3.3 Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
Одним из важнейших направлений контрольно-надзорной деятельности в рамках государственного экологического контроля (надзора) является профилактика нарушения субъектами экологических отношений требований законодательства об охране окружающей среды. Одно из направлений в совершенствовании контрольно-надзорной деятельности следует считать развитие правового регулирования профилактических мероприятий в рамках государственного экологического контроля на предмет повышения их роли в обеспечении экологически правомерного поведения. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей: 1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами; 2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; 3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Действующее законодательство предусматривает широкий спектр мер профилактики в контрольно-надзорной деятельности. В основу профилактических мероприятий положена Программа профилактики рисков причинения вреда, которая подлежит ежегодному утверждению. Программа профилактики включает в себя анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда. Также в ней определяются цели и задачи ее реализации, перечень профилактических мероприятий и сроки (периодичность) их проведения, показатели ее результативности и эффективности.
В рамках осуществления государственного экологического контроля (надзора) могут проводиться следующие профилактические мероприятия: информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережения; профилактический визит; консультирование.
Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного органа в сети " Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах. Органы государственного экологического контроля (надзора) обязаны размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте следующую информацию: 1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного экологического контроля (надзора); 2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного экологического контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу; 3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; 4) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; 5) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
6) программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий); 9) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица; 10) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и (или) программами профилактики рисков причинения вреда.
Обобщение правоприменительной практики проводится для решения таких задач, как: 1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства о государственном контроле (надзоре); 2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений; 3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба); 4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований; 5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле. По итогам обобщения правоприменительной практики контрольный (надзорный) орган обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики.
Объявление предостережения следует расценивать как наиболее действенное средство профилактики нарушения обязательных требований, поскольку реально способствует предотвращению нарушений законодательства. Предостережение о недопустимости нарушения объявляется контролируемому лицу в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований. Также оно может объявляться в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что имеющееся нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В предостережении контрольно-надзорный орган предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в установленном порядке. Оно должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов. Отметим, что контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в орган государственного экологического контроля (надзора) возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее 30 дней со дня получения им предостережения. Возражение рассматривается контрольным органом в течение 30 дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
При проведении профилактического визита инспектор может осуществлять сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска. Положением «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» предусмотрено проведение обязательных профилактических визитов. Они проводятся в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности на таких объектах контроля. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения. Обязательный профилактический визит проводится в течение одного рабочего дня. По ходатайству должностного лица, проводящего профилактический визит, руководитель (заместитель руководителя) контрольного органа может продлить срок проведения профилактического визита на срок не более 3 рабочих дней. Согласно Федеральному закону «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения. При проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер. В то же время если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Консультирование проводится должностным лицо контрольного (надзорного) органа по обращениям контролируемых лиц и их представителей. В ходе консультирования даются разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля). Консультирование осуществляется без взимания платы. Консультирование может осуществляться должностным лицом контрольного (надзорного) органа по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольного органа в сети " Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом контрольного органа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|