Особенности возникновения и специфика средневековой философии. Борьба реализма и номинализма.
Господствующей формой религии в Европе стало христианство, согласно которому мир создан единым богом. Торжество христианства объяснялось тем, что оно наиболее полно соответствовало социальным, политическим и культурным запросам феодального общества. Философия почти на целое тысячелетие превратилось в служанку богословия. Если для античного мировоззрения был характерен космоцентризм, то для средневекового
- теоцентризм.
Для средневековой философии характерен новый подход к пониманию природы и человека. Согласно христианскому догмату, бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает сохранять, поддерживать бытие мира. Такое мировоззрение носит название креационизма (от лат. слова сreаtio, что значит "сотворение").
Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были как бы родственны природе, христианский бог стоит над природой, по ту сторону ее. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и из человека и передается богу. В средневековой философии космос поэтому не есть самодовлеющее и вечное бытие, каким считали его многие из греческих философов.
Средневековая философия вошла в историю человечества под именем схоластики, которая с давних пор выступает как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, оторванную от природы, от мира и поставленную на службу теологии.
Средневековые схоласты в Западной Европе задачу философии видели в истолковании и формальном обосновании религиозных догматов. В ХIII веке теолог (богослов) Фома Аквинский (1225-1274) систематизировал католическое вероучение - уподоблял власть папы на Земле власти бога на небе - идеологическое оружие духовных и светских феодалов.
Спор между схоластами шел о том, что представляют собой общие понятия ("универсалии"). Так называемые реалисты утверждали, что общие понятия существуют реально, до вещей, что они существуют объективно, независимо от сознания в разуме бога. Против реалистов выступали номиналисты, которые учили, что общие понятия - это всего лишь имена вещей, и что они, таким образом, существуют "после вещей" и
не обладают самостоятельным существованием. В их взглядах проявилась материалистическая тенденция в философии средневековья.
Понятие, признаки и принципы эмпиризма и рационализма философии нового
времени. Критерии истинности.
Европейскую философию 17 века условно принято называть философией
нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального
развития. Так, например, а Англии происходит буржуазная революция
(1640–1688). Франция переживает период рассвета абсолютизма, а Италия
вследствие победы контрреформации оказывается надолго отброшенной с
переднего края общественного развития. Общее движение от феодализма к
капитализму носило противоречивый характер и часто принимало драматические
формы. Расхождение между силой власти, права и денег приводит к тому, что
сами жизненные условия для человека становятся случайными.
В силу всего перечисленного, философия Нового времени не является
тематически и содержательно однородной, она представлена различными
национальными школами и персоналиями. Но, несмотря на все различия,
сущность философских устремлений у всех одна: доказать, что между
фактическим и логическим положением дел существует принципиальное
тождество. По вопросу о том, как реализуется это тождество, существую две
философские традиции: эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания,
которое все знания выводит из чувственно опыта (эмпирии). Признавая
чувственный опыт единственным источником познания и критерием истины,
эмпиризм рациональную познавательную деятельность сводит к разного рода
комбинациям того материала, который поставляется опытом, и толкует эту
деятельность как ничего не прибавляющую к содержанию знания.
В 18 веке английская буржуазия достигла своих целей, практически
закрепив свое экономическое господство. Это господство требовало
политического оформления, закрепления консервативных тенденций и
стабилизационных настроений. Традиционно носителем этих настроений и
тенденций являлась религия, и поэтому обращение к ней стало естественным
шагом буржуазной идеологии. В философии это проявилось в распространении
идеалистической философии. Она сыграла положительную роль в развитии
эмпиризма, ибо все наработанное в эмпирической и деистической философии
требовало проверки и обоснования через своеобразную «провокацию»
идеалистическими аргументами.
Рационализм (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) –
совокупность философских направлений, признающих разум основой познания и
поведения людей и полагающих, что разумность устройства, логический порядок
вещей – это неотъемлемая, необходимая характеристика всего мироздания.
Согласно рационалистическим учениям всеобщность и необходимость –
логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и
его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума, либо из
понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих только в
виде задатков, предрасположений ума.
Для рационализма разум – высший судия. Разум – критерий истины. Все
должно быть подвергнуто критике и оценке разума: и религия, и
законодательство, и сам разум. И только то имеет право на существование,
что «может устоять перед свободным и открытым испытанием».
Рационализм появляется как реакция на схоластический способ мышления, с
его готовыми истинами и непререкаемыми «авторитетами». Рационализм делает
ставку на человека, на его разум. Логика его проста и понятна. Человек
существо разумное. Мир, окружающий его, тоже разумен, следовательно,
разумный человек, познав разумный мир, может построить разумную жизнь.
Основоположником этого направления является Р.Декарт. Основным
признаком его рационализма можно считать выведение факта существования из
факта мышления. Это выведение осуществляется с помощью операции дедукции из
врожденных разуму идей. В состав врожденных идей Декарт включает: бытие
Бога, существования понятия, свободу воли.
Декарт уравнял все вещи мира перед человеческим интеллектом. Начала,
или принципы, природы он перенес из объективного мира в человеческий разум.
Это позволило исключить природное неравенство вещей и применить к их
познанию количественную характеристику, математические методы.
Философское сознание 17 века во всем видит не согласие, единство,
гармонию, но – противоречие, разорванность и противостояние духовного и
материального, рационального и эмоционального, общественного и
индивидуально-личностного. Мир воспринимается как нечто противостоящее
человеку, отсюда – неизбежность размышлений не только о путях познания
этого мира, но и собственных познавательных возможностях. Поэтому философия
нового времени представляет собой процесс острых дискуссий и борьбы
сенсуализма и рационализма, индуктивного и дедуктивного способов познания,
столкновения эмоционального и рационального в осмыслении самой сущности
человека. В конечном счете все эти споры приведут к формированию Кантом
знаменитых антимоний.
БИЛЕТ №17
Воспользуйтесь поиском по сайту: