Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приключенческие и развлекательные виды туризма




В современном мире особое значение приобретает развитие видов туризма, ориентированных на получение туристом не только информации, но и разнообразных и сильных эмоций и впечатлений. Приключенческие, экзотические, экстремальные, развлекательные, событийные виды туризма способствуют решению подобных задач.

Приключенческий туризм – это путешествия с целью получения новых впечатлений. Данный вид туризма представляет собой нестандартные путешествия в экзотические и экологически чистые природные районы, связанные с активными способами передвижения и использованием нетрадиционных транспортных средств (на слонах, верблюдах, воздушных шарах и т.д.). Эти путешествия связаны с риском, серьёзными физическими нагрузками. Поэтому турист обеспечивается проводником, инструктором, разбиваются промежуточные лагеря, выдается специальное снаряжение. Именно таким образом обеспечивается определенная безопасность путешествия, риск сводится к минимуму. Для данного вида туризма характерно сочетание комфорта, отдыха на природе и преодоления трудностей. Размещение зависит от цели путешествия, от особенностей тура.

Выделяют такие типы приключенческого туризма, как приключенческий спорт (спортивные, экстремальные программы, спелеотуризм, дельтапланеризм, виндсерфинг) и приключенческие путешествия (в сложных экзотических, географических и природных условиях, походные экспедиции: трекинг, сплавы, сафари-туры). При организации поездок последней разновидности используется, как правило, три типа средств размещения: небольшая гостиница, палаточный лагерь, средства размещения на деревьях. Данная разновидность приключенческого туризма включает и морские путешествия: яхтинг, паромы, теплоходы.

Экзотический туризм не имеет видовых отличий, кроме особенностей собственно дестинации (страны, региона) посещения, которую за счет ряда природных, расовых, культурных характеристик можно отнести к экзотическому региону. Экзотический туризм прежде всего связан с пребыванием в необычном, непривычном для жизни регионе (месте) и характеризуется именно по этому параметру, поэтому к экзотическому туризму относятся новейшие современные виды космического туризма, подводного, путешествия к местам катастроф (вымершие города), необычные своей новизной, редкостью, эксклюзивностью. Сюда также можно отнести посещение первобытных племён, джунглей, пещер, увлекающих своей неординарностью природных объектов. Данный вид туризма не подразумевает достижения оздоровительных, спортивных, деловых, научных, этнических, ностальгических и иных целей, кроме получения удовольствия и познавательных целей (экскурсионный туризм), этим он кардинально отличается от других видов туризма, стоит особняком и является привилегией состоятельной части населения.

Одной из разновидностей приключенческого и экзотического туризма является паранормальный туризм, представляющий собой путешествия и экскурсии по аномальным местам, включающий посещение замков и особняков с привидениями, вампирами, оборотнями. К экзотическому относится и так называемый военный туризм (стрельба, езда на танках). Эзотерический туризм является также разновидностью экзотического туризма и включает наблюдение, участие в жизни и быте племён, малых народов. Интересны также тюремные туры – посещение и жизнь в тюрьме за определённую плату. Видами экзотического туризма экстремальной направленности являются, в частности, космический туризм (путешествие на орбиту Земли), кайтсерфинг (передвижение на доске с помощью воздушного змея), джайлоо-туризм (поездка в первобытное племя, размещение в традиционных жилищах, традиционное питание).

В настоящее время получает развитие экстремальный туризм – поездки, сопряженные с определенным риском для жизни или здоровья путешественников. Следует отметить, что все экстремальные туры очень индивидуальны. Особенностями данного вида туризма являются наличие экстремальной компоненты, сформированной за счет специфических природных условий, специфическая активность туристов во время поездки, особенности климата и посещаемой местности. Экстремальные туры всегда требуют хорошей физической подготовки и определенного состояния здоровья, необходимого инвентаря и снаряжения. Непременным условием организации экстремальных туров является наличие опытного инструктора и медицинского работника. Перед реализацией экстремального тура необходимы обязательный инструктаж и тренировки. Экстремальный туризм подразделяется на следующие группы разновидностей:

1. Горные виды экстремального туризма

Альпинизм – вид спорта, основной целью ставящий восхождение на горные вершины. Обычно техническая часть маршрута имеет протяжённость от нескольких сот метров до нескольких километров, при этом на всём протяжении маршрута, как правило, не существует стационарных точек страховки. Восхождение в зависимости от сложности и протяжённости маршрута может длиться от нескольких часов до нескольких дней, недель и даже месяцев.

Горные лыжи – особая разновидность лыж, используемая для спуска с горных склонов и в горнолыжном спорте. Горные лыжи обрели собственный вариант креплений, с жёстко фиксированной пяткой, и специальные ботинки. Следующие большие изменения в конструкции произошли после появления пластика. С помощью покрытых снизу пластиком лыж достигалась гораздо большая скорость, чем с помощью простых деревянных, что повлекло за собой упрочнение конструкции лыж, креплений и ботинок.

Горный туризм – вид экстремального спорта, заключающийся в передвижении группы людей с помощью мускульной силы по определенному маршруту, проложенному в горной местности. Хотя в горном туризме используются элементы скалолазания при прохождении маршрута, не следует смешивать его с альпинизмом. Главное отличие состоит в том, что целью альпиниста является подъём на вершину, а целью туриста – преодолеть расстояние. Но в высших категориях сложности границы между этими видами спорта очень расплывчаты.

Сноуборд (англ. snowboard, «снежная доска») – спортивный снаряд, предназначенный для скоростного спуска с заснеженных склонов и гор. Сноуборд представляет собой плоскую конструкцию, состоящую из скользящей поверхности, соприкасающейся со снегом, основания – деки, на которую установлены крепления для ног, и металлического канта, проходящего по краю всего снаряда и предназначенного для управления движением сноуборда с помощью приёмов, называемых общим термином «перекантовка».

2. Водные виды экстремального туризма

Вейкборд – это стремительно развивающийся водный вид спорта, вобравший в себя лучшее от водных лыж, сноубординга и серфинга. Катер буксирует спортсмена, стоящего на широкой доске длиной 125 - 145 см на скорости 30-40 км/ч. Волна, оставляемая катером, используется спортсменом как трамплин для прыжка, в котором он исполняет трюки различной степени сложности.

Виндсерфинг – водный вид развлечения и спорта с использованием специального снаряжения в виде небольшого размера (2 – 4,7 м) лёгкой доски из плавучего материала. Доска приводится в движение парусом, присоединённым посредством гибкого шарнира. Этот снаряд также называют виндсёрфингом, или «парусной доской». Виндсерфинг можно рассматривать как гибрид парусного спорта и собственно серфинга. В упрощённом понимании, парусная доска похожа на маленькую яхту, но с важным отличием: управление осуществляется не рулём, а путём наклона мачты с парусом, а при движении в режиме глиссирования и с помощью наклона самой доски с борта на борт.

Дайвинг – это подводное плавание. Данный вид туризма подразделяется на два подвида:

1) собственно дайвинг, в массовом понимании – это плавание под водой с аппаратами, обеспечивающими автономный запас воздуха (или иной газовой смеси) для дыхания под водой на 20-360 минут, в зависимости от глубины, типа дыхательного аппарата и потребления ныряльщиком газовой смеси;

2) фри-дайвинг – подводное плавание на задержке дыхания. Позволяет пробыть под водой до 5 минут.

Чтобы заниматься подводным плаванием, необходимо иметь набор навыков. Эти навыки и знания приобретаются в процессе обучения и подтверждаются сертификатом одной из ассоциаций подводного плавания. Людей, занимающихся дайвингом, называют дайверами или аквалангистами.

Строго говоря, наличие сертификата не является обязательным для совершения погружений, однако его отсутствие влечёт за собой трудности при получении снаряжения в аренду, организации групповых погружений или дайв-сафари. Погружения без прохождения обучения возможны, но могут привести к серьёзным заболеваниям и даже смерти. На морских курортах существует так называемая практика «интра-дайвов», когда после первичного инструктажа желающий посмотреть подводный мир погружается с аквалангом под наблюдением инструктора.

Каякинг. Современные каяки используются в водном туризме и предназначаются главным образом для плавания по бурной воде. Различают каяки для гребного слалома, для водного родео (фристайла), каяки для сплава и водного туризма.

Как правило, посадочное место гребца закрывается специальным фартуком («юбкой»), не дающим воде проникнуть в лодку даже при перевороте. Это даёт гребцу возможность совершать эскимосский переворот (постановка лодки на ровный киль из перевёрнутого состояния).

Что касается одноместных спортивных лодок для гладкой гребли, то в русском языке используется термин «байдарка», тогда как в английском все обозначается словом kayak.

Рафтинг – сплав по горным порожистым рекам на рафте (надувном судне без каркаса), сплавном катамаране (надувном двухкорпусном судне с каркасом), каяке (уменьшенная копия жесткой неразборной байдарки из полиэтилена или углепластика) или другом сплавном судне. Реки, подходящие для рафтинга, как правило, находятся в относительно труднодоступных местах. Для рафтинга подходят реки с обилием порогов, шивер, перекатов и водопадов. Такие реки обычно находятся в горных районах или на очень рельефной местности. Как следствие, подобные районы слабо или вообще не заселены. Рафтинг – достаточно опасное увлечение, особенно когда речь идет о маршрутах 3-й и выше категории трудности. Основные опасности связаны с преодолением мощных порогов и водопадов, попаданием сплавляющегося в сифоны и завалы, подводные карманы, получением травм, удалённостью от цивилизации и, как правило, отсутствием связи со спасательными службами.

3. Наземные виды экстремального туризма

Велотриал (англ. bike trials) – вид велосипедного спорта, заключающийся в преодолении препятствий на велосипедe. Препятствия могут быть самыми разными: парапеты, камни, бревна, доски и т.д. Главной целью здесь является преодоление одного или нескольких препятствий, не опираясь ногами, руками и другими частями тела. На сегодняшний день велотриал – довольно известный вид экстремального спорта. Проводятся крупные мировые соревнования. Сейчас основные центры триала – Франция, Испания, Англия и некоторые другие страны Европы.

Велотуризм – один из видов спортивного туризма, который заключается в прохождении на велосипеде маршрутов, содержащих общетуристические и специфические для велотуризма препятствия. Минимальная протяженность велосипедного похода первой категории сложности составляет 300 км.

Скейтборд (англ. Skateboard) – роликовая доска, сокращённо – скейт. Представляет собой доску на четырех роликах. Имеет специальную конструкцию подвески колес, обеспечивающую при езде поворот в ту сторону, в которую наклоняется ездок.

Спелеология – спортивный туризм, связанный с прохождением пещер.

4. Воздушные виды экстремального туризма

Дельтапланеризм – летательный аппарат тяжелее воздуха, выполненный по схеме бесхвостка со стреловидным крылом, управление полётом которого осуществляется перемещением пилота относительно центра масс (балансирный планер). Название «дельтаплан» было дано за сходство крыла первых образцов с греческой буквой Дельта.

Парапланеризм – это полеты на параплане. Это не прыжки с управляемым парашютом, а настоящий полет на крыле с использованием энергии восходящих потоков воздуха. Для набора высоты пилоты используют восходящие воздушные потоки: термические (возникающие от разницы температур воздуха и поднимающихся от нагретой земли воздушных масс) и динамические (возникающие при столкновении ветра с препятствием, чаще всего горой). Также для первоначального набора высоты и выхода в зону термических потоков используется затяжка на лебёдке. Применяются пассивные (использующие скорость транспортного средства) и активные (имеющие собственный двигатель) лебёдки.

Чаще всего пилоты стартуют на склонах холмов или гор, строго против ветра, используют восходящий динамический поток (динамик) и, набрав достаточную высоту (до 300 м), уходят на маршрут, используя попадающиеся термические потоки. Существуют и моторные парапланы – парамоторы.

Парашютизм – один из видов авиационного спорта. Подразделяется на следующие подвиды: классика, групповая акробатика, купольная акробатика, парашютно-атлетическое многоборье и др. Парашют – от французского «parachute» (греческое «para» – «против» и французского «chute» – «падать») – устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы.

Скайсерфинг – прыжки с лыжей на выполнение различных фигур в свободном падении – относительно молодой вид парашютного спорта. Скайсерфинг появился относительно недавно, но уже получил бурное развитие. Человек, делающий различные фигуры в воздухе с доской (лыжей), называется лыжником. Аэродинамика лыжника сильно отличается от простого свободного падения при прыжке с парашютом, поэтому прыжки с лыжей считаются практически другим видом спорта. Так как вся работа идет в свободном падении, то для оценки прыжка необходим воздушный оператор, который снимает весь прыжок, и на основе этой видеозаписи ставится оценка. Таким образом, команда состоит из двух людей – лыжника и оператора. Оцениваются мастерство и артистизм выполнения фигур и работа оператора.

5. Экзотические виды экстремального туризма

Космический туризм – самый дорогой и, пожалуй, самый экзотический вид экстремального туризма – путешествие на орбиту Земли.

Кайтсерфинг. Суть его заключается в том, что человек, стоящий на доске, разгоняется с помощью воздушного змея, веревка от которого находится у него в руках. Заниматься кайтсерфингом можно как в горах, так и на равнинной местности, единственным обязательным условием является ветер.

Джайлоо-туризм – это один из видов экзотического экстремального отдыха - жизнь в первобытном племени со всеми прелестями кочевого быта. Это прекрасная возможность отдохнуть от большого города.

Туризм на Северный и Южные полюса. Относительно недавно начали осуществляться круизы в Арктику и Антарктику. И все больше желающих хотят побывать в экстремальных климатических условиях и посмотреть на экзотических животных, таких, как пингвин. К тому же Северный и Южный полюсы наиболее экологически чистые места на Земле.

Встречаются и такие экзотические туры, как поездка в Чернобыль или путешествие по джунглям. При походах в джунгли у туриста появляется возможность буквально вписаться в природу, но при этом оказаться отрезанным от цивилизованного мира. И даже если такая тургруппа имеет современные средства спутниковой связи, для прихода помощи может понадобиться несколько часов или дней. Поэтому любое чрезвычайное происшествие может привести к серьезным последствиям.

Еще одним видом туризма является развлекательный туризм – путешествия, связанные с посещением различных праздничных мероприятий и развлечений во время туристской поездки. В настоящее время данный вид туризма является достаточно популярным. Характеризуется, как правило, непродолжительными сроками осуществления поездки (2 - 4 дня). Самыми распространенными являются туры выходного дня. Посещение тематического парка развлечений осуществляется в течение 5 - 7 дней. Данный вид туризма в качестве основных включает экскурсионные и развлекательные программы. Экскурсионные программы чаще всего имеют обзорный характер (экскурсия чаще всего одна, обзорная). Развлекательная программа дифференцируется согласно выбранному виду развлечений: участие в фестивале, карнавале. Вечерние мероприятия также имеют развлекательный характер (посещение дискотек, ресторанов, концертов).

В качестве средств размещения используются гостиницы. Тип питания – полупансион. Ужин часто приходится на вечерние мероприятия.

В научной и учебной литературе выделяют следующие основные разновидности развлекательного туризма:

1) периодические или разовые туры (организация праздников, поездки во время каникул, на фестивали, также поездки могут быть приурочены к каким либо событиям или мероприятиям);

2) регулярные или постоянно действующие туры (в специально созданные места и парки развлечений).

Одной из разновидностей развлекательного туризма является событийный туризм. Главная цель событийного тура – посещение туристом или его непосредственное участие в конк­ретном мероприятии или событии. Следует отметить, что зрелища вне зависимости от их содержания (концерты, выступления, спортивные соревнования, празднования) давно стали полноценным туристическим ресурсом.

Интенсивность событийного туризма зависит не от туристического сезона, погодных условий или особенно­стей климата, а только от графика проведения массовых мероприятий в определенной местности. Причем проводиться эти массовые мероприятия (события) могут как са­мими туристическими операторами (например, празд­нование русской зимы или новогодние торжества), так и сторонними государственными (юбилеи городов, на­родные гуляния), коммерческими (концерты, шоу, фес­тивали) и международными (Олимпийские игры, чемпи­онаты, форумы) организациями.

Непосредственное участие туристического оператора в событии заметно упрощает ему процесс организации событийных туров. Туроператор самостоятельно плани­рует ширину туристического потока (основываясь на своих рыночных возможностях и мощности принимающей туристической индустрии), устанавливает сроки поездки, программу тура, его рыночную цену, что свой­ственно для любой групповой поездки. Примером собы­тийного тура, основой которого было организуемое са­мим туристическим оператором событие, является популярное в недавнем прошлом празднование русской зимы. В рамках этого тура оператор организовывал (сво­ими силами и с привлечением специализированных кол­лективов) массовые гуляния, игры в снежки, катания на тройке и другие, интересные для туристов меропри­ятия. При этом встречающая сторона самостоятельно формировала туристический пакет, ориентируя конк­ретные даты под прием группы из конкретной зарубеж­ной страны.

Продажа туров с посещением событий, организуемых сторонними лицами, требует от туристического опера­тора гораздо больших усилий. Прежде всего туропера­тору необходимо установить график проведения в реги­оне массовых мероприятий и под свою ответственность, основываясь на степени привлекательности события за рубежом (известность мероприятия, участие в меропри­ятии известных персон, стоимость посещения события) и собственных рыночных возможностях, заранее опре­делить объем продаж данного турпродукта.

Планирование объема продаж туристического про­дукта является необходимым условием для предварительного бро­нирования гостиничных номеров и транспортных услуг. Разумеется, чем привлекательнее будет собы­тие для туриста, тем более жесткие усло­вия предварительного бронирования туристических ус­луг будут выставлять поставщики. Например, при праз­дновании юбилея Санкт-Петербурга (одного из самых известных событий 2003 года в России) гостиничные номера бронировались и оплачивались за 9 – 11 месяцев. Продажа гостиничных номеров на время событий миро­вого масштаба (чемпионаты мира, Олимпийские игры) осуществляется только в рамках квот, устанавливаемых организаторами данного события для каждой кон­кретной страны. Размер этой квоты определяется планируемыми объемами продаж событийных ту­ров в этих странах и мощностью принимающей турис­тической инфраструктуры.

Событийные туры чаще всего непродолжительны (2 – 5 дней). Помимо непосредственного посещения со­бытия включают в себя организацию основной пере­возки, размещения, трансферов по программе, визовую поддержку, а также ненавязчивое (обычно за дополни­тельную плату) экскурсионное обслуживание.

Событийные туры могут быть модифицированными (особенно по условиям проживания), индивидуальными и групповыми (в зависимости от статуса и степени при­влекательности события).

Продвижение событийных туров за рубежом также специфично. Оно может заключаться только в сообще­нии туристическим оператором своих возможностей за­интересованным агентам или клиентам в случаях, если реклама самого события не нужна (чемпионат мира, Олимпийские игры) или если реклама события активно проводится непосредственно его организаторами; или же в продвижении самого события (с описанием специфи­ки, содержания, конкурентных преимуществ), органи­зуемого туроператором.

Стоит отметить, что событийный туризм необычайно перспективен и выгоден, поскольку не всегда требует привязки к популярным туристическим ресурсам (со­бытие само может превратиться в ценный туристичес­кий объект) и не зависит от погодных условий и сезона. В России, интерес к культуре и истории которой среди иностранцев огромен, потенциал событийного туризма до конца не используется. Хотя, безусловно, отдельные мероприятия (празднование Масленицы в Москве, Но­вого года в Великом Устюге, туры фут­больных фанатов на матчи) снискали свою популярность. Потенциал въездного (особенно со стороны стран Бал­тии, Скандинавии, СНГ) событийного туризма в России добавляет и тот факт, что Москву и Санкт-Петербург все чаще выбирают местом своего выступления попу­лярные артисты, певцы, театральные труппы и коллек­тивы зарубежных стран; что проводимые в России международные мероприятия (конкурс Чайковского; неделя высокой моды; кинофестивали – Московский, «Кино­тавр», «Киношок», «Дух огня»; чемпионаты Европы и мира по различным видам спорта и т.д.) приобретают общемировую известность и привлекательность.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какую роль играют приключенческие и развлекательные виды туризма в обеспечении отдыха и рекреации членов общества?

2. По каким критериям осуществляется дифференциация приключенческого, экзотического и экстремального видов туризма?

3. Охарактеризуйте развлекательные виды туризма.

4. Выделите основные группы разновидностей экстремального туризма. Охарактеризуйте их.

5. Приведите примеры событийного туризма в России и за рубежом.

6. Каковы основные требования к организации событийных туров?

 

Библиографический список

1. Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. СПб., 2004.

2. Воскресенский, В.Ю. Международный туризм. Инновационные стратегии развития / В.Ю. Воскресенский. М., 2007.

3. География туризма / под ред. А.Ю. Александровой. М., 2008.

4. Туризм, гостеприимство, сервис: словарь-справочник / под ред. Л.П.Воронковой. М., 2002.

5. Ушаков, Д.С. Технология въездного туризма / Д.С. Ушаков. М., 2006.

Деловой туризм

Деловой туризм (business tourism) – наиболее быстро развивающийся сегмент туристского рынка как России, так и всего мира. Для обозначения этого вида туризма часто используют аббревиатуру MICE (Meetings Incentives Conferences Exhibitions).

Деловой туризм возник еще в древние времена, когда люди путешествовали для того, чтобы торговать. Путешествия с деловыми целями включают: встречи и конференции, торговые выставки и ярмарки, а также инсентив-путешествия (поощрительные), которые признаны наиболее эффективными средствами для ведения бизнеса, выхода на новые рынки, а также для обмена мнениями и новыми идеями между коллегами и клиентами. Особенно бурное развитие делового туризма началось в 70 - 80 годы XX столетия. В 90-х годах произошли существенные изменения в мировой политической и экономической жизни, на транспорте и в технологиях, а также в моделях потребления, которые оказали ощутимое влияние на мировой рынок деловых путешествий и открыли новые горизонты перед этим сектором туризма.

По мнению специалистов, основными разновидностями делового туризма являются конгрессный туризм и инсентив-туры. Конгрессный туризм приносит принимающей стране значительно большие доходы, чем многие другие виды туризма, например, туризм с целью отдыха и развлечений. По данным Международной ассоциации конгрессов и конференций, турист, прибывший на конгресс, тратит в среднем в день 200 долл. США (включая расходы на размещение, питание, транспорт, покупки).

В разных странах мира регулярно происходят организованные мероприятия, которые объединяют людей для обсуждения различных вопросов и могут принимать разнообразные формы. Конгресс – это формальная встреча делегатов, обычно принадлежащих определенной сфере человеческой деятельности или вовлеченных в специальное исследование в определенной области, для обсуждения разных вопросов. Конференция подразумевает формальный обмен мнениями на встрече или собрание для обсуждения общих для всех участников вопросов. Саммит – конференция с участием вы – встреча людей, имеющих общие цели, в частности собрание делегатов политических партий с целью формирования политики и выборов в руководящие органы. Симпозиум – мероприятие, сопровождающееся беседами в непринужденной обстановке, или формальная встреча, когда специалисты делают короткие сообщения на определенную тему или несколько тем, связанных друг с другом. Семинар – лекция, сопровождающаяся обменом мнений участников.

Встречи отличаются большим разнообразием. Они могут иметь как коммерческие, так и некоммерческие задачи, могут быть немногочисленными (от нескольких человек до нескольких десятков участников) и многочисленными (сотни участников); могут быть короткими (в течение нескольких часов) и продолжительными (несколько недель). Однако основной характеристикой встречи, по которой ее можно считать частью рынка делового (конгрессного) туризма, является то, что она употребляет услуги индустрии туризма и проводится вне помещения организации, осуществляющей встречу. Например, собрание нескольких менеджеров компании, обсуждающих стратегию по заработной плате в своих подразделениях в течение нескольких часов, считается частью рынка делового туризма, если оно проводится в конференц-зале, зарезервированном в местной гостинице и сопровождается деловым обедом. Если же собрание проходит в конференц-зале организации, где работают эти менеджеры, то оно не может считаться частью индустрии туризма, поскольку участники не пользуются услугами индустрии туризма.

Однако встречи отличаются объемом используемых ими услуг индустрии туризма. Если встречи носят продолжительный характер, то делегатам предлагаются услуги не только отеля и ресторана, но и других секторов индустрии туризма, например, транспорт для осмотра достопримечательностей и прогулок, услуги розничной торговли для покупки туристического снаряжения, путеводителей и др.

В деловом туризме могут использоваться различные средства проведения встреч и конференций, от крупных конгресс-центров, специально построенных для этого, до концертных залов, театров, учебных заведений, церквей, музеев, теплоходов, тематических парков. Однако наибольшая часть подобных мероприятий все-таки проводится в отелях, способных комфортно разместить делегатов.

Основным рынком для индустрии встреч являются корпоративный сектор и ассоциации. Корпоративный сектор включает компании, чьи основные мотивы проведения встреч носят коммерческий характер: конференции по вопросам маркетинга и продаж, по внедрению нового продукта, кадровым вопросам и др. С каждым годом деловые, культурные и научные связи между регионами и странами становятся все более интенсивными. Деловой туризм играет в этом важную роль. Развитие национальной экономики и интеграция ее в мировой рынок также немыслимы без развития сферы делового туризма. Деловая коммуникация, обмен технологиями и информацией, поиск новых рынков, поиск партнеров для инвестиций и совместных проектов, продвижение компаний через PR-акции, обучение персонала и внедрение корпоративной культуры – все это относится к сфере делового туризма. Деловой туризм выступает одним из ресурсов интеграции и развития компаний через участие в выставках и конгрессах, через бизнес-образование.

Можно сказать, что в современном мире деловой туризм стал одним из важнейших условий успешного бизнеса. Глобализация мировой экономики и связанная с этим процессом интенсификация деловых, научных и культурных связей превратили деловой туризм в одну из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Ожидается, что на протяжении XXI века его роль будет расти. По мнению экспертов, к 2020 году количество международных деловых поездок возрастет до 1,6 млрд. в год. При этом оборот данного сектора увеличится в 5 раз — с 400 млрд. мире********************8 до 2,0 трлн. долларов США. По некоторым данным, увеличение оборота в этой сфере на один миллиард долларов приводит к созданию 100 тыс. новых рабочих мест.

Согласно статистике, ежедневные расходы совершающего деловую поездку бизнесмена в среднем в три раза превышают затраты обычного туриста. При этом в отличие от других видов турпоездок в периоды любых экономических спадов и кризисов сфера делового туризма страдает менее всего, а иногда даже увеличивает свои объемы. В качестве примера специалисты рассматривают межнациональные конфликты. Чем опаснее ситуация, тем более активные меры принимаются для ее ликвидации – проводятся политические переговоры и консультации; в «горячую точку» направляются международные наблюдатели и гуманитарные миссии. При этом, естественно, об обычных туристических поездках в опасный регион не может быть и речи.

Большую роль в развитии делового туризма играют различные ассоциации, которые имеют две формы: профессиональные (объединения по профессиональному признаку) и добровольные (люди объединяются по интересам вне работы, например, хобби, вера, этические соображения и др.). По уровню ассоциации могут быть местными, региональными, национальными или международными. Так как члены ассоциации территориально разбросаны, необходима организация регулярных встреч. Естественно, что встречи международных ассоциаций включают больше элементов путешествий, чем встречи региональных или национальных ассоциаций.

Необходимость организации и обслуживания как корпоративных поездок, так и многочисленных мероприятий в сфере делового туризма послужили причиной создания соответствующей мощной индустрии услуг. Современная инфраструктура делового туризма включает в себя выставочные и конгрессные центры, бизнес-отели, бизнес-авиацию, платежные системы, современные технологии, благодаря которым деловой человек вне зависимости от своего местонахождения способен держать руку на пульсе своего бизнеса.

Выездные конференции, семинары, тренинги – прекрасная возможность совместить приятное с полезным. Это не только способ принятия бизнес-решений, проведения обучения персонала, установления деловых связей, но и возможность укрепить корпоративный дух команды, инициировать неформальное общение между членами коллектива, да и просто поднять настроение участникам.

Компании и ассоциации, проводящие менее десяти встреч в году, обычно обращаются к консалтинговым компаниям, специализирующимся на организации подобных мероприятий. Некоторые из таких крупных компаний проводят более 150 мероприятий в год. Помимо выбора места проведения мероприятия консалтинговые компании оказывают поддержку организаторам в планировании мероприятия, координации различных вопросов, таких как определение необходимого количества инструкторов, обеспечение транспортными средствами для перевозки оборудования, контроль над процессом оплаты и др. В то же время от сотрудников этих компаний требуется достаточный профессионализм для решения незапланированных вопросов в непредвиденных обстоятельствах, например задержка рейса в аэропорту или ухудшение погодных условий. Консалтинговые компании, работающие на международной арене, объединяются в профессиональные организации, например в Международную ассоциацию профессиональных организаторов конгрессов (IAPCO).

Профессиональные организаторы мероприятий, в свою очередь, часто обращаются за помощью к местным операторам, которые хорошо знают свой регион или город и могут обеспечить бесперебойный трансфер делегатов в отель или другое место назначения, организовать личные развлекательно-познавательные программы (ужин в достопримечательном месте города или на круизном судне, шопинг и др.).

Одной из ведущих международных организаций по продвижению крупных региональных конгрессных центров является Европейская федерация по проведению конференций городов (European Federation of Conference Towns-EFCT), которая базируется в Брюсселе и объединяет 70 членов из 22 стран Западной и Восточной Европы. Созданная еще в 1964 году федерация ставит перед собой следующие задачи: по мере возможности упрощать проведение деловых мероприятий в Европе для организаторов встреч; для европейских центров делового туризма и организаций, проводящих деловые мероприятия, расширять доступ к информации; помогать организаторам встреч при поиске города в Европе, удовлетворяющего их требованиям; оказывать поддержку своим собственным членам на международной арене; сотрудничать с международными авторитетными организациями, ассоциациями и другими институтами; проводить специализированную подготовку кадров по проведению конференций; действовать как спикер европейской индустрии проведения конференций. Федерация издает журнал под названием «Ваши мероприятия в Европе», который финансируется за счет средств ее участников.

Выставки и торговые ярмарки обычно проводятся для презентации продуктов и услуг приглашенным представителям для стимулирования продажи или информирования гостей. В этом случае выставка представляет собой форму рекламы, где продукт можно изучать визуально, на ощупь, а в некоторых случаях и попробовать. Как средство рекламы выставки играют важную роль в маркетинге продуктов и услуг и стимулируют торговлю как внутри страны, так и за рубежом. В качестве сектора делового туризма организация и проведение выставок генерируют денежные средства для местной экономики за счет местных и иностранных гостей. Выставки считаются частью индустрии делового туризма, так как они стимулируют путешествия двух различных категорий людей: обслуживающих выставку, путешествующих с целью рекламы и продажи своей продукции; гостей выставок, которые посещают их с разными познавательными целями, например для ознакомления с последними достижениями в разных областях экономики или осуществления покупок и заключения договоров. В рамках выставок проводятся целевые встречи, четко нацеленные на определенные сегменты рынка и сопровождающиеся продвижением продуктов и услуг. Большая часть гостей выставок наделена полномочиями осуществлять покупки. Выставки собирают большое количество лидеров в области продаж и трансформируют многие устаревшие нормы продаж.

В последнее время выставки и ярмарки все чаще сопровождаются конференциями и семинарами в целях повышения интереса к предмету мероприятия, а также для получения новой дополнительной информации, знаний от выставки. А некоторые торговые и технологические ярмарки предоставляют программу рабочих групп, разные демонстрационные курсы и форумы.

С другой стороны, многие конференции сопровождаются соответствующими выставками, которые повышают визуальное и практическое восприятие, а также обеспечивают дополнительные

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...