Анализ причин трудностей социально-психологической адаптации к новым условиям жизнедеятельности у первокурсников
Социально-психологическая адаптация первокурсников к образовательной среде вуза проходит через определенные этапы. Н.А. Лызь выделяет следующие этапы социально-психологической адаптации студентов-первокурсников [6]. Она проходит через 4 этапа: этап - подготовительный, связанный с профессиональным самоопределением подростка и формирование начальной психологической базы для преодоления трудностей первого периода адаптации к обучению. этап - ориентировочный, связанный с ориентацией и приспособлением подростка к общей специфике среднего специального учебного заведения, с усвоением действующих норм, правил и подчинением его требованиям. этап - происходит приспособление учащихся к особенностям и требованиям, связанным с выбором специальности, а также к учебной группе. этап - первокурсник за счет расширения понятия о профиле своей специальности формирует первичную самооценку правильности профессионального выбора и поведения в группе. Теперь нужно выявить следующие причины трудностей социально-психологической адаптации первокурсников к обучению в вузе. По мнению Смирнова, выделяются следующие причины трудностей в социально-психологической адаптации первокурсников к новой среде[13]: неумение студента распределять свое время и силы; неготовность первокурсника к выполнению высоких требований преподавателей; неготовность работать с большим объемом новой информации; отсутствие привычного контроля и опеки со стороны родителей и школьных учителей; неготовность студента к самостоятельному обучению; отсутствие у студентов трудолюбия, силы воли, а также желания учиться; недостаточная общеобразовательная подготовка; слабо развитые навыки общения и ведения дискуссий.
Наибольшие трудности связаны недостатком времени на самоподготовку и его правильным использованием, а также разлукой с родителями, повышенными по сравнению со школой требованиями преподавателей вуза, что отрицательно сказывается на его психологическом состоянии и повышении уровня тревожности, беспокойства, снижении уровня самооценки. Особенности нового коллектива также негативно отражаются в психике первокурсника, так как первокурсник чувствует себя скованно и неуверенно в новом коллективе. Слабая подготовка в школе отрицательно сказывается на процессе адаптации, так как незнание основ общеобразовательных предметов приводит к сложностям адаптации к учебному процессу в вузе, сложностям в усвоении предметов в высшей школе. Слабо развитые навыки общения и ведения дискуссии приводит к тому, что студент-первокурсник испытывает трудности в межличностных отношениях в группе, в своем студенческом коллективе.
Выводы по главе 1
Таким образом, можно сделать выводы о том, что социально-психологическая адаптация первокурсников представляет собой изменение, перестройку психики индивида под воздействием объективных факторов среды, процесс ломки старого и установление нового динамического стереотипа - устойчивой системы временных нервных связей, обеспечивающей определенную интенсивность и последовательность реакций организма и психики на изменение внешних и внутренних воздействий. Социально-психологическая адаптация личности компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях, благодаря ей создаются возможности оптимального функционирования личности в новой обстановке. Также можно сказать о том, что процесс социально-психологической адаптации как специфический момент в развитии и становлении личности студента имеет особое значение. Во-первых, потому, что в ходе адаптации важно дать правильную ориентацию в системе поведения. А во-вторых, потому, что в ходе процесса адаптации формируется социально-психологическая общность студенческого коллектива, в котором студент-первокурсник обучается. Адаптация личности студента к обучению представляет собой сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс. Он обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и затруднений.
Можно выявить следующие проблемы адаптации первокурсников к обучению в вузе: неумение студента распределять свое время и силы; неготовность первокурсника к выполнению высоких требований преподавателей; неготовность работать с большим объемом новой информации; отсутствие привычного контроля и опеки со стороны родителей и школьных учителей; неготовность студента к самостоятельному обучению; отсутствие у студентов трудолюбия, силы воли, а также желания учиться; недостаточная общеобразовательная подготовка; слабо развитые навыки общения и ведения дискуссий. В результате анализа научной литературы было выявлено, что наибольшие трудности в адаптации первокурсников связаны с недостатком времени на самоподготовку и его правильным использованием, а также разлукой с родителями, повышенными по сравнению со школой требованиями преподавателей вуза, что отрицательно сказывается на его психологическом состоянии и повышении уровня тревожности, беспокойства, снижении уровня самооценки. Особенности нового коллектива также негативно отражаются в психике первокурсника, так как первокурсник чувствует себя скованно и неуверенно в новом коллективе. Слабая подготовка в школе отрицательно сказывается на процессе адаптации, так как незнание основ общеобразовательных предметов приводит к сложностям адаптации к учебному процессу в вузе, сложностям в усвоении предметов в высшей школе. Слабо развитые навыки общения и ведения дискуссии приводит к тому, что студент-первокурсник испытывает трудности в межличностных отношениях в группе, в своем студенческом коллективе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|