Сопоставление прогностической значимости
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Показателя обучаемости и показателя актуального уровня умственного развития После создания Методики А. Я. Иванова провела дополнительное исследование, целью которого было выявление соотношения обучаемости или потенциальных возможностей ребенка и актуального уровня его умственного развития. Исследование отчетливо показало, что однозначной зависимости между обоими показателями нет. Особенно явно это проявляется в зоне умственной отсталости: дети с одним и тем же уровнем актуального развития располагаются на крайних, далеко отстоящих друг от друга уровнях обучаемости. Имеет место и другое несоответствие: умственно отсталые дети с одинаковыми показателями обучаемости далеко отстоят друг от друга по имеющемуся у них уровню актуального развития. Та же особен- ность прослеживается и в зоне здоровых детей: дети даже с самой высокой обучаемостью имеют разный уровень актуального развития. Следовательно, о соответствии этих двух показателей можно говорить только в самом общем плане, как об определенной тенденции к возрастанию актуального уровня развития при повышении обучаемости. Такая корреляция экспериментальных данных является экспериментальным доказательством положения Л. С. Выготского о том, что связь между "актуальным уровнем умственного развития" и "зоной ближайшего развития" не является линейной, однозначной. Таким образом, еще раз была подтверждена мысль о том, что оценки только актуального уровня умственного. развития еще недостаточно для диагностики умственного развития, а тем более для прогноза его динамики и школьной успеваемости ребенка. Более чувствительным в этом отношении яв- • ляется показатель обучаемости (т. е. его зона ближайшего раз-, вития).
Особое значение этот факт приобретает в области патологии, где расхождение потенциального и актуального уровней развития особенно сильно выражено. Грамотно решить вопрос о целесообразности обучения ребенка в массовой (классах коррекции) или вспомогательной школе без учета показателя обучаемости невозможно. Показатель обучаемости позволяет среди стойко неуспевающих детей выявить тех, у кого трудности обусловлены, например, педагогической запущенностью и поддаются коррекции, и детей, имеющих серьезные нарушения умственной деятельности. В идеале для выработки наиболее реального прогноза необходимо изучение как актуального уровня умственного развития, так и обучаемости ребенка с тщательным анализом причин возможного расхождения этих показателей. Только такой подход позволяет получить целостную картину состояния умственного развития ребенка. Количественные показатели Ориентировка в материале (ОР) = 0_____________ Восприимчивость к помощи (ВП) = 3_____________ Логический перенос (ЛП) = 0_____________ Показатель обучаемости (ПО) = ОР + ВП + ЛП = 0 + 3 + 0 = 3 Заключение Это пример относительно слабого для группы здоровых детей выполнения задания. Мальчик, хотя и проявлял активный интерес к работе, но не мог использовать в полной мере при группировке даже те признаки, которые он выделил на этапе предварительной ориентировки, из-за дезорганизованное™ поведения. Поэтому при выполнении основного задания ему потребовалось 2 первых "урока" и 1 второй. Время выполнения основного задания -478 сек, это намного превышает среднее время, необходимое здоровым детям. Тем не менее усвоение нового материала оказалось достаточно полным. Аналогичное задание мальчик выполнил в словесной форме за 60 сек, т. е. в 7 раз сократил время, потраченное на выполнение основного задания. Суммарная числовая оценка обучаемости находится в
зоне высоких показателей.__________________________________ Таким образом, на основании хорошей обучаемости можно Психолог Количественные показатели Ориентировка в материале (ОР) =_0_______________ Восприимчивость к помощи (ВП) = 0__________ Логический перенос (ЛП) =_0___________ Показатель обучаемости (ПО) = ОР + ВП + ЛП = 0 + 0 + 0 = 0 Заключение Этот протокол - один из лучших в группе здоровых детей. Таким образом, прогнозировать обучаемость девочки на ма- териале данного задания не представляется возможным, т. к.. все задание находилось в зоне ее актуальных возможностей. Психолог Количественные показатели Ориентировка в материале (ОР) =_0___________ Восприимчивость к помощи (ВП) = 1___________ Логический перенос (ЛП) =_0___________ Показатель обучаемости (ПО) = ОР + ВП + ЛП = 0 + 1+0=1 Заключение Этот пример является наиболее типичным для группы здоро Единственный "урок", полученный девочкой в ходе выполне Развитость обобщающей функции речи отчетливо проявилась
Психолог Количественные показатели Ориентировка в материале (ОР) =? ______________ Восприимчивость к помощи (ВП) = 9 ____ Логический перенос (ЛП) =_4________________ Показатель обучаемости (ПО) = ОР + ВП + ЛП = 1+9 + 4=14 Заключение Этот пример является наиболее типичным для умственно от Интересно, что девочка гораздо лучше называла признаки При выполнении аналогичного задания девочка так же легко Психолог" Литература 1. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обу 2. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 2 - М., Педагогика, 1982. 3. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного 4. Занков Л. В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. -
5. Обучающий эксперимент как метод оценки умственного раз 6. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского
7. Трошин Г. Я. Сравнительная психология нормальных и ано 8. Элиава Н. Л. Мыслительная деятельность и установка. // Ис Содержание 1. Теоретическая основа............................................................ 3 2. Описание методики....................;........................................... 6 3. Краткая схема исследования.................................................. 9 4. Процедура проведения исследования.................................. 11 5. Процедура обработки результатов исследования............... 18 6. Интерпретация результатов исследования........................... 19
6.1. Обучаемость здоровых детей............................................ 19 6.2. Обучаемость умственно отсталых детей........................... 24 6.3. Сравнительный анализ обучаемости здоровых и умственно отсталых детей................................................. 29 6.4. Прогноз успешности школьного обучения по показателю обучаемости.................................................. 30 6.5. Анализ обучаемости детей разных клинических групп.... 33 6.6. Сопоставление прогностической значимости Приложение.............................................................................. 39 Литература............................................................................... 47
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|