Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Макросоциологические парадигмы

Лекция 3-5.

Главные парадигмы западной

И российской Социологии

 

План:

1. «Парадигма» как единица социологического анализа

2. Социологический позитивизм и неопозитивизм

 

3. Психологические и антипозитивистские парадигмы

4. Интегральные концепции: между позитивизмом и антипозитивизмом, а также психологизмом

 

5. Макросоциологические парадигмы.

6. Микросоциологические парадигмы

7. Интегральные парадигмы: между макро- и микросоциологией

 

 

Парадигма» как единица

Социологического анализа

Тер­мин «парадигма» ввел в науку американский философ Томас Кун (р. 1922), автор книги «Структура научных революций».

По мнению Т. Куна:

Парадигма – признанное всеми науч­ное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их реше­ний.

 

По Т. Куну, период развития «нормальной науки», опирающейся на традиции и факты, укладывающиеся в рамки господствующей парадигмы, сменяется эпохой научных революций. Их причиной являются накопившиеся с течением времени факты, противоречащие господствующей теории и не укладывающиеся в существующую научную традицию. Эти факты подрывают авторитет общепринятой парадигмы и стимулируют выдвижение теорий, способных объяснить новые реалии.

 

Таблица. Стадии развития науки то Т. Куну
  Стадия Содержание стадии
  Предпарадигмальная - накопление фактов, - возникновение конкурирующих теорий, пытающихся объяснить эти факты, - отсутствие господствующей теории
  Парадигмальная - появление господствующей парадигмы, а соответственно и набора методов и терминов, облегчающих проведение исследований
  Кризисная - кризис авторитета господствующей парадигмы, не объясняющей ряда новых фактов - выдвижение новых теорий, способных объяснить новые реалии
  Стадия научной революции - массовый отказ от старой и выбор новой господствующей парадигмы

 

Итак,

Научная парадигмаэто концептуальная схема, господствующая в течение некоторого времени, и включающая в себя теоретическую модель, способную объяснять определенные явления и предлагать варианты решения практических проблем, а также набор принципов и методов проведения исследования.

 

Т.о., «парадигма» = модель + принципы + подходы.

 

Теория Т. Куна создана для объяснения «точных» однопарадигматических наук.

Социология является мультипарадигматической дисцип­линой, для которой характерно наличие нескольких конкурирующих друг с другом парадигм.

 

Согласно законам диалектики, борьба противоположных тенденций («тезиса и антитезиса») неизбежно порождают нечто новое («синтез»).

Таблица. Классификации основных социологических парадигм
Основание для классификации Парадигма-тезис Парадигма-антитезис Парадигма-синтез
Научная модель, выбранная в качестве идеала социологии Социологический позитивизм (естественнонаучная модель) Психологические и антипозитивистские парадигмы (выработка социологией собственных моделей) Интегральные теории, устраняющие противоречия между позитивизмом и антипозитивизмом
Предмет изучения социологии Макросоциологические парадигмы (исследование общества как социальной системы) Микросоциологические парадигмы (исследование общества через личности и их взаимосвязи) Интегральные теории, снимающие противостояние между макро- и микросоциологией

 

Социологический позитивизм и

Неопозитивизм

 

Главной парадигмой периода зарождения и становления социологии как науки был позитивизм.

Социология создавалась как особая «позитивная» (т.е. положительная) социальная наука, противоположная отвлеченно-спекулятивным размышлениям об обществе.

В позитивизме в качестве модели для социологии были выбраны точные и естественные дисциплины – физика, математика и биология.

Социология строилась по их примеру: полученные общественной наукой данные должны были быть также точны, доказуемы и проверяемы.

 

Таким образом,

Таблица. Позитивизм и неопозитивизм
позитивизмдоказательная и обще­значимая со­циальная теория как естественнонаучные концепты, противоположная господствовавшим в ту пору умозрительным (отвлеченным) рассуждениям об обществе.
Основоположники, «классики» позитивистской социологии:
- К. Сен-Симон, - О. Конт, - Дж. Милль, - Г. Спенсер, - Э. Дюркгейм.
главные принципы позитивизма:
1. натурализм утверждение об аналогичности природных законов и законов функционирования общества; применение закономерностей, открытых другими науками, к анализу общества
2. феноменализм – утверждение о непознаваемости причин и сущности законов природы и общества
3. сциентистский универсализм – использование методов естественных наук при исследовании общества, поскольку социальная реальность и природа идентичны друг другу, значит, аналогичны и их познавательные средства
Основатели позитивизма
1. Клод Анри Сен-Симон(1760-1825), французский мыслитель, социалист-утопист К. Сен-Симон впервые употребил термин «позитивизм» (положительность). К. Сен-Симон выделил три стадии умственного развития людей – 3 этапа эволюции человечества: - 1 стадия умственного развития теологическую или религиозную стадию (эпоху прошлого); - 2 стадия умственного развития метафизическую или отвлеченно-философскую стадию (современное ему время); - 3 стадия умственного развития позитивную (будущую). На последнем этапе предполагалась рациональная организация общества, основанная на универсальном законе функционирования природы и общества. Поиск этого закона являлся главной целью науки.
2. Огюст Kонт(1798-1857), ученик и секретарь К. Сен-Симона,французский философ О. Конт, как и К. Сен-Симон, считал своей главной задачей разработку новой «позитивной науки» (социологии), опирающейся на наблю­даемые, повторяющиеся явления и тенденции, основывающей свои выводы на достовер­ных фактах и отбрасывающей недоказуемые практически теории. - 2.1. идеи О. Конта. О. Конт разработал иерархию наук, расположив их от простых к сложным, от низших к высшим, от общих к спе­цифическим. Все ступени этой «иерархии», по мнению социолога, взаимосвязаны. Каждая наука опирается на предыдущую как на необходи­мую предпосылку и имеет и свою специфику. «Иерархия основных наук» (от простых к сложным, от низших к высшим, от общих к спе­цифическим): § 1 уровень иерархии наук О. Конта математика § 2 уровень иерархии наук О. Конта астроно­мия § 3 уровень иерархии наук О. Конта физика § 4 уровень иерархии наук О. Конта химия § 5 уровень иерархии наук О. Конта биология § 6 уровень иерархии наук О. Конта социология – «позитивный синтез» всего научного знания и венец всех наук. - 2.2. идеи О. Конта. О. Конт выделил следующие особенности социологии: 1. особенность социологии В основе социологии лежат законы биологии и влияющие на них «взаимодействия индивидов друг на друга». 2. особенность социологии Взаимодействие людей – это основа возникновения социальных общностей, из которых складывается общественная система. 3. особенность социологии Необходимо изучать: 3.1 «социальную статику» общества – составные части социальной «системы» и их взаимосвязи, 3.2 «социальную динамику» общества– закономерное и прогрессивное общественное развитие. - 2.3. идеи О. Конта. О. Конт разделял идею К. Сен-Симона о последовательной смене трех стадий исторического развития (теологической, метафизической и позитивной) и сформулировал «тео­ретический закон двойной эволюции», социальной и интеллектуальной одно­временно. В основе каждой стадии исторического развития лежит одновременное социальное и интеллектуальное развитие, являющееся основой всей социальной органи­зации и пронизывающее все стороны об­щественной жизни.
Направления в позитивизме   Последователи К. Сен-Симона и О. Конта образовали три направления в позитивизме: 1. социальный биологизм, апологеты которого (Г. Спенсер, У. С а мнер, Ж. Гобин о, Э. Дюркгейм и др.) отождествляли социальный и биологический миры; 2. социальный механицизм, представители которого (К. Сен-Симон, Л. Кетл е и др.) уподобляли общество механизму; 3. географизм, сторонники которого (Г. Бокль, Л.И. Мечников и др.) считали человечество порождением географической среды.
1 направление позитивизма – социальный биологизм
Самое популярное направление в позитивизме. Социальный биологизм– направление позитивной социологии, уподобляющее общество животному миру и использующее инструментарий биологической науки при социальном анализе.
Четыре школы социального биологизма:
1 школа социального биологизма – о рганическая школа, проводящая аналогии между обществом и организмом. Основоположник органической школы социального биологизма – английский философ и социолог Герберт Спенсер(1820-1903). Г. Спенсер считал, что общество подобно биологическому организму, но не тождественно ему;что общество – это сверхорганизм, система, состоящая из трех подсистем (компонентов): 1. регулятивной (государство), 2. производящей средства для жизни (экономика), 3. распределительной (разделение труда); а также подверженная эволюции, т.е. развитию от простейших форм к более сложным (интеграция), от однородных к разнородным (дифференциация), от неопределенных к определенным (возрастание порядка).
Последователи Г. Спенсера: - россиянин Поль фон Лилиенфельд(1829-1903), - австриец Альберт Шеффле (1831-1903), - француз Рене Вормс(1869-1926) продолжили поиск сходств между организмом и обществом.
2 школа социального биологизма – школа социального дарвинизма, уподобляющая законы социального развития биологическим закономерностям (прежде всего, естественному отбору). - 1.2.1. представитель школы социального дарвинизма в социальном биологизме в рамках позитивизма – социальный дарвинист американский социолог и экономистУильям С а мнер(1840-1910). Взгляды У. С а мнера: - У. С а мнер отстаивал в своих работах решающее и универсальное значение естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных; - У. С а мнер считал, что данные факторы объясняют неравенство в обществе и эволюцию социума.
- 1.2.2. представитель школы социального дарвинизма в социальном биологизме в рамках позитивизма – социальный дарвинист польско-австрийский социолог и правовед Людвиг Гумплович(1838-1909). Взгляды Л. Гумпловича: - Л. Гумплович называл предметом социологии изучение социальных групп, находящихся в состоянии постоянной и беспощадной борьбы из-за стремления к удовлетворению материальных потребностей; - Л. Гумплович полагал, что борьба социальных групп определяет социальную жизнь в целом: соперничество между ордами в древности привело к образованию государства, внутри которого до сих пор происходит столкновение между классами, сословиями и партиями.
3 школа социального биологизма – расово-антропологическая школа, называвшая определяющими факторами развития общества расу и вытекающие из нее антропологические особенности людей (Ж. Гобино, X. Чемберлен, О. Аммон, Л. Вольтман и др.)     Основоположник расово-антропологической школы социального биологизма в позитивизме – французский философ и политик Жозеф Артур де Гобин о (1816-1882), «О неравенст­ве человеческих рас»). Взгляды Ж. Гобин о: - Ж. Габин о утверждал, что главный фактор развития общества – «чистота расы», которую никогда не удается сохранить надолго. «Этнические смеси» разрушают единство стиля жизни и при­водят к «вырождению человека», а вме­сте с этим и к распаду всей социальной структуры социума. - Ж. Габин о полагал, что единственной «исторической ра­сой» являются только белые, которые владели монополией на красоту, ум и силу и потому участвовали в создании всех цивилизаций. Ж. Габин о выделил три группы белой расы: «хамиты», «семиты», «яфетиды» – наилучшая. Например, с «семейством арийцев» («прирожденной расой владык») ученый связывал все лучшее, что есть на Зем­ле.
Последователи Ж. Гобин о: - англичанин Xаустон Стюарт Чемберлен (1855-1927), - немец Отто Аммон (1842-1916), - француз Жорж де Лапуж (1854-1936).
Расово-антропологическая школа – это крайне реакционное течение позитивизма. Идеи главных представителей школы, основанные на вульгарном материализме, обоснованно критиковались современниками. Тем не менее, концепции расовых антропологов стали теоретической основой германского национал-социализма.
4 школа социального биологизма – социально-психологическая школа, полагавшая, что целостность общества заключается в коллективном разуме, сознании и волеизъявлении как самостоятельной реальности, несводимой к сознанию образующих социум личностей.     основатель социально-психологической школы в социальном биологизме в позитивизме – французский социолог Эмиль Дюркгейм(1858-1917). Взгляды Э. Дюркгейма, именуемые социологизмом: - Главным в социологии ученый считал наличие особого предмета и метода. - Э. Дюркгейм выделил предмет социологии – особая реальность, которой не занимается ни одна другая наука, которая состоит из социальных фактов. - Э. Дюркгейм считал, что социальные факты – это в большей или меньшей степени оформленные суждения, мнения людей и общепринятые стандарты поведения; элементы социальной реальности, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим проявлениям, обладающие следующими признаками: 1. объективное, независимое от индивида существование, 2. способность оказывать принудительное воздействие на людей. Социальная реальность возникает в процессе взаимодействия, начинает жить по собственным законам, нравственно принуждая своих членов, сохраняя тем самым единство общества. При ро­ждении человек встречается с уже готовыми законами и обычаями, правилами по­ведения, религиозными верованиями и обрядами, языком, денежной систе­мой, функционирующими независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно – объективно, и сопротивление им вызывает всеобщее неодобрение. Э. Дюркгейм выделял две группы социальных фактов, которые необходимо рассматривать как вещи, т.е. объективно: - морфологические социальные факты – факты, составляющие материальную основу общества (физическая и моральная плотность населения, т.е.: характер поселения, природные условия, пути сообщения, взаимообмен, контакты); - духовные социальные факты – коллективные представления, составляющие в совокупности общественное сознание, проявляющиеся в форме: религии, морали, права, социальной солидарности – сплоченности людей. - Э. Дюркгейм считал, что социальная солидарность является движущей силой общественного развития.
Ученики и последователи Э. Дюркгейма, т.н. «Дюркгеймовская школа»: - Марсель Мосс (1872-1950), - Селестен Бугле (1870-1940), мужчина - Морис Халбвакс (1877-1945) и др.
1 направление позитивизма – социальный биологизм 2 направление позитивизма – социальный механизм
Принцип натурализма в позитивизме предопределил наличие не только социального биологизма, но и других направлений: прежде всего, социального механицизма и географизма.   - Социальный механизм– направление позитивной социологии, уподобляющее общество механическому агрегату, состоящему из определенных элементов, и объясняющее социальное развитие физико-математическими закономерностями.
Сторонники социального механизма в позитивизме: - 2.1. Сторонник социального механизма в позитивизме основоположник социологии Клод Сен-Симон считал универсальным законом развития природы и общества законы всемирного тяготения и постоянной борьбы между «твердой» и «текучей» материей (покоем и изменчивостью, устойчивостью и подвижностью).
- 2.2. франко-бельгийский математик и естествоиспытатель Ламбарт Кетл е (1796-1874) считал, что объективные социальные законы основываются на статистических данных, анализ которых позволяет построить образ «среднего человека» (среднюю арифметическую всех членов общества).
3 направление позитивизма – географизм
Георгафизм– направление позитивной социологии, рассматривавшее человечество как часть и порождение географической среды.
Сторонники географизма в позитивизме: - 3.1. Географист английский историк Генри Бокль(1821-1862) в качестве развития причин исторического процесса назвал: действие внешних явлений на дух человека. Внешние, физические причины – это влияние климата, почвы, ландшафта и пищи, определяющие численность населения и развитие логической деятельности; действие человеческого духа на внешние явления. Человеческий разум влияет на природу, подчиняя ее (как в Европе) или подчиняясь ей (как вне Европы).
- 3.2. Географист российский ученыйЛев Ильич Мечников(1838-1888), старший брат извест­ного русского ученого-биолога. Л.и. мечников в своем труде «Цивилизация и великие исторические реки» в качестве фактора, определяющего развитие общества, называл водный фактор – часть географической среды, вовлеченной человеком в трудовой процесс. Л.и. Мечников выделил три этапа (эпохи) социального развития человечества: 1. речной этап (время древнего Египта, Китая, Индии, Междуречья), 2. морской этап (Греко-римская античность и Средневековье), 3. океанический этап (с момента открытия Америки).
Неопозитивизм
Неопозитивизм развился в XX в.
1 направление неопозитивизма. Логический позитивизм – неопозитивистская теория, в которой делалась попытка соединить логический анализ с позитивистским эмпиризмом и создать на этой основе единую науку, охватывающую как естественнонаучные, так и гуманитарные знания. Основоположники логического позитивизма (анализа): - английский философ и математик Бертран Рассел(1872-1970), - австрийский логик Людвиг Витгенштейн(1889-1951).
Основные идеи логического позитивизма: 1. Основная задача – построение логически совершенного языка науки (Б. Рассел, Л. Витгенштейн); 2. Эмпиризм – научный принцип, характеризующий опору на достоверные, проверяемые знания. Основа эмпиризма – это учение о верификации(лат. verus – истинный и facio – делаю), со­гласно которому критерием истинности является сопоставление явлений с чувственным опы­том.   Чрезмерная абстрактность и увлеченность логической и языковой проблематикой вызывали падение популярности логического позитивизма и привели к появлению в русле неопозитивизма новых концепций.
2 направление неопозитивизма. Эмпирическая социология – неопозитивистская теория, ориентирующаяся на сбор и обобщение конкретных фактов общественной жизни. Эмпирические социологи выступали за принцип квантификации – принцип описания и выражения всех социальных явлений языком цифр.
- 2.1. эмпирический социолог американский ученый Джордж Эндру Л а ндберг(1895-1966) ориентировался на физику и математические методы исследования.
- 2.2. эмпирический социолог американский ученый Пол Феликс Лазерсфельд (1901-1976) применял математические методы изучения социума, которые позволяют преодолеть «барьеры, существующие между раз­личными дисциплинами социальных на­ук». П. Лазерсфельд основными критериями истинности научного знания считал принципы верификации и методологического объективизма – освобождения знаний от ценностных суждений и идеологии.
- 2.3. эмпирический социолог американский ученый Губерт Мор­се Блейлок(р. 1926) отстаивает принцип верификации, призывает исключить из общественной науки широкий круг вопросов, связанных с анализом исходных содержательных допущений, и сформулировать реальные «тео­рии широкого масштаба», т.е. включать в себя минималь­ное количество абстрактных положе­ний. Эти теории, как и вся социология, должны строиться по образцу физических наук.
3 направление неопозитивизма. Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) − направление неопозитивизма и принцип, основанный на описании непосредственно наблюдаемого. Основные идеи бихевиоризма: 1. Поведение – совокупность двигательных и сводимых к ним реакций как ответов на воздействия внешней среды. 2. Все общественные явления и процессы сводятся к формуле «S-R» (стимул-реакция), т.е. взаимодействию стимулов, влияющих на человеческий организм, и реакций организма. 3. Отрицание наличия посредников между стимулом и реакцией в виде внутренних психических действий.
- 3.1. основатели бихевиоризма американские психологи Джон Уотсон (1878-1958) и Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) настаивали на том, что предмет науки − поведение и активность, фиксируемые объективными средствами. Они отказались от понятий «осознание», «переживание», «страдание» и др. при объяснении социальной реальности, поскольку данные понятия являются продуктами человеческого самонаблюдения, а, значит, субъективны и ненаучны.
- 3.2. Бихевиористы русские биологи, Иван Петрович Павлов и Владимир Михайлович Бехтерев исследовали поведение животных и проводили аналогии с поведением людей.
Недостатки социального бихевиоризма: 1. игнорирование психики и социальной природы личности из-за отождествления человека с животными, 2. невозможность описания человека посредством формулы «стимул-реакция».   Все это привело к появлению необихевиоризма.
необихевиоризм– концепция, признающая наличие опосредующего психологического звена между стимулом и реакцией: «S-O-R» (стимул – психологическая интерпретация – реакция».   Таким образом, произошло сближение между неопозитивистским необихевиоризмом и психологической парадигмой.
4 направление неопозитивизма. Социобиология – направление в неопозитивизме, изучающее биологические осноыв социального поведения животных и человека. Основные идеи социобиологизма: 1. Цель исследования – объяснить различные феномены кол­лективного поведения животных (альтруизм), не вписывавшиеся в классическую дарви­нистскую концепцию эволюции, в отличие от ранних позитивистов, применявших теорию борьбы видов к развитию социума. 2. Любые образцы со­циального поведения животных (стратегия брачного поведения, альтру­изм, родительская опека детенышей и др.) выступают как «итоговая приспособленность», способ­ствующая коллективной кооперации действий животных и выживанию род­ственных групп. 3. Человек – это типич­ный представитель животного мира и его поведение в основном сходно с действиями других биологических видов. 4. Закономерности «итоговой приспособленности» животных распространяются на человека, что позволяет выяснить биологические основы со­циального поведения индивида: семейно-родственных отношений, общения, альтруизма, агрессии, поло­возрастного разделения труда, социаль­ного неравенства и т.п. 5. Необходим новый синтез естественных и социальных наук.
Представитель социобиологии – профессор социологии Вашингтонского университетаПьер Луи Ван дер Берге(р.1933) считал истоком кризиса современной социо­логии игнори­рование ею биологических основ поведе­ния людей и чрезмерное внимание науки к человеческой культуре и призывал перевести социо­логию на рельсы естественно­научной дисциплины и включить ее в разряд биологических наук.
Биолого-эволюционный подход к изуче­нию общественных явлений дает возмож­ность «демистифицировать» социаль­ный мир и раскрыть истинные истоки общественной жизни.
     

 

 

Антипозитивистские и

Психологические парадигмы

 

Критика позитивистского натурализма (отождествление человека с животным, социума – с биологическим сообществом) и применения естественнонаучных методов при анализе общественного развития привела к появлению в кон. XIX – нач. XX вв. психологических и антипозитивистских концепций.

Наиболее значительными из них являются психологическая парадигма, неокантианство и «понимающая» социология.

 

Таблица. Психологическая парадигма в социологии
Психологическая парадигма– социологическая парадигма, стремящаяся объяснить об­щественные явления и процессы, основываясь на человеческой психике.   Ранние психологисты (сторонники психологической парадигмы) «поправили» контовскую иерархию наук и добавили в нее психологию, которая (при жизни основателя позитивизма О. Конта еще не сформировалась). Ранние сторонники психологической парадигмы утверждали, что именно психология, основанная на биологии, является основой и необходимой предпосылкой социальной науки. Т.о., психологические (а не биологические) закономерности определяют общественную жизнь. Однако по мере своего развития, психологизм превратился в теорию, отчасти, противоположную позитивизму.
Направления психологизма Основание для данной классификации – выбор принципов, лежащих в основе исследования.
1 направление психологизма – психологический эволюционизм – направление психологизма, сторонники которого полагали, что социальное развитие – это разумный, сознательно управляемый процесс, протекание которого определяют психиче­ские факторы. Сторонники: - 1.1. американцы Лестер Уорд (1841-1913) - 1.2.Франклин Гиддингс(1855-1931).  
2 направление психологизма – психология народов– направление психологизма, сторонники которого считали, что главная сила истории – это народ, или «дух целого», выражающий себя в искусстве, религии, языках, ми­фах, обычаях и т.д.; аглавная задача науки – психо­логическое познание сущности «духа наро­да», открытие законов его развития и духовной деятельности. Сторонники: - 2.1. немецкие ученые философ Мориц Лацарус(1824-1903) - 2.2. языковед Гейман Штейнталь(1823-1899).
3 направление психологизма – «групповая психология» – направление психологизма, сторонники которого исследовали психические процессы и явления, происходящие в больших человеческих общностях. - 3.1. Основоположник «групповой психологии» –французский социолог, психолог и публицистГюстав Лебон (1841-1931). Взгляды Г. Лебона: - Г. Лебон считал, что промышленная цивилизация опреде­ляется поведением толп, представляющих собой слепую, разруши­тельную силу. Тол­па (масса) – группа людей, собравшихся в одном мес­те, воодушевленных общими чувствами (в том числе догматизмом, нетерпимостью) утратившие рационализм, ответственность и чувство реальности; а также привязанные к лидеру и готовые слепо следовать за ним. - Г. Лебон полагал, что общественное развитие определяет элита, навязывая массам свои идеи.
- 3.2. французский ученый Габриэль де Тард (1843-1904). Взгляды Г. де Тарда: - Г. де Тард – сторонник групповой психологии. - Г. де Тард полагал, что основа развития общества – передача и усвоение людьми верова­ний, убеждений, желаний, намерений и т.д. - Г. де Тард настаивал, что основа общественных процессов – механизм психологического подражания, благодаря кото­рому общество поддерживает свою це­лостность и развивается.
4 направление психологизма – инстинктивизм – направление психологизма, сторонники которого пытались объяснить со­циальные явления и процессы с помощью биологической природы человека (инстинктов и сопровождающих их эмоций). Представители: - 4.1. Идеолог направления – англо-американский психолог Уильям Мак-Дугалл(1871-1938). - У. Мак-Дугалл выдвинул «гормическую» концепцию поведения (от греч. «гормэ» – стремление, жела­ние, порыв) – теорию, называющую в качестве причин социальных действий врожденные инстинкты, внутренне выражающиеся в виде неосознанных эмо­ции, влияющих на сознание и поведение и объединяющее человека и животных. - У. Мак-Дугалл считал, что каждое социальное явление или процесс – это группа инстинктов. Причины: - войны – драчливость, - финансового дела – стремление к стяжательству, - религии – любопытство, самоуничижение и родительский инстинкт и т.п.
- 4.2. инстинктивист австрийский врачЗигмунд Фрейд (1856-1939). Взгляды З. Фрейда: - З. Фрейд – основоположник психоанализа. - З. Фрейд считал, что личность имеет трехчастную структуру: § 1 элемент личности по З. Фрейду – «Оно» – Ид – это инстинктивное ядро личности, собственное бессознательное – желания и влечения, связанные с принципом удовольствия; 2 ос­новных инстинкта сферы ид управляют личностью: 1. сексуальный инстинкт, инстинкт жиз­ни, любви, самосохранения (либидо, эрос), 2. деструктивный, разрушительный инстинкт, инстинкт смерти, агрессии и разрушения (мортидо, танатос). Например, агрессия – проявление данного инстинкта. «Оно» – арена борьбы между двумя началами: «Эросом» и «Танатосом». Носителем первого инстинкта является «либидо» (сексуальный голод), второго – «мортидо» (жажда смерти). § 2 элемент личности по З. Фрейду – «Я» – Эго – рациональная часть личности, сознание и самосознание, реальное Я, адаптирующее человека к реальным условиям; § 3 элемент личности по З. Фрейду – «Сверх-Я» – Суперэго – моральное Я – идеалы, моральные принципы и запреты, идущие от других людей и подавляющие «Оно»). - С точки зрения З. Фрейда, социум является наследником первобытной орды, которая определили стереотипы социального поведения людей, культуру, государственные порядки, нравственность, религию и т.п. Первобытной ордой правил ревнивый и жестокий самец, изгонявший своих половозрелых сыновей, заявлявших о своих правах на женщин орды. Дети, рассматривавшие отца как препятствие к получению сексуального удовлетворения, сговорились, убили и съели соперника, но факт убийства положил конец гармонии первобытной психики. Совершенное преступление привело к появлению у людей чувства вины, которое они попытались компенсировать введением запретов (табу на инцест и убийство), оформлением морали и созданием религии – символическое воскрешение убитого самца в образе зверя-тотема, место которого впоследствии занял Бог. Таким образом, «религию можно было бы считать общечеловеческим неврозом навязчивости: как и у ребенка, она произошла из Эдипова комплекса, из отношения к отцу». - Борьба инстинкта жизни, любви («Эроса») и инстинкта смерти, агрессии («Танатоса») проявляется в формировании в раннем детстве т.н. «Эдипова комплекса»у мальчиков и «ком­плекса Электры» у девочек. Эдип – герой античной мифологии, который, не ведая того, убил собственного отца и женился на соб­ственной матери, с которыми был разлучен в раннем детстве. Электра – дочь героя Троянской войны царя Агамемнона, отомстившая своей матери и ее любовнику за совершенное ими убийство отца. Их суть – привязанность и сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола и ненависть и стремление устранить родителя своего пола. Невозможность реализовать эти желания и давление со стороны более сильного родителя-соперника загоняют проблему в глубины психики. Однако противоречие не исчезает и, чтобы разрешить его, человек использует разные способы психологической защиты: - идентификация – отождествление человека с родителем своего пола; - проекция – приписывание другим собственных скрытых свойств и переживаний; - регрессия – временный переход на более ранний, примитивный уровень психи­ческого развития, отступление в тот психологи­ческий период, когда человек чувствовал себя наиболее защищенным; - ра­ционализация – приписывание своему поведению не­правильных, но удобных, не вредящих самоуважению причин; - сублимация – трансформация сексуальной энергии человека в другие виды деятельности – труд, творчество и т.п. По сути единственный адекватный метод разрешения проблемы.
- 4.3. Инстинктивисты, последователи З. Фрейда:
  - 4.3.1. классический психоанализ (фрейдизм) (А. Адлер, К. Юнг, В. Райх),
- 4.3.1.1. инстинктивист, последователь З. Фрейда, фрейдист Альфредо Адлер(австриец, XIX-XX вв.) Взгляды А. Адлера – индивидуальная теория личности: - А. Адлер был в кружке З.Фрейда, но не соглашался с фрейдистским тезисом об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики. - Полагал, что характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля». - Стремление к преодолению комплекса неполноценности – главный источник мотивации поведения личности. - Считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной беспомощности, неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведет к формированию у ребенка комплекса неполноценности (ввел этот термин). Впоследствии ребенок стремится самоутвердиться, преодолеть комплекс и достигнуть превосходства (у Демосфена был дефект речи, Наполеон Бонапарт и А.В. Суворов были невысокого роста). Развитие личности зависит от того, каким образом комплекс неполноценности будет компенсироваться. Если человек развивается нормально, то он будет действовать разум­но, активно и целесообразно. При патологии – человек будет стремиться к власти над другими (компенсаторная теория власти). - Принципы индивидуальной теории личности Альфреда Адлера: 1. фиктивный фина­лизм; 2. стремление к превосходству; 3. чувство неполно­ценности и компенса­ция; 4. социальный интерес; 5. стиль жиз­ни; 6. креативное (творческое) «Я». 1 принцип индивидуальной теории личности А. Адлера – фиктивный финализм. А. Адлер считает, что основные цели человека фиктив­ные, т.к. их реальность невозможно проверить. Но эти финальные цели являются стимулом активности человека и объясняют его поведение. «Индивидуальная психология решительно настаивает на том, что психоло­гические феномены невозможно понять, не основываясь на принципе финализ­ма. Причины, силы, инстинкты, побуждения не могут быть основой для объяс­нения. Только финальные цели могут объяснить человеческое поведение» (Adler A., 1930). Например, некоторые строят свою жизнь, думая, что упорный труд и немного удачи позволяют достичь почти все­го. Это утверждение фикция, т.к. многие на­пряженно работают, но не получают того, что они заслуживают. Другие думают, что праведники попадут в рай, а грешников ждет ад. Финальная цель – фикция, не­кое идеальное представление, но она оказывает влияние на поведение людей.   2 принцип индивидуальной теории личности А. Адлера – стремление к превосходству. Первоначально в качестве общей конечной цели А. Альфред назвал стремление к власти. Позднее он пересмотрел свою точку зрения и в качестве общей конечной цели А. Адлер назвал «стремление к превосход­ству» (стремление к росту, движение в направлении «снизу вверх», в т.ч. и достижение высокого социального статуса или лидерства). 3 принцип ин
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...