антикультура и антифилософия
⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 [1] Не следует путать этот термин с термином "контркультура". Контркультура — это протестная культура; в ней могут быть как положительные моменты для культуры, так и отрицательные. [2] Лев Толстой. Записные книжки. М., 2000. С. 169. Л. Н. Толстой здесь несколько перегибал палку (и в отношении юристов, и в отношении изобретателей взрывчатых веществ). Но пафос его я вполне разделяю. Не всё, что имеет вид науки или искусства, культуры, на самом деле является таковыми. [3] Под человеком здесь я имею в виду и отдельного человека, и разные общности людей, и человечество в целом. [4] О Ф. Ницше и его философии см. ниже, стр. 63 («Ф. Ницше — фюрер антикультуры»). [5] Е. В. Золотухина-Аболина. Страна Философия (книга для школьников и студентов). Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1995. С. 118. [6] Оправдываясь, они порой аргументируют в духе поговорки «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива». Однако, есть другая поговорка, более подходящая для них: «В кривом глазу и прямое криво». Об этом см. ниже. [7] Маргинальный — находящийся на краю, на периферии, на обочине, в стороне; маргинал — человек с маргинальным сознанием и поведением. К маргиналам относятся преступники, политические и религиозные экстремисты, люди с девиантным (отклоняющимся) поведением. [8] Действительно, в современном искусстве появилось мода изображать все, связанное с человеком в смысле антикрасоты. Эта мода на антикрасоту зашла так далеко, что и красоту некоторые деятели искусства стали воспринимать-изображать как что-то безобразное, дисгармоничное. 28 сентября 2005 г. по телеканалу «Культура», отмечая разные даты, в том числе дату рождения Андре Бретона, французского писателя, одного из основоположников сюрреализма, не нашли ничего лучшего, как озвучить абсурдное высказывание этого писателя: «Красота должна быть подобна судороге; иначе ей не выжить». Судорога — нечто весьма болезненное, ненормальное и опасное для организма. И вот писатель уподобляет ей красоту! А телеканал «Культура» тиражирует это безумное заявление писателя.
[9] И еще признание: «Негласное правило нашей журналистики: чем хуже, тем интереснее». Это я услышал в программе НТВ «Личный вклад» 24 апреля 2004 г. (журналистка рассказывала об американском журнале Форбс и его русской версии). Знаменитый пианист Владимир Горовиц в интервью по поводу слухов о том, что он находится в сумасшедшем доме, с ироничной улыбкой заметил в ответ на вопрос «но откуда слухи?»: «Видите ли, Америка любит плохие новости и не любит хороших. Если в заголовке плохая новость — вы продадите газету, если хорошая — не продадите» (см. фильм «Владимир Горовиц. Реминисценция»). [10] Лидер группы Любэ Николай Расторгуев, когда речь зашла о том, что говорят о нем и его группе в СМИ, сказал категорически: «Всё, что пишут — на 90 процентов это неправда». (программа Лобкова «Растительная жизнь», НТВ, 26 февраля 2005 г.). И таких признаний разных известных деятелей можно привести много. [11] Гей — мужчина-гомосексуалист. [12] См. на следующей странице рисунок. Он заимствован из книги: Е. В. Золотухина-Аболина. Страна Философия (книга для школьников и студентов). Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1995. [13] Фобия – навязчивое переживание страха, развивающееся при некоторых психозах. Агрессия – неспровоцированное нападение с нанесением вреда-ущерба или угроза такого нападения. [14] В американском фильме «Практическая магия», показанном по НТВ в воскресенье 5 октября 2003 г., тетя говорит своей племяннице: «Когда ты, наконец, поймешь, что нормальность не есть добродетель, а отсутствие мужества». Нечто подобное я слышу почти каждый день. Ницшеанство в чистом виде! Определенная часть художественной общественности просто помешалась на Ницше.
[15] См.: С.И.Ожегов. Словарь русского языка; Словарь синонимов. Л., 1975. [16] См.: К. Чуковский. Современники. М.,1962. С. 683. [17] Прошу понять меня правильно: я не выступаю против свободы; напротив, мне близки идеалы свободы и либерализма. См. об этом: Л.Е.Балашов. Либерализм и свобода. М., ACADEMIA, 1999. [18] Я уже приводил пример с телерекламой: см. стр. 6. [19] К сожалению, рекламные сюжеты с черным юмором множатся как тараканы. Не так давно (декабрь 2001 г. — 2002 г.) демонстрировалась реклама чипсов Лэйс, в которой жадный внук подкладывает деду вместо пакета с чипсами мышеловку: дед тянет руку к пакету, а попадает в мышеловку. В это же примерно время демонстрировалась реклама шоколадки, начинающаяся с трехкратного мощного крика группы подростков во дворе большого дома в ночное время и заканчивающаяся словами о том, что это круто. Еще один рекламный сюжет (февраль 2002 г.), в котором рекламируется фрутелла. В супермаркете маленькая девочка, лет 5-и, бьет дядю-продавца ногой по колену, тот скрючивается от боли, а девочка, довольная, убегает в другой конец торгового зала, ворует эту фрутеллу и сразу впихивает в рот, наслаждаясь ее вкусом. [20] Примечание 19 февраля 2002 г. Телепередача «Алчность» идет уже несколько месяцев. Мало того, что в названии телепередачи сохраняется это постыдное слово «алчность». Идеология телепередачи заряжена на воспитание, развитие и пропаганду алчности. Телеведущий постоянно призывает игроков «быть алчными», упрекает их в недостаточной алчности или хвалит за алчность. Оборзели совсем. Хоть бы посоветовались с филологами и специалистами по этике. [21] К сожалению, телевизионщики продолжают свое черное дело. Появилась на МузТВ программа «Деньги не пахнут» — примечание 10 сентября 2004 г. Об этой телепрограмме см. ниже, стр. 33.
[22] Подробнее о цинизме см. ниже, стр. 37. Примечание 2006 г.: С 2002 г. ничего не изменилось в наших СМИ. Вот реклама фильма «Убить Билла» в рубрике «Телепрограмма рекомендует» газеты «Телепрограмма»: «Кровавый, вдохновенный, безбашенный, лихой, легкий, расслабленный, циничный, ужасно смешной, виртуозно сделанный боевик вышел в 2003 г. К тому моменту на режиссера Квентина Тарантино многие махнули рукой: он уже давным-давно не снимал фильмов, и никто не чаял дождаться от него шедевра. Однако…
Опытная киллерша по прозвищу Черная Мамба (Ума Турман) несколько лет провалялась в коме; очнувшись, вспомнила, кто в свое время продырявил ей башку и до этой самой комы довел. И принялась восстанавливать боевые навыки. Они понадобятся ей, чтобы расправиться с пятью своими врагами, главный из которых — ее бывший босс и любовник. На саундтреке — «Одинокий пастух» и «Полет шмеля»; на экране — бой Мамбы с 88 бешеными якудза, фонтаны крови, отрубленные, летящие во все стороны руки, ноги и головы… Нервных просим удалиться, прочим советуем расслабиться и получить удовольствие!» (№ 4 2006 г., московский тираж — 1 200 000) — Циничная, бесстыдная реклама. Как можно получать удовольствие от зрелища массового убийства?! И с каких это пор с помощью слова «циничный» зазывают смотреть фильм?!
[23] «Тит (сын императора Веспасиана – Л. Б.) упрекал отца, что и нужники он обложил налогом; тот взял монету из первой прибыли, поднес ее к носу и спросил, воняет ли она. «Нет» — ответил Тит. «А ведь это деньги с мочи», — сказал Веспасиан.» — Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. [24] Еще пример: Александр Прошкин, режиссер-постановщик сериала «Доктор Живаго», в фильме о фильме «Доктор Живаго. Воплощение» (показанном по НТВ 12 мая 2006 г.), стараясь оправдать циничное поведение, отваживается даже дать положительное определение цинизму: «А что такое цинизм? — Рациональный поступок в определенных условиях». Комментарии излишни. [25] См.: Спиноза Б. Избр.произв. Т. 1, М., 1957. С. 576. [26] Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. М., 1982. С. 10. Прибавление 21.01.2003. Знаменитый комик Вячеслав Полунин в беседе с корреспондентом сказал интересную вещь о различии между российским и западным зрителем. Когда он повез на Запад свою "Осюсяй" и другие комические сцены, то столкнулся с тем, что западный зритель оказался не готов к восприятию этих миниатюр, поскольку был меньше склонен к нежностям. Полунину на ходу пришлось менять образ комика на более жесткий. И далее он высказал общее суждение: жизнь западного человека в целом более жесткая и напряженная. Это говорит человек, который последние 10-15 лет колесит по миру и демонстрирует свое искусство в основном на Западе.
В самом деле, что западный человек более жесткий, напряженный, говорит и то, что большинство американских фильмов, которые демонстрируются у нас, — это фильмы, переполненные сценами насилия, убийства, страшилками разного рода, всякой патологией. Да и "Оскара" получают фильмы, в большинстве своем детективного содержания, триллеры, боевики и т. п. Подобное сравнение верно и относительно мультфильмов: американских и японских, с одной стороны, и советских-российских, с другой. Сравнить хотя бы американский сериал «Том и Джерри» и наш сериал «Ну погоди!». Еще одно сравнение: западный фильм (американский или английский) «Петр Великий» и наш фильм «Петр Первый». Два взгляда, два мировоззрения, два подхода к человеку, к русской жизни. Западный фильм изображает русскую жизнь почти исключительно как грубую и жестокую, Петра Первого как холодного, жестокого, циничного государственного деятеля. Наш фильм изображает русскую жизнь и с недостатками, и с достоинствами, и в ее жесткости, и в ее мягкости. В западном фильме русские люди выглядят туземцами, которых надо цивилизовать. В нашем фильме русские люди выглядят просто людьми, одни из которых понимают необходимость преобразований, другие нет, одни хотят жить по-старому, другие стремятся прорубить окно в Европу, в мир. [27] Там же. С. 16, 15. [28] Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. М., 1982. С. 19-20. [29] Там же. С. 23-26. [30] Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2, М., 1992. С. 92-94. [31] Сведения о жизни А.В.Демичева взяты из энцикл. словаря: Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. М., 2002. С. 282. [32] Цит. по: Вишев И.В. На пути к практическому бессмертию. М., 2002. С. 75. [33] Тот же Ницше утверждал, что смерть является более значительным моментом, чем жизнь. [34] Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 248. [35] Кое-кто называет его «непревзойденным мастером вызывать у зрителей первобытный страх» (см. документальный фильм «Секреты кино»). Спрашивается, зачем вызывать у зрителей первобытный страх? Что за патологическое стремление! Зачем человеку нужно вызывать в себе ощущение первобытного или животного страха? Это сродни тому, как некоторые люди колятся героином, кончают жизнь самоубийством, совершают жестокие преступления. Всё это находится на периферии жизни, разрушает ее.
[36] Люди начали осознавать пагубность такой информационной политики и стали требовать ее изменения. Недавно в одной из стран Европы прошла акция – день без плохих новостей. Все новостные агентства страны добровольно отказались от плохих новостей на целые сутки. На сайте odnoclassniki.km.ru администрация социальной сети «В кругу друзей» поддержала данную инициативу и предложила сделать этот праздник международным. [37] Газета «Новые Известия», 7 сентября 2004 г. [38] См.: “Интуиция — “способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства” — Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 216. [39] См.: М. Бунге. Интуиция и наука. М., 1967. Раздел “Интуиция — недостоверный зачаток мысли”. [40] См.: Словарь синонимов. М., 1975. С. 565. [41] Шердаков В.Н. Иллюзия добра. М., 1982. С. 210-211. [42] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 121 (Кн. II, 94, 95). [43] Цит по: Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск, 1992. С. 101. [44] «Что же такое в конце концов человеческие истины? — в упор спрашивает Ницше и без колебания отвечает: — Это – неопровержимые человеческие заблуждения» — «Веселая наука» (Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1990. С. 622). См. комментарий в книге: Кучевский В.Б. Философия нигилизма Фридриха Ницше. М., 1996. С. 65-67). [45] Ведь "философия" означает буквально "любовь к мудрости". [46] "Ницше очень любит говорить парадоксами, желая шокировать рядового читателя. Он делает это, употребляя слова "добро" и "зло" в обычных им значениях, а потом заявляет, что предпочитает зло добру." — Рассел Б. История западной философии. Кн. 3. Новосибирск, 1994. С. 247. [47] Справедливы бесхитростные слова Сенеки: «в мудрости нет места злу, ибо для нее зло только в пороке, а порок не может быть там, где обитает добродетель» (из «Послания к Серену» — сборник «Сенека. Декарт. Спиноза. Кант. Гегель. Челябинск: «Урал», 1996). Примерно о том же писал Шеллинг. Он различал рассудочный ум и мудрость. Ум может содержать нечто негативное, бесцельное. «Мудрость не припишешь тому, что направлено к безнравственному или стремится достичь благие цели, используя безнравственные средства». [48] "К генеалогии морали". См.: Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 428. [49] Там же. С. 429. [50] Цит по: Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск, 1992. С. 198. [51] См.: Рассел Б. История западной философии. Кн. 3. Новосибирск, 1994. С. 248. [52] Рассел Б. История западной философии. Кн. 3. Новосибирск, 1994. С. 251. [53] Цит по: Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск, 1992. С. С. 200. [54] Цит по: там же. С. 201. [55] «что падает, то нужно еще толкнуть!» — «Так говорил Заратустра». ч. 3 (Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 151). [56] Рассел Б. История западной философии. Кн. 3. Новосибирск, 1994. С. 247. [57] См.: Сомов В. По-латыни между прочим. Словарь латинских выражений. М., 1992. С. 110. [58] См. подробнее: Л. Е. Балашов. Золотое правило поведения. М., 1999; Л. Е. Балашов. Человек среди людей (как вести себя в обществе). М., 2002. С. 4-20. [59] Цит по: Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск, 1992. С. С. 194. [60] Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 48. [61] Там же. С. 206. [62] Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 480. [63] См.: Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск, 1992. С. 201. [64] См.: Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 422. [65] На заборе, окружающем православную церковь в Борисове (Москва), крупными буквами было выведено (2001-2002 гг.): «Христианство — религия жидовских рабов». Рядом с надписью — изображение свастики. Вот вам соединение ницшеанства с гитлеризмом. Ницше ведь считал, что христианство — рабская религия евреев. [66] См.: Рассел Б. История западной философии. Кн. 3. Новосибирск, 1994. С. 245. [67] Такое деление людей весьма живуче. Вот что пишет А.Г.Дугин в своей «Консервативной революции» (М.: Арктогея, 1994): «Все люди делятся на две категории: на Человеко-Богов, Божественных Субъектов, Сверхлюдей (элита, духовная аристократия, высшие люди, «Зонненменшен», сыны света и т.д.) и на бессубъектных человеко-животных (плебс, низшие люди, недочеловеки, «Тиерменшен», «Сыны Тьмы»). Отсюда кастовая, расовая или интеллектуальная дифференциация…» (с. 89). Этот Дугин откровенно называет своим предшественником «германский национал-социализм в ХХ веке». Им опубликована в газете «Лимонка» (№ 56, янв. 97) статья под характерным названием «С томиком Ницше на фронт культуры». В настоящее время А.Г.Дугин — председатель движения «Евразия». [68] По ту сторону добра и зла, 188. – Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 309. [69] Основной постулат Гитлера в программном обращении к армии перед Drang nach Osten звучит так: «Солдаты, я освобождаю вас от древней химеры, именуемой совестью во славу Великого Рейха!» [70] Эта фраза Э. Ферми взята из документального фильма о И. В. Курчатове "Цепная реакция", показанного по телеканалу "РТР" 12 января 2003 г. в 10.15. [71] Аналогичную фразу я услышал в отечественном фильме «Наша дача» (1990 г.) из уст матери взрослого сына: «Совесть нынче не в моде». Какой негодяй первым произнес подобное? И как заразительны бывают порой такие подлые, бессовестные речи! [72] Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982. С. 86, 97. [73] Там же. С. 183-184. [74] Я не беру случаи убийства на войне, на дуэли, по неосторожности или в целях самообороны. Это особые случаи. В них надо разбираться отдельно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|