Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 8. Проектирование организационных систем




Методические рекомендации по изучению дисциплины. Начинать изучение данной темы следует с определения сущности организационного проектирования. Далее следует рассмотреть основные этапы организационного проектирования: предпроектное исследование (предварительное, рабочее, выводы и анализ); разработка организационного проекта; экспертизу проекта, внедрение организационного проекта.

Решая задачи проектирования организации, целесообразно выделить три основных группы целей

Модели и методы, используемые в процессе организационного проектирования. Модель Р. Бускирка. Показатели уровня качества и эффективности организационного проекта. Следует обратить внимание на изучение методов корректировки структуры для устранения недостатков, изучить интегральную оценку качества организации.

Вопросы для обсуждения

1. Сущность и основные этапы формирования организационных структур.

2. Критерии модели Р.Бускирка.

3. Основы методики организационного проектирования.

4. Методы корректировки организационных систем.

5. Моделирование деятельности организаций

 

Доклады

1. Создание прообраза будущей организации.

2. Перспективы автоматизированного проектирования организаций.

3. Преимущества экспертно-аналитического метода проектирования.

4. Реорганизации организационных структур в государственном масштабе.

Практическое задание

Определить необходимость реформирования в выбранной организации. Обосновать сделанные выводы.

Основная литература

1. Алиев В.Г. Теория организации. М., 2006.

2. Парахина В.Н., Федоренко К.Л. Теория организации. М., 2007.

3. Смирнов Э.А. Теория организации. М., 2006.

Дополнительная литература

1. Алиев В.Г. Теория организации. М., 2006.

2. Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2006.

3. Подлесных. В.И. Теория организации. СПб., 2006.

4. Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации: Курс лекций. М., 2006.

Семинар 9. Организационная культура

Методические рекомендации по изучению темы. Учитывая, что люди не могут быть свободны от воздействия той культурной среды, в которой они живут, изучение данной темы необходимо построить по следующей структуре: культура – организационная культура – виды и типы организационной культуры – взаимосвязь и взаимовлияние национальной и организационной культур.

Отдельно следует изучить систему управления формирования и поддержания культуры в организации, анализируя следующие организационные мероприятия: 1) тщательный анализ кандидатов, поступающих на работу с использованием стандартизированных процедур и учетом конкретных черт личностей; 2) выработку опыта, способствующего открытости в восприятии организационных норм и ценностей; 3) овладение необходимыми для работы навыками; 4) тщательный анализ, оценку результатов труда работников и соответствующее награждение каждого из них; 5) воспитание приверженности важнейшим ценностям организации; 6) распространение организационного фольклора, оправдывающего организационную культуру компании; 7) признание и продвижение сотрудников, играющих ролевые модели в организации (герои).

Изучение мотивационных особенностей персонала с различными организационными культурами следует проводить с использованием периодической литературы (журналы «Управление персоналом» «Служба кадров», «Менеджмент в России и за рубежом» и др.)

 

Вопросы для обсуждения

1. Организационная культура: параметры, типы, механизм поддержания.

2. Методы оценки организационной культуры.

3. Мотивационные особенности персонала в компаниях с различными организационными культурами.

 

Доклады

1. Место организационной культуры в организационном поведении.

2. Механизмы формирования организационной культуры.

3. Механизмы влияния на организационную культуру.

4. Причины и негативные последствия низкой организационной культуры в организациях.

5. Формирование фирменного стиля в организации.

 

Основная литература

1. Алиев В.Г. Теория организации. М., 2010.

2. Арсенев Ю.Н., Шелобаев С.И., Давыдова Т.Ю. Организационное поведение: учебное пособие М., 2005. Гл. 8.

3. Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2010.

4. Подлесных. В.И. Теория организации. СПб., 2006.

5. Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации: Курс лекций. –М., 2006. Т.

Дополнительная литература

1. Жалило Б. «Операция на душе» - изменение корпоративной культуры компании // Управление персоналом. 2007. № 1.

2. Карташова Л.В. Организационное поведение: учебное пособие М., 2008. Гл. 3. Т.1.

3. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: учебное пособие М., 2007.

 

Семинар 10. Субъекты и объекты организационной деятельности

Методические рекомендации по изучению темы. Изучать данную тему следует с определения организационной деятельности, с точки зрения совокупности структуры и способов функционирования ее элементов. Далее необходимо определить понятие субъекта и объекта управления, взаимосвязь их функций и подфункций.

Необходимо рассмотреть права и обязанности работников, регламентацию деятельности субъектов управления. Обобщенный субъект управления. Следует изучить понятие и сущность социальной самоорганизации, ознакомится с обязанностями менеджеров среднего и высшего звена и рассмотреть классификацию управленческих решений.

 

Вопросы для обсуждения

1. Объекты и субъекты организационной деятельности.

2. Элементы организационной деятельности субъекта управления.

3. Взаимосвязь функций и подфункций управления.

4. Права и обязанности работников в качестве субъекта и объекта производственных отношений.

Доклады

 

1. Роль организационной деятельности в системе экономического управления организацией.

2. Субъекты организационной деятельности на уровне государства.

3. Функции деловой организации в переходный период к рыночной экономике в России.

Основная литература

1. Алиев В.Г. Теория организации. М., 2006.

2. Кафидов В.В., Скипетров Т.В. Теория организации: Учебное пособие для вузов. Рекомендовано УМО вузов России.М., 2005.

3. Колокнева М.В. Теория организации в вопросах и ответах: учебное пособие.М., 2004.

 

Дополнительная литература

1. Алиев В.Г. Теория организации. М., 2010.

2. Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2009

3. Подлесных. В.И. Теория организации. СПб., 2006.

4. Шеметов П.В., Петухова С.В., Теория организации: Курс лекций. М., 2008.

Семинар 11. Развитие организационной мысли в России

Методические рекомендации по изучению темы. Изучать данную тему следует с исторического развития организационной науки, обращая внимания на такие категории как: организация как трудовой процесс; Организация-машина; организация–община. Целесообразно обратить внимание на характеристики бюрократической организации, социотехнической организации, интернационистскую модель, естественную организацию и модель организационного потенциала. Развитие организационной мысли в России. Вклад информатизации в организационную науку. Перспективы развития теории организации.

Вопросы для обсуждения

1.Историческое развитие организационной науки.

2.Развитие организационной мысли в России.

3.Вклад информатизации в организационную науку.

Доклады

1. Развитие организационной науки в Европе.

2. Развитие североамериканской теории организации и управления.

3. Бюрократическая организация по М.Веберу.

4. Теория Ч. Бернара.

5. Модель организации И. Ансофф.

 

Основная литература

1. Алиев В.Г. Теория организации. М., 2010.

2. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации: учебник для вузов.-М.: Кнорус.2007.

3. Парахина В.Н., Федоренко К.Л. Теория организации. М., 2008.

4. Смирнов Э.А. Теория организации. М., 2009.

Дополнительная литература

1. Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2006Алиев В.Г. Теория организации. М., 2009.

2. Подлесных. В.И. Теория организации. СПб., 2008.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

 

1. Теория организации:

А. Наука, изучающая основные принципы, законы и закономерности природы и общества.

Б. Наука о принципах, законах и закономерностях создания, развития и функционирования организаций.

В. Наука о количественных соотношениях и качественных характеристиках объектов окружающего мира.

 

2. Организация как социальное явление:

А. Группа людей, объединившихся для достижения определенной цели в области производства товаров, услуг, информации и знаний

Б. Большая группа разных людей, собравшихся для чего-либо в определенное время в каком-нибудь одном месте.

В. Частный предприниматель, ведущий самостоятельную коммерческую деятельность.

 

3. Организационная система:

А. Коллектив сотрудников, выполняющих общую работу в строгом соответствии с полученными от руководства заданиями.

Б. Единое образование из взаимодействующих между собой звеньев, предназначенное для целенаправленной деятельности.

В. Сложный механизм, состоящий из различных частей и элементов и выполняющий различные функции.

 

4. Объекты внешней среды организации:

А. Люди и организации, с которыми взаимодействует рассматриваемая организация.

Б. Все то, что находится за пределами данной организации.

В. Природные и климатические условия, в которых функционирует рассматриваемая организация.

 

5. Хозяйственные организации:

А. Группа людей, объединившихся между собой на основе взаимной симпатии и привязанности.

Б. Союзы, партии, группы, сформированные по интересам.

В. Организации, специализирующиеся на производстве товаров, услуг или информации.

 

6. Общественные организации:

А.Группа друзей, отправившихся во время отпуска в туристический поход.

Б. Объединение людей, выработавших определенную, общественно значимую цель.

В. Организации, специализирующиеся на производстве товаров народного потребления.

 

7. Ассоциативные организации:

А. Религиозные организации.

Б. Потребительские кооперативы.

В. Семья, неформальные группы.

 

8. Неформальные организации:

А. Кооперативные организации с небольшой численностью персонала.

Б. Незарегистрированные в государственном порядке организации

В, Государственные и муниципальные предприятия.

 

9. Унитарные предприятия:

А. Коммерческие организации, наделенные правом собственности.

Б. Коммерческие организации, не наделенные правом собственности.

В. Некоммерческие организации, не наделенные правом собственности.

 

10.Формальные организации:

А. Зарегистрированные в установленном порядке организации.

Б. Организации, не ведущие хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли.

В. Группа людей внутри организации, объединенных общими интересами и стремящихся к достижению единой цели.

 

11.Система управления организацией:

А. Сотрудники организации, дающие поручения подчиненным и контролирующие своевременное выполнение задания.

Б. Набор взаимодействующих между собой звеньев и подразделений, обеспечивающих решение задач управления.

В. Руководитель организации и его заместители.

 

12. Линейная структура управления:

А. Гибкая матричная структура.

Б. Неопределенная структура.

В. Жесткая иерархическая структура.

 

13. Управление организацией:

А. Выдача четких распоряжений и приказов непосредственным исполнителям задания.

Б. Обеспечение согласованных действий членов организации, направленных на достижение общей цели.

В. Неукоснительное выполнение исполнителями распоряжений и приказов дирекции и вышестоящих начальников.

 

14. Закон теории организации:

А. Устойчивая связь явлений или событий, присущая достаточно большому количеству организаций.

Б. Правила поведения, принятые в конкретной организации и отраженные во внутренней документации.

В. Контрактные и договорные обязательства членов организации, регламентирующие их деятельность.

 

15. Синергия:

А. Сохранение энергии в замкнутых материальных системах при любых возмущающих воздействиях со стороны окружающей среды.

Б. Прирост энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий. затраченных членами коллектива.

В. Общая сумма материальных ресурсов, необходимых для решения организацией поставленных задач.

 

16. Закон самосохранения:

А. Стремление организации к получению любыми способами максимальной прибыли.

Б. Поддержание жизнедеятельности организации путем получения заемных средств.

В. Обеспечение выживаемости организации с максимальным использованием ресурсов.

 

17. Закон развития:

А. Реализация выпущенной продукции с целью получения максимальной прибыли.

Б. Обеспечение наибольшего суммарного потенциала на всех этапах жизненного цикла организации.

В. Повышение производительности труда для обеспечения жизнедеятельности организации.

 

18. Закон информированности и упорядоченности:

А. В условиях глобального информационного пространства выживают только очень крупные организации.

Б. Наибольшими возможностями устойчивого, поступательного развития обладает организация, обеспеченная полной, достоверной, структурированной информацией.

В. В конкурентной борьбе побеждает организация, обладающая максимальными денежными средствами, которые она может тратить на рекламу и создание положительного имиджа.

 

19. Закон единства и синтеза:

А. Научно обоснованный метод перехода от общего к частному и от частного к общему.

Б. Метод, основанный на изучении экономической деятельности организации на всех этапах ее развития.

В. Методика описания работы подразделений организации с учетом их функциональной направленности.

 

20. Анализ:

А. Выявление главного фактора, влияющего на устойчивое функционирование рассматриваемой системы.

Б. Представление сложного объекта в виде простых составляющих и определение связей между ними.

В. Соединение простых составляющих объекта в единое целое по известному правилу.

 

21. Синтез:

А. Выявление главного фактора, влияющего на устойчивое функционирование рассматриваемой системы.

Б. Представление сложного объекта в виде простых составляющих и определение связей между ними.

В. Соединение составляющих объекта в единое целое по известному правилу.

 

22. Закон композиции:

А. С целью получения максимальной прибыли организации должны стремиться к полной самостоятельности.

Б. На всех этапах своего развития организации должны придерживаться стратегии минимизации расходов и накопления ресурсов.

В. В рамках достижения единой цели существует объективная тенденция организаций к объединению.

 

23. Статистический режим работы организации:

А. Режим работы организации при освоении нового сектора рынка.

Б. Неизменность во времени основных показателей организации.

В. Стадия сворачивания деятельности организации.

 

24.Рационализация:

А. Познание реальности через аспекты духовной жизни человека.

Б. Принятие утверждающих решений на основе интуиции, предвидения, предчувствий, ориентировочных оценок, сопоставления фактов.

В. Достижение максимально возможного уровня эффективности при существующих в данный момент экономических условиях.

 

25.Проектирование организаций:

А. Процесс создания прообраза будущей организации.

Б. Проектирование служебных помещений в создаваемой организации.

В. Подбор персонала для создаваемой вновь организации.

 

26. Жизненный цикл организации:

А. Время от момента зарождения организации до ее ликвидации.

Б. Подготовительный этап, предшествующий созданию организации.

В. Период стабильной и эффективной работы организации.

 

27. Основная цель коммерческой деятельности:

А. Получение любым путем и в кратчайший срок максимальной прибыли.

Б. Рост размеров организации и увеличение масштабов производства.

В. Решение социально значимых задач, приносящих прибыль.

 

28. Цель развития:

А. Эта цель уже достигалась ранее на данном предприятии.

Б. Цель была ранее достигнута на другом предприятии.

В. Цель, которая никогда ранее никем не достигалась

 

29. Функциональная цель:

А. Эта цель уже достигалась ранее на данном предприятии.

Б. Цель была ранее достигнута на другом предприятии.

В. Цель, которая никогда ранее никем не достигалась

 

30. Коллектив организации:

А. Группа лиц, являющихся учредителями организации и вложивших значительные материальные средства в ее создание и развитие.

Б. Группа лиц, с которыми непосредственно контактирует администрация организации при решении практических задач.

В. Объединение сотрудников организации, осуществляющих совместную трудовую деятельность для достижения общих целей.

 

31. Объект организационной деятельности в организации:

А. Администрация.

Б. Управленческий аппарат организации.

В. Исполнители.

 

32. Обобщенный субъект организационной деятельности:

А. Трудовой коллектив социальной организации.

Б. Административно-управленческий аппарат.

В. Непосредственные исполнители.

 

33. Организационная культура:

А. Исторически определенный уровень развития общества и человека, сформировавшийся к настоящему времени.

Б. Система норм, правил и моральных ценностей, регламентирующая отношения между членами организации.

В. Образовательный и профессиональный уровень членов производственного коллектива организации.

 

34. Имидж организации:

А. Известность организации во внешней среде.

Б. Отношения между членами коллектива и ее руководителем.

В. Целенаправленно сформированный образ организации.

 

35. Электронная коммерция:

А. Новая среда ведения бизнеса.

Б. Продажа вычислительной техники.

В. Создание программного обеспечения.

 

36. Виртуальное предприятие:

А. Телевизионный магазин на диване.

Б. Магазин по продаже компьютеров.

В. Организация в сети Интернет.

 

37. Бюрократическая организация по М.Веберу:

А. В основе деятельности организации – рационализация поведения человека.

Б. В основе деятельности организации решение социально-значимых задач.

В. Организация, отношения в которой строятся на основе взаимной привязанности.

 

38. Причины возрастания роли организационной науки в современных условиях России:

А. Уменьшение размеров предприятий, ориентированных на узкую специализацию.

Б. Расширение информационного пространства и необходимость работы в условиях острой конкуренции.

В. Увеличение размеров предприятий и создание объединений из предприятий разного профиля, стремящихся к достижению общей цели.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...