Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи,их взаимосвязь и качественная специфика.
При всей ограниченности взглядов на сущность материи филосо- фов-материалистов древнего мира, они были правы в том, что призна- вали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первич- ной субстанции - воды - вели к образованию различных вещей; у Ге- раклита диалектична идея о вечных изменениях огня; Демокрит и дру- гие атомисты исходили из того, что атомы непрерывно движутся в пустоте. Позднее, в условиях господства метафизических и механических воззрений в философии, хотя и поверхностно, но признавалась нераз- рывность материи и движения. Именно английский философ Д.Толанд в XIII в. высказал убеждение, что "движение есть способ существова- ния материи". Эта мысль была подхвачена и развита французскими ма- териалистами. Само понятие "движение", как и понятие "материя", есть абс- тракция. Нет движения как такового. а есть движение конкретных ма- териальных предметов. На основе развития частных наук, анализа философских идей своих предшественников создатели диалектико-материалистической фи- лософии углубили понимание сущности движения, его непрерывной свя- зи с материей, пространством и временем. Диалектический материа- лизм утверждает, что материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Философы, мыслящие метафизически, если они понимали движение как только механическое, видели причину движения во внешних обсто- ятельствах. На этой основе возникла идея первотолчка (Ньютон), ко- торая вполне могла совмещаться с признанием какой-то загадочной силы и даже с существованием бога. С точки зрения диалектического материализма причины движения материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противо- речивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между ста- рым и новым, простым и сложным и т.д. Таким образом, движение есть результат внутренней активности материи, единство противоречий, есть ее самодвижение. Раздвоение единого на противоположности и борьба между ними раскрывают источник самодвижения материи. Концепция самодвижения материи есть логический вывод из самой сущности диалектики, основными принципами которой являются принци- пы всеобщей связи и развития. Диалектико-материалистическая кон- цепция движения преодолевает механистическое и метафизическое по- нимание движения как только простого перемещения предметов друг относительно друга, как движение по замкнутому кругу с возвратом в исходное положение, как только чисто количественные или только ка- чественные изменения. С диалектико-материалистической точки зрения любой предмет, находящийся в состоянии покоя относительно одних тел, находится в движении по отношению к другим телам. Более того, внутри каждого предмета происходят непрерывные изменения и процес- сы, взаимодействия их внутренних частей (элементарных частиц,по- лей), переход частиц в поля и наоборот, что и является внутренней причиной их изменений, причиной того, что любая вещь в каждый мо- мент времени является той же и в то же время уже другой. Из ска- занного следует, что "движением называются всякие изменения и про- цессы во Вселенной, начиная от простого перемещения и кончая мыш- лением". И это бесконечный процесс, в этом суть, в этом основа и причина существования бесконечного многообразия вещей, объединяе- мых общим понятием "материя". Как видим, если предположить невоз- можным отсутствие движения, то материя представляла бы собой ли- шенную всякой определенности, мертвую, безжизненную, полностью ли- шенную активности массу. Именно благодаря движению материя диффе- ренцируется, происходит непрерывное возникновение и уничтожение всего многообразия предметов и явлений. Движение - способ сущест- вования материи, и, следовательно, быть, существовать значит быть вовлеченным в процесс изменения, в движение. А это значит, что движение абсолютно, как и материя. Но это не исключает признания относительности движения в различных конкретных случаях. Например, механическое движение одного предмета относительно другого или взаимопревращение конкретных элементарных частиц данного состояния по отношению к другому их состоянию. Так, аннигиляция электрона и позитрона ведет к появлению двух протонов. Здесь мы видим различие конечного результата по отношению к начальному состоянию элемен- тарных частиц. Признавая абсолютность движения, диалектический материализм не отрицает его противоположности - покоя. Под покоем понимается неизменность вещей, их стабильность, временное единство противопо- ложностей, равновесие, сохранение вещей и их состояний. Если дви- жение является причиной возникновения конкретных, качественно раз- личных вещей, то покой является причиной сохранения относительной устойчивости этих конкретных вещей,условием их существования. Если представить себе, что состояние покоя не существует, то всю мате- рию придется представить как нечто хаотичное, лишенное всякой оп- ределенности,, качественно неразличимое. Таким образом, благодаря движению образуются конкретные качественно различные предметы, а благодаря состоянию покоя они существуют какое-то время в опреде- ленном состоянии и в известном месте. Например, Пи-мезон "живет" всего О,2 5. 01О 5-6 0 с. Это очень малое время, но в течение этого време- ни он остается самим собой. Таким образом, состояние покоя, состо- яние временного равновесия является, как и движение, необходимым условием дифференциации материи. Вместе с тем важно отметить, что сама возможность покоя, от- носительной устойчивости вещей определяется движением материи. Не было бы движения, не было бы и качественно различных предметов, не было бы и равновесия, стабильности и т.д., т.е. не было бы и по- коя. Это еще раз приводит к мысли, что "движение абсолютно, а по- кой относителен". И если можно в какой-то мере говорить об абсо- лютности покоя, то только в плане необходимости всеобщего времен- ного существования конкретных вещей. В отличие от механистического материализма, абсолютизирующего механистическую форму движения, распространяющего ее на любые ма- териальные образования, диалектический материализм, исходя из дос- тижений всей совокупности наук, рассматривает движение во всем многообразии его форм и во взаимопереходах последних. При этом важным является утверждение, что каждая форма движения имеет опре- деленного материального носителя. Впервые четкую классификацию основных форм движения, а через нее и классификацию наук дал Ф.Энгельс. Он выделил пять основных форм движения материи: механическую, физическую, химическую, био- логическую и социальную. Критерием выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными носителями. Вместе с тем каж- дая основная форма характеризуется соответствующими законами, действующими на том или ином структурном уровне материи. Далее. Более сложные формы движения включают в себя более простые. Более сложная форма движения не есть просто арифметичес- кая сумма более простых, а качественно новая, синтетичная форма движения. Энгельс выделил 5 основных форм движения: 1. Механическая 2. Физическая 3. Химическая 4. Биологическая 5. Социальная Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множест- во видов движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и др. Наиболее сложной формой движения является социальная, т.к. материальный носитель есть самый сложный вид материи - социальный. Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме отдельного человека. Так, сердце человека - это механическая дви- гатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей нервной деятельности человека. А жизнедеятельность организ- ма - условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические из- менения, демографические процессы, развитие производительных сил и производственных отношений и другие изменения, определяемые зако- нами движения на социальном уровне материи. Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения мате- рии и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и не- сотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инерт- ности - масса. Классификация основных форм движения материи, разработанная Энгельсом, опиралась на достижения наук XIX в. Оставаясь верной в принципиальном плане, она тем не менее должна быть уточнена и раз- вита в связи с развитием естественных и общественных наук. Развитие квантовой механики поставило вопрос об анализе новой основной формы движения - квантово-механической, которая, видимо, на сегодняшний день является простейшей. В развитие представлений об основных формах движения речь в настоящее время идет о геологи- ческой, космической формах движения, имеющих специфических матери- альных носителей, изучаемых современными науками - физикой, астро- физикой, геологией. Таким образом, развитие современной науки ве- дет к обогащению наших знаний об основных формах движения. К тому же сейчас возникает проблема уяснения природы особых биополей, "читаемых" экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно,становится насущной проблема дальнейшего развития учения о формах движения, считающихся пока загадочными и необъяснимыми. Так, подтверждаются догадки, сформулированные еще в начале ХХ в., что в природе будет открыто еще много диковинного. Все сказанное выше свидетельствует о том, что мир принципиально познаваем, хотя каждая ступень в раз- витии нашего познания расширяет область незнаемого, ставит новые проблемы. С попытками оторвать движение от материи выступали естествен- ники и философы, начиная с середины XIX в. Так, Освальд, пытаясь создать новое философское направление, сделал вывод, что первичной субстанцией, первоначалом всех веществ является энергия. Это направление в философии получило название "энергетизма". Против него выступили виднейшие физики и философы того времени, в частности, Планк, Лебедев и др. Гносеологические корни "энергетизма"- в абсолютизации движе- ния, энергии как меры движения, в их отрыве от материи. Другая крайность в философии состоит в попытке абсолютизации состояния покоя. В середине XIX в. известные ученые Томпсон и Кла- узиус открыли второй закон (второе начало) термодинамики, суть ко- торого состоит в том, что процесс передачи тепла от одного тела к другому необратим и всегда направлен от более теплого тела к более холодному. Исходя из этого закона, Клаузиус сделал вывод,что все виды энергии со временем превратятся в тепловую, а тепловая энергия, в силу указанного закона, равномерно рассеется во Вселенной, которую он представлял как замкнутую систему, и наступит общее энергети- ческое равновесие, прекратится движение и наступит абсолютный по- кой и "тепловая смерть" Вселенной. Против этой теории выступили Энгельс, физики Смолуховский, Больцман, Циолковский и др. Энгельс, рассуждая диалектически,счи- тал, что во Вселенной происходит непрерывный и вечный круговорот материи и энергии. Основываясь на качественной стороне закона сох- ранения и превращения энергии, он верил, что излученная в прост- ранстве теплота должна иметь возможность превращаться в другие формы движения. И это подтвердили работы советского академика В.Амбарцумяна, которые показали, что звезды не только остывают и гаснут, но и возникают вновь. Большой вклад в опровержение теории "тепловой смерти" Вселен- ной внес австрийский физик Больцман, установивший статистический характер второго закона термодинамики. Были открыты флуктуации, обратные процессам затухания во Вселенной. Циолковский высказал уверенность в вечной юности Вселенной. Развивая указанную теорию, советские физики И.П.Плоткин, К.П.Станюкович, Я.П.Терлецкий на ос- нове статистической физики доказывают, что наша Вселенная не явля- ется замкнутой системой и, следовательно, выводы Клаузиуса к ней неприменимы. Кроме того, Вселенная есть не только термодинамичес- кая система, но и гравитационная, мезонная, электронная и др. И этот ее многообразный статус обеспечивает взаимопереходы энергии, устраняя возможность одностороннего превращения всех видов энергии только в тепловую. Например, немецкий физик Нернст, допуская про- цесс, противоположный радиоактивному распаду, выразил уверенность, что Вселенная никогда не может стать мертвым кладбищем. И последний важный философский аргумент. Поскольку материя вечна и бесконечна, то в этой вечности бесконечное множество раз могло бы наступить состояние абсолютного покоя. А этого не прои- зошло. Таким образом, диалектико-материалистические воззрения не допускают возможности тепловой смерти Вселенной. В мире нет ничего, кроме движущейся материи, писал Ленин, и эта последняя движется в пространстве и времени.
БИЛЕТ №12
Воспользуйтесь поиском по сайту: