Ненормальности разного рода — это нарушение меры, разрушение гармонии жизни и, в итоге, самой жизни
Если давать обобщенную, философскую, категориально-логическую оценку поведению нынешних СМИ и некоторым формам современной культуры, то следует признать, что они нарушают основополагающие принципы жизни, прежде всего нарушают закон меры. Со времен древней Греции известен этот закон: ничего слишком, ничего сверх меры, всё в меру. А что мы видим в указанных феноменах: очевидное нарушение меры в подаче информации, в искусстве, в кино. Парацельс как-то сказал: «Нет лекарств и нет ядов. Тех и других делает доза». Очень много яда в СМИ, в искусстве, прежде всего в литературе и кино. Возьмем нынешние СМИ. Они именуются средствами массовой информации. А что на самом деле? Мутный поток массовой дезинформации. Дезинформация не столько в подаче ложных сведений, сколько в совершенно неумеренной, гипертрофированной подаче негативной информации о событиях жизни. Явно нарушена пропорция-мера в соотношении позитивной и негативной информации. Это касается и новостных программ и демонстрации художественных фильмов по телевидению. В новостных программах — лошадиная доза всякой чернухи (сообщений об убийствах, насилии, терактах, катастрофах, авариях, природных катаклизмах). В демонстрации художественных фильмов по телевидению — лошадиная доза всяких детективов, триллеров, боевиков, всяких сцен насилия, убийств, аварий и катастроф (это касается прежде всего лучших, вечерних, часов показа фильмов). Возьмем современное кино (и наше отечественное, и западное, в основном американское). Это кино — не столько о жизни, сколько о разных формах приведения к смерти (убийства, самоубийства, в результате аварий, природных катаклизмов, действия разных фантастических персонажей, монстров), о разных формах разрушения жизни (насилии, нагнетании страха-ужаса, воровстве, мошенничестве). Явная диспропорция в показе жизни в сторону показа ее негативных сторон.
В СМИ можно наблюдать и другую диспропорцию: совершенно неумеренная демонстрация рекламы. Неумеренная до такой степени, что она разрушает целостность восприятия художественных и иных подобных программ, создает различные перекосы в информировании людей относительно всяких товаров, лекарств, услуг. Такая демонстрация рекламы делает людей невротиками, односторонне, однобоко формирует их запросы и интересы, дает массу ненужных сведений, засоряет их мозг всяким информационным хламом. Говорят о спаме в интернете. Уже давно этот спам заполонил электронные средства массовой информации. Он душит нас, отнимает массу времени, не говоря уже о наших материальных убытках. В кино сложилась еще одна вопиющая диспропорция: в показе отечественных и зарубежных фильмов на телевидении и в кинопрокате. Зарубежные фильмы буквально задавили наше отечественное кино. А ведь они изображают чужую жизнь, говорят чужим языком. В итоге мы постепенно теряем себя, свою национальную и языковую самобытность. Никто не говорит о запрете показа зарубежных фильмов. И чужую жизнь мы должны знать и чужой язык слышать. Но не в таких лошадиных дозах! Если иметь в виду устную речь, то зарубежные фильмы по определению уступают нашим фильмам в смысле качества языка. Пусть даже их дублируют первоклассные русскоговорящие артисты. Ведь всё равно нет совпадения речевой мимики и устной речи на русском языке. Потери смысловые и художественные при дублировании-переводе неизбежны. Вот почему художественная ценность зарубежных фильмов по части устной речи-языка ниже художественной ценности самого плохонького нашего фильма… И вот этим суррогатом культуры нас сейчас обильно потчуют. И телевидение, и кинопрокат. А ведь язык составляет существенную часть культуры народа.
То же касается засилья зарубежных шлягеров на радио (особенно на каналах FM-диапазона) и на музыкальных телеканалах Муз-ТВ и MTV. Слушая песни на иностранных языках, преимущественно на английском, мы постепенно отучаемся воспринимать и ценить нашу лингво-музыкальную самобытность-ментальность. В частности, не понимая иностранных слов в песнях зарубежных исполнителей, мы перестаем ценить содержательную, литературную сторону песенной культуры. А ведь слово в песне всегда ценилось нашим народом. Многие выдающиеся отечественные композиторы-песенники не могли писать музыку без текста. И вот сейчас по части песни мы в значительной мере оказались народом без языка как персонаж повести В.Г. Короленко «Без языка». Еще один серьезный перекос: самые читаемые книги сейчас у нас: это детективы, триллеры, боевики. Об этом говорят тиражи указанных книг. Всякие там Маринины и Донцовы, Акунины, Незнанские и Доценки… Не говоря уже о зарубежных авторах детективного и всякого подобного жанра. Опять наш народ нагружается преимущественно негативной информацией. Мы все больше погружаемся в пучину сначала маргинальной жизни (околожизни, периферийной жизни), а затем нежизни, небытия.
Я хочу сказать, что нарушение меры, золотой середины, бросание в крайности, одним словом, раскачивание лодки жизни — не только феномен нашей отечественной культуры. Это феномен всей европейской-американской культуры. В XIX веке курс на нарушение меры провозгласили некоторые деятели культуры (главный из них Ф. Ницше). В ХХ же веке этот курс стал феноменом массовой культуры. Если в XIX веке только начали раскачивать лодку жизни, то в ХХ веке ее так раскачали, что из нее вывалилось и погибло довольно-таки много народа (в результате хотя бы Первой и Второй мировых войн) или не родилось в результате катастрофического снижения рождаемости. Это раскачивание лодки жизни убивает не только физически, но и морально-психологически. Если мы хотим, чтобы лодка жизни двигалась вперед, к цели, мы должны не раскачивать ее, а управлять ею.
Итак, наша культура серьезно больна. Ее нужно лечить. Рецепты я вижу прежде всего такие:
1. Широкое общественное обсуждение этой болезни культуры, всех поставленных выше вопросов в комплексе. 2. Разработка и издание регулирующих законов (в сфере информации и культуры) по результатам этого обсуждения.
Бум мистицизма Мы видим бурное возрождение мистицизма. Вдруг началось повальное увлечение астрологией. В моду вошли дзен-буддизм, йога, спиритические сеансы и колдовство. Создаются культы вокруг поисков дионисийских радостей, способов внеязыковой и даже внепространственной коммуникации.
О. Тоффлер («Столкновение с будущим», 1972 г.)
Мистика и мистицизм
Выше, на стр. 3 я говорил о воинствующем иррационализме как черте антикультуры. Всё одно к одному: и страсть к анормальному, и некрофилия, и наркотическая антикультура и это заигрывание с мистицизмом и даже его восхваление...
Могут спросить: что плохого в мистике? Резонный вопрос. Артисты, музыканты, художники, писатели и представители некоторых других профессий употребляют порой слова "мистика", "мистический" в положительном смысле (как слова "наваждение", "экстаз", "вдохновение"...). Их можно понять. Они играют, в том числе словами. Эта игра не вполне серьезна и часто напоминает детскую забаву или хулиганские выходки подростков. К настоящей жизни она имеет лишь косвенное отношение, расположена как бы по касательной. (Все прекрасно понимают, что в искусстве всё понарошку, в отличие от жизни, где всё взаправду. Искусство есть искусство, а жизнь есть жизнь.) Однако то, что для художника имеет лишь значение игры, для мистически настроенного имеет вполне реальный смысл (грозный, чудесный, роковой, фатальный и т. п.). Мистика как мистическое умонастроение, как мистицизм — это уже серьезно, это род умственной болезни. В таком виде она не забава и не предмет игры, а нечто противоречащее разуму и разумному. Спрашивается, откуда возникает мистическое умонастроение? Всякая болезнь есть результат отклонения от нормы, некоторого нарушения меры. Мистическое умонастроение возникает как результат нарушения баланса между логикой и интуицией в сторону переоценки (преувеличения роли, абсолютизации) интуиции, интуитивного мышления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|