Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обзор литературы по теме «Изучение русской литературы первой половины ХX века в школе»




Обзор литературы по теме «Изучение русской литературы первой половины ХX века в школе»

В образовательной программе по литературе за 9 класс по Г. С. Меркину указывается для изучения в старших классах на данную тему следующая литература: своеобразие отечественной прозы первой половины XX века (творчество А. Н. Толстого, М. А. Булгакова, М. А. Шолохова, А. П. Платонова). Повесть Булгакова «Собачье сердце»: предупреждение об опасности социальных экспериментов. Рассказ Шолохова «Судьба человека»: повествование о трагедии и подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. На изучение для школьников выделяется около 8 часов работы.

В образовательной программе по литературе за 11 класс, базовый уровень по программе Г. С. Меркина, В. А. Чалмаева, С. А. Зинина включает в себя следующий раздел по литературе первой половины 20 века: достижения русского реализма в творчестве Л. Н. Толстого и А. П. Чехова рубежа веков. Писатели-реалисты начала XX века. А также творчество И. А. Бунина ( Стихотворения: «Вечер», «Сумерки», «Слово», «Седое не­бо надо мной... », «Христос воскрес! Опять с зарею... » и др. по выбору), М. Горького ( Рассказ «Старуха Изергиль» и др. по выбору ), А. И. Куприн ( Повести: «Олеся», «Поединок»), Л. Н. Андреев ( Повести: «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского» ).

В образовательной программе по литературе за 11 класс базовый уровень по программе В. Я. Коровиной включает в себя следующий перечень авторов: И. А. Бунин «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Песня», другие стихотворения. А. И. Куприн. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Трагизм любовной темы в повести «Олеся». М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Челкаш».

В образовательной программе по литературе за 11 класс В. В. Агеносова, А. А. Архангельского раскрывают ряд уже знакомых писателей: И. А. Бунин, А. И. Куприн. М. Горький, Б. Шоу, Г. Аполлинер.

В образовательной программе по литературе за 11 класс на основе примерной программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина. Данный широкий перечень авторов уместил в себя следующий список литературы за первую половину 20 века. И. А. Бунин. Отношение писателя к революции: «Окаянные дни». «Господин из Сан-Франциско». Осуждение бездуховности существования. Тема любви в рассказах Бунина. Поэтическое своеобразие новелл «Чистый понедельник», «Солнечный удар», «Лёгкое дыхание» идр.

А. И. Куприн. «Гранатовый браслет» - appossionato человеческой любви. Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». «Олеся» - «печальная сказка Полесья». Поэтика рассказа «Олеся».

В. Г. Короленко. Публицистика: «Письма к Луначарскому»: протест против угнетения личности. Гуманистический пафос творчества писателя, особенность понимания русского национального характера: «Чудная», «Без языка», «Река играет».

А. М. Горький. Горький и революция «Несвоевременные мысли». Раннее творчество Горького. Романтический пафос и художественное своеобразие ранних рассказов «Старуха Изергиль». Литературные портреты Горького, их своеобразие.. Пьеса « На дне » - социально-философская пьеса.

В образовательной программе по литературе за 9 класс по УМК В. Я. Коровиной входит следующий список литературы: Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Михаил Афанасьевич Булгаков. Повесть «Собачье сердце». Михаил Александрович Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

 

Разработка комплексов уроков

«Творчество М. И. Цветаевой»

Цели уроков:

Образовательные:

- знать основные темы и мотивы цветаевской лирики, особенности лирической героини стихотворений;

- провести детальный анализ художественных (лирических) текстов, опираясь на задания и вопросы;

- способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво лирические произведения М. Цветаевой.

Развивающие: - создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, формирования аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, структурирования, развитию речевых навыков.

Воспитательная: - способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой. Методические приемы: рассказ учителя, комментарии к прочитанным учениками стихотворениям.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Чтение и разбор 2—3 сочинений.

II. Лекция учителя с элементами беседы. Анализ стихотворений.

Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как и многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем оказался неизбежным для нее. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в нем пошлости, серости, мелочности: «Что же мне делать, певцу и первенцу, в мире, где наичернейший — сер! ... С этой безмерностью в мире мер?! » («Поэты», 1923). Поэт — единственный защитник и глашатай миллионов обездоленных:

Если душа родилась крылатой —

Что ей хоромы — и что ей хаты!

Что Чингиз-хан ей и что — Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца, неразрывно-слитых:

Голод голодных — и сытость сытых!

18 августа 1918

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...