Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2 Система оценки и управления рисками при осуществлении государственного экологического контроля (надзора)




 

Государственный экологический контроль (надзор) осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) (далее – риски), посредством которого определяется выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.

Риск причинения вреда (ущерба) (далее – риск) - это вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям (жизнь и здоровье человека, окружающая среда и ее отдельные компоненты).

Оценка риска - это деятельность контрольного (надзорного) органа по определению вероятности возникновения риска и масштаба вреда (ущерба) для охраняемых законом ценностей.

Задачей контрольно-надзорной деятельности с учетом потенциальной опасности причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям является управление рисками, в рамках которого осуществляется на основе оценки таких рисков определение необходимых профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий в целях обеспечения допустимого уровня риска в соответствующей сфере деятельности. Допустимый уровень риска в рамках соответствующего вида государственного контроля (надзора) должен закрепляться в ключевых показателях вида контроля.

        

В целях управления рисками контрольный (надзорный) орган при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска:

1) чрезвычайно высокий риск;

2) высокий риск;

3) значительный риск;

4) средний риск;

5) умеренный риск;

6) низкий риск.

Положением о виде контроля должно быть предусмотрено не менее трех категорий риска, в том числе в обязательном порядке категория низкого риска.

Количество категорий риска и критерии отнесения объектов контроля к категориям риска (далее - критерии риска) формируются по результатам оценки риска и основываются на необходимости предупреждения и минимизации причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов контрольного (надзорного) органа таким образом, чтобы общее количество профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий по отношению к объектам контроля всех категорий риска причинения вреда (ущерба) соответствовало имеющимся ресурсам контрольного (надзорного) органа.

Критерии риска должны учитывать тяжесть причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятность наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также учитывать добросовестность контролируемых лиц.

При определении критериев риска оценка тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям проводится на основе сведений о степени тяжести фактического причинения вреда (ущерба) в подобных случаях, потенциальном масштабе распространения вероятных негативных последствий, влекущих причинение вреда (ущерба), с учетом сложности преодоления таких последствий.

При определении критериев риска оценка вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводится с учетом предшествующих данных о фактическом причинении вреда (ущерба) вследствие наступления событий, вызванных определенными источниками и причинами риска, по различным видам объектов контроля с выделением видов объектов контроля, характеризующихся схожей или различной частотой случаев фактического причинения вреда (ущерба).

При определении критериев риска оценка добросовестности контролируемых лиц проводится с учетом следующих сведений (при их наличии):

1) реализация контролируемым лицом мероприятий по снижению риска причинения вреда (ущерба) и предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

2) наличие внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля в соответствующей сфере деятельности;

3) предоставление контролируемым лицом доступа контрольному (надзорному) органу к своим информационным ресурсам;

4) независимая оценка соблюдения обязательных требований;

5) добровольная сертификация, подтверждающая повышенный необходимый уровень безопасности охраняемых законом ценностей;

6) заключение контролируемым лицом со страховой организацией договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба), объектом которого являются имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований.

Критерии риска должны основываться на достоверных сведениях, характеризующих уровень риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере, а также практику соблюдения обязательных требований в рамках вида контроля, и обеспечивать возможность контролируемому лицу самостоятельно оценивать правомерность отнесения его деятельности и (или) принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля к соответствующей категории риска.

В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия контрольный (надзорный) орган разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам контроля утверждается:

1) для вида федерального контроля - федеральным органом исполнительной власти в установленной сфере деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора);

2) для вида регионального контроля - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

Согласно Положению «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования при осуществлении государственного экологического контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба)

а) чрезвычайно высокий риск;

б) высокий риск;

в) значительный риск;

г) средний риск;

д) умеренный риск;

е) низкий риск.

Согласно приложению «Критерии отнесения объектов федерального государственного экологического контроля (надзора) к категориям риска» к Положению «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» базовыми категориями риска являются:

а) категория значительного риска – к ним относятся объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий - объекты I категории (в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»);

б) категория среднего риска – к ним относятся объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду - объекты II категории (в соответствии с критериями);

в) категория умеренного риска – к ним относятся объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду о объекты III категории, а также объекты, на которых осуществляется деятельность исключительно по транспортированию отходов производства и потребления (в соответствии с критериями);

г) категория низкого риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду - объекты IV категории (в соответствии с критериями).

    При определенных в названном Приложении условиях, показателях объекты контроля могут быть отнесены к категориям высокого и чрезвычайно высоко риска.         

Непосредственное отнесение объектов федерального государственного экологического контроля к определенной категории риска осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска.

Установление категорий риска предопределяет виды и периодичность

проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля. Периодичность плановых контрольных (надзорных) мероприятий определяется в Положении «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска с учетом требований, установленных ст. 25 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Согласно Положению «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» контрольный орган может проводить в отношении контролируемых объектов такие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий, как:

а) инспекционный визит;

б) рейдовый осмотр;

в) документарная проверка;

г) выездная проверка.

В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения одного из указанных плановых контрольных (надзорных) мероприятий составляет:

а) для категории чрезвычайно высокого риска - 1 раз в год;

б) для категории высокого риска - 1 раз в 2 года;

в) для категории значительного риска - 1 раз в 3 года;

г) для категории среднего риска - 1 раз в 4 года;

д) для категории умеренного риска - 1 раз в 5 лет.

При этом нужно указать, что в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся. Это связано с тем, что согласно критериям отнесения объектов контроля к категориям риска, к категории низкого риска относятся, как было указано выше, объекты IV категории, то есть объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, в отношении которых, согласно ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды» проведение плановых проверок не предусмотрено.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...