ума распознавать, оценивать и понимать. Сознание, например, говорит: «Это объект; он красивый или уродливый». Такая осведомленность распространяется на звуки, громкость и частота которых воспринимается ухом, на омерзительные или приятные запахи, на различные нюансы вкусовых ощущений и на приятные или неприятные умственные впечатления.

 

Самье Линг, март 1983 года

 

Ум – это единство пустоты, ясности и сознания. Не мал ли он? Нет, поскольку он способен вместить целую Вселенную. Большой ли он? Этого мы тоже не можем утверждать. Если, скажем, мы получаем ядовитый укус и говорим: «Болит», – мы отождествляем ум с крошечным местом укуса. Каждый считает себя своим телом, которое полностью занято умом. Это происходит как со слонами, так и с мельчайшими насекомыми. Ум же фактически вне каких-либо определений – он ни большой, ни маленький. Он свободен от этих концепций.

В основе своей ум одинаков во всех существах. Если кто-то постигнет состояние пребывания в природе ума, это равносильно Пробуждению:

• пустота – это абсолютное тело (санскр.: Дхармакайя);

• ясность – это тело совершенного опыта (санскр.: Самбхогакайя);

• сознание – это тело проявления (санскр.: Нирманакайя).

 

Тайбэй, 30 апреля 1986 года

 

Единство трех этих компонентов называется «умом». Оно также именуется «татхагата-гарбхой», потенциалом Пробуждения. Пока существа не распознали, чем являются эти три аспекта, они пребывают в своем обыденном состоянии:

• пустота проявляется как ум;

• ясность проявляется как речь;

• безграничное сознание проявляется как тело.

Три составляющие очищенного ума утверждены в трех компонентах рядовой личности. Посредством медитации Махамудры мы распознаем истинную природу ума, и три компонента предстают как три тела Пробуждения. По правде сказать, Будда ничем не отличается от обычного существа. Мы имеем одну и ту же основу. Познание этой сущности есть состояние Будды, незнание ее – пребывание обычным существом. Вот и вся разница.

 

Тайбэй, 13 апреля 1986 года

 

Для детального изучения всех взаимосвязей природы ума, цикла существования и состояния Освобождения уйдет много времени. Чтобы изложить их кратко, обратимся к словам Гампопы:

 

Счастлив безыскусный ум.

Незагрязненная вода чиста.

 

 

Будучи единством пустоты, ясности и осведомленности, ум совершенен сам по себе и естественным образом свободен от страдания.

 

Когда мы позволяем уму пребывать в его собственной природе, самопроизвольно возникает внутренняя радость. Поверхность воды, если ее не тревожить, – гладкая и прозрачная. Волнуемый множеством мыслей ум пребывает в смятении. Освобожденный от их переизбытка, он снова обретает ясность. Будучи единством пустоты, ясности и осведомленности, ум совершенен сам по себе и естественным образом свободен от страдания. Но мы не осознаем этого. Мы думаем: «Это я», и сами вяжем себя узами эго, мысля: «Я должен быть счастлив. Для меня крайне важно избегать всего неприятного». Скованный таким отношением, ум и создает свое собственное страдание.

 

Тайбэй, 13 апреля 1986 года

 

Четыре завесы

 

Хотя мы обладаем татхагата-гарбхой и по природе своей являемся Буддами, как получилось, что мы не переживаем качества этой природы, но находимся во власти ограничений обычного существа? Это все из-за «завес». Когда они возникли? На самом деле никогда. Они покрывали ум на протяжении всего времени, то есть с безначальных времен.

 

Самье Линг, март 1983 года

 

Завеса неведения

Основополагающий ум еще называют «потенциал обретения блаженства»[24]. Все существа обладают им. Если мы не распознали его, то пребываем в неведении – это главная завеса, застилающая ум. С помощью глаз мы ясно видим внешние объекты. Однако глаза не могут разглядеть наше лицо или сами себя. Таким же точно образом ум не воспринимает себя и не распознает, чем на самом деле является. Это называется завесой неведения.

 

Завеса скрытого созревания

Двойственность – это первое последствие неведения. Если есть только пустота, ум ошибочно воспринимает ее как себя, становясь центром любого опыта. Если есть только ясность, он определяет осознаваемые объекты как отделенные от себя. Это легко понять на примере сна. Не зная истинной природы мира сновидений, мы разделяем его на две части. Есть некий субъект, который мы отождествляем с собой, и есть объекты, формирующие внешнюю Вселенную. На самом же деле обе части не что иное, как ум. Весь наш опыт построен по такой же схеме. Разделяя ум на две составляющие, мы живем в мире двойственности субъект-объект. Это вторая завеса, именуемая завесой скрытого созревания[25].

 

Завеса мешающих эмоций

С изобретением «я» появляется жажда обладания тем, что нравится и что заставляет «меня» чувствовать себя комфортно, страх не получить то, чего мы хотим, и боязнь угрожающих жизни ситуаций. На противоположном конце двойственного восприятия рождается идея «другого». Приятный объект создает радость, неприятный – расстройство. Затем эти чувства трансформируются в привязанность и ненависть. Помимо них, из двойственности «я и все остальное» происходят надежды и опасения. Единственное, откуда они могут взяться, это пустота ума. А раз так, у них нет материального существования или независимой самости. Не зная этого и не распознав истинной природы явлений, мы неуместно считаем их реальными. Это называется неведением, или ментальной замутненностью.

Эта группа из трех мешающих эмоций: привязанности, ненависти и неведения – производит на свет еще три:

• из привязанности рождается жадность;

• из ненависти – ревность;

• из неведения – гордость.

В сумме мы получаем шесть основных мешающих чувств. Есть много способов подразделить три базовые эмоции. У привязанности имеется 21 тысяча ответвлений, соответствующих типу объектов, к которым нас тянет: к человеку, дому, машине и прочим желанным объектам. То же самое мы встречаем в случае с 21 тысячью поводов для ненависти и неведения, а еще 21 тысяча чувств представляет собой смесь трех предыдущих. Вот откуда берутся традиционно описываемые 84 тысячи мешающих эмоций. А то, что наш ум привык к такому их многообразию, создает еще одну завесу.

 

Завеса кармы

Под влиянием тревожащих чувств и при помощи тела, речи и ума мы совершаем все виды негативных действий – это завеса кармы. Таким образом, у нас есть четыре завесы, которые успешно порождают друг друга:

• завеса неведения (ум не знает сам себя);

• завеса скрытого созревания (то есть двойственность, отделяющая «меня» от «всего остального»);

• завеса мешающих чувств (84 тысячи омрачений, возникающих из двойственности);

• завеса кармы (негативные действия, совершаемые под влиянием мешающих эмоций).

 

Очищение и созревание

 

Мы получаем наставления, медитируем и обретаем постижение Махамудры – Пробуждение.

 

Ум, покрытый этими завесами, делает нас обычными существами. Будды и Бодхисаттвы прошлого когда-то были такими же. Они следовали за духовными учителями, от которых получали объяснения о природе всех явлений. Медитируя и постигая Махамудру, они очищались от завес, и все присущие уму качества расцветали. По-тибетски «очищенный» звучит как «санг», а созревший – как «гье». Сочетание двух слогов дает слово, означающее «Будда»: санг-гье, то есть очищенный и полностью созревший. Этот путь открыт и нам. Мы получаем наставления, медитируем и обретаем постижение Махамудры – Пробуждение. Подобно Миларепе, мы можем пройти этот путь за одну-единственную жизнь.

 

Тайбэй, 30 апреля 1986 года

 

Признаки пустоты

 

Человек, постигающий истинную природу явлений, одновременно понимает, что все они: вещи и существа, вселенные и их обитатели – не более чем проекция ума, пустая по своей сути.

Ряд признаков указывает на то, что ум пуст, а все происходящее лишено самости, но мы не обращаем на это внимания.

В момент зачатия, когда ум входит в утробу матери, родители не могут его увидеть. Мы не замечаем материально ощутимого эффекта от его появления.

Во время смерти, даже если умирающий окружен множеством людей, никто не видит ум, покидающий тело. Никто не скажет, что он вышел тем или иным путем.

Возможно, вы несколько лет учились и приобрели значительное количество знаний. Однако знания эти не находятся ни в туалете, ни в доме, ни в груди. Их нигде нет, потому что они не существуют сами по себе. Они хранятся в пустоте.

Ночью, пока спим, мы видим сны, и перед нами возникает весь мир с пейзажами, городами, людьми, животными и прочими объектами чувств. В отношении них даже возникает эмоциональный отклик в виде желания, гнева и прочего. При этом мы уверены в реальном существовании всех явлений, но стоит нам проснуться, они исчезают. Они лишь в уме спящего.

То же самое происходит во время бардо становления. Формы, звуки, запахи, вкусовые ощущения воспринимаются реальными, а все то, что возникало в течение жизни, больше не существует. Когда ум входит в утробу так же рассеиваются явления бардо.

 

Три опоры существования

 

Состояние бодрствования, сновидения и бардо сами по себе нереальны. Они лишь проявления ума, которые мы по ошибке считаем настоящими. Эти три состояния называются тремя телами Будды:

• «Тело созревания кармы»;

• «Тело скрытого созревания» относится к телу и окружению во время сна;

• «Ментальное тело» – это тело и переживания во время бардо, направляемые силой мысли.

Последовательное проявление трех тел покрывает весь опыт циклического существования, ошибочно воспринимаемого реальным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...