Учитель предлагает проанализировать ученикам стихотворение «Красною кистью…»
Учитель предлагает проанализировать ученикам стихотворение «Красною кистью…» Вслушайтесь в строки этого стихотворения. - Какой звук повторяется часто (звук р). - Какое чувство пытается передать нам поэт? (чувство тревоги). - Как называется такой прием? (аллитерация – повторение согласных звуков, усиливает образность речи, ее смысловую сторону). Далее наступает очередь следующего стихотворения на анализ – «Идешь на меня похожий». Долгие годы имя ее и творчество незаслуженно были забыты. Бесценное литературное наследие оставалось невостребованным: сборники лирики, 17 поэм, восемь драм в стихах, автобиографическая, мемуарная проза, письма, дневники и записи. Больно и обидно, что о таком большом русском поэте так долго молчали, стихи не публиковались на родине, не изучались в школе, но сегодня их черед настал. Цветаева говорила: « Возьмите стихи – это и есть моя жизнь». – К кому обращается лирическая героиня? Какой мотив звучит в стихотворении? (Ученики рассуждают о том, что лирическая героиня может обращаться к любому человеку, проходящему мимо могилы, кто-то говорит, что к конкретному лицу. Большинство соглашается с первой точкой зрения, отмечая, что «прохожему» может быть не известно даже имя героини, которая “тоже была…” на этой земле, была молодой и красивой, беспечной и игривой. В стихотворении звучит мотив смерти. Говорю ребятам о том, что мотив смерти, безысходности был свойствен символистам и декадентам, речь о которых пойдет в 11-м классе). – С какой просьбой обращается к «прохожему»? – С просьбой сорвать «слепоты куриной», прочитать, кто здесь лежит, но не печалиться по этому поводу, а «легко подумать» и «легко забыть». Для нее очень важным является тот факт, чтобы “прохожий” знал, что она – “тоже была”.
– Символом чего являются алые маки? (Символом памяти). – Обратите внимание на год написания стихотворения. До рокового дня 1941 года еще далеко. Как это ни парадоксально, но могила Марины Цветаевой до сих пор не найдена. Далее ученикам предлагается работа в парах и заполнение таблицы.
Учитель зачитывает вслух стихотворение М. Цветаевой «Тоска по родине!.. ». Давайте разберемся какие стилистические особенности свойственны поэзии М. И. Цветаевой (устная работа со всем классом). — Какие слова наиболее выражено повторяются в стихотворении? — Назовите однокоренные слова со словом «родной». — Какова причина, заставившая поэта многократно их употребить?
— Какова роль пунктуационных знаков в стихотворении? III. Вопросы с письменными ответами. Далее учитель зачитает вслух вопросы и просит на отдельных листочках ответить учеников. Учитель просит указать традиционный лирический жанр, с которым сближается стихотворение М. И. Цветаевой «Стихи к Блоку». Учитель задает вопрос: Какой фонетический прием использует М. И. Цветаева в строке «В нежную стужу недвижных век»? Как называется повтор слова или группы слов в начале смежных строк стихотворения: Имя твое – птица в руке, / Имя твое – льдинка на языке…? Учитель просит указать прием, основанный на уподоблении одних явлений другим и образующий образно-ассоциативный ряд в стихотворении М. И. Цветаевой. «Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту». Каким размером написано стихотворение? Наконец, учитель задает последний вопрос: Как в литературоведении называется объединенное общим заглавием упорядоченное множество самостоятельных поэтических текстов, связанных общим сюжетом, героями, мотивами, настроениями и др. (например, «Стихи к Блоку» М. Цветаевой). После того, как ребята ответят на вопросы, учитель просит их сдать листочки с ответами. IV. В конце урока ученики делятся впечатлениями с учителем и друг другом о прошедшем уроке. V. Дается письменное задание: проанализировать стихотворение «Ах, грибок, ты мой грибочек…».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|