1. «Парадигма» как единица социологического анализа
2. Социологический позитивизм и неопозитивизм
3. Психологические и антипозитивистские парадигмы
4. Интегральные концепции: между позитивизмом и антипозитивизмом, а также психологизмом
5. Макросоциологические парадигмы.
6. Микросоциологические парадигмы
7. Интегральные парадигмы: между макро- и микросоциологией
Парадигма» как единица
Социологического анализа
Термин «парадигма» ввел в науку американский философ Томас Кун (р. 1922), автор книги «Структура научных революций».
По мнению Т. Куна:
Парадигма – признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
По Т. Куну, период развития «нормальной науки», опирающейся на традиции и факты, укладывающиеся в рамки господствующей парадигмы, сменяется эпохой научных революций. Их причиной являются накопившиеся с течением времени факты, противоречащие господствующей теории и не укладывающиеся в существующую научную традицию. Эти факты подрывают авторитет общепринятой парадигмы и стимулируют выдвижение теорий, способных объяснить новые реалии.
Таблица. Стадии развития науки то Т. Куну
Стадия
Содержание стадии
Предпарадигмальная
- накопление фактов,
- возникновение конкурирующих теорий, пытающихся объяснить эти факты,
- отсутствие господствующей теории
Парадигмальная
- появление господствующей парадигмы, а соответственно и набора методов и терминов, облегчающих проведение исследований
Кризисная
- кризис авторитета господствующей парадигмы, не объясняющей ряда новых фактов
- выдвижение новых теорий, способных объяснить новые реалии
Стадия научной революции
- массовый отказ от старой и выбор новой господствующей парадигмы
Итак,
Научная парадигма – это концептуальная схема, господствующая в течение некоторого времени, и включающая в себя теоретическую модель, способную объяснять определенные явления и предлагать варианты решения практических проблем, а также набор принципов и методов проведения исследования.
Т.о., «парадигма» = модель + принципы + подходы.
Теория Т. Куна создана для объяснения «точных» однопарадигматических наук.
Социология является мультипарадигматической дисциплиной, для которой характерно наличие нескольких конкурирующих друг с другом парадигм.
Согласно законам диалектики, борьба противоположных тенденций («тезиса и антитезиса») неизбежно порождают нечто новое («синтез»).
Таблица. Классификации основных социологических
парадигм
Основание для классификации
Парадигма-тезис
Парадигма-антитезис
Парадигма-синтез
Научная модель, выбранная в качестве идеала социологии
Психологические и антипозитивистские парадигмы (выработка социологией собственных моделей)
Интегральные теории, устраняющие противоречия между позитивизмом и антипозитивизмом
Предмет изучения социологии
Макросоциологические парадигмы (исследование общества как социальной системы)
Микросоциологические парадигмы (исследование общества через личности и их взаимосвязи)
Интегральные теории, снимающие противостояние между макро- и микросоциологией
Социологический позитивизм и
Неопозитивизм
Главной парадигмой периода зарождения и становления социологии как науки был позитивизм.
Социология создавалась как особая «позитивная» (т.е. положительная) социальная наука, противоположная отвлеченно-спекулятивным размышлениям об обществе.
В позитивизме в качестве модели для социологии были выбраны точные и естественные дисциплины – физика, математика и биология.
Социология строилась по их примеру: полученные общественной наукой данные должны были быть также точны, доказуемы и проверяемы.
Таким образом,
Таблица. Позитивизм и неопозитивизм
позитивизм – доказательная и общезначимая социальная теория как естественнонаучные концепты, противоположная господствовавшим в ту пору умозрительным (отвлеченным) рассуждениям об обществе.
- К. Сен-Симон,
- О. Конт,
- Дж. Милль,
- Г. Спенсер,
- Э. Дюркгейм.
главные принципы позитивизма:
1. натурализм
– утверждение об аналогичности природных законов и законов функционирования общества; применение закономерностей, открытых другими науками, к анализу общества
2. феноменализм
– утверждение о непознаваемости причин и сущности законов природы и общества
3. сциентистский универсализм
– использование методов естественных наук при исследовании общества, поскольку социальная реальность и природа идентичны друг другу, значит, аналогичны и их познавательные средства
Основатели позитивизма
1. Клод Анри Сен-Симон(1760-1825), французский мыслитель, социалист-утопист
К. Сен-Симон впервые употребил термин «позитивизм» (положительность).
К. Сен-Симон выделил три стадии умственного развития людей – 3 этапа эволюции человечества:
- 1 стадия умственного развития теологическую или религиозную стадию (эпоху прошлого);
- 2 стадия умственного развития метафизическую или отвлеченно-философскую стадию (современное ему время);
- 3 стадия умственного развития позитивную (будущую).
На последнем этапе предполагалась рациональная организация общества, основанная на универсальном законе функционирования природы и общества. Поиск этого закона являлся главной целью науки.
2. Огюст Kонт(1798-1857), ученик и секретарь К. Сен-Симона,французский философ
О. Конт, как и К. Сен-Симон, считал своей главной задачей разработку новой «позитивной науки» (социологии), опирающейся на наблюдаемые, повторяющиеся явления и тенденции, основывающей свои выводы на достоверных фактах и отбрасывающей недоказуемые практически теории.
- 2.1. идеи О. Конта. О. Конт разработал иерархию наук, расположив их от простых к сложным, от низших к высшим, от общих к специфическим. Все ступени этой «иерархии», по мнению социолога, взаимосвязаны. Каждая наука опирается на предыдущую как на необходимую предпосылку и имеет и свою специфику.
«Иерархия основных наук» (от простых к сложным, от низших к высшим, от общих к специфическим):
§ 1 уровень иерархии наук О. Конта математика
§ 2 уровень иерархии наук О. Конта астрономия
§ 3 уровень иерархии наук О. Конта физика
§ 4 уровень иерархии наук О. Конта химия
§ 5 уровень иерархии наук О. Конта биология
§ 6 уровень иерархии наук О. Конта социология – «позитивный синтез» всего научного знания и венец всех наук.
- 2.2. идеи О. Конта. О. Конт выделил следующие особенности социологии:
1. особенность социологии В основе социологии лежат законы биологии и влияющие на них «взаимодействия индивидов друг на друга».
2. особенность социологии Взаимодействие людей – это основа возникновения социальных общностей, из которых складывается общественная система.
3. особенность социологии Необходимо изучать:
3.1 «социальную статику» общества – составные части социальной «системы» и их взаимосвязи,
3.2 «социальную динамику» общества– закономерное и прогрессивное общественное развитие.
- 2.3. идеи О. Конта. О. Конт разделял идею К. Сен-Симона о последовательной смене трех стадий исторического развития (теологической, метафизической и позитивной) и сформулировал «теоретический закон двойной эволюции», социальной и интеллектуальной одновременно.
В основе каждой стадии исторического развития лежит одновременное социальное и интеллектуальное развитие, являющееся основой всей социальной организации и пронизывающее все стороны общественной жизни.
Направления в позитивизме
Последователи К. Сен-Симона и О. Конта образовали три направления в позитивизме:
1. социальный биологизм, апологеты которого (Г. Спенсер, У. С а мнер, Ж. Гобин о, Э. Дюркгейм и др.) отождествляли социальный и биологический миры;
2. социальный механицизм, представители которого (К. Сен-Симон, Л. Кетл е и др.) уподобляли общество механизму;
3. географизм, сторонники которого (Г. Бокль, Л.И. Мечников и др.) считали человечество порождением географической среды.
1 направление позитивизма – социальный биологизм
Самое популярное направление в позитивизме.
Социальный биологизм– направление позитивной социологии, уподобляющее общество животному миру и использующее инструментарий биологической науки при социальном анализе.
Четыре школы социального биологизма:
1 школа социального биологизма – о рганическая школа, проводящая аналогии между обществом и организмом.
Основоположник органической школы социального биологизма – английский философ и социолог Герберт Спенсер(1820-1903).
Г. Спенсер считал, что общество подобно биологическому организму, но не тождественно ему;что общество – это сверхорганизм, система, состоящая из трех подсистем (компонентов):
1. регулятивной (государство),
2. производящей средства для жизни (экономика),
3. распределительной (разделение труда);
а также подверженная эволюции, т.е. развитию от простейших форм к более сложным (интеграция), от однородных к разнородным (дифференциация), от неопределенных к определенным (возрастание порядка).
Последователи Г. Спенсера:
- россиянин Поль фон Лилиенфельд(1829-1903),
- австриец Альберт Шеффле (1831-1903),
- француз Рене Вормс(1869-1926)
продолжили поиск сходств между организмом и обществом.
2 школа социального биологизма – школа социального дарвинизма, уподобляющая законы социального развития биологическим закономерностям (прежде всего, естественному отбору).
- 1.2.1. представитель школы социального дарвинизма в социальном биологизме в рамках позитивизма – социальный дарвинист американский социолог и экономистУильям С а мнер(1840-1910).
Взгляды У. С а мнера:
- У. С а мнер отстаивал в своих работах решающее и универсальное значение естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных;
- У. С а мнер считал, что данные факторы объясняют неравенство в обществе и эволюцию социума.
- 1.2.2. представитель школы социального дарвинизма в социальном биологизме в рамках позитивизма – социальный дарвинист польско-австрийский социолог и правовед Людвиг Гумплович(1838-1909). Взгляды Л. Гумпловича:
- Л. Гумплович называл предметом социологии изучение социальных групп, находящихся в состоянии постоянной и беспощадной борьбы из-за стремления к удовлетворению материальных потребностей;
- Л. Гумплович полагал, что борьба социальных групп определяет социальную жизнь в целом: соперничество между ордами в древности привело к образованию государства, внутри которого до сих пор происходит столкновение между классами, сословиями и партиями.
3 школа социального биологизма – расово-антропологическая школа, называвшая определяющими факторами развития общества расу и вытекающие из нее антропологические особенности людей (Ж. Гобино, X. Чемберлен, О. Аммон, Л. Вольтман и др.)
Основоположник расово-антропологической школы социального биологизма в позитивизме – французский философ и политик Жозеф Артур де Гобин о (1816-1882), «О неравенстве человеческих рас»).
Взгляды Ж. Гобин о:
- Ж. Габин о утверждал, что главный фактор развития общества – «чистота расы», которую никогда не удается сохранить надолго.
«Этнические смеси» разрушают единство стиля жизни и приводят к «вырождению человека», а вместе с этим и к распаду всей социальной структуры социума.
- Ж. Габин о полагал, что единственной «исторической расой» являются только белые, которые владели монополией на красоту, ум и силу и потому участвовали в создании всех цивилизаций.
Ж. Габин о выделил три группы белой расы:
«хамиты»,
«семиты»,
«яфетиды» – наилучшая. Например, с «семейством арийцев» («прирожденной расой владык») ученый связывал все лучшее, что есть на Земле.
Последователи Ж. Гобин о:
- англичанин Xаустон Стюарт Чемберлен (1855-1927),
- немец Отто Аммон (1842-1916),
- француз Жорж де Лапуж (1854-1936).
Расово-антропологическая школа – это крайне реакционное течение позитивизма.
Идеи главных представителей школы, основанные на вульгарном материализме, обоснованно критиковались современниками.
Тем не менее, концепции расовых антропологов стали теоретической основой германского национал-социализма.
4 школа социального биологизма – социально-психологическая школа, полагавшая, что целостность общества заключается в коллективном разуме, сознании и волеизъявлении как самостоятельной реальности, несводимой к сознанию образующих социум личностей.
основатель социально-психологической школы в социальном биологизме в позитивизме – французский социолог Эмиль Дюркгейм(1858-1917).
Взгляды Э. Дюркгейма, именуемые социологизмом:
- Главным в социологии ученый считал наличие особого предмета и метода.
- Э. Дюркгейм выделил предмет социологии – особая реальность, которой не занимается ни одна другая наука, которая состоит из социальных фактов.
- Э. Дюркгейм считал, что социальные факты – это в большей или меньшей степени оформленные суждения, мнения людей и общепринятые стандарты поведения; элементы социальной реальности, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим проявлениям, обладающие следующими признаками:
1. объективное, независимое от индивида существование,
2. способность оказывать принудительное воздействие на людей.
Социальная реальность возникает в процессе взаимодействия, начинает жить по собственным законам, нравственно принуждая своих членов, сохраняя тем самым единство общества.
При рождении человек встречается с уже готовыми законами и обычаями, правилами поведения, религиозными верованиями и обрядами, языком, денежной системой, функционирующими независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно – объективно, и сопротивление им вызывает всеобщее неодобрение.
Э. Дюркгейм выделял две группы социальных фактов, которые необходимо рассматривать как вещи, т.е. объективно:
- морфологические социальные факты – факты, составляющие материальную основу общества (физическая и моральная плотность населения, т.е.:
характер поселения,
природные условия,
пути сообщения,
взаимообмен,
контакты);
- духовные социальные факты – коллективные представления, составляющие в совокупности общественное сознание, проявляющиеся в форме:
религии,
морали,
права,
социальной солидарности – сплоченности людей.
- Э. Дюркгейм считал, что социальная солидарность является движущей силой общественного развития.
Ученики и последователи Э. Дюркгейма, т.н. «Дюркгеймовская школа»:
- Марсель Мосс (1872-1950),
- Селестен Бугле (1870-1940), мужчина
- Морис Халбвакс (1877-1945) и др.
1 направление позитивизма – социальный биологизм
2 направление позитивизма – социальный механизм
Принцип натурализма в позитивизме предопределил наличие не только социального биологизма, но и других направлений: прежде всего, социального механицизма и географизма.
- Социальный механизм– направление позитивной социологии, уподобляющее общество механическому агрегату, состоящему из определенных элементов, и объясняющее социальное развитие физико-математическими закономерностями.
Сторонники социального механизма в позитивизме:
- 2.1. Сторонник социального механизма в позитивизме основоположник социологии Клод Сен-Симон считал универсальным законом развития природы и общества законы всемирного тяготения и постоянной борьбы между «твердой» и «текучей» материей (покоем и изменчивостью, устойчивостью и подвижностью).
- 2.2. франко-бельгийский математик и естествоиспытатель Ламбарт Кетл е (1796-1874) считал, что объективные социальные законы основываются на статистических данных, анализ которых позволяет построить образ «среднего человека» (среднюю арифметическую всех членов общества).
3 направление позитивизма – географизм
Георгафизм– направление позитивной социологии, рассматривавшее человечество как часть и порождение географической среды.
Сторонники географизма в позитивизме:
- 3.1. Географист английский историк Генри Бокль(1821-1862) в качестве развития причин исторического процесса назвал:
действие внешних явлений на дух человека. Внешние, физические причины – это влияние климата, почвы, ландшафта и пищи, определяющие численность населения и развитие логической деятельности;
действие человеческого духа на внешние явления. Человеческий разум влияет на природу, подчиняя ее (как в Европе) или подчиняясь ей (как вне Европы).
- 3.2. Географист российский ученыйЛев Ильич Мечников(1838-1888), старший брат известного русского ученого-биолога.
Л.и. мечников в своем труде «Цивилизация и великие исторические реки» в качестве фактора, определяющего развитие общества, называл водный фактор – часть географической среды, вовлеченной человеком в трудовой процесс.
Л.и. Мечников выделил три этапа (эпохи) социального развития человечества:
1. речной этап (время древнего Египта, Китая, Индии, Междуречья),
2. морской этап (Греко-римская античность и Средневековье),
3. океанический этап (с момента открытия Америки).
Неопозитивизм
Неопозитивизм развился в XX в.
1 направление неопозитивизма. Логический позитивизм – неопозитивистская теория, в которой делалась попытка соединить логический анализ с позитивистским эмпиризмом и создать на этой основе единую науку, охватывающую как естественнонаучные, так и гуманитарные знания.
Основоположники логического позитивизма (анализа):
- английский философ и математик Бертран Рассел(1872-1970),
- австрийский логик Людвиг Витгенштейн(1889-1951).
Основные идеи логического позитивизма:
1. Основная задача – построение логически совершенного языка науки (Б. Рассел, Л. Витгенштейн);
2. Эмпиризм – научный принцип, характеризующий опору на достоверные, проверяемые знания.
Основа эмпиризма – это учение о верификации(лат. verus – истинный и facio – делаю), согласно которому критерием истинности является сопоставление явлений с чувственным опытом.
Чрезмерная абстрактность и увлеченность логической и языковой проблематикой вызывали падение популярности логического позитивизма и привели к появлению в русле неопозитивизма новых концепций.
2 направление неопозитивизма. Эмпирическая социология – неопозитивистская теория, ориентирующаяся на сбор и обобщение конкретных фактов общественной жизни.
Эмпирические социологи выступали за принцип квантификации – принцип описания и выражения всех социальных явлений языком цифр.
- 2.1. эмпирический социолог американский ученый Джордж Эндру Л а ндберг(1895-1966) ориентировался на физику и математические методы исследования.
- 2.2. эмпирический социолог американский ученый Пол Феликс Лазерсфельд (1901-1976) применял математические методы изучения социума, которые позволяют преодолеть «барьеры, существующие между различными дисциплинами социальных наук».
П. Лазерсфельд основными критериями истинности научного знания считал принципы верификации и методологического объективизма – освобождения знаний от ценностных суждений и идеологии.
- 2.3. эмпирический социолог американский ученый Губерт Морсе Блейлок(р. 1926) отстаивает принцип верификации, призывает исключить из общественной науки широкий круг вопросов, связанных с анализом исходных содержательных допущений, и сформулировать реальные «теории широкого масштаба», т.е. включать в себя минимальное количество абстрактных положений. Эти теории, как и вся социология, должны строиться по образцу физических наук.
3 направление неопозитивизма. Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) − направление неопозитивизма и принцип, основанный на описании непосредственно наблюдаемого.
Основные идеи бихевиоризма:
1. Поведение – совокупность двигательных и сводимых к ним реакций как ответов на воздействия внешней среды.
2. Все общественные явления и процессы сводятся к формуле «S-R» (стимул-реакция), т.е. взаимодействию стимулов, влияющих на человеческий организм, и реакций организма.
3. Отрицание наличия посредников между стимулом и реакцией в виде внутренних психических действий.
- 3.1. основатели бихевиоризма американские психологи Джон Уотсон (1878-1958) и Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) настаивали на том, что предмет науки − поведение и активность, фиксируемые объективными средствами.
Они отказались от понятий «осознание», «переживание», «страдание» и др. при объяснении социальной реальности, поскольку данные понятия являются продуктами человеческого самонаблюдения, а, значит, субъективны и ненаучны.
- 3.2. Бихевиористы русские биологи, Иван Петрович Павлов и Владимир Михайлович Бехтерев исследовали поведение животных и проводили аналогии с поведением людей.
Недостатки социального бихевиоризма:
1. игнорирование психики и социальной природы личности из-за отождествления человека с животными,
2. невозможность описания человека посредством формулы «стимул-реакция».
Все это привело к появлению необихевиоризма.
необихевиоризм– концепция, признающая наличие опосредующего психологического звена между стимулом и реакцией: «S-O-R» (стимул – психологическая интерпретация – реакция».
Таким образом, произошло сближение между неопозитивистским необихевиоризмом и психологической парадигмой.
4 направление неопозитивизма. Социобиология – направление в неопозитивизме, изучающее биологические осноыв социального поведения животных и человека.
Основные идеи социобиологизма:
1. Цель исследования – объяснить различные феномены коллективного поведения животных (альтруизм), не вписывавшиеся в классическую дарвинистскую концепцию эволюции, в отличие от ранних позитивистов, применявших теорию борьбы видов к развитию социума.
2. Любые образцы социального поведения животных (стратегия брачного поведения, альтруизм, родительская опека детенышей и др.) выступают как «итоговая приспособленность», способствующая коллективной кооперации действий животных и выживанию родственных групп.
3. Человек – это типичный представитель животного мира и его поведение в основном сходно с действиями других биологических видов.
4. Закономерности «итоговой приспособленности» животных распространяются на человека, что позволяет выяснить биологические основы социального поведения индивида: семейно-родственных отношений, общения, альтруизма, агрессии, половозрастного разделения труда, социального неравенства и т.п.
5. Необходим новый синтез естественных и социальных наук.
Представитель социобиологии – профессор социологии Вашингтонского университетаПьер Луи Ван дер Берге(р.1933) считал истоком кризиса современной социологии игнорирование ею биологических основ поведения людей и чрезмерное внимание науки к человеческой культуре и призывал перевести социологию на рельсы естественнонаучной дисциплины и включить ее в разряд биологических наук.
Биолого-эволюционный подход к изучению общественных явлений дает возможность «демистифицировать» социальный мир и раскрыть истинные истоки общественной жизни.
Антипозитивистские и
Психологические парадигмы
Критика позитивистского натурализма (отождествление человека с животным, социума – с биологическим сообществом) и применения естественнонаучных методов при анализе общественного развития привела к появлению в кон. XIX – нач. XX вв. психологических иантипозитивистских концепций.
Наиболее значительными из них являются психологическая парадигма, неокантианство и «понимающая» социология.
Таблица. Психологическая парадигма в социологии
Психологическая парадигма– социологическая парадигма, стремящаяся объяснить общественные явления и процессы, основываясь на человеческой психике.
Ранние психологисты (сторонники психологической парадигмы) «поправили» контовскую иерархию наук и добавили в нее психологию, которая (при жизни основателя позитивизма О. Конта еще не сформировалась).
Ранние сторонники психологической парадигмы утверждали, что именно психология, основанная на биологии, является основой и необходимой предпосылкой социальной науки.
Т.о., психологические (а не биологические) закономерности определяют общественную жизнь.
Однако по мере своего развития, психологизм превратился в теорию, отчасти, противоположную позитивизму.
Направления психологизма
Основание для данной классификации – выбор принципов, лежащих в основе исследования.
1 направление психологизма – психологический эволюционизм – направление психологизма, сторонники которого полагали, что социальное развитие – это разумный, сознательно управляемый процесс, протекание которого определяют психические факторы.
2 направление психологизма – психология народов– направление психологизма, сторонники которого считали, что главная сила истории – это народ, или «дух целого», выражающий себя в искусстве, религии, языках, мифах, обычаях и т.д.; аглавная задача науки – психологическое познание сущности «духа народа», открытие законов его развития и духовной деятельности.
3 направление психологизма – «групповая психология» – направление психологизма, сторонники которого исследовали психические процессы и явления, происходящие в больших человеческих общностях.
- 3.1. Основоположник «групповой психологии» –французский социолог, психолог и публицистГюстав Лебон (1841-1931).
Взгляды Г. Лебона:
- Г. Лебон считал, что промышленная цивилизация определяется поведением толп, представляющих собой слепую, разрушительную силу.
Толпа (масса) – группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленных общими чувствами (в том числе догматизмом, нетерпимостью) утратившие рационализм, ответственность и чувство реальности; а также привязанные к лидеру и готовые слепо следовать за ним.
- Г. Лебон полагал, что общественное развитие определяет элита, навязывая массам свои идеи.
- 3.2. французский ученый Габриэль де Тард (1843-1904). Взгляды Г. де Тарда:
- Г. де Тард – сторонник групповой психологии.
- Г. де Тард полагал, что основа развития общества – передача и усвоение людьми верований, убеждений, желаний, намерений и т.д.
- Г. де Тард настаивал, что основа общественных процессов – механизм психологического подражания, благодаря которому общество поддерживает свою целостность и развивается.
4 направление психологизма – инстинктивизм – направление психологизма, сторонники которого пытались объяснить социальные явления и процессы с помощью биологической природы человека (инстинктов и сопровождающих их эмоций).
Представители:
- 4.1. Идеолог направления – англо-американский психолог Уильям Мак-Дугалл(1871-1938).
- У. Мак-Дугалл выдвинул «гормическую» концепцию поведения (от греч. «гормэ» – стремление, желание, порыв) – теорию, называющую в качестве причин социальных действий врожденные инстинкты, внутренне выражающиеся в виде неосознанных эмоции, влияющих на сознание и поведение и объединяющее человека и животных.
- У. Мак-Дугалл считал, что каждое социальное явление или процесс – это группа инстинктов.
Причины:
- войны – драчливость,
- финансового дела – стремление к стяжательству,
- религии – любопытство, самоуничижение и родительский инстинкт и т.п.
- 4.2. инстинктивист австрийский врачЗигмунд Фрейд (1856-1939).
Взгляды З. Фрейда:
- З. Фрейд – основоположник психоанализа.
- З. Фрейд считал, что личность имеет трехчастную структуру:
§ 1 элемент личности по З. Фрейду – «Оно» – Ид – это инстинктивное ядро личности, собственное бессознательное – желания и влечения, связанные с принципом удовольствия;
2 основных инстинкта сферы ид управляют личностью:
1. сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, любви, самосохранения (либидо, эрос),
2. деструктивный, разрушительный инстинкт, инстинкт смерти, агрессии и разрушения (мортидо, танатос).
Например, агрессия – проявление данного инстинкта.
«Оно» – арена борьбы между двумя началами: «Эросом» и «Танатосом». Носителем первого инстинкта является «либидо» (сексуальный голод), второго – «мортидо» (жажда смерти).
§ 2 элемент личности по З. Фрейду – «Я» – Эго – рациональная часть личности, сознание и самосознание, реальное Я, адаптирующее человека к реальным условиям;
§ 3 элемент личности по З. Фрейду – «Сверх-Я» – Суперэго – моральное Я – идеалы, моральные принципы и запреты, идущие от других людей и подавляющие «Оно»).
- С точки зрения З. Фрейда, социум является наследником первобытной орды, которая определили стереотипы социального поведения людей, культуру, государственные порядки, нравственность, религию и т.п.
Первобытной ордой правил ревнивый и жестокий самец, изгонявший своих половозрелых сыновей, заявлявших о своих правах на женщин орды. Дети, рассматривавшие отца как препятствие к получению сексуального удовлетворения, сговорились, убили и съели соперника, но факт убийства положил конец гармонии первобытной психики.
Совершенное преступление привело к появлению у людей чувства вины, которое они попытались компенсировать введением запретов (табу на инцест и убийство), оформлением морали и созданием религии – символическое воскрешение убитого самца в образе зверя-тотема, место которого впоследствии занял Бог.
Таким образом, «религию можно было бы считать общечеловеческим неврозом навязчивости: как и у ребенка, она произошла из Эдипова комплекса, из отношения к отцу».
- Борьба инстинкта жизни, любви («Эроса») и инстинкта смерти, агрессии («Танатоса») проявляется в формировании в раннем детстве т.н. «Эдипова комплекса»у мальчиков и «комплекса Электры» у девочек.
Эдип – герой античной мифологии, который, не ведая того, убил собственного отца и женился на собственной матери, с которыми был разлучен в раннем детстве.
Электра – дочь героя Троянской войны царя Агамемнона, отомстившая своей матери и ее любовнику за совершенное ими убийство отца.
Их суть – привязанность и сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола и ненависть и стремление устранить родителя своего пола. Невозможность реализовать эти желания и давление со стороны более сильного родителя-соперника загоняют проблему в глубины психики. Однако противоречие не исчезает и, чтобы разрешить его, человек использует разные способы психологической защиты:
- идентификация – отождествление человека с родителем своего пола;
- проекция – приписывание другим собственных скрытых свойств и переживаний;
- регрессия – временный переход на более ранний, примитивный уровень психического развития, отступление в тот психологический период, когда человек чувствовал себя наиболее защищенным;
- рационализация – приписывание своему поведению неправильных, но удобных, не вредящих самоуважению причин;
- сублимация – трансформация сексуальной энергии человека в другие виды деятельности – труд, творчество и т.п. По сути единственный адекватный метод разрешения проблемы.
- 4.3. Инстинктивисты, последователи З. Фрейда:
- 4.3.1. классический психоанализ (фрейдизм) (А. Адлер, К. Юнг, В. Райх),
- 4.3.1.1. инстинктивист, последователь З. Фрейда, фрейдист Альфредо Адлер(австриец, XIX-XX вв.)
Взгляды А. Адлера – индивидуальная теория личности:
- А. Адлер был в кружке З.Фрейда, но не соглашался с фрейдистским тезисом об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики.
- Полагал, что характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля».
- Стремление к преодолению комплекса неполноценности – главный источник мотивации поведения личности.
- Считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной беспомощности, неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведет к формированию у ребенка комплекса неполноценности (ввел этот термин).
Впоследствии ребенок стремится самоутвердиться, преодолеть комплекс и достигнуть превосходства (у Демосфена был дефект речи, Наполеон Бонапарт и А.В. Суворов были невысокого роста).
Развитие личности зависит от того, каким образом комплекс неполноценности будет компенсироваться.
Если человек развивается нормально, то он будет действовать разумно, активно и целесообразно.
При патологии – человек будет стремиться к власти над другими (компенсаторная теория власти).
- Принципы индивидуальной теории личности Альфреда Адлера:
1. фиктивный финализм;
2. стремление к превосходству;
3. чувство неполноценности и компенсация;
4. социальный интерес;
5. стиль жизни;
6. креативное (творческое) «Я».
1 принцип индивидуальной теории личности А. Адлера – фиктивный финализм.
А. Адлер считает, что основные цели человека фиктивные, т.к. их реальность невозможно проверить. Но эти финальные цели являются стимулом активности человека и объясняют его поведение.
«Индивидуальная психология решительно настаивает на том, что психологические феномены невозможно понять, не основываясь на принципе финализма. Причины, силы, инстинкты, побуждения не могут быть основой для объяснения. Только финальные цели могут объяснить человеческое поведение» (Adler A., 1930).
Например, некоторые строят свою жизнь, думая, что упорный труд и немного удачи позволяют достичь почти всего. Это утверждение фикция, т.к. многие напряженно работают, но не получают того, что они заслуживают.
Другие думают, что праведники попадут в рай, а грешников ждет ад. Финальная цель – фикция, некое идеальное представление, но она оказывает влияние на поведение людей.
2 принцип индивидуальной теории личности А. Адлера – стремление к превосходству.
Первоначально в качестве общей конечной цели А. Альфред назвал стремление к власти. Позднее он пересмотрел свою точку зрения и в качестве общей конечной цели А. Адлер назвал «стремление к превосходству» (стремление к росту, движение в направлении «снизу вверх», в т.ч. и достижение высокого социального статуса или лидерства).
3 принцип ин