Анализ обучаемости детей разных клинических групп
1. Группа детей с ослабленной умственной работоспособностью. Клинически это дети с остаточными явлениями раннего органического поражения центральной нервной системы, дети с диагнозом "задержка психического развития" и с некоторыми другими состояниями. Для этой группы детей характерны неспособность к длительному умственному напряжению, повышенная истощаемость, сужение объема внимания, трудности распределения внимания, ослабление памяти, эмоциональная лабильность. Также типичной для этих детей является так называемая одномоментная сообразительность в кратковременных мыслительных заданиях. В целом эти дети систематически не справляются с программой массовой школы. Поэтому определение их способности к овладению новыми способами действия представляет значительный интерес. Результаты исследования показали, что обучаемость этих детей имеет ряд особенностей. Прежде всего, необходимо отметить резкое несоответствие между началом работы и ее концом. Как правило, все дети начинают задание с активной ориентировки и зачастую могут (так же как и их здоровые сверстники) выделить уже на первом этапе исследования один или„# два признака классификации геометрических фигур. Они также могут активно начать выполнение основного задания, выделить самостоятельно первый признак группировки карточек и дать обобщающее словесное описание проделанной работы. Однако очень скоро очевидным становится падение тонуса в действиях этих детей. Поэтому при вычленении второго признака классификации в основном задании они уже испытывают некоторую растерянность. Только в этой группе бывают дети, которые правильно выделяли два признака группировки уже на этапе предварительной ориентировки, но потом не могли реализовать это в реальном задании. Здоровые дети, которые выделяли два признака группировки на этапе ориентировки, затем уже не нуждались в помощи при решении первых двух задач основного задания.
Количество помощи, необходимой детям с ослабленной работоспособностью, непропорционально степени сложности задач и отражает падение продуктивности в их работе. Весьма характерно для них такое распределение "уроков-подсказок" по трем заданиям: 0+1+5, 0+2+5 или 0+1+4, т.е. всегда с непропорциональным нарастанием к концу. В среднем сумма этих "уроков-подсказок" существенно превышает их среднее количество у здорового ребенка (до 4 "уроков"). К моменту предъявления аналогичного задания у детей этой группы появляются еще большие признаки утомления. Их движения становятся замедленными, речь затухает почти до шепота, иногда они бессильно опускают голову на стол. По этой причине в большинстве случаев логический перенос этими детьми не осуществляется. В ряде случаев игровой перерыв между основным и аналогичным заданием или перенос части задания на утро следующего дня помогает предотвратить эту нарастаю- -щую непродуктивность деятельности, связанную с повышенной истощаемостью нервных процессов. Если эти приемы помогают, то ребенку можно рекомендовать либо обучение в санаторных условиях при общем сокращении продолжительности занятий, либо индивидуальное обучение на дому, также с учетом его утомляемости. В отдельных случаях степень астенизации ребенка может быть настолько массивной, что усвоение нового материала не достигается в полном объеме ни при каких вариациях в форме и времени подачи материала. Таким образом, ослабление умственной работоспособности существенным образом влияет на обучаемость детей, и это необходимо учитывать при выработке прогностического суждения относительно успешности школьного обучения.
2. Группа детей с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы. Это могут быть дети с психопа-топодобными состояниями, начальными стадиями некоторых душевных заболеваний, задержкой психического развития. Эту группу характеризуют общая эмоциональная неустойчивость, эйфория, двигательное возбуждение, непостоянство и нестойкость интересов (как правило, при отсутствии интереса к учебной деятельности), общая нецеленаправленность действий, не- критичность к себе и своим поступкам, неправильное, зачастую негативное отношение к старшим. Обучаемость этих детей также имеет свои особенности. Наиболее яркой из них является несоответствие результатов выполнения всех трех этапов исследования. Иногда ребенок может начинать работу вяло и пассивно, получить три "урока-подсказки" уже при выполнении первой задачи основного задания, но затем такой ребенок может неожиданно легко выполнить остальную часть основного задания и совершить полный логический перенос. В другом случае работа начинается с активной ориентировки, а пресыщение и безразличие нарастают к концу. Распределение "уроков-подсказок" по задачам крайне неравномерно. Например, 3+0+1, 4+1+2, 2+0+1 или 3+1+0. Только в этой группе встречаются дети, которые нуждаются в обучении при группировке карточек по- цвету и форме, но самостоятельно выделяют наиболее трудный признак - величину. При выполнении основного задания эти дети также могут проявлять непоследовательность, нецеленаправленность действий, сортируя одновременно часть карточек по одному признаку, а часть -по другому. Например, собирают правильно группы "красные", "синие", а рядом - те, "у которых острые углы" или "маленькие". Варианты выполнения этими детьми аналогичного задания также разнообразны и непредсказуемы. Ребенок, получивший большое количество "уроков-подсказок" (проявив тем самым слабую восприимчивость к помощи), неожиданно легко и полностью выполняет аналогичное задание. Другой ребенок с хорошей восприимчивостью к помощи может отказаться выполнять аналогичное задание, мотивируя это тем, что он "не знает, что тут делать, ничего не понимает".
Результаты исследования этих детей в разные дни тоже непостоянны. Поэтому выработка прогностического суждения относительно успешности школьного обучения этих детей представляет известную сложность. В таких случаях наиболее целесообразно понаблюдать за общей продуктивностью деятельности ребенка в течение сравнительно большого периода времени (3-4 месяца) и ее изменением под воздействием лечения. 3. Группа детей с различными формами и степенью выраженности речевой патологии. Актуальный уровень развития детей этой группы нередко является недостаточным в силу того, что они не владеют процессом чтения, мало общаются со сверстниками, плохо понимают объяснения учителей. Характерным для всех детей этой группы является общая скудность речевых проявлений и отсутствие речевой активности. Это накладывает отпечаток и на особенности их обучаемости. Их ориентировка чаще бывает молчаливой и сводится только к рассматриванию таблицы Хорошая восприимчивость к помощи обнаруживается в виде относительно малого количества "уроков-подсказок", полученных при выполенении основного задания. Важно подчеркнуть, что эти дети могут, хотя и косноязычно, путаясь в названиях, дать словесный отчет о проведенной группировке карточек. Их формулировки отражают понимание принципа классификации и поэтому расцениваются положительно. Это же проявляется и при выполнении аналогичного задания. Если обобщающая функция слова у ребенка, страдающего речевыми расстройствами, не нарушена, то он вполне может выполнить аналогичное задание в обобщенной словесной форме. Логический перенос только на наглядно-действенном уровне свидетельствует о слабости обобщающей функции речи, что в большей степени характерно для умственно отсталых детей. Способность ребенка в процессе исследования овладевать не только наглядно-действенным способом работы, но и подниматься на более высокий уровень усвоения принципа действия в обобщенной словесной форме имела решающее значение при решении вопроса о возможности его обучения в массовой школе в сочетании с логопедической помощью.
4. Дети с текущими заболеваниями центральной нервной системы. Их обучаемость также имеет некоторые характерные особенности. Дети, страдающие шизофренией, на начальных этапах заболевания еще сохраняют относительно высокую обучаемость. На поздних этапах болезни их способность к усвоению нового резко падает. Их обучаемость отличается известным своеобразием. Характерно нелепое выполнение работы. Вместо того, чтобы сортировать карточки, дети могут по-особому манипулировать ими: нюхают, лижут, составляют различные фигуры и т. п. Иногда их действия носят разноплановый характер, что выражается в попытках одновременно с правильной группировкой части карточек, расставлять другие по особой системе, составлять из треугольников и квадратов "домики", откладывать в сторону те карточки, которые кажутся "грязными" и т. п. Наиболее характерной чертой психики детей, страдающих эпилепсией, является инертность, это сказывается на их обучаемости. Такие дети, раз усвоив принцип классификации по одному признаку, уже не в состоянии переключиться на классификацию по другому признаку, даже если они вычленяют его словесно. Для преодоления такой инертности только при решении одной задачи основного задания требуется 7-8 "уроков", потому что ребенок при укладке каждой новой карточки снова возвращается к предыдущему признаку. Прогноз успешности обучения этих детей требует предельной осторожности. Необходимо учитывать не только обучаемость ребенка в данный момент, но и сведения о характере протекания заболевания, возможном ухудшении состояния в будущем. Иногда таким детям рекомендуется индивидуальное обучение на дому в период улучшения, ремиссии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|