Основные черты макросоциологических парадигм:
1. провозглашение общества системой, являющейся самостоятельной реальностью, наделенной принудительной силой, определяющей образ мыслей, действий и чувств индивидов.
Система – целостная структура взаимосвязанных элементов, носящая целенаправленный характер, обладающая стабильностью, равновесием и отграниченностью от окружающей среды;
2. социологизаторская концепция личности – рассмотрение индивида как порождения социальной системы, результата социальных отношений и описание человека в системных категориях – статус, роль.
1-я макросоциологическая парадигма – марксизм
В середине XIX в. появилась марксистскаяпарадигма.
Основоположники «классического» марксизма – немецкий философ и экономист Карл Маркс(1818-1883) и его друг и соавтор Фридрих Энгельс(1820-1895).
Взгляды К. Маркса:
К. Маркс читал, что в основе общественного развития лежит способ производства, имеющий две стороны:
а) производительные силы – люди, их опыт, знания, трудолюбие, а также созданные людьми средства производства (орудия труда, производственные здания, источники энергии, транспортные средства и т.д.);
б) производственные отношения – отношения, в которые вступают люди в процессе производства материальных благ.
Производительные силы и производственные отношения составляют экономический базис, над которым возвышается надстройка, включающая в себя: право, политику, общественное сознание, идеологию, мораль, науку, искусство и религию.
Экономический базис влияет на содержание надстройки и определяет общественно-экономическую формацию – исторический тип общества.
К. Маркс выделял формации:
а) азиатскую,
б) античную,
в) феодальную,
г) современную.
Однако в советском обществознании была распространена схема формаций, уточненная И.В. Сталиным:
а) первобытная,
б) рабовладельческая,
в) феодальная,
г) капиталистическая,
д) капиталистическая.
Смена формаций происходит в результате социальных революций. Причина социальных революций – конфликт производительных сил общества и производственных отношений.
Основа капитализма – это присвоение капиталистом части производимого продукта как прибавочной стоимости. Такая эксплуатация порождает классовую борьбу пролетариата с буржуазией за справедливое распределение собственности и политической власти. В результате классовой борьбы и революции на смену капитализму неизбежно должен прийти коммунизм – справедливое общество, основанное на общественной собственности на средства производства и отсутствии государственного принуждения.
В конце XIX-начале XX вв. основные положения марксизма подверглись ревизии:
- сначала «справа» (отказ от революции и переход к реформизму);
- затем «слева» (конкретизация и ужесточение заложенных в марксизме революционных принципов).
Помимо марксизма к числу макросоциологических концепций, близких содержанию и даже по форме изложения, следует отнести и структурный функционализм.
2.1. Основоположник структурного функционализма – американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979).
Взгляда Т. Парсонса:
Т. Парсонс пытался построить теоретическую систему, охватывающую человеческую реальность во всем ее многообразии. Для этого он соединил анализ индивидуального действия с анализом крупномасштабных социальных систем.
Т. Парсонс исследовал социальное действие – обобщенную модель любого действия человека, взятую в ее сущностных чертах.
Структура модели единичного действия Т. Парсонса («я иду в кино») д/з придумать свою модель единичного действия:
- 1 элемент модели единичного действия Т. Парсонса – субъект действия – «актор» (деятель);
Актор – «я».
- 2 элемент модели единичного действия Т Парсонса – цель действия – «предполагаемое будущее положение дел»;
Цель действия – «посмотреть фильм».
- 3 элемент модели единичного действия Т. Парсонса – ситуация действия, состоящая из:
▪ «средств» – подконтрольных актору элементов ситуации;
Средства ситуации – «наличие денег, свободного времени».
▪ «условий» – неподконтрольных актору элементов ситуации (биологическая природа деятеля, внешняя обстановка);
Условия ситуации – «ливень на улице, спрос на билеты и их наличие в кассе».
- 4 элемент модели единичного действия Т. Парсонса – нормативная ориентация – ценности, нормы и идеи, актора, ограничивающие его при выборе целей и средств;
Нормы и ценности – «принципы:
если поставила цель, то ее добьюсь;
не мешать другим смотреть фильм».
- 5 элемент модели единичного действия Т. Парсонса – принятие субъективных решений относительно средств достижения целей под давлением норм и ситуаций.
Субъективные решения относительно выбора средств достижения цели:
«куплю билет заранее или пойду раньше, чтобы взять билет;
возьму с собой зонт».
Таблица. Общая система социального действия Т. парсонса
Общая система социального действия – совокупность социальных индивидуальных действий, имеющая две оси ориентации:
- 1 ось ориентации социального действия – на события окружающей среды или на внутренние проблемы;
- 2. ось ориентации социального действия – на кратковременные актуальные «средства» или на долговременные потребности и цели.
Крестообразное расположение осей позволяет выделить 4 функции социального действия (по первым буквам соответствующих английских терминов название AGIL). Схема функций AGIL пригодна для описания любых систем на любых уровнях.
более общие системы состоят из подсистем, выполняющих одну из четырех указанных функций.
Группа функций общей системы социального действия
Функции общей системы социального действия
Подсистемы обшей модели системы действия
На уровне общества в целом функцию … выполняет … подсистема
1 группа функций – во внешней ориентации системы
1 функция
– адаптация (Аdaptation) – потребность соотнесения с окружающей средой при использовании ее ресурсов;
1 подсистема
– органическая подсистема – индивидуальная психофизическая конституция человека (т.е. инстинкты и биологические потребности, влияющие на конкретные социальные действия);
На уровне общества в целом функцию адаптации выпоняет экономика
2 функция
– целедостижение (Goal attainment) – постановка задач, стоящих перед системой;
2 подсистема
– личностная подсистема – мотивационная структура индивида;
На уровне общества в целом функцию целедостижения выполняет политика
2 группа функций – во внутренней оси ориентации
3 функция
– интеграция общества (Integration) – сохранение внутреннего порядка;
3 подсистема
– социальная подсистема – образующая образцы поведения, взаимодействия и роли;
На уровне общества в целом функцию интеграции выпоняет право и культура
4 функция
– сохранение латентной (скрытой) структуры (Latent pattern maintenance), т.е. обеспечение внутренней стабильности, равновесия, сохранение основных ценностей общества.
4 подсистема
– культурная подсистема – ценности и социальные нормы, необходимые для функционирования общества в целом.
На уровне общества в целом функцию поддержания скрытого образца выполняют институты социализации (семья, школа, церковь, мораль и т.д.).
Т. Парсонс считал, что если каждый компонент социальной подсистемы выполняет определенную функцию в рамках широкой системы, все составные части системы взаимосвязаны и взаимообмениваются, а их взаимоотношения – это «входы» и «выходы» друг в друга.
Взгляды Т. Парсонса. Продолжение.
Также Т. Парсонс в работе «Социальная система» обосновал «идею социального порядка» как основы выживания общества.
Социальный порядок обеспечивает только «взаимная выгода и мирная кооперация» индивидов. Противоречия и конфликты ведут лишь к дестабилизации и гибели системы.
Поэтому главная задача социологии – выработка рекомендаций по поддержанию порядка в обществе.
2.2. представитель структурного функционализма макросоциологической парадигмы – американский социолог Роберт Кинг Мертон (1910-2003)
Р. Мертон выделил 2 вида функций элементов:
▪ 1 вид функций – функции (эвфункции) элементов – наблюдаемые последствия, способствующие адаптации или приспособлению данной системы;
▪ 2 вид функций дисфункции элементов – наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы.
Также Р. Мертон выделял 2 вида функций с точки зрения ожидаемости последствий поступка:
▪ 1 вид – явные – заранее просчитанные и ожидаемые последствия поступка;
▪ 2 вид – латентные (скрытые) – изначально не предполагавшиеся, неожидаемые последствия поступка.
Кроме того, Р. Мертон отмечал, что у одного и тот же элемент может иметь множество функций; а также одна и та же функция может выполняться разными альтернативными элементами.
Таким образом, наличие у общественного института определенных функций не исключает существования «функциональных альтернатив, эквивалентов и заменителей».
Р. Мертон раскритиковал социологическую теорию Т. Парсонса за ее оторванность от данных конкретных социологических исследований (т.е. эмпирического фундамента). Общесоциологическая теория возникнет из концепций «среднего уровня», строящихся на базе эмпирических обобщений.
3-я макросоциологическая парадигма –
парадигмы социальных изменений
В 60-х гг. XX в. на смену структурному функционализму, анализирующему статичное общество и отстаивающему неизменность и незыблемость, пришли критические концепции социальных изменений – теории, рассматривавшие социальное изменение не как адаптацию, а как перестройку социального порядка.
3.1. представитель концепций социальных изменений в рамках макросоциологической парадигмы – французский социолог Ален Турен (р. 1925).
Взгляды А. Турена:
А. Турен выделил три основных социологических подхода:
- функционализм,
- структурализм,
- акционизм(или социологию действия) для анализа современного общества – общества развития.
А. Турен считал, что центральное понятие социологии – это социальное действие – коллективное производство, творчество и труд, в ходе которых создается нечто новое – конфликты, институты, социальные связи и т.п.Признаки социального действия выступают:
1. ориентация на определенные групповые цели,
2. включенность актора в систему социальных отношений,
3. символическая (как правило, языковая) система взаимодействия.
По А. Турену, общество – это система, состоящая из действий-систем (=система систем действия), обладающая сложной структурой и способная воспроизводить, трансформировать и конструировать себя и окружающую среду.
3.2. представитель концепций социальных изменений в рамках макросоциологической парадигмы – американский социолог Амитай Вернер Этциони(р.1929).
Взгляды А. Этциони:
А. Этциони был сторонником системно-кибернетического подхода (задача подхода – разработка методов исследования сложноорганизованных объектов и объяснительных механизмов их развития) к анализу общества. Он соединил системный подход с идеями эволюционизма и разработал методы эффективного руководства социальными процессами.
Главный тезис классической кибернетики – управление в машинах и людях происходит по принципу обратной связи.
Кибернетическая система – это целеустремленная система, элементы которой способны воспринимать, запоминать, перерабатывать и обмениваться информацией. Она состоит из управляющей и управляемой подсистем. К.с. саморегулироваться и саморазвиваться.
Связь – это процесс обмена информацией.
А. Этциони выделил два типасоциальных систем:
1. тип социальных систем – пассивные системы – это системы, только приспосабливающиеся к изменениям в среде.
2. тип социальных систем – активные системы – это системы, целенаправленно воздействующие на среду, а также изменяющие свою собственную структуру в соответствии с кибернетической схемой (планом еще не существующего будущего).
А. Этциони выделил 3 фактораактивности социальной системы:
Таблица. Факторы активности социальной системы и
ее способности по А. Этциони
По А. Этциони:
– (в отличие от структурно-функциональной теории Т. Парсонса): контроль – ненормативное регулирование – сложное взаимодействие власти и информации.
– Уровень активности системы определяется степенью контроля и степенью согласия.
– Соотношение контроля и согласия определяются целями социетального (социетальный – относящийся к обществу как к единому целому) управления. Оптимальный уровень соотношения контроля и согласия будет разным в различных социальных системах.
Факторы активности соцсистемы
Способности соцсистемы
1.
Кибернетический фактор образовывает
– способность системы собирать, обрабатывать и использовать знания о реальности, а также ставить цели и принимать решения
образовывают контролирующу. способность системы
образовывают управляющую способность социальной системы
2.
Кратический фактор образовывает
– способности осуществлять власть с помощью нормативно-символических средств контроля, насилия и распределения материальных ресурсов
3.
Консенсуальный фактор образовывает
– способность приходить к согласию (консенсусу), которая присутствует в демократических обществах
Взгляды А. Этциони. Продолжение
А. Этциони считал образцом «активного общества» социальную систему с высокой степенью контроля (как в тоталитарных обществах) с высоким уровнем согласия (как в странах демократии).
3.3. представитель концепций социальных изменений в рамках макросоциологической парадигмы – американский социолог Эдвард Ашот Тирикьян (р. 1929).
Взгляды Э. Тирикьяна:
Э. Тирикьян изучал социетальное изменение (социетальный – относящийся к обществу как к единому целому).
Социетальное изменение – всеобщая трансформация институциональных структур, происходящая на уровне целостного общества, выступающая в революционной форме и воплощающаяся в религиозно-моральном содержании.
Э. Тирикьян считал, что основа социальной жизни – это культура – совокупность моральных оценок, (многослойная) сложная система символов, выражающих определенные ценностные ориентации.
Структура культуры – 2 сегмента:
1. сегмент (часть) культуры – институциализированный (организованный), ставший социальной структурой общества,
2. сегмент (часть) культуры – неинституционализированный (неорганизованный) сегмент.
Борьба институциализированного и неинституциализированного сегментов культуры является источником социетального изменения в форме революции.
Э. Тирикьян выделил 3 индикатора нарождающейся революции:
1. индикатор революции – возрастание степени урбанизации;
2. индикатор революции – распространение сексуального промискуитета (нерегулируемых сексуальных отношений между полами) и исчезновение общественной нетерпимости к нему;
3. индикатор революции – возрастание активности неинституциональной религии.
Главная задача социологии – отслеживание этих и других индикаторов революции.
3.4. концепция социальных изменений в рамках макросоциологической парадигмы – конфликтологическая немарксистская парадигма (50-60-х гг. XX в.) – парадигма, рассматривавшая конфликт как решающий и позитивный фактор социального развития.
В отличие от автора структурно-функциональной теории Т. Парсонса, рассматривавшем конфликт как социальную «болезнь», угрожающую нормальному функционированию системы.
§ 3.4.1. представитель конфликтологической немарксистской парадигмы – основоположник критической конфликтологии немецкий социолог и политик Ральф Дарендорф (р.1929).
Взгляды Р. Дарендорфа:
Р. Дарендорф считал, что социально-экономические противоречия прошлого сменились противостоянием господства и подчинения в современном мире. В результате крупные социальные классы перестали существовать. Им на смену пришли «конфликтные группы», борющиеся за власть.
господство одних и подчинение других (неравномерное распределения нормативных полномочий) порождает социальный конфликт.
Основная масса людей, имеющих «относительно удобное существование», стремится его сохранить и затрудняет процесс социальной мобильности, т.е. стремится ограничить доступ к власти людей более низкого статуса.
Борьба индивидов за повышение своего положения сменила классовую борьбу и стала причиной конфликта.
Р. Дарендорф считает, что общество без социальной мобильности нежизнеспособно. Поэтому конфликт является важнейшим фактором социального прогресса.
Главная задача современного общества – это «рациональное регулирование» конфликтов, направление их в нужное «институционализированное» русло, а не подавление противоречий.
§ 3.4.2. представитель конфликтологической немарксистской парадигмы – американский социолог Льюис Козер (р.1913).
Взгляды Л. Козера:
Л. Козер считает, что конфликт – столкновение интересов и ценностей, проявляющееся в идейном противоборстве взаимодействующих сторон и ведущее к социальной напряженности и конфронтации. это идеологическое явление.
Конфликт отражает борьбу групп и индивидов за власть, изменение статуса, перераспределение доходов и т.п.
Конфликт сплачивает группы перед лицом внешней опасности, способствует социальной интеграции и укрепляет групповое самосознание.
Единственный конструктивный способом разрешения конфликтов – это компромисс – добровольная сдача позиций каждой из сторон конфликта для достижения общей цели.
Консенсус (согласие) и снижение конфронтации (противостояния, противоборства) возможно только при направлении противоречий в институциональное русло, регулировании споров через переговоры.
При умелом разрешении конфликты – это страхующий клапан системы, адаптирующий общество к изменившимся условиям с помощью реформ и интегративных усилий.
Таким образом, конфликты предотвращают окостенение социальной системы и открывают дорогу новшествам.
По Р. Дарендорфу и Л. Козеру, общество осуществляет себя через конфликтные ситуации (баланс конфликтов): результирующая их разрешения формирует существующие социальные структуры и отношения.