Разработка программы социально-педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в вузе
Показателями адаптации первокурсников к новой среде является их приспособленность к различным требованиям учебного процесса без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой. И поэтому, целью программы “Педагогического сопровождения социально-психологической адаптации первокурсников” является осуществление психолого-педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов к учебной деятельности. По мнению Г.И. Симоновой, основными задачами по содействию адаптации первокурсников к образовательной среде вуза выступают [11]: 1. Подготовка первокурсников к новым условиям обучения. 2. Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе. . Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов. . Предупреждение и снятие у первокурсников психологического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой. Ниже приведена разработка специальной программы социально-педагогического сопровождения адаптации первокурсников, которая рассчитана на первый год обучения и предполагает проведение комплекса мероприятий, которые условно можно разделить на 3 этапа. Первый этап предполагает социально-психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательную среду, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности, проведение тренингов знакомства в учебной группе, помощь в выработке личной стратегии поведения в новом коллективе Второй этап заключается в комплексном индивидуально-психологическом обследовании студентов, выработке рекомендаций и разработке индивидуальных программ для адекватного усвоения учебного материала и адаптации первокурсников в новой образовательной среде.
Третий этап предполагает индивидуальную психологическую помощь дезадаптированным студентам. Это могут быть индивидуальные психологические консультации, которые направлены на то, чтобы сформировать у студентов необходимые навыки общения, которые помогут ему в установлении межличностных отношений в группе или в учебной деятельности в вузе. Выводы по главе 2 Оптимальная организация учебной работы студентов, пробуждение интереса к учебной деятельности, побуждение к активности, успешность профессиональной деятельности после окончания вуза во многом зависит от уровня их адаптации к новой образовательной среде. Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения. Педагогическое сопровождение (поддержка, помощь, обеспечение и защита) необходимо студенту-первокурснику для успешной социально-психологической адаптации к условиям вуза. Педагогическое сопровождение социально-психологической адаптации студентов - это процесс взаимосвязанной деятельности всех субъектов сферы образования, направленной на обеспечение эффективного взаимодействия студентов с образовательной средой вуза, способствующего их самоопределению, самоактуализации, самоутверждению, саморазвитию. Выделяются следующие виды педагогического сопровождения: индивидуальное, групповое, социальное. Индивидуальное педагогическое сопровождение осуществляется преимущественно в сфере личностной адаптации студента, выявляются затруднения и проблемы учащегося, осуществляется помощь педагога в разрешении внутриличностных противоречий, конфликтов первокурсника, прогнозируются индивидуальные траектории его личностного развития.
Групповое сопровождение социально-психологической адаптации студентов реализуется в формировании благоприятного психологического климата в группе, коррекции внутригрупповых отношений, разрешении возникающих внутригрупповых конфликтов. Оно осуществляется в ситуациях взаимодействия личности студента с другими людьми, т.е. с группой. Социальное педагогическое сопровождение осуществляется с учетом того, что личность является членом общества, по отношению к которому педагогическое сопровождение состоит в том, чтобы студент-первокурсник успешно адаптировался к условиям вуза, активно включился в его деятельность. Помощь психолога, педагога состоит в том, чтобы сформировать необходимые социальные качества, необходимые для успешной адаптации первокурсника и проводить коррекцию его линии поведения в образовательной среде вуза. В социально-педагогическом сопровождении адаптации первокурсников особое внимание уделяется на включение первокурсника в образовательную среду вуза, формирование у первокурсника жизненной устойчивости, способности преодолевать трудности и сформировать активную жизненную позицию. Социально-педагогическое сопровождение должно включать в себя этапы психолого-педагогической работы, которые будут способствовать гармоничному взаимодействию первокурсников с образовательной средой вуза, а также их успешному профессиональному и личностному самоопределению и самореализации. Показателями адаптации первокурсников к новой среде является их приспособленность к различным требованиям учебного процесса без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой. Целью программы “Педагогического сопровождения социально-психологической адаптации первокурсников” является осуществление психолого-педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов к учебной деятельности. По мнению Г.И. Симоновой, основными задачами по содействию адаптации первокурсников к образовательной среде вуза выступают [16]:
1. Подготовка первокурсников к новым условиям обучения. 2. Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе. . Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов. . Предупреждение и снятие у первокурсников психологического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой. Ниже приведена разработка специальной программы социально-педагогического сопровождения адаптации первокурсников, которая рассчитана на первый год обучения и предполагает проведение комплекса мероприятий, которые условно можно разделить на 3 этапа. Первый этап предполагает социально-психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательную среду, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности, проведение тренингов знакомства в учебной группе, помощь в выработке личной стратегии поведения в новом коллективе Второй этап заключается в комплексном индивидуально-психологическом обследовании студентов, выработке рекомендаций и разработке индивидуальных программ для адекватного усвоения учебного материала и адаптации первокурсников в новой образовательной среде. Третий этап предполагает индивидуальную психологическую помощь дезадаптированным студентам. Это могут быть индивидуальные психологические консультации, которые направлены на то, чтобы сформировать у студентов необходимые навыки общения, которые помогут ему в установлении межличностных отношений в группе или в учебной деятельности в вузе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|