Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учитель предлагает проанализировать ученикам стихотворение «Красною кистью…»




Учитель предлагает проанализировать ученикам стихотворение «Красною кистью…»

Вслушайтесь в строки этого стихотворения.

- Какой звук повторяется часто (звук р).

- Какое чувство пытается передать нам поэт? (чувство тревоги).

- Как называется такой прием? (аллитерация – повторение согласных звуков, усиливает образность речи, ее смысловую сторону).

Далее наступает очередь следующего стихотворения на анализ – «Идешь на меня похожий».

Долгие годы имя ее и творчество незаслуженно были забыты. Бесценное литературное наследие оставалось невостребованным: сборники лирики, 17 поэм, восемь драм в стихах, автобиографическая, мемуарная проза, письма, дневники и записи. Больно и обидно, что о таком большом русском поэте так долго молчали, стихи не публиковались на родине, не изучались в школе, но сегодня их черед настал. Цветаева говорила: « Возьмите стихи – это и есть моя жизнь».

– К кому обращается лирическая героиня? Какой мотив звучит в стихотворении? (Ученики рассуждают о том, что лирическая героиня может обращаться к любому человеку, проходящему мимо могилы, кто-то говорит, что к конкретному лицу. Большинство соглашается с первой точкой зрения, отмечая, что «прохожему» может быть не известно даже имя героини, которая “тоже была…” на этой земле, была молодой и красивой, беспечной и игривой. В стихотворении звучит мотив смерти. Говорю ребятам о том, что мотив смерти, безысходности был свойствен символистам и декадентам, речь о которых пойдет в 11-м классе).

– С какой просьбой обращается к «прохожему»?

– С просьбой сорвать «слепоты куриной», прочитать, кто здесь лежит, но не печалиться по этому поводу, а «легко подумать» и «легко забыть». Для нее очень важным является тот факт, чтобы “прохожий” знал, что она – “тоже была”.

– Символом чего являются алые маки? (Символом памяти).

– Обратите внимание на год написания стихотворения. До рокового дня 1941 года еще далеко. Как это ни парадоксально, но могила Марины Цветаевой до сих пор не найдена.

Далее ученикам предлагается работа в парах и заполнение таблицы.

 

Лирический герой Лирическая героиня
1. Идеальный и благородный герой, обреченный на гибель. 2. Стремление к самопожертвованию 1. ​ От жизни она жаждет абсолюта (« Я жажду сразу всех дорог…») 2. ​ Одиночество, уединенность. 3. ​ Высокий накал страстей. 4. ​ В своих чувствах героиня Цветаевой доходит до крайностей, для нее не существует середины.

 

Учитель зачитывает вслух стихотворение М. Цветаевой «Тоска по родине!.. ».

Давайте разберемся какие стилистические особенности свойственны поэзии М. И. Цветаевой (устная работа со всем классом).

— Какие слова наиболее выражено повторяются в стихотворении?
(Это: «все равно», «все едино». «Все равно», «где брести», «быть вытесненной в себя», «где не ужиться», «где унижаться». Все равны, ни с кем нет кровной связи, душевного родства, ни к чему нет привязанности, нет веры: «Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст». Нет родины: «Тоска по родине! Давно разоблаченная морока! »).

— Назовите однокоренные слова со словом «родной».
(Основная параллель: родной — родина. Родным (роднее — форма данного прилагательного), родившаяся (душа), родимого (пятна).

— Какова причина, заставившая поэта многократно их употребить?
(Такое частое использование однокоренных слов имеет определенный смысл. Сердце болит из-за отрешенности, удаленности от родного, именно поэтому так горячо доказывается нелюбовь. Многие видные русские деятели, вынужденные уехать в эмиграцию после революции 1917, испытывали щемящую тоску по родине. Родина живет в сердце героини, поэтому так страстно звучит ее монолог, так много чувств в него вложено. )

— Какова роль пунктуационных знаков в стихотворении?
( Семь восклицательных знаков выражают экспрессивности речи. Постановка тире ( на десять четверостиший — семнадцать тире ) связана со смысловым выделением слов и словосочетаний, эти знаки по-своему связаны с экспрессивностью поэтического монолога. Тире — любимый знак М. И. Цветаевой, он в смысловом отношении самый выразительный в русском языке. Нельзя поверить в равнодушие героини, если читаешь, что называется, «по нотам» (помним: знаки — ноты).

III. Вопросы с письменными ответами.

Далее учитель зачитает вслух вопросы и просит на отдельных листочках ответить учеников.

Учитель просит указать традиционный лирический жанр, с которым сближается стихотворение М. И. Цветаевой «Стихи к Блоку».

Учитель задает вопрос: Какой фонетический прием использует М. И. Цветаева в строке «В нежную стужу недвижных век»?

Как называется повтор слова или группы слов в начале смежных строк стихотворения: Имя твое – птица в руке, / Имя твое – льдинка на языке…?

Учитель просит указать прием, основанный на уподоблении одних явлений другим и образующий образно-ассоциативный ряд в стихотворении М. И. Цветаевой. «Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту». Каким раз­ме­ром на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние?

Наконец, учитель задает последний вопрос: Как в литературоведении называется объединенное общим заглавием упорядоченное множество самостоятельных поэтических текстов, связанных общим сюжетом, героями, мотивами, настроениями и др. (например, «Стихи к Блоку» М. Цветаевой).

После того, как ребята ответят на вопросы, учитель просит их сдать листочки с ответами.

IV. В конце урока ученики делятся впечатлениями с учителем и друг другом о прошедшем уроке.

V. Дается письменное задание: проанализировать стихотворение «Ах, грибок, ты мой грибочек…».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...