Проблема классификации туризма
Туризм в современном мире проявляется в различных явлениях, связях и отношениях, что определяет необходимость его классификации, то есть группировки по отдельным однородным признакам, зависящим от определенных практических целей. Классификация – общенаучный исследовательский метод, он заключается в разделении множества объектов на подмножества (типы, виды, классы). Классификация – это процесс и результат деления. Классификация в туризме необходима для систематизации и упорядочивания этого многогранного явления, для совершенствования туристской деятельности. Необходимость выделения среди огромного разнообразия путешествий определенных групп состоит в том, что конкретный вид туризма во многом определяет набор услуг по туру, ценообразование, характер деятельности организатора поездки, специфику принимающего региона, маркетинг и многие другие параметры, представляющие ключевые позиции деятельности по управлению туристским бизнесом. Известно большое количество подходов к классификации туризма, различаемых по принципам построения, прикладным задачам и даже пониманию сущности туризма. Наиболее распространенной классификацией туризма является его деление на типы, категории, виды и формы. Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов. В соответствии с рекомендациями ВТО в отношении отдельной страны выделяются следующие типы туризма: - внутренний, то есть путешествия жителей какой-либо страны по своей собственной стране; - въездной, то есть путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; - выездной, то есть путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.
Указанные типы туризма по-разному сочетаются между собой, образуя категории туризма: - туризм в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм; - национальный туризм, охватывающий внутренний и выездной туризм; - международный туризм, состоящий из въездного и выездного туризма. Указанные категории могут использоваться применительно как к отдельной стране, так и к туристскому региону. При этом термин «регион» может относиться либо к району в пределах какой-то страны, либо к группе стран. Существуют классификации туризма, основанные на иных признаках. Одни из них относятся к туристскому путешествию и позволяют описать его исходя из способа организации, продолжительности используемых транспортных средств, интенсивности туристских потоков. Другие характеризуют туризм исходя из демографической и социально-экономической точки зрения. Так, в зависимости от способа организации различают организованный и неорганизованный туризм. Организованный туризм представляет собой путешествия одного туриста (или группы) по предварительно разработанной туристским предприятием программе. Организованные туристы приобретают туры по заранее согласованным маршруту, срокам пребывания, объему предоставляемых услуг. Туры обычно реализуются на условиях предварительной оплаты. Неорганизованный туризм – путешествия, организованные самими туристами, без участия туристского предприятия. Туристы при этом самостоятельно разрабатывают маршрут путешествия, определяют объекты посещения, количество ночевок и оплачивают только туристские услуги (проживание, питание и т.д.) во время их приобретения. Неорганизованный туризм получил в мире широкое распространение. Так, в европейских странах на его долю приходится около 80% от всех туристских путешествий, и эта цифра постоянно растет. По продолжительности путешествия выделяют туризм краткосрочный («выходного дня», «конца недели») и долгосрочный (продолжительный). Краткосрочный туризм, как правило, предполагает поездки на срок до 5-7 дней.
По используемым транспортным средствам туризм подразделяют на следующие виды: - железнодорожный (характерные черты – относительный комфорт, доступность по цене менее обеспеченным слоям населения), используемый в путешествиях на сравнительно небольшие расстояния. Его перспективы видятся в развитии скоростных магистралей; - авиационный (основное преимущество – возможность за короткое время преодолевать большие расстояния), являющийся приоритетным для стран, удаленных от основных туристских центров; - теплоходный (водный), получивший развитие в странах, имеющих выход к водным пространствам. Включает две разновидности: речной и морской. С каждым годом растет популярность морских и речных круизов, осуществляемых по предварительно разработанным маршрутам и программам. Во время круиза предоставление туристам транспортных услуг сочетается с услугами по размещению, питанию, развлечениям и т.п.; - автомобильный (характерные особенности – высокая подвижность туристов, возможность посещения большого числа мест, выбора оптимального маршрута, преодоления больших расстояний). Активно развивается во второй половине XX века и занимает ведущее место в общем туристском потоке. В Европе на его долю приходится около 75% международных туристских перевозок. Различают автомобильный туризм на собственных (принадлежащих туристам) и арендованных (взятых напрокат) автомобилях; - автобусный, предусматривающий путешествия организованных групп туристов по разработанным маршрутам, использующих в качестве средств передвижения автобусы; - велосипедный (мотоциклетный), получивший наибольшее распространение в странах с равнинным рельефом местности. Активно используется в ряде стран для поездок (преимущественно на небольшие расстояния) в выходные дни; - туризм с использованием прочих средств передвижения (дирижаблей, воздушных шаров, дельтапланов, собачьих упряжек и др.). Сюда же можно отнести пешеходный туризм, получивший наибольшее распространение во внутреннем туризме.
По интенсивности туристских потоков туризм делят на постоянный и сезонный. Под постоянным туризмом понимается относительно равномерное посещение туристских регионов на протяжении всего года, а под сезонным – в определенное время года. Постоянный туризм характерен для наиболее известных туристских центров: знаменитых городов мира, курортов, располагающих уникальными лечебными ресурсами (например, минеральными водами, целебными грязями и т.п.). Сезонный туризм в свою очередь делится на одно- и двухсезонный. Первый распространен в регионах, посещаемых туристами в определенное время года (преимущественно летом или зимой), второй характеризуется наличием туристских потоков как летом, так и зимой. В зависимости от возрастной категории туристов различают следующие виды туризма: - детский; - молодежный; - лиц среднего возраста; - лиц «третьего» возраста. Каждый из перечисленных видов имеет свою специфику организации и обслуживания, которая должна учитываться туристскими предприятиями. Так, молодежь ориентирована в основном на относительно дешевые путешествия с использованием менее комфортабельных средств размещения и транспорта, на веселый вечерний отдых (бары, диско, дискуссионные клубы, встречи по интересам и т.п.). Туристы «третьего» возраста (пенсионеры), напротив, требуют не только комфорта, но и персонального внимания со стороны обслуживающего персонала, возможности получения квалифицированной медицинской помощи, наличия в ресторанах диетического питания, размещения в гостиницах, расположенных в тихих местах. Для туристов среднего возраста характерно преобладание семейных поездок, в связи с этим необходимо предусматривать возможность использования площадок для игр, детских бассейнов и др. По источникам финансирования выделяют туризм коммерческий и социальный. Коммерческий туризм ориентирован на получение туристскими предприятиями прибыли, являющейся основным источником средств для развития и расширения производства. Стремясь максимизировать ее, фирмы ищут оптимальное сочетание между величиной издержек и ценой туристского продукта. Предлагаемые ими услуги ориентированы главным образом на лиц с высоким и средним уровнем дохода, позволяющего полностью оплачивать туристские расходы.
Социальный туризм субсидируется из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, ветеранам войны и труда, иным гражданам, которым государственные и негосударственные фонды и другие благотворительные организации оказывают поддержку как наименее обеспеченной части населения. Данное положение закреплено в Манильской декларации по мировому туризму, где указывается, что социальный туризм – это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании их прав на отдых. Концепция социального туризма базируется на трех основополагающих принципах: - обеспечение отдыха каждого члена общества путем вовлечения в сферу туризма людей с низким уровнем доходов; - субсидирование туризма малоимущих; - активное участие правительственных, муниципальных, общественных и коммерческих структур в развитии туризма. Форма туризма – это тип организации туристской деятельности человека или группы людей. Практика туризма выделяет следующие формы туризма: - индивидуальная (до 5 человек); - групповая (от 6 человек и свыше). Индивидуальный туризм представляет собой путешествия одного или нескольких лиц и связан с обслуживанием (как правило, по более высоким ценам), носящим персональный характер. Групповой (коллективный) туризм представляет собой путешествия нескольких лиц по единому маршруту и на одинаковых для всех условиях. Объединение туристов в группу определяется общностью интересов и целей поездки, а также более низкими ценами на туры по сравнению с индивидуальными путешествиями в связи с предоставлением групповых скидок. Как относительно самостоятельная форма активно развивается в последнее время семейный туризм. Этому в немалой степени способствует существующая в ряде стран система скидок для данной категорий путешественников («семейный план»). Функциональная классификация видов туризма определяется целью поездок. В соответствии с данным признаком различают следующие виды туризма. 1. Культурный туризм – это форма туризма, основной целью которой является ознакомление туристов с историческими местами и памятниками истории. Культурный туризм имеет позитивный характер, так как вносит вклад в их сохранение и защиту. Данный вид туризма направлен на познавательные и ознакомительные цели, программы такого туризма основаны на знакомстве и изучении культурного и природного наследия человечества во всем многообразии.
2. Экскурсионно-познавательный туризм включает в себя поездки с целью ознакомления с природными, а также историко-культурными, достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. В основе этого вида туризма лежит богатая экскурсионная программа. Причем познавательные цели могут сочетаться с целью отдыха. 3. Религиозный туризм включает виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. Религиозный туризм – это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: паломнический туризм и религиозный туризм экскурсионной направленности. Путешествия с религиозными целями (паломничество) – древнейший вид туризма, имеющий глубокие исторические корни. Одними из первых туристов, несомненно, являлись средневековые паломники. В силу религиозных убеждений или ради любопытства люди во всем мире путешествуют к «святым местам» с целью посещения культовых сооружений. Близкие паломничеству потоки формируются религиозным туризмом экскурсионной направленности. Такие путешествия обычно не столь продолжительны, как странствия верующих, организуются в любое время года и не привязаны к культовым праздникам. Получили развитие также научные поездки с религиоведческими целями. 4. Деловой туризм охватывает путешествия со служебными или профессиональными целями без получения доходов по месту временного пребывания. К этому виду туризма ВТО относит поездки для участия в съездах, научных конгрессах и конференциях, производственных семинарах и совещаниях, ярмарках, выставках, салонах, а также для проведения переговоров и заключения контрактов, монтажа и наладки оборудования. В число деловых туристов включаются водители грузовых автомобилей, коммерческие агенты, руководители туристских групп, выполняющие профессиональные обязанности за пределами своей обычной среды. Всех их можно правомерно назвать туристами на работе. Деловой туризм часто подразделяют на собственно бизнес-поездки, конгрессно-выставочный и инсентив-туризм (от англ. incentive – побудительный, поощряющий). Последний представляет собой поездки, предоставляемые администрацией фирм своим сотрудникам на исключительно льготных условиях или бесплатно в качестве поощрения за высокие показатели в работе. 5. Научный туризм ориентирован на участие в научных совещаниях, конференциях, на знакомство с научными открытиями и т.д. Это сравнительно новый вид туризма, бурно развивающийся на рубеже XX-XXI веков, связанный с возрастанием в современном мире взаимозависимости науки, образования, культуры, спорта и туризма. Научный туризм может быть ознакомительным, при этом туристам демонстрируются природные и антропогенные объекты и образцы и даются квалифицированные пояснения по ним и проблемам, с ними связанным. Но все чаще и чаще туристы принимают участие в научных и сопутствующих работах в качестве вспомогательного персонала, например, участвуют в реставрационных работах, работах в заповедниках по сохранению редких животных и полевых научных исследованиях в качестве вспомогательного персонала. 6. Обучающий туризм – вид поездок, связанный с совмещением обучения и отдыха. Включает в себя языково-обучающие туры, спортивно-обучающие туры и туры, ориентированные на профессиональное обучение. 7. Рекреационный туризм является самым распространенным и осуществляется с целью отдыха, оздоровления, восстановления и развития физических, психологических и эмоциональных сил. Этот вид туризма отличается большим разнообразием и может включать зрелищно-развлекательные программы (театр, кино, фестивали, карнавалы), занятия по интересам (охота, рыбная ловля, музыкальное, художественное творчество), занятия спортом, посещение спортивных мероприятий в качестве зрителя и т.д. 8. Лечебно-оздоровительный туризм обусловлен потребностью в лечении различных заболеваний. Он имеет несколько разновидностей, определяемых природными средствами воздействия на организм человека (климатолечение, грязелечение, бальнеолечение и др.). 9. Экологический туризм представляет собой целенаправленные поездки в места с относительно нетронутой природой и хорошо сохранившимся культурно-историческим наследием. Он направлен на ознакомление с природными ценностями, экологическое воспитание и образование. Особенностью организации этого вида туризма является обеспечение минимального воздействия на природную среду, создание сети экологических гостиниц, обеспечение туристов экологически чистым питанием. Экологический туризм включает посещение экологически чистых природных территорий (заповедников, заказников, национальных парков), не измененных или минимально измененных деятельностью человека. Основой развития экологического туризма является сеть особо охраняемых природных территорий. В программу экологического тура включается посещение учебных экологических троп, природоведческих, краеведческих музеев, экотехнологичных хозяйств и, непременно, ознакомление с местными экологическими проблемами. 10. Сельский туризм включает посещение туристами сельской местности, отдых и оздоровление в экологически чистых районах. Это сектор туристской индустрии, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов сельской местности и ее особенностей для создания комплексного туристского продукта. Обязательным условием организации сельского туризма является нахождение средств размещения туристов, как правило, индивидуальных и специализированных, в сельской местности или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки. Следует отметить, что по своим характеристикам сельский туризм близок к некоторым разновидностям экологического. 11. Приключенческий туризм является своеобразным видом отдыха, связанным с посещением экзотических мест (вулканов, островов, водопадов, мест катастроф и т.п.), занятием экзотической деятельностью (например, сафари – поездка в целях охоты, наблюдения за животными; рафтинг – сплав по горным рекам; кладоискательство), использованием для перемещения необычных транспортных средств (собачьих упряжек, слонов, верблюдов, воздушных шаров и т.п.). Во многих случаях такой туризм связан с риском, серьезными физическими нагрузками, требует от туристов смелости и умений. 12. Спелеотуризм предусматривает посещение и осмотр пещер, прохождение часто сложных участков подземных ходов, преодоление озер, ручьев. Основными особенностями спелеотуризма являются сложность подземных маршрутов, обусловленная большим разнообразием рельефа пещер (колодцы, завалы, узкие щели, подземные реки и др.), как правило, высокая относительная влажность воздуха (до 100%) при пониженной температуре, отсутствие естественного освещения. 13. Развлекательный туризм включает путешествия, связанные с посещением различных праздничных мероприятий и развлечений во время туристской поездки. Подобные поездки, как правило, непродолжительны. Среди них самыми распространенными являются туры выходного дня. Поездки включают посещение тематических парков развлечений, участие в фестивалях, карнавалах и т.д. Вечерние мероприятия носят также развлекательный характер и ориентированы на посещение дискотек, ресторанов, концертов. Одним из видов развлекательного туризма является событийный туризм, связанный с посещением туристом или его непосредственным участием в конкретном мероприятии или событии. Следует отметить, что зрелища вне зависимости от их содержания (концерты, выступления, спортивные соревнования, празднования) давно стали полноценным туристическим ресурсом. 14. Спортивный туризм в зависимости от цели путешествия подразделяется на два вида: активный и пассивный. В первом случае основной мотивацией туриста является возможность занятия любимым видом спорта (что требует наличия необходимой базы: инвентаря, специальных трасс, подъемников, спортивных площадок, кортов, сооружений и т.п.). Во втором случае цель путешествия состоит в посещении спортивных соревнований в качестве зрителя. Зарубежные специалисты выделяют даже такую разновидность туризма, как фан-туризм (поездки фанатов той или иной спортивной команды в места спортивных соревнований, в которых она принимает участие). 15. Экстремальный туризм – поездки, сопряженные с определенным риском для жизни или здоровья путешественников. Экстремальная компонента формируется за счет специфических природных условий, специфической активности туристов во время поездки, особенностей климата и посещаемой местности. 16. Хобби-туризм – самостоятельный вид туризма, который предоставляет отдыхающему возможность заняться любимым увлечением среди тех, кто разделяет его интересы, во время отдыха или путешествия (автолюбители, спортивные болельщеки, поклонники музыкальных коллективов и т.д.). 17. Шоп-туризм – поездки за границу с целью приобретения товаров народного потребления (в основном изделий легкой промышленности, автомобилей, мебели и т.д.) для последующей их реализации. При кризисе отечественной промышленности деятельность таких туристов – «челноков» – примерно на 1/5 наполняла товарами потребительский рынок. 18. Таймшер (клубный отдых) – совместное владение недвижимостью в туристском бизнесе с возможностью пользоваться ею на протяжении определенного времени, которое пропорционально денежному взносу. Таймшер обычно именуется «собственность на каникулы» и приобретается на срок от 10 лет до бессрочного пользования. Время пользования измеряется в неделях. Владелец или совладелец может отдыхать в приобретенных апартаментах в «свои» недели или обменять место отдыха на аналогичное. 19. Этнический туризм преследует цель посещения туристами мест своего рождения, проживания родственников и близких. Данный вид туризма занимает важное место в международном туристском обмене. Особое значение этнический туризм имеет для стран, часть населения которых проживает за границей. Так, у туристов из Германии пользуются популярностью поездки по Поволжью, у евреев – в Израиль и т.д. 20. Транзитный туризм в соответствии с рекомендациями ВТО охватывает категорию «прочие цели» поездок. Транзит можно классифицировать в качестве цели посещения только с точки зрения въездного туризма. Существуют две разновидности транзита. Первая относится к авиапассажирам, которые в юридическом смысле не въезжают страну, в которой они меняют перевозчика, однако по традиции считаются ее посетителями. Вторая разновидность транзита относится к лицам, путешествующим через третью страну к месту назначения или постоянного жительства. Если соответствующая поездка является туристской, эти лица классифицируются как посетители данной страны, даже если не останавливаются на ее территории и не расходуют денег. Следует иметь в виду, что рассмотренная классификация видов туризма, обусловленная целями поездок, не является исчерпывающей. Более того, в туристской практике обычно имеет место комбинация в одном путешествии нескольких видов туризма. Например, рекреационный и деловой туризм часто сочетается с экскурсионно-познавательным. Тем не менее, приведенная классификация представляется чрезвычайно полезной для организации и анализа туристской деятельности. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Какую роль играет классификация туризма? 2. По каким критериям осуществляется классификация туризма? Кратко охарактеризуйте основные особенности классификационных групп. 3. Дайте характеристику основных видов туризма в зависимости от цели поездки. 4. Назовите наиболее массовые виды туризма. Дайте их сравнительную характеристику. 5. Составьте таблицу, отражающую характеристики основных видов туризма. 6. Что такое этнический туризм? Приведите примеры.
Библиографический список 1. Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.В. Биржаков. СПб., 2004. 2. Воскресенский, В.Ю. Международный туризм. Инновационные стратегии развития / В.Ю. Воскресенский. М., 2007. 3. География туризма / под ред. А.Ю. Александровой. М., 2008. 4. Кусков, А.С. Рекреационная география / А.С. Кусков. М., 2005. 5. Организация туризма / под общ. ред. Н.И. Кабушкина и др. Минск., 2003. 6. Самойленко, А.А. География туризма / А.А. Самойленко. Ростов н/Д, 2006. 7. Сенин, В.С. Организация международного туризма / В.С. Сенин. М., 2005. 8. Туризм, гостеприимство, сервис: словарь-справочник / под ред. Л.П. Воронковой. М., 2002. 9. Экономика и организация туризма. Международный туризм / под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. М., 2005.
Культурный туризм На современном этапе ведущую роль среди основных видов туризма играет культурный туризм. Его интенсивное развитие связано с возросшей потребностью людей в расширении знаний, в повышении интеллектуального уровня. Развитие культурного туризма – один из приоритетов XXI века. По разным оценкам культурный туризм составляет до 35% и даже 60% мирового потока туристов. По мнению специалистов, возникновение культурного туризма приходится на середину XVIII в., когда данное понятие отражало сложившуюся к тому времени практику путешествий по Европе для изучения изящных искусств. Дети аристократов отправлялись в длительные турне в сопровождении своих домашних воспитателей-наставников, с тем чтобы вернуться образованными или «культурными» людьми. В XIX в. понятие культурного туризма использовалось применительно к купцам, которые путешествовали не только с коммерческими целями, но и для расширения кругозора. В современных условиях с развитием авиации, появлением и распространением массовых форм туризма культурный туризм приобрел новое значение. Исследователи рассматривают феномен современного культурного туризма с различных позиций. Одни ставят во главу угла проблемы управления и финансирования культуры (и уже отсюда выстраивают переход к культурному туризму как к новому импульсу в развитии культуры и реальному источнику ее финансовой поддержки), другие авторы подходят к культурному туризму как к одному из видов туризма, в наибольшей степени использующему потенциал территории. Теоретики предлагают объединять все определения культурного туризма в два основных подхода: технический и концептуальный. Технический подход основан на описании ресурсов культурного туризма, территории, привлекающей потоки культурных туристов. Концептуальный подход, напротив, стремится описать мотивы, лежащие в основе данного вида туризма, и объясняет стремление людей к посещению культурных дестинаций их желанием узнать что-либо новое о них. Некоторыми авторами предпринимается также попытка определения культурного туризма исходя не из описания потребляемых ресурсов и не из мотиваций самих туристов. Главным аспектом выступает результат, получаемый культурным туристом, т.е. культурные впечатления. Культурный туризм в соответствии с данным подходом может быть определен как туризм созданный, предложенный и потребленный в виде суммы некоторых культурных впечатлений. ЮНЕСКО рассматривает культурный туризм как отличный от других вид туризма, «учитывающий культуры других народов». В Хартии по культурному туризму Международного совета по памятникам и объектам культурный туризм определяется как форма туризма, основной целью которого помимо прочих целей является «открытие памятников и объектов». Хартия характеризует культурный туризм как «небольшой сегмент рынка, тщательно организованный, познавательный или образовательный и зачастую элитарного характера…, посвященный представлению и разъяснению культурной идеи». В словаре-справочнике «Туризм, гостеприимство, сервис» культурный туризм определяется как вид международного туристского путешествия, связанный со знакомством туристов с национальными культурами, с обычаями, традициями в стране пребывания. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что исходная цель культурного туризма – знакомство с историей и культурой страны во всех ее проявлениях (архитектурой, живописью, музыкой, театром, фольклором, традициями, обычаями, образом и стилем жизни людей страны посещения). Важно отметить, что культурный туризм в современном обществе является фактором сближения народов, предотвращения конфликтности и нетерпимости, воспитания уважения и толерантности. Поэтому культурный туризм развивается сегодня в трех взаимосвязанных и взаимодополняющих направлениях: 1) познание культуры и культурного наследия; 2) охрана и возрождение культуры; 3) диалог культур. По мнению теоретиков, в современном обществе культурный туризм выполняет следующие функции: культурно-познавательную, образовательную, культуроохранную, консервационную, коммуникационную, миротворческую. Специалисты различают следующие подвиды культурноготуризма: - культурно-исторический (интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории и других мероприятий); - культурно-событийный (интерес к старинным традиционным или современным культурным постановочным мероприятиям или «событиям» (праздникам, фестивалям) и участие в них); - культурно-религиозный (интерес к религии или религиям страны, посещение культовых сооружений, мест паломничества, тематических лекций о религии, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами); - культурно-археологический (интерес к археологии страны, посещение памятников древности, мест раскопок, участие в археологических экспедициях); - культурно-этнографический (интерес к культуре этноса, объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству); - культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, посещение этнических заповедных территорий, этнических тематических парков); - культурно-антропологический (интерес к представителю этноса в развитии с точки зрения эволюции; посещение страны с целью знакомства с современной «живой культурой»); - культурно-экологический (интерес к взаимодействию природы и культуры, к природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных ансамблей, участие в культурно-экологических программах). Данные тенденции диверсификации культурного туризма демонстрируют расширение спектра мотиваций в рамках культурного туризма и специализацию интересов международных путешественников по различным аспектам культур и культурного наследия посещаемых ими стран и территорий. Ресурсы культурного туризма – материальные формы и духовные компоненты прошлой и настоящей культуры разных народов, удовлетворяющие духовные потребности туристов, вызывающие интерес и мотивацию к путешествию. Спектр ресурсов культурного туризма огромен: природные ресурсы, этнокультурное разнообразие, религия, художественное искусство и скульптура, народные промыслы, музыка и танцевальное искусство, объекты историко-культурного наследия, места археологических раскопок, фестивали и т.д. Продуктом культурного туризма является потребительский комплекс, включающий совокупность вещественных и невещественных потребительских стоимостей, потребляемых туристом, с обязательным включением ресурсов культурного туризма. Услуга культурного туризма – это полезная деятельность туристской организации по удовлетворению культурных потребностей туриста. Развитие культурного туризма базируется на использовании потенциала этнокультур и культурного наследия стран и регионов.При этом все больший приоритет на мировом рынке культурного туризма отдается регионам с самобытной и уникальной культурой, пока еще не освоенным широким кругом потенциальных потребителей туристских услуг. Привлекательность туристского направления для развития культурного туризма зависит от таких факторов, как культурные характеристики страны и ее регионов; природная красота и климат; инфраструктура и доступность территории; уровень цен и др. Инфраструктура культурного туризма – совокупность материально-вещественных элементов культуры и туризма, обеспечивающих возможность для туристов познавать культуру в ее подлинности. В современном обществе можно говорить об индустрии культурного туризма. Маршруты культурного туризма необычайно разнообразны. Миллионы путешественников ежегодно посещают столицу Франции – Париж, который имеет заслуженную славу города-музея. Туристов неизменно привлекают Эйфелева башня и Лувр, Триумфальная арка и Собор Парижской Богоматери, многочисленные дворцы, замки, храмы, музеи и театры. Любители музыки со всего мира приезжают в австрийскую столицу – Вену, которую нередко именуют городом великих композиторов. Здесь жили и творили Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Штраус... Многочисленные туристские маршруты пролегают по городам Германии. Берлин, Дрезден, Мюнхен, Кельн и другие города будто соревнуются между собой по обилию достопримечательностей и памятников многовековой культуры: замков и дворцов, соборов и монастырей, музеев и выставок. Чрезвычайно притягательны греческие Афины – самая старая столица в Европе, колыбель западной цивилизации, центр культуры и искусства античного мира. Чехия известна туристам как «Центр Европы», страна старинных замков и дворцов, а Прага – как один из красивейших городов Европы. Любителей мистики ожидают на родине зловещего графа Дракулы в румынском городе Брашов. Россия, представляя собой полиэтническое и поликультурное пространство, традиционно является признанным во всем мире центром культурного туризма. Уникальное сочетание культурно-исторических и природных ресурсов российских регионов делает страну притягательной как для внутренних, так и для иностранных туристов. Всемирно известный центр культурного туризма – Владимиро-Суздальский музей-заповедник. На территории Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в состав которого входят три города – Владимир, Суздаль (в котором свыше 100 памятников русского зодчества XIII-XIX вв.) и Гусь-Хрустальный, поселок Боголюбово и село Кидекша, развиваются практически все разновидности культурного туризма. Культурно-исторический туризм связан с историей Северо-Восточной Руси (заповедник находится на территории бывшего Владимиро-Суздальского княжества; туристы знакомятся с историческими памятниками периода древнерусских князей (Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского); Суздаль – стольный город Ростово-Суздальского княжества на рубеже XI-XII веков, Владимир – столица Владимиро-Суздальского княжества и всей Северо-Восточной Руси с середины XII века). Культурно-событийный туризм развивается на основе массовых праздников и гуляний, устраиваемых во Владимире и Суздале на Рождество и Масленицу, огромную популярность приобрел ежегодный Праздник Огурца в Суздале. Основой культурно-археологического туризма служат раскопки в Суздальском Ополье, где археологические памятники имеют небольшой культурный слой в 30-40 см. Туристов привлекает также палеолитическая стоянка первобытного человека Сунгирь Владимирская. Благоприятные условия для культурно-этнографического туризма создают такие объекты, как Суздальский музей деревянного зодчества, Посадский дом и Приказная изба Покровского монастыря Суздаля; село Кидекша. Широкие возможности существуют и для культурно-религиозного туризма. На территории заповедника множество памятников религиозной культуры: Успенский и Дмитриевский соборы Владимира; Рождественский собор, Архиерейские палаты, ансамбли Спасо-Евфимиева, Ризположенского, Покровского, Александровского монастырей Суздаля; Храм Покрова на Нерли в Боголюбово; церковь Бориса и Глеба в Кидекше; Георгиевский собор Гусь-Хрустального. Суздаль считается старейшим христианским приходом в Северо-Восточной Руси. Одним из перспективных центров культурного туризма в России является, например, Байкальский регион. А базой такого развития – Республика Бурятия, которая в течение многих столетий служит своеобразным «мостом» между Востоком и Западом, имеет тесные культурные связи с народами Центральной, Восточной и Южной Азии. Наличие уникального озера Байкал, полиэтнический и многоконфессиональный состав населения, сочетание различных религий и типов культурных влияний определяют неповторимый (экзотический) облик современного историко-культурного пространства Бурятии. Тверская область уже давно является признанным центром развития культурного туризма. Великое Тверское княжество, просуществовавшее как самостоятельное государственное образование с XIII до конца XV века, было одним из главных очагов формирования русского национального государства. До сих пор Тверская земля хранит многочисленные памятники истории, архитектуры, археологии, культуры (свыше 5 тысяч памятников археологии и более 9 тысяч памятников истории и культуры). На территории Тверского края находятся 14 городов, имеющих статус «историческое населенное место»: Тверь, Торопец, Старица, Торжок, Кашин, Вышний Волочек, Бежецк, Ос<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|