Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ обучаемости детей разных клинических групп




1. Группа детей с ослабленной умственной работо­способностью. Клинически это дети с остаточными явлениями раннего органического поражения центральной нервной систе­мы, дети с диагнозом "задержка психического развития" и с не­которыми другими состояниями.

Для этой группы детей характерны неспособность к дли­тельному умственному напряжению, повышенная истощаемость, сужение объема внимания, трудности распределения внимания, ослабление памяти, эмоциональная лабильность. Также типичной для этих детей является так называемая одномоментная сообра­зительность в кратковременных мыслительных заданиях. В целом эти дети систематически не справляются с программой массовой школы. Поэтому определение их способности к овла­дению новыми способами действия представляет значительный интерес.

Результаты исследования показали, что обучаемость этих детей имеет ряд особенностей. Прежде всего, необходимо от­метить резкое несоответствие между началом работы и ее кон­цом. Как правило, все дети начинают задание с активной ори­ентировки и зачастую могут (так же как и их здоровые сверс­тники) выделить уже на первом этапе исследования один или„# два признака классификации геометрических фигур. Они также могут активно начать выполнение основного задания, выделить самостоятельно первый признак группировки карточек и дать обобщающее словесное описание проделанной работы. Однако очень скоро очевидным становится падение тонуса в действиях этих детей. Поэтому при вычленении второго признака класси­фикации в основном задании они уже испытывают некоторую растерянность. Только в этой группе бывают дети, которые пра­вильно выделяли два признака группировки уже на этапе пред­варительной ориентировки, но потом не могли реализовать это в реальном задании. Здоровые дети, которые выделяли два признака группировки на этапе ориентировки, затем уже не нуждались в помощи при решении первых двух задач основного задания.


Количество помощи, необходимой детям с ослабленной ра­ботоспособностью, непропорционально степени сложности задач и отражает падение продуктивности в их работе. Весьма харак­терно для них такое распределение "уроков-подсказок" по трем заданиям: 0+1+5, 0+2+5 или 0+1+4, т.е. всегда с непропорцио­нальным нарастанием к концу. В среднем сумма этих "уроков-подсказок" существенно превышает их среднее количество у здорового ребенка (до 4 "уроков").

К моменту предъявления аналогичного задания у детей этой группы появляются еще большие признаки утомления. Их дви­жения становятся замедленными, речь затухает почти до шепо­та, иногда они бессильно опускают голову на стол. По этой причине в большинстве случаев логический перенос этими деть­ми не осуществляется. В ряде случаев игровой перерыв между основным и аналогичным заданием или перенос части задания на утро следующего дня помогает предотвратить эту нарастаю- -щую непродуктивность деятельности, связанную с повышенной истощаемостью нервных процессов. Если эти приемы помогают, то ребенку можно рекомендовать либо обучение в санаторных условиях при общем сокращении продолжительности занятий, либо индивидуальное обучение на дому, также с учетом его утомляемости.

В отдельных случаях степень астенизации ребенка может быть настолько массивной, что усвоение нового материала не достигается в полном объеме ни при каких вариациях в форме и времени подачи материала.

Таким образом, ослабление умственной работоспособности существенным образом влияет на обучаемость детей, и это не­обходимо учитывать при выработке прогностического суждения относительно успешности школьного обучения.

2. Группа детей с различными нарушениями эмо­ционально-волевой сферы. Это могут быть дети с психопа-топодобными состояниями, начальными стадиями некоторых ду­шевных заболеваний, задержкой психического развития. Эту группу характеризуют общая эмоциональная неустойчивость, эйфория, двигательное возбуждение, непостоянство и нестой­кость интересов (как правило, при отсутствии интереса к учеб­ной деятельности), общая нецеленаправленность действий, не-


критичность к себе и своим поступкам, неправильное, зачастую негативное отношение к старшим.

Обучаемость этих детей также имеет свои особенности. Наиболее яркой из них является несоответствие результатов вы­полнения всех трех этапов исследования. Иногда ребенок может начинать работу вяло и пассивно, получить три "урока-подсказ­ки" уже при выполнении первой задачи основного задания, но затем такой ребенок может неожиданно легко выполнить ос­тальную часть основного задания и совершить полный логичес­кий перенос. В другом случае работа начинается с активной ориентировки, а пресыщение и безразличие нарастают к концу.

Распределение "уроков-подсказок" по задачам крайне не­равномерно. Например, 3+0+1, 4+1+2, 2+0+1 или 3+1+0. Толь­ко в этой группе встречаются дети, которые нуждаются в обуче­нии при группировке карточек по- цвету и форме, но самостоя­тельно выделяют наиболее трудный признак - величину. При выполнении основного задания эти дети также могут проявлять непоследовательность, нецеленаправленность действий, сорти­руя одновременно часть карточек по одному признаку, а часть -по другому. Например, собирают правильно группы "красные", "синие", а рядом - те, "у которых острые углы" или "маленькие".

Варианты выполнения этими детьми аналогичного задания также разнообразны и непредсказуемы. Ребенок, получивший большое количество "уроков-подсказок" (проявив тем самым слабую восприимчивость к помощи), неожиданно легко и пол­ностью выполняет аналогичное задание. Другой ребенок с хоро­шей восприимчивостью к помощи может отказаться выполнять аналогичное задание, мотивируя это тем, что он "не знает, что тут делать, ничего не понимает".

Результаты исследования этих детей в разные дни тоже не­постоянны.

Поэтому выработка прогностического суждения относитель­но успешности школьного обучения этих детей представляет из­вестную сложность. В таких случаях наиболее целесообразно понаблюдать за общей продуктивностью деятельности ребенка в течение сравнительно большого периода времени (3-4 месяца) и ее изменением под воздействием лечения.


3. Группа детей с различными формами и степе­нью выраженности речевой патологии. Актуальный уро­вень развития детей этой группы нередко является недостаточ­ным в силу того, что они не владеют процессом чтения, мало общаются со сверстниками, плохо понимают объяснения учите­лей. Характерным для всех детей этой группы является общая скудность речевых проявлений и отсутствие речевой активности. Это накладывает отпечаток и на особенности их обучаемости.

Их ориентировка чаще бывает молчаливой и сводится толь­ко к рассматриванию таблицы

Хорошая восприимчивость к помощи обнаруживается в виде относительно малого количества "уроков-подсказок", полученных при выполенении основного задания. Важно подчеркнуть, что эти дети могут, хотя и косноязычно, путаясь в названиях, дать словесный отчет о проведенной группировке карточек. Их фор­мулировки отражают понимание принципа классификации и поэ­тому расцениваются положительно.

Это же проявляется и при выполнении аналогичного зада­ния. Если обобщающая функция слова у ребенка, страдающего речевыми расстройствами, не нарушена, то он вполне может выполнить аналогичное задание в обобщенной словесной форме. Логический перенос только на наглядно-действенном уровне свидетельствует о слабости обобщающей функции речи, что в большей степени характерно для умственно отсталых детей. Способность ребенка в процессе исследования овладе­вать не только наглядно-действенным способом работы, но и подниматься на более высокий уровень усвоения принципа дей­ствия в обобщенной словесной форме имела решающее значе­ние при решении вопроса о возможности его обучения в массо­вой школе в сочетании с логопедической помощью.

4. Дети с текущими заболеваниями центральной нервной системы. Их обучаемость также имеет некоторые ха­рактерные особенности.

Дети, страдающие шизофренией, на начальных этапах забо­левания еще сохраняют относительно высокую обучаемость. На поздних этапах болезни их способность к усвоению нового резко падает. Их обучаемость отличается известным своеобра­зием. Характерно нелепое выполнение работы. Вместо того,


чтобы сортировать карточки, дети могут по-особому манипули­ровать ими: нюхают, лижут, составляют различные фигуры и т. п. Иногда их действия носят разноплановый характер, что выража­ется в попытках одновременно с правильной группировкой части карточек, расставлять другие по особой системе, составлять из треугольников и квадратов "домики", откладывать в сторону те карточки, которые кажутся "грязными" и т. п.

Наиболее характерной чертой психики детей, страдающих эпилепсией, является инертность, это сказывается на их обучае­мости. Такие дети, раз усвоив принцип классификации по одно­му признаку, уже не в состоянии переключиться на классифика­цию по другому признаку, даже если они вычленяют его словес­но. Для преодоления такой инертности только при решении одной задачи основного задания требуется 7-8 "уроков", потому что ребенок при укладке каждой новой карточки снова возвра­щается к предыдущему признаку.

Прогноз успешности обучения этих детей требует предель­ной осторожности. Необходимо учитывать не только обучае­мость ребенка в данный момент, но и сведения о характере протекания заболевания, возможном ухудшении состояния в бу­дущем. Иногда таким детям рекомендуется индивидуальное обу­чение на дому в период улучшения, ремиссии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...