Представление и интерпретация результатов эмпирического исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Было проведено анкетирование среди студентов первого курса (11 человек - девушек и юношей в возрасте от 17 до 19 лет), обучающихся на специальности социальная работа. В анкете было включено 13 вопросов, которые касались проблемы самоорганизации времени первокурсника при самоподготовке, его тревожности, беспокойства, стеснения и агрессивности в среде вуза, и три из этих вопросов предполагали продолжения высказывания с той целью, чтобы первокурсник попытался сам назвать причину своих трудностей, возникающих у него при обучении, их предполагаемые пути решения и описал мотивы своего обучения в вузе. На вопрос: «Нравится ли Вам учиться в вузе?», 9% опрашиваемых первокурсников ответили «нет», а 91% - «да», им нравится учиться. На вопрос: «Можете ли вы организовано распределить свое время при самоподготовке, не оставляя все на последний день?», 27% первокурсников ответили «да», а 73% - «нет». На вопрос: «Испытываете ли вы сильную неловкость, стеснение перед тем как задать вопрос преподавателю?» ответили «да» 36% опрашиваемых, а 64% опрошенных первокурсников не испытывают такой проблемы. На вопрос: «Часто ли вы опускаете руки перед трудностями, возникающими при обучении?» 18 % первокурсников ответили никогда 82% - иногда. На вопрос: «Часто ли вы злитесь, выходите из себя при общении с вашими однокурсниками?» 45% опрошенных первокурсников ответили «иногда», 55% - «никогда». На вопрос: «Часто ли вы чувствуете себя встревоженными, обеспокоенными перед тем, как надо идти на занятия в вуз?» 64% первокурсников ответили - никогда, 27% - часто, 9% - иногда. % опрашиваемых первокурсников выделяют такие причины своих трудностей в адаптации к условиям обучения- это лень и неправильное распределение своего времени, остальные 36% первокурсников выделяют другие причины трудностей: страх перед публичным выступлением, неправильная подача материала преподавателем студентам и невнимательность студентов при усвоении материала, 9% - вообще не выделяли трудностей. Далее, на рисунке №1. представлены результаты процентного распределения причин трудностей в социально-психологической адаптации к обучению у первокурсников.
Рисунок №1.
Процентное распределение причин трудностей, возникающих у первокурсников при адаптации к обучению. При вопросе о том, как бы первокурсники решили бы свои трудности при обучении, результаты распределились так: % опрашиваемых первокурсников считают, что трудности в учебной деятельности можно преодолеть лишь силой воли (заставлять себя учить и поставить себе цель добиться чего-то в жизни), а также организованно и правильно распределить свое время при самоподготовке. Остальные 30% опрашиваемых первокурсников выделили другие пути решения своих причин трудностей: побороть страхи перед публичным выступлением, быть внимательней и более сосредоточенным при усвоении учебного материала. На последний вопрос, где нужно было продолжить высказывание: «Учеба в вузе для меня лично - это…» распределились результаты так: У 36 % первокурсников преобладают мотивы получения новых знаний, они ставят себе цель исследовать и познавать окружающий мир. % учатся потому, чтобы получить диплом и просто приобрести специальность. % респондентов считают учебу в вузе как возможности карьерного роста и реализации своего потенциала. Для 19% респондентов-первокурсников учеба в вузе - это новые знакомства, друзья и приятное времяпровождение. Результаты исследования приведены на рисунке № 2.
Рисунок №2. Процентное распределение целей обучения первокурсников в вузе.
Из этого исследования можно сделать выводы о том, что первокурсники в основном психологически нормально адаптированы к условиям обучения вуза, не было выявлено полностью дезадаптированных студентов. В основном были выявлены у первокурсников трудности с организацией своего времени на самостоятельную подготовку, страх публичного выступления. При возникающих трудностях в обучении обычно ничего не предпринимают, но это проявляется изредка. Также редко проявлялась тревожность у первокурсников, чувствовавших себя обеспокоенно на занятиях в вузе или же находясь в нем. И таким образом можно сделать выводы о том, что большинство первокурсников к концу года уже психологически адаптированы к условиям обучения в вузе. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди актуальных проблем, касающихся оптимизации процесса обучения и развития студентов в образовательной среде вуза, выделяется проблема социально-психологической адаптации первокурсников к новым условиям их жизнедеятельности. У первокурсников возникают трудности с социально-психологической адаптацией, приводящие к низкой эффективности усвоения учебной информации, повышенной утомляемости при обучении, нехватке времени для самоподготовки и т.п. Психологическое состояние первокурсника характеризуется повышенной тревожностью, чувством неполноценности, несостоятельности, беспомощности и низкой самооценкой. Чем успешнее первокурсники адаптируются к новым условиям обучения в вузе, к новому коллективу, к новым нормам и ценностям студенчества, тем успешнее будет процесс их самореализации в студенческой жизни, как подготовки к будущей профессиональной деятельности. Таким образом, актуализируется задача организации эффективного социально-педагогического сопровождения, которое способствовало бы успешной адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в вузе. Объектом нашего исследования выступает процесс социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности вуза, а предметом - социально-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников. Социально-психологическая адаптация личности представляет собой изменение, перестройку психики индивида под воздействием объективных факторов среды, процесс ломки старого и установление нового динамического стереотипа поведения и ценностей личности. По мнению И.А. Винтина, процесс социально-психологической адаптации как специфический момент в развитии и становлении личности студента имеет особое значение. Во-первых, потому, что в ходе адаптации важно дать правильную ориентацию в системе поведения. А во-вторых, потому, что в ходе процесса адаптации формируется социально-психологическая общность студенческого коллектива, в котором студент-первокурсник обучается.
Адаптация личности студента к обучению представляет собой сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс. Он обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и затруднений. Средой адаптации студентов выступает образовательная среда вуза. Н.А. Лызь выделяет следующие этапы социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. этап - подготовительный, он связан с профессиональным самоопределением первокурсника и формированием личностных качеств, необходимых для преодоления трудностей первого периода адаптации к обучению; этап - ориентировочный, он связан с ориентацией и приспособлением первокурсника к общей специфике высшего учебного заведения, с усвоением действующих норм, правил; этап - интегрирующий, предполагает приспособление студентов к особенностям и требованиям, связанным с выбранной специальностью, а также к учебной группе, в которой они обучаются; этап - рефлексивный, первокурсник за счет расширения понятия о профиле своей специальности формирует первичную самооценку правильности профессионального выбора и линии поведения в группе. Можно выявить следующие проблемы адаптации первокурсников к обучению в вузе: неумение студента распределять свое время и силы; неготовность первокурсника к выполнению высоких требований преподавателей; неготовность работать с большим объемом новой информации; отсутствие привычного контроля и опеки со стороны родителей и школьных учителей; неготовность студента к самостоятельному обучению; отсутствие у студентов трудолюбия, силы воли, а также желания учиться; недостаточная общеобразовательная подготовка; слабо развитые навыки общения и ведения дискуссий.
Наибольшие трудности связаны недостатком времени на самоподготовку и его правильным использованием, а также разлукой с родителями, повышенными по сравнению со школой требованиями преподавателей вуза, что отрицательно сказывается на его психологическом состоянии и повышении уровня тревожности, беспокойства, снижении уровня самооценки. Особенности нового коллектива также негативно отражаются в психике первокурсника, так как первокурсник чувствует себя скованно и неуверенно в новом коллективе. Слабая подготовка в школе отрицательно сказывается на процессе адаптации, так как незнание основ общеобразовательных предметов приводит к сложностям адаптации к учебному процессу в вузе, сложностям в усвоении предметов в высшей школе. Слабо развитые навыки общения и ведения дискуссии приводит к тому, что студент-первокурсник испытывает трудности в межличностных отношениях в группе, в своем студенческом коллективе. Педагогическое сопровождение социально-психологической адаптации студентов - это процесс взаимосвязанной деятельности всех субъектов сферы образования (педагогов, психологов, организаторов досуга), направленный на обеспечение эффективного взаимодействия студентов с образовательной средой вуза, способствующего самоопределению, самоактуализации и саморазвитию студентов-первокурсников. Социальное педагогическое сопровождение осуществляется для того, чтобы студенты-первокурсники успешно адаптировались к условиям вуза, активно включились в его деятельность. Помощь психолога, педагога состоит в том, чтобы сформировать необходимые социальные качества, необходимые для успешной адаптации первокурсников и проводили коррекцию их линии поведения в образовательной среде вуза (сформировать активную жизненную позицию и способности преодолевать трудности). По мнению Г.И. Симоновой, основными задачами по содействию адаптации выпускников школ к новым условиям жизнедеятельности в образовательной среде вуза выступают: подготовка первокурсников к новым условиям обучения; установление и поддержка социального статуса личности первокурсников в новом коллективе; формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов; предупреждение и снятие у первокурсников психологического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.
Мы предлагаем реализовывать в вузе специальную программу социально-педагогического сопровождения адаптации первокурсников, которая рассчитана на первый год обучения и предполагает проведение комплекса мероприятий, которые условно можно разделить на 3 этапа. Первый этап - предполагает социально-психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательную среду, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности, проведение тренингов знакомства в учебной группе, помощь в выработке личной стратегии поведения в новом коллективе. Второй этап - заключается в комплексном индивидуально-психологическом обследовании студентов, выработке рекомендаций и разработке индивидуальных программ для адекватного усвоения учебного материала и адаптации первокурсников в новой образовательной среде, предполагается осуществление диагностики удовлетворенности образовательной средой, самооценки, выявления мотивов выбора данной профессии и ценностей первокурсника Третий этап - включает в себя индивидуальную психологическую помощь дезадаптированным студентам. Это могут быть индивидуальные психологические консультации, которые направлены на то, чтобы сформировать у студентов необходимые навыки общения, которые помогут ему в установлении межличностных отношений в группе или в учебной деятельности в вузе. Было проведено анкетирование среди студентов первого курса (11 человек - девушек и юношей в возрасте от 17 до 19 лет), обучающихся на специальности социальная работа. В анкете было включено 13 вопросов, которые касались проблемы самоорганизации времени первокурсника при самоподготовке, его тревожности, беспокойства, стеснения и агрессивности в среде вуза, и три из этих вопросов предполагали продолжения высказывания с той целью, чтобы первокурсник попытался сам назвать причину своих трудностей, возникающих у него при обучении, их предполагаемые пути решения и описал мотивы своего обучения в вузе. Из этого исследования можно сделать выводы о том, что первокурсники в основном психологически нормально адаптированы к условиям обучения вуза, не было выявлено полностью дезадаптированных студентов. В основном были выявлены у первокурсников трудности с организацией своего времени на самостоятельную подготовку, страх публичного выступления. При возникающих трудностях в обучении обычно ничего не предпринимают, но это проявляется изредка. Также редко проявлялась тревожность у первокурсников, чувствовавших себя обеспокоенно на занятиях в вузе или же находясь в нем. И таким образом можно сделать выводы о том, что большинство первокурсников к концу года уже психологически адаптированы к условиям обучения в вузе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|