Раздел 2. Общая нейрофизиология
Стр 1 из 11Следующая ⇒ Частное образовательное учреждение Высшего профессионального образованиЯ «Восточно-Европейский Институт Психоанализа» Утверждаю Первый проректор к.псх.н. Муханова Н.А. _______________________ «______»___________2012 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
«нейроФизиология» Направление подготовки 030300 - Психология Квалификация выпускника: бакалавр психологии
Автор учебного методического комплекса — к.б.н. Тимофеева Ольга Петровна
Санкт-Петербург 2012 г. ОГЛАВЛЕНИЕ
1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ... 3 1.1 Цели и задачи курса. 3 Общая трудоемкость дисциплины: 4 1.2. Содержание дисциплины.. 4 А. По видам учебных занятий. 4 Б. По темам и разделам курса. 5 В. По времени проведения курса. 9 Г. Текст лекций. 9 1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 9 1.3.1. Список литературы: 9 1.3.2. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- телефильмов, мультимедиа и т.п. 10 1.3.3. Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля. 10 2. Методические указания преподавателю... 10 3. Методические указания студенту по изучению... дисциплины и организации самостоятельной работы... 11 3.1 Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки. 11 3.2. Вопросы для подготовки к экзамену. 12 4. Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля.. 13 4.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: 13 4.2. Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний. 13 4.3. Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций. 13 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Требования и методические указания по выполнению самостоятельной творческой работы студентов.. 13
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Вопросы промежуточного контроля знаний.. 15 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Вопросы к экзамену по курсу «Нейрофизиология». 15 ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Конспект лекций.. 16
Цели и задачи курса Базовый курс «Нейрофизиология» относится к блоку Б2 дисциплин ГОС по направлению 030300 «Психология». Нейрофизиология – это наука о жизнедеятельности головного и спинного мозга, о их взаимодействии с внешней средой и динамике процессов, протекающих на уровне мембраны нервных клеток, синапсов и нервных тканей. В рамках дисциплины так же рассматриваются физиология высшей нервной деятельности человека и механизмы функционирования сенсорных систем. Место дисциплины в структуре ООП определяется тем фундаментальным вкладом, который нейрофизиология вносит в систему образования студентов, позволяя использовать современные знания, достигнутые нейронаукой, для научного познания психики человека. «Нейрофизиология» изучается на первом курсе после усвоения студентами анатомии ЦНС. Цель преподавания учебной дисциплины «Нейрофизиология» - раскрыть основные фундаментальные принципы функционирования нервной системы человека и сформировать представление о неразрывном единстве психических и физиологических функций организма человека. К основным задачам курса «Нейрофизиология» можно отнести следующие: · формирование представления о содержании, задачах и методах исследования физиологии нервной системы, а также их приложении в психологии; · овладение системой понятий и категорий, описывающих нейрофизиологию человека; · усвоение основ функционирования нервной ткани (раздражимости, электрических явлений, возбудимости и физиологии рецепции); · изучение ведущей роли нервной системы в регуляции физиологических функций человеческого организма;
· усвоение механизмов функционирования сенсорных систем; · развитие навыков работы со специальной научной, учебной, справочной и учебно-методической литературой. Слушатели курса должны овладеть базовыми представлениями о современном положении в области физиологии ЦНС, являющимися основой для формирования целостного комплексного представления о биосоциальной природе человеческой психики. Продолжительность изучения: 1 семестр Общая трудоемкость дисциплины: Всего аудиторных занятий (очная форма обучения) - 63 час. Из них: лекций - 61 час Форма итогового контроля - экзамен Форма промежуточного контроля - 3 контрольные работы Содержание дисциплины А. По видам учебных занятий
Б. По темам и разделам курса
Раздел 1. Введение Тема 1. Предмет и задачи нейрофизиологии. Определение нейрофизиологии, ее место в системе наук. История и современное состояние. Зачем психологу знать физиологию головного мозга? Тема 2. Современные методы исследования физиологии головного мозга. Методы изучения работы нервной системы. Электроэнцефалография. Регистрация импульсной активности нервных клеток и вызванных потенциалов головного мозга. Компьютерная томография: позитронно-эмиссионная томография, магнитно-резонансная томография. Раздел 2. Общая нейрофизиология Тема 3. Физиология нервной клетки. Нейроны - особенности строения, функциональная организация клеточной мембраны, потенциал покоя. Потенциал действия, локальный ответ. Распространение потенциала действия. Тема 4. Физиология межклеточной передачи. Синапсы (электрические и химические). Понятие о медиаторах. Возбуждение и торможение. Тема 5. Физиология нейронных систем. Рефлексы. Дивергенция, конвергенция, суммация и окклюзия. Виды торможения: реципрокное, возвратное, латеральное. Синаптические потенциация и депрессия. Рефлекторные дуги. Компоненты и виды рефлексов. Врожденные и приобретенные рефлексы.Мозговые системы обеспечения поведения. Понятие системности в организации мозга. Сенсорные, эффекторные и интегративные системы мозга. Координация рефлекторных процессов. Уровни интеграции сенсорных систем. Важнейшие системы безусловных рефлексов - рефлекторные системы сохранения постоянства внутренней среды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|