Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъективный идеализм Беркли.




Джордж Беркли (1684 - 1753) - субъективный идеализм. С 1734 по 1752 г Беркли был епископом. Беркли отбрасывает материалистический исходный пункт философии Локка и объявляет ощущения единственной воспринимаемой человеческой реальностью. Локк стремился выяснить метод, посредством которого мы приходим к идеям о материи и пространстве. Этот метод есть по Локку - абстракция. Беркли пытается всеми доступными средствами доказать, что ум человека не способен к образованию описанной Локком абстракции. Общая абстракция идея протяжения, или пространства невозможна. Она абсурдна и внутренне противоречива. То же самое и с абстрактной материей. Доказательству этого Беркли посвятил "Трактат о началах человеческого знания", где он не скрывает, что его главная цель - борьба против материализма и всех его проявлений в науке. По Беркли, в основе понятия о материи (и о пространстве) лежит допущение, будто мы можем отвлекаясь от частных свойств вещей, воспринимаемых посредством ощущений, образовывать отвлеченную идею об общем для них вещественном субстрате. Но это невозможно. У нас нет чувственного восприятия материи как таковой. Мы воспринимаем лишь отдельные вещи и каждое из этих восприятий есть сумма отдельных ощущений или "идей", "мы видим отдельные цвета, а не окрашенную материю"... Не может быть и общей отвлеченной идеи о материи и пространстве. Слово становится общим не потому, что оно есть знак отвлеченной общей идеи, а потому, что оно способно быть знаком многих частных идей. Ум человека может образовывать общую идею о вещи, но не общую отвлеченную идею. Отвлеченная идея материи не может прибавить к свойствам вещей ни одного свойства сверх тех, которые открываются в них в ощущении. Учение это - субъективный идеализм. Признается существование лишь человеческого сознания, в котором Беркли различает идеи и души. Идеи - это воспринимаемые нами субъект качества. Души - воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты духовной деятельности. Идеи - пассивны; это лишь состояния. Души же активны. Беркли пытается доказать, что вещи возникают благодаря восприятию и исчезают, когда прекращается восприятие. Беркли пытается избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что существует лишь один воспринимающий субъект. Он утверждает, что субъект существует в мире не один. Вещь, которую перестал воспринимать один субъект может быть воспринята другими. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в ничто. Они продолжили бы существовать как сумма идей в уме Бога. Бог не может исчезнуть. Поэтому не может исчезнуть и весь сотворенный им мир. Бог вкладывает в сознание отдельных субъектов содержание ощущений. - Это уже шаг по направлению к объективному идеализму. Цель науки есть научиться понимать язык творца, а не притязать на объяснение явления телесными причинами.
Джордж Беркли: последовательность идей в конечном духе образует время
Беркли углубил агностицизм Локка по отношению к материальным субстанциям, объявив их не только непознаваемыми, но и вообще не существующими. Но, в отличие от Локка, он признавал реальность и познаваемость духовных субстанций, восприятия которых конституируют материальный мир. Хорошо известен афоризм Беркли: esse est percipi -"быть - значит быть воспринимаемым". Пользуясь термином "идеи" в том же смысле, что и Локк, то есть подразумевая под простыми идеями чувственные качества (белизну, жесткость, громкость и т.д.), получаемые с помощью органов чувств, а также идеи рефлексии, "которые мы получаем, наблюдая эмоции и действия ума", Беркли показывает, что они существуют только для воспринимающего субъекта, духа, души, нашего Я. Только духи суть реальные субстанции - таков основной тезис спиритуализма Беркли. "Нет субстанции, кроме духа, или того, что воспринимает... не может быть немыслящей субстанции или немыслящего субстрата этих идей" [73]. Что же касается понятия "материальная субстанция", то Беркли считает его самопротиворечивым, ибо свойства, приписываемые материальной субстанции, - протяжение, форма, движение, а тем более вторичные качества (цвет, вкус, запах) суть лишь идеи, существующие в сознании мыслящей субстанции. "То, что говорится о безусловном существовании немыслящих вещей без какого-либо отношения к их воспринимаемости, для меня совершенно непонятно, - пишет Беркли. - Их esse est percipi, и невозможно, чтобы они имели какое-либо существование вне духов, или воспринимающих их мыслящих вещей" [74].
Что касается Бога, то по отношению к Нему, согласно Беркли, неприменимы понятия длительности и тем более времени, ибо все вещи, и прошлые, и будущие, актуально присутствуют в уме Бога: "В Нем нет ни изменений, ни перемен, ни последовательности смены идеи" [76]. Вечность Бога Беркли характеризует как to nun -"теперь" - то самое "вечное теперь". В основной своей философской работе - "Трактат о принципах человеческого знания" (1710) - Беркли с позиций номинализма выступает против существования абстрактных, то есть общих идей, которые признавали не только рационалисты XVII-XVIII вв., считая их фундаментом научного знания, но и такой авторитетный представитель эмпирического направления, как Джон Локк.

По Беркли, наш ум не имеет абстрактной общей идеи треугольника, который не был бы ни прямоугольным, ни тупоугольным, ни остроугольным, а был бы треугольником вообще. В действительности, как убежден философ, "слово становится общим, будучи знаком не абстрактной общей идеи, а многих частных идей, любую из которых оно безразлично вызывает в нашем уме" [78]. Стало быть, не может существовать и абстрактная идея времени, на чем ошибочно настаивают многие философы. Как и номиналисты XIV в., Беркли не признает общих абстрактных идей, будучи убежден, что человеческое познание имеет дело лишь с единичными вещами. Что же касается общих понятий, то они суть лишь знаки единичных вещей в человеческом уме. Беркли тем самым сближает почти до неразличимости две разные, хотя и связанные между собой способности - разум и воображение. И в самом деле, в воображении мы можем видеть либо прямоугольный, либо остроугольный и т.д. треугольник, но треугольник вообще возможно только мыслить.
И, наконец, третий момент, отмеченный Беркли в письме Джонсону, касается невозможности измерять время в одном духе последовательностью идей в другом. В своей номиналистической трактовке времени Беркли идет дальше Локка: он устраняет те остатки реализма и субстанциализма по отношению к телесным вещам, которые еще сохранялись у последнего. Признавая реально существующими лишь духи и отвергая даже относительную самостоятельность материальных вещей, Беркли приходит к выводу, что "последовательность идей образует время, а не является лишь его ощущаемой мерой, как считают г-н Локк и другие".

Субъективный сенсуализм Беркли

был в дальнейшем подхвачен немецкими философами конца 18 в - Фихте и

Шеллингом, а в Англии - Юнгом. Вслед за Б. он рассматривает

действительность лишь как совокупность идей и впечатлений: по его мнению,

все педставления человека о мире могут быть ошибочными, а различные законы

действительности (например, причины и следствия) на самом деле не

существуют, а лишь по привычке навязываются ей человеком. Все размышления

Юнга пронизаны тем же отрицанием материальности мира, что и у Б. Английские

сентименталисты по своим взглядам во многом близки Б. и Ю. Для них

характерны разочарование в возможностях человеческого разума, сомнения в

познаваемости мира, субъективизм.

В английской сентименталистской поэзии соединяются искренний интерес к

жизни и труду народа и консервативная идеализация патриархального

крестьянского быта. Особенностью сентиментализма являются свойственные ему

в некоторй степени пессимистические и религиозные теденции. Сюда же мы

отнесем направление "кладбищеской поэзии", которое свидетельствует о тех

настроениях безысходностии тоски, которое охватывает мелкобуржуазные слои

населения в Англии 18 в. Герои "кладбищенских" эллегий и поэм блуждают

средь могил, спускаются в склепы, рассматривают кости и черепа, рассуждают

о смысле жизни, о смерти, которая уравнивает нищих и королей. Самая тема

равенства, к которой любят обращаться идеологи буржуазии в своей борьбе с

дворянством, приобретает у английских сентименталистов религиозный оттенок.

Это лишь равенство в смерти, равенство перед Богом (практическая борьба с

дворянством их уже не интересует).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...