Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы развития туризма




Необходимость в перемещениях и путешествиях возникла у людей еще в глубокой древности. Причем термин «путешествие» можно трактовать буквально, так как «ознакомление» с новыми территориями было жизненно необходимо человеку прошлого. Туризм сыграл огромную роль в становлении и развитии человеческого общества, его культуры и цивилизации. Так, путешествия Геродота, Страбона, Пифагора, Демокрита, Платона, Аристотеля и других мыслителей привели к интенсивному обмену научными знаниями и возникновению европейской философии. В значительной степени благодаря странствиям, Геродотом и Страбоном были написаны труды, создавшие основу истории, географии, этнографии, антропологии.

Туризм оказал влияние и на развитие экономики. Морские путешествия с целью открытия новых земель привели к тому, что были созданы мировое экономическое пространство и огромная мировая цивилизация.

В развитии туризма как явления современной мировой цивилизации можно выделить ряд периодов и этапов.

I период – период древнего мира – является наиболее длительным. Нижняя его граница определяется появлением человека разумного в эпоху позднего палеолита около 40 тысяч лет назад. Верхняя граница датируется V в. н.э., завершение этого периода развития туризма приходится на момент распада Западной римской империи. В рамках данного периода можно выделить четыре основных этапа, отличающихся друг от друга содержательными характеристиками.

1 этап – переселенческо-кочевой – охватывает каменный век (от 40 тысяч лет назад до 2 тысячелетия до н.э.) Характеризуется данный этап преобладанием кочевого образа жизни в начальный период и переходом к переселениям этнических групп в более поздний период.

Следует отметить, что перемещения (миграции) первобытных коллективов, или этно­социальных организмов, могли носить следующий характер:

1. Внутриэтнические миграции, когда перемещения происхо­дили внутри территории, занимаемой этно­социальным организмом. Подобные перемещения являлись наиболее распространенным видом миграций в эпоху первобытности. Дело в том, что первобытный коллектив, проживая на четко определенной территории, редко нарушал ее границы, так как это могло повлечь за собой столкновения с другими племенами, на чью территорию он вторгался. Во внутриэтнической миграции принимали участие в той или иной степени все члены коллектива. Это были и сезонные миграции охотников, и передвижения рыбаков за нерестящейся рыбой в реках или ее косяками в морях.

2. Этномиграция, участие в которой принимали отдельные группы этносоциального организма. Они выходили за пределы обитания своего коллектива и затем утрачивали с ним структурную связь. Этномиграция могла происходить по нескольким причинам. Например, группа охотников, рыболовов или собирателей, уда­лившись на достаточно большое расстояние от своей территории обитания, не смогла воссоединиться со своим коллективом по объективным причинам. К последним можно отнести следующие факторы:

- климатические – разливы рек, извержения вулканов, сходы лавин, камнепады и др.;

- биологические – преследования группы людей хищниками или опасными для них крупными животными: мамонтами, шерстис­тыми носорогами и т.п.;

- социальные – погоня охотников первобытного коллектива за группой, вторгшейся на их территорию.

Как отмечают исследователи, вряд ли могли существовать сильные субъективные причины, заставившие первобытных людей покинуть свой коллектив.

3. Миграции собственно этно­социальных организмов. Это был наиболее часто встреча­ющийся тип миграции в древности. Он, в свою очередь, мог но­сить характер:

- переселения этно­социального организма – перемещения его на новую территорию;

- расселения этно­социального организма – перемещения одной или нескольких ча­стей первобытного коллектива на другую территорию без потери структурных связей с этно­социальным организмом;

- сегментации этно­социального организма – по форме представляющей то же самое, что и расселение, но с одновременным созданием собственного этносоциального организма мигрантов.

Миграция первобытных людей представляла собой распрост­раненное явление. Переселения были необходимы. Климатические изменения носили, как правило, весьма продолжительный ха­рактер: наступление ледников или межледниковые периоды ис­числялись десятками и сотнями тысяч лет. Они несли постепен­ное изменение флоры и фауны. Но могли быть и скоротечные катаклизмы, например, землетрясения, которые вынуждали лю­дей покинуть данную территорию. На миграции влияли не в последнюю очередь и антропогенные факторы, обусловившие обеднение флоры и фауны заселенных людьми территорий. Так, в эпоху верхнего палеолита произошло сокращение на 75% животных, чья масса была от 100 до 1000 кг, на 41% – тех, кто весил от 5 до 100 кг, и всего на 2% тех, чей вес был менее 5 кг. Это привело к кризису специализированной охоты, заставив людей не только «изобрести» новые виды оружия: бумеранг, лук со стрелами, копьеметалку, но и начать интенсивные поиски но­вых мест охоты, то есть передвигаться, осваивая новые территории.

Миграции как расселение характерны для всего периода пра­истории человечества: ведь уже в эпоху палеолита на Земле прожи­вало около 2 – 3 млн. человек. Но этот вид переселения переживал бум в эпоху неолита, когда вследствие неолитической ре­волюции население увеличилось как минимум в 10 раз. Неоли­тическая революция осуществила переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появилось земледелие и скотоводство.

В эпоху первого общественного разделения труда на оседлых зем­ледельцев и кочевников-скотоводов начинается дифференциация миграционных процессов в зависимости от вида деятельности. Для земледельческих народов было характерно расселение в форме интрузии. Так как земледельческие племена вели оседлый образ жизни, то, переселившись на новые пространства, земледельцы буквально «вгрызались» в него. Окультуренные участки прочно удерживались мигрантами, и на новые земли уходила лишь часть потомков.

Для скотоводческих племен переселение часто носило харак­тер инвазии, что действительно нередко было похоже на наше­ствие или нападение. Скотоводческим племенам, в отличие от их предков – охотников, часто приходилось отгонять свои стада во время кочевок через вражеские или засушливые территории.

Следует отметить, что в доисторические времена древние люди, «путешествуя», в ос­новном руководствовались внешней мотивацией, то есть объектив­ными причинами, главной из которых было выживание. Чело­век в те далекие времена был практически полностью зависим от природы. Любые природные изменения могли стоить жизни. Унич­тожение конкретных животных и растений не подлежало восста­новлению в эпоху палеолита и мезолита, люди еще не знали ско­товодства и земледелия. Зачастую единственно возможным выхо­дом из кризисной ситуации был исход из родных мест в надежде найти что-то лучшее.

Но историки туризма предполагают, что была и внутренняя мотивация путешествий уже в глубокой древности. Это подтверждается некоторыми этнографическими данными. Так, австралийские аборигены по уровню своего развития в начале XX в. находились на неолитическом уровне. Европейские этнографы зафиксировали, что взаимные визиты и «гощения» представляют собой очень яркую и характерную черту быта всех австралийских племен. Визиты наносят друг другу разные группы даже тогда, когда они обитают очень далеко одна от другой. Австра­лийцы предпринимают целый обход с визитами, которые про­должаются от нескольких недель до нескольких месяцев. Принятие гостей и хожде­ние в гости можно характеризовать именно как внутреннюю мотивацию.

К внутренней мотивации относятся и эмоции новизны, выража­ющиеся в стремлении расширить круг средств, удовлетворяющих потребности, путем ознакомления со всяким новым, неведомым и невиданным. Потребность в знакомстве с новыми многообразными явлени­ями жизни, относящаяся к внутренней мотивации, составляла одну из естественных черт характера человека, начиная с эпохи первобытности.

«Брачные» путешествия становятся характерной частью быта при переходе от первобытного стада к родовой общине, брак внутри которой был запрещен. Брачных партнеров можно было искать только вне рода, в других кровно-родственных коллективах. Это явление получило название экзогамии. Соответственно, чтобы выбрать себе жену, необходимо было совершить путешествие на территорию обитания соседней родовой общины. Отголоски этого явления можно увидеть в генеалогических мифах, традициях и поверьях. Таковы, например, сведения о 12 коленах Древнего Израиля, 4 филах древних афинян и т.д.

Появление постоянного, все возрастающего прибавочного про­дукта приводит в действие еще один фактор миграций – воен­ный. Этот фактор, имея в основном внешнюю мотивацию, носит и некоторые черты внутренней, например самоутверждение. При переходе общества к так называемой «военной демократии» на­чинаются захватнические военные походы. Они становятся состав­ной частью жизни людей в период перехода к раннеклассовым обществам.

Передвижения первобытных людей, таким образом, имели множественную мотивировку, они являлись характерной чертой их образа жизни. Все сколько-нибудь важные сферы жизни первобытного коллектива были непосредственно связаны с миграци­онными процессами. Можно констатировать, что жизнь перво­бытных людей без «путешествий» была бы просто невозможна.

Миграции первобытных людей сыграли огромную роль в развитии вида homo sapiens. Именно благодаря миграциям происходило заселение всех материков. Так, например, на американском континенте люди появились в результате миграций. Считается, что заселение этого континента началось около 40 – 30 тыс. лет назад, о чем свидетельствуют находки древнейших ору­дий труда, обнаруженные в Калифорнии, Техасе и Неваде. Доказательством тому, что миграция из Старого Света прохо­дила до начала эпохи неолита, является отсутствие у индейцев гончарного круга, колесного транспорта, металлических орудий труда, поскольку эти нововведения появились в Евразии, когда Новый Свет был уже «изолирован» и стал раз­виваться самостоятельно.

Второй этап периода древнего мира – торгово-исследовательский – связан с путешествиями египтян, персов, греков, финикийцев и характеризуется преобладанием поездок с исследовательскими целями и с целью установления торговых контактов. Хронологические рамки данного этапа охватывают период со II тысячелетия до н.э. по VI в. до н.э.

Развитие туризма происходит в этот период под влиянием следующих факторов:

1. Развитие торговли, которая особенно активизируется с возникновением первых цивилизаций. Этому способствовала, во-первых, протекционист­ская политика правителей крупных держав, направленная на со­здание и поддержание инфраструктуры путей сообщения (дороги, порты, каналы, постоялые дворы и т.д.). Во-вторых, принимались меры по безопасности как самих купцов, так и торговых путей. В древних законодательствах появлялись ста­тьи, оберегающие жизнь и имущество торговцев. В-третьих, развитие прикладных наук позво­лило добиться значительных успехов в кораблестроении, что дало возможность совершать все более дальние и длительные походы.

2. Военные походы и экспедиции, являющиеся результатом роста экспансионистской политики государств Древнего Востока. Происходило формирование империй (Ассирия (IX – VII вв. до н.э.), Персидская держава (VI – V вв. до н.э.)). Накопленные правящей элитой огромные богатства являлись предметом вожделений соседних госу­дарств и народов. Сложившийся институт рабства также суще­ствовал в основном за счет военных экспедиций.

3. Появление дипломатии, вызванное усложнением взаимоотношений между государствами. Развивается институт посольств. Императорские или царские послы отправлялись в путешествия в другие страны с дип­ломатическими миссиями.

4. Развитие науки. Ряд экспедиций носил не просто ознакомительный торгово-экономический или военно-стратегический, но и конкретно научный характер. Фара­оны и цари снаряжали экспедиции, чтобы получить знания в пер­вую очередь географического, а также этнографического, биоло­гического характера. К подобным походам можно отнести путешествие финикийцев вокруг Африки в правление фараона Нехо II или экспедицию Скилака, организованную персидским царем Дарием.

Следует отметить, что путешествия на Древнем Востоке являлись составной частью образа жизни. Но в силу того, что условия, сопровождающие путе­шественника, были крайне тяжелы, к походам и экспедициям относились со священным трепетом. Путешествующий восприни­мался как отмеченный и оберегаемый богом человек. Перед лю­бым предстоящим походом обязательно совершались сложные об­ряды, во время которых приносились обильные жертвы богам, чтобы они максимально оберегали странников.

Как явствует из древних мифов, странствующий уподоблялся богам и светилам, находясь всегда под покровительством божеств, он или являлся праведником, или же избавлялся от многих грехов именно благодаря «очищающим» трудностям путешествия. В ментальности древних странствия носили богоугодный, благой характер.

Третий этап периода древнего мира – колонизационный – связан с освоением новых территорий, созданием колоний финикийцами и греками. Даже научные экспедиции в данный период были подчинены целям освоения новых территорий для колонизации. Нижняя граница этапа – VI в. до н.э., верхняя граница – I в. до н.э.

Большое значение в этот период имела финикийская колонизация. Государство Финикия было расположено в Восточном Среди­земноморье, оно имело многочисленные торгово-экономические связи с Египтом и Месопотамией, испытывало на себе их культурное влияние. Финикийцы были одними из лучших мореходов древности. Так как крупные государства Ближ­него Востока не давали им возможности расширять свои террито­рии в глубь азиатского материка, финикийцы вынужде­ны были активно заниматься колониальной политикой. По побе­режью Средиземного и Черного морей насчитывались десятки их колоний. Одна из наиболее крупных североафриканских колоний – Карфаген – со временем отделилась от метрополии и стала самостоятельным и весьма влиятельным государством. Финикийцами в результате их плаваний был открыт Гибралтарский пролив, появилась возможность выйти к западным берегам Ев­ропы, Британским островам и западному побережью Африки. Они заложили при выходе из Средиземного моря в Атлантический океан города Гадес (Кадис) и Тингис (Танжер), тем самым фи­никийцы смогли контролировать торговлю на огромных террито­риях. Именно благодаря плаваниям финикийцев у западных цивилизованных народов древности сложилось устойчивое и во многом верное представление о трех частях света: Азии, Европе и Африке.

Карфагеняне были достойными преемниками финикийцев. Около 450 г. до н.э. из Карфагена отправилась большая экспедиция под началом государственного деятеля и полководца Ганнона. Целью экспедиции было открытие и колонизация запад­ноафриканских территорий. В основном цель этого похода была достигнута. На широте Канарских островов карфагенянами была основана колония – Керна.

Таким образом, на Древнем Востоке явственно проступили черты многих ви­дов туризма. Некоторые из них, например научный, даже были неплохо развиты. Морские и речные путеше­ствия также были хорошо известны жителям древних цивилизаций Востока.

В эпоху античности происходит активизация туризма. Великая грече­ская колонизация может, в частности, рассматриваться как особый вид путешествий. Причины этого явления были самыми разно­образными: страсть к приключениям и склонность к переменам, излишек населения в греческих полисах, сосредоточение земель в руках аристокра­тии, общественные раздоры, бедствия, приговор об изгнании, иностранное завое­вание, необходимость отыскивать внешние рынки.

Следует отметить, что греческая колонизация носила организованный характер. Первоначально обращались к оракулу, чаще Дельфийскому, с просьбой указать место для бу­дущего города. В каждой метрополии существовали сборники религиозных обрядов по случаю предстоящей колонизации и за­кладки нового города. Из городской казны выделялись средства для строительства корабля, составлялся список семейств, кото­рые собирались переселяться. Колонии всегда основывались на побе­режье, ограничиваясь весьма скромной территорией. Но по воз­можности они охватывали торгово-экономическими контактами как можно большие пространства. Колония не повиновалась метро­полии и не обязана была оказывать ей какую-либо поддержку. У метрополии не было также и преимущества в торговле.

В древней Греции интенсивно развивались различные виды туризма. Так, древними греками совершались культурно-этнографические экспедиции, преследовавшие и торговые, и культурные цели. Одним из первых ученых-путешественников был Геродот (V в. до н.э.). Он объехал Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Вавилонию, Египет, Персию, побывал на большинстве островов Средиземного моря, а также в Крыму и в стра­не скифов. В своем знаменитом труде «История», за который он удостоился почетных титулов «отец истории» и «отец географии», он описал не только историю многих народов Старого Света, но также сохранил для потомков бесценные этнографические при­меры.

Много путешествовал и другой выдающийся ученый античности – Страбон (I в. до н.э.). Он посетил Рим, объехал Малую Азию, побывал в горах Тавра (Крыма) и у подножия Кавказских гор, посетил Кикладские острова, Балканский полуостров, Апеннинский полу­остров, а также Египет. Во время своих путешествий он много раз­мышлял и записывал увиденное. Всестороннее образование, умение не только собирать факты, но и анализировать их, яркий талант писателя привели к созданию дошедшей до нас «Географии» в 17 книгах.

В Древней Греции также зарождаются курортология, лечебный туризм. Храмы Асклепия – бога врачевания – стали возникать в глубо­кой древности, в классический же период (V – IV вв. до н.э.) их было уже не менее 60. Они возводились вдали от городов, на возвышеннос­тях, в местах со здоровым климатом. Жрецами в этих храмах были люди, занимающиеся медициной. Паломники, жаждущие выздо­ровления, прежде чем быть допущенными в храм к божеству, под­вергались некоторым предварительным церемониям. Это был пост, омовения, банные процедуры, кроме того, были и церемонии, носившие чисто религиозный характер. После этих приготовлений страждущего допускали на ночь в храм. Утром жрецы слушали рассказ о том, что больной видел и слышал ночью в храме, соответственно этому и применялось лечение, яко­бы назначенное богом.

Греки очень ценили теплые целебные воды (серные, солено-серные, иногда железистые), кото­рые они называли гераклейскими. Было известно немало источ­ников, но особенно ценились курорты в Фермопилах и Элиде. О прекрасно оборудованных для лечения и отдыха купальнях у горных источников в Ионии упоминают Страбон и древнегрече­ский писатель II в. н.э. Павсаний.

Распространено в Древней Греции было и паломничество. Особенно часто посещался знаменитый храм Аполлона в Дельфах, где пифия, «выбранная богом», занималась предска­заниями. По описанию Страбона, оракул представлял собой глубокую пе­щеру, отверстие которой было очень широко. Из этой пещеры подни­мались вдохновляющие испарения, над отверстием был помещен вы­сокий треножник. Пифия всходила на это седалище и, вдыхая испарения, произносила предсказания. К дель­фийскому оракулу приезжали не только греки, но и многочис­ленные иностранцы: из Этрурии, Египта, Финикии, Персии и других стран.

М.В. Соколова отмечает, что авторитет оракула, вероятно, строился на та­ком бесценном сокровище, как информация, которую паломни­ки бесконечно поставляли в Дельфы [9]. Все места, которые указы­вал оракул устами пифии для будущих греческих колоний, отнюдь не случайны. Это были места, благодаря которым можно было контролировать важнейшие морские трассы (Сиракузы, основанные жителями Коринфа, Кирены в Северной Африке, основанные жителями Тира и т.п.).

По мнению исследователей, спортивный туризм также возник в Древней Греции. Здесь раз в четыре года проходили Олимпийские игры, о начале которых греков извещали специальные послы – феоры, которые рассылались по всем греческим полисам, дости­гая самых отдаленных, расположенных в Северной Африке и на побережьях Черного и Азовского морей. Феоры на время Игр провозглашали священный мир. Все отправляющиеся в Олимпию признавались гостями Зевса. Туристов было великое множество. Стадион вмещал до 40 тыс. человек. Кто-то приходил пешком (от Афин до Олимпии можно было дойти за пять-шесть дней), состоятельные люди, как правило, приезжали в экипажах, привозя с собой па­латки, в которых и жили на протяжении всей Олимпиады. Многие плыли морем до устья Алфея, а затем поднимались вверх по реке до Олимпии.

Развлекательный бизнес здесь был поставлен «на широкую ногу». По случаю Олимпиады всегда устраивалась большая ярмарка. Специ­ально возводились для этого торговые ряды. Туристы осматривали древние храмы, желающие за определенную плату могли послу­шать гида, рассказывающего различные легенды. Большой попу­лярностью пользовался зал Эхо, стены которого семь раз повто­ряли произнесенные слова. Перед главным алтарем почти всегда толпился народ, чтобы посмотреть на жертвоприношения или понаблюдать за процессией жрецов. Кроме Олимпийских были и другие игры, носившие общегре­ческий характер: Истмийские, проходившие на Коринфском перешейке, как и современные Игры доброй воли, раз в два года; Немейские, проводившиеся в Немейской долине Арголиды, около храма Зевса, также раз в два года; Пифийские, проходившие, как и Олимпийские, раз в четыре года в Крисе (Фокида).

Четвертый этап – римский – охватывал период с I в. до н.э. по IV в. н.э. В рамках данного этапа римляне сначала осуществляли завоевательные походы, осваивали новые территории, создавали разветвленную систему администрирования. Последняя породила развитую инфраструктуру, необходимую для совершения поездок чиновниками. Так, в древнем Риме развивается «бюрократический» туризм. Развитая же инфраструктура, в свою очередь, позволяет впоследствии осуществлять поездки в целях отдыха и развлечений.

По мнению М.В. Соколовой, о развитии индустрии туризма в широком смысле этого слова можно говорить, начиная именно с эпохи Древнего Рима [9]. В частности, путешествиям способствовало наличие прекрасных дорог. Конечно, римляне развивали дорожную систему, исходя из военных потребностей. Но значимость этих дорог для развития не только Римской, но и в целом европейской цивилизации очень велика. Римские дороги строились по всем правилам инженерного ис­кусства, по предварительно разработанному плану. Их строительство началось в 312 г. до н.э. с первой стра­тегической трассы – Аппиевой дороги, соединившей Рим и Капую. Именно римские дороги практически во всех европейских странах стали впоследствии основой для автомобильных и железнодорожных путей. Римляне выбирали наиболее короткий и удобный путь между двумя исходными населенными пунктами и мало внимания об­ращали на рельеф местности. Во всех населенных пунктах вдоль дорог возводились тротуары. Для преодоления водных преград строились мосты и виадуки.

На дорогах стали размещать мильные столбы, около которых ставили скамьи для отдыха. Существовали специальные карты дорог с обозначением почтовых станций, где можно было остановиться на ночлег. На картах указывалось расстояние между станциями, так что можно было по времени рассчитать путешествие. По­чтовые станции были составной частью государственной почтовой службы. Существовала сеть государственных гостиниц, называе­мых мансионами. В некоторых из них могли разместиться одновременно несколько десятков человек, но они были малокомфортабельными. Характерной чертой каждой станции также была таверна, где путники могли поесть.

Карты были настолько обыденным явлением, что их, как су­венирные картинки, изображали на различных предметах, напри­мер кубках. На одном из таких кубков изображен маршрут из Кадиса в Рим с обозначением всех постоялых дворов и расстояний между ними.

В Древнем Риме существовали уже и путеводители, в ко­торых не просто указывался тот или иной маршрут, но и описы­вались достопримечательности, встречающиеся в пути, отмеча­лись гостиницы и давались цены. Появляются в I в. до н.э. и туристические бюро, которые снабжали желающих путеводите­лями и справочниками.

Во многих городах были объединения содержателей различных экипажей. В экипажах ездили туристы, совершавшие дальние поездки. В городах, как правило, использовались двухколесные повозки – карпенты и более легкие – цизии. Путешествовали и пешком и, если кто очень торопился, верхом, а большинство в зависимости от дальности поездки и толщины своего кошелька – в повозках.

Индустрия туризма в древнем Риме начинает поставлять на рынок такие вещи, как специальные маски, чтобы защитить кожу лица от ветра и солнца; книги маленького формата, предназначенные именно для дорожного чтения. В экипажах знати и императоров были специальные полки, к которым прикрепляли настольные игры, а некоторые из экипажей были настолько удобны, что в них можно было даже писать.

Необходимо отметить, что после падения Западной Римской империи наступает период стагнации, упадка в развитии туризма. Замкнутое натуральное хозяйство, повышенная опасность на дорогах и ряд других причин препятствуют совершению людьми путешествий. И лишь в период средневековья начинают вновь активизироваться туристские поездки различной направленности.

Второй период – период Средневековья – в развитии туризма как явления современного мира охватывает временной диапазон с VIII в. н.э. по XVI в. н.э. Данный период включает в себя ряд этапов, которые взаимно пересекаются друг с другом.

Первый этап периода средневековья – паломнический (с VIII в. н.э. по XII в. н.э.) – связан с осуществлением интенсивных поездок миссионерами и паломниками. Заканчивается данный этап крестовыми походами, носящими как военный, так и паломнический характер.

Следует отметить, что сначала путешествия осуществляли миссионеры-проповедники, затем совершались паломнические поездки. Причем странствия с миссионерскими целями особенно поощрялись. Так, в IV в. Мартин Турский осуществлял проповедническую деятельность в районах Северо-Западной Галлии, затем в Британии. Британцы, в свою очередь, выступили в качестве проповедников в Ирландии и Исландии. В Ирландии в VI – VIII вв. основываются многочисленные монастыри. Паломничество становится здесь составной частью служения богу. Главным содержанием паломничества является миссионерская деятельность. Ирландскими монахами-проповедниками в значительной степени был подготовлен «Каролингский ренессанс» VIII-IX вв.

Паломничество к святым местам в период средневековья носило массовый характер. Основными паломническими центрами являлись: могила св. Иакова в Испании, могила св. Андрея в Шотландии, могила св. Петра в Риме, могила св. Иоанна на Патмосе (острове в Средиземном море), мощи трех святых царей в Кёльне и др.

Следует отметить, что важную роль в развитии туризма и путешествий в эпоху средневековья сыграли крестовые походы.

Эпоха крестовых походов (1096 – 1270 гг.), вероятно, является са­мым грандиозным и величественным событием Средневековья. Это время масштабных военных экспедиций западных стран под эгидой католической церкви на Ближний Восток. Официально провоз­глашаемыми целями крестовых походов было освобождение Свя­той Земли от неверных – мусульман – и завладение общехристи­анскими святынями, отданными на поругание исламу.

Люди, которые собирались в Святую Землю, следуя терминоло­гии того времени, «принимали крест». И, как они говорили, совер­шали «паломничества», «хождения». Сам термин «крестовые походы» в то время не употреблялся, он возник в более поздние времена, когда эта эпоха уже давно миновала.

Крестовые походы – это явление, которое изменило положение народов, без их учета невозможно восстановить ход истори­ческих событий. Для крестовых походов характерна, во-первых, повсеместность, всеобщность. В них участвовало все население Европы. Это общеевропейское событие в каждой стране было народным, где объединялись все сословия: короли, рыцари, горожане, земледельцы, оно формировало нравствен­ное единство нации. Именно крестовые походы обнаружили наличие христианской Европы как единого целого. У европейцев появились единые сти­мулы – нравственного, общественного и, разумеется, военного и экономического характера.

В 1095 г. папа Урбан II перед тысячной толпой верующих города Клермона произнес проповедь, призывавшую к священной войне против неверных. Он призывал католиков отправиться на освобожде­ние Гроба Господня, обещая церковное покровительство участ­никам этого похода, а также определенную материальную выгоду:

- на время отсутствия крестоносцев их имущество и семьи долж­ны были находиться под охраной церкви;

- крестоносцы на время похода освобождались от каких-либо долговых обязательств, а также от податей и налогов;

- крепостные, пожелавшие принять участие в походе, осво­бождались от власти своих феодалов.

Кроме того, церковь обещала отпущение грехов всем, кто «при­мет крест». Первый поход можно разделить на две части – «поход бедноты» и рыцарский поход. Крестьяне и городские маргиналы Северной и Средней Франции и Западной Германии в количестве около 30 000 человек от­правились в Палестину весной 1096 г. Многие из них продавали всю свою движимость и недвижимость. Эту нестройную массу бедноты возглавляли Петр Пустынник и нищий рыцарь Вальтер Голяк. Дви­гались они по хорошо известному паломникам пути – по Рейну и Дунаю, зачастую дотла разоряя те местности, через которые ле­жал их путь. Но турки-сельд­жуки дали возможность крестоносцам дойти лишь до города Никеи, где почти все они были перебиты. Лишь отряду в 3000 чело­век удалось спастись и достичь Европы.

Осенью того же 1096 г. в поход двинулись рыцарские отряды. Их подготовка к этому путешествию носила совершенно иной характер. Они запаслись деньгами, продовольствием, вооружени­ем. Их ополчение состояло из нескольких частей. Во главе рыцарей Северной Франции стоял нормандский герцог Роберт, южане шли под командованием графа Раймонда Тулузского. Рыцари Лотарингии возглавлялись герцогом Готфридом Бульонским и его братом Балдуином, а рыцари Южной Италии шли под водительством Боэмунда Тарентского. Рыцарские отряды сопровождались огромными толпами крестьян, а вслед за ними тянулись казав­шиеся бесконечными обозы.

В Малой Азии рыцари столкнулись с рядом непредвиденных проблем. Во-первых, турки, отступая, использовали тактику «выжженной земли». Поэтому быстро стала ощущаться нехватка продовольствия, и начался голод. Во-вторых, в дело вступил и кли­матический фактор. Невиданная для европейцев жара изнуряла их. Раскалившиеся от солнца доспехи угрожали жизни рыцарей. Войска испытывали не только голод, но и жажду.

Дос­тигнув в Киликии, лежащей на пути из Месопотамии в Сирию, хри­стианского армянского княжества Эдессы, один из отрядов кресто­носцев, несмотря на протесты со стороны Византии, захватил его. Так было создано первое из государств крестоносцев – Эдесское графство, возглавил которое Балдуин. Вслед за ним возникли и другие государства крестоносцев – княжество Антиохийское, Иерусалимское королевство, графство Триполи. Все государства крестоносцев полностью скопировали европейскую модель общественно-политического устройства в своих новых землях. Эти государства стали цент­рами транзитной торговли между восточными странами и Европой. Во всех городах появились целые кварталы, где проживали итальянские купцы. Они пользовались правом экстерриториальности.

Следует отметить, что территориальная экспансия крестоносцев продолжалась до 1130 г., после чего территория их государств начала медленно, но неуклонно сокращаться. Постоянные набеги со стороны мусульман не находили должного отпора из-за того, что крепости с воинскими гарнизонами находились на значительном расстоянии друг от друга и помощь не всегда приходила вовремя. Да и феодалы, обуревае­мые завистью к более удачливым соседям, часто не стремились прийти к ним на помощь. Вражда между отдельными феодалами доходила даже до того, что они заключали союзы с мусульманами друг про­тив друга.

Первым пало Эдесское княжество в 1144 г. Это событие стало поворотной точкой в деле подготовки второго крестового похода (1147 – 1149). Армии крестоносцев возглавлялись коронованными осо­бами: Людовиком VII, королем Франции, и Конрадом III, гер­манским императором. Духовным вдохновителем этого похода был знаменитый французский теолог – Бернар Клервосский (1090 – 1153). Феодалы на этот поход смотрели не столько как на военную акцию, сколько как на увеселительное путешествие. Многих рыцарей сопровождали в походе их жены. Даже жена Людовика VII (1121 – 1180) Элеонора Аквитанская «приняла крест». За ней последовало много знатных дам. В этом вояже их сопровождали музыканты и поэты, они везли с собой свои лучшие наряды и драгоценности. Но условия похода оказались настолько трудны для них, что дальше Антиохии большинство из них не поехало. В целом поход окончился бесславно. Взять Дамаск, который был основной целью похода, им не удалось.

Мусульмане в это время создали объединенное государство, в которое вошли Египет, части Сирии и некоторые районы Месопо­тамии. В 1187 г. ими были захвачены Иерусалим, Яффа и ряд других городов. Это послужило толчком к началу третьего похода (1189 – 1192), во главе которого стояли английский король Ричард Львиное Сердце (1157 – 1199), французский король Филипп II Август (1165 – 1223) и германский император Фридрих Барбаросса (ок. 1125 – 1190). И хотя Иерусалим отвое­вать им не удалось, но относительный успех этого похода подтал­кивал к дальнейшей экспансии.

Гибель большого количества крестьян во втором и третьем походах поколебала веру народных масс в «спасительность» войн на Востоке и привела к тому, что бедняки стали отходить от этого движения. Крестовые походы стали носить более социально выра­женный характер. Это были уже по большей части рыцарские по­ходы, ставшие завоевательными, но по-прежнему проходившие под религиозными знаменами.

Четвертый крестовый поход (1202 – 1204) со всей ясностью это показал. Он задумывался папой Иннокентием III против Египта. Поход закончился разгромом Византийской империи. На месте Византии были созданы Латинская империя, Фессалоникийское и Ахейское княжества, а также Афинско-Фиванское герцогство. В 1212 г. состоялся так называемый детский крестовый поход, закончившийся продажей детей в рабство.

Необходимо отметить, что уже к кон­цу XIII в. крестоносцы лишились всех своих владений на Востоке. Религиозные цели, некогда объединившие Европу в едином по­рыве, полностью к тому времени сошли на нет.

Последствия и результаты этих колоссальных массовых европейских миграций в регион Ближнего Востока разнообразны. Один из главных итогов крестовых походов – освобождение умов европейцев от косности и неподвижности. Отношение к хри­стианской вере не изменилось, но религиозные верования перестали составлять единственную сферу, в которой вращался чело­веческий разум.

Благодаря этим походам Европа смогла познакомиться с достижениями науки и культуры арабского мира. Европейские уче­ные значительно обогатили свои познания в области точных наук: астрономии, географии, математики, химии. Европейская фило­софия древности «вернулась» в Европу. Исламские философы пе­ревели на арабский язык и сохранили многие произведения античных авторов, чьи произведения на языках оригиналов были уничтожены, в частности Аристотеля. Расширилось общее представление о мире. Активнее стали кон­такты с народами Востока. Разнообразнее стала пища. Европейцы начали культивировать до этого им неизвестные рис, абрикосы, лимоны, греч

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...