Опытным путем была проведена Статистическая типология туристских центров (по методике А.И. Зорина)
СЛАЙД 15 Методика оценки туристского потенциала, предложенная Е. Ю. Колбовским. Е. Ю. Колбовский предлагает оценивать туристский потенциал территории по следующему плану: 1) наличие привлекательных объектов исторического наследия: монастыри; сельские храмы; памятники археологии; места исторических сражений; памятные места, связанные с интересными историческими событиями; сохранившиеся архитектурные центры сел и деревень; 2) наличие уникальных природных объектов и объектов, связанных с культурным ландшафтом: дворянские усадьбы и сельские парки, монастырские парки, старые мельницы и плотины на реках, древние водные пути и волоки, старинные аллеи и отдельные деревья, красивые и привлекательные в плане отдыха озера, привлекательные участки долин, уникальные валуны, родники, святые источники и т. д.; 3) наличие мест, выбранных населением для отдыха самостоятельно: участки рек с летними пляжами, местами для палаточных городков; участки озерных побережий; лесные массивы, в которых собирают ягоды; болотные массивы, которые используют для сбора ягод; лесопарки для отдыха и прогулок; реки, освоенные для сплава на байдарках, резиновых лодках и т. д.; 4) заключение о характере туристско-рекреационного потенциала региона: а) какие виды элементарных рекреационных или туристских занятий могут иметь место в пределах региона; б) какие объекты уже активно используются в туризме; в) какие виды туризма (пеший, автомобильный, конный, водный) имеют наибольшие перспективы для развития при наличии средств; г) какие новые маршруты могут быть предложены; д) какие проблемы ограничивают использование природного и культурно-исторического потенциала территории.
СЛАЙД 16 Методика оценки туристско-рекреационного потенциала территории, предложенная Ю. А. Худеньких. На основе анализа существующих методик оценки туристского потенциала территорий предлагается балльная оценка туристского потенциала территорий. Исходя из структуры туристского потенциала, оцениваются, прежде всего такие компоненты, как природный, историко-культурный и социально-экономический. Остальные компоненты учитываются при корректировании полученных результатов. Туристский потенциал оценивается относительно наиболее массовых форм туризма (оздоровительного, познавательного, спортивного, делового, лечебного). В качестве субъекта оценивается абстрактный турист, проживающий за пределами региона. Величину природного и историко-культурного компонентов туристского потенциала предлагается измерять на основе ценности наследия территории. Несмотря на то, что не все природные и историко-культурные компоненты относятся к актуальным туристским ресурсам и немногие способны стать ими в ближайшем будущем, можно с уверенностью говорить о том, что туристский потенциал пропорционален ценности наследия территории. Для целей количественной оценки туристского потенциала необходимо знать: объекты наследия, которые четко зафиксированы в нормативных документах и доступных литературных источниках; уровень их сравнительной значимости, что позволяет довольно легко выразить их в баллах. При этом значение таких факторов, как климат, рельеф и другие можно учитывать с помощью поправочных коэффициентов. При оценке социально-экономического компонента туристского потенциала учитывают транспорт и специальную туристскую инфраструктуру, влияющие на развитие различных видов туризма. Для оценки роли транспорта ключевым критерием может служить плотность транспортных магистралей, характеризующая уровень доступности различных территориальных объектов. Туристская инфраструктура оценивается на основе расчетного показателя, отражающего отношение числа предприятий размещения и питания к численности населения территории.
Автор методики приводит примеры расчета баллов по каждому компоненту. При расчете природного компонента объектам местного значения присваивался 1 балл, регионального - 2 балла, федерального - 3 балла, зарезервированным объектам - 1 балл. Дополнительно вводились коэффициенты по следующим факторам: а) площадное распространение объектов наследия (отношение площади особо охраняемых природных территорий к общей площади территории); б) комфортность климата; в) ландшафтная привлекательность; г) уровень природно-очаговых заболеваний; д) узнаваемость (известность) географических объектов на территории (рассчитывается на основе частоты упоминаний в энциклопедическом источнике). При расчете (в баллах) историко-культурного компонента учитывается не только значимость объектов (памятники федерального значения - 3, местного - 1), но и функциональное разнообразие недвижимых объектов, которое оценивается с помощью коэффициентов, исходя из степени привлекательности (археологические и монументальные - 0, 6, исторические - 0, 8, градостроительные, архитектурные и комплексные - 1). Автор предлагает и методику расчета корректирующих коэффициентов. Так, для расчета коэффициента по узнаваемости географических объектов на территории (характеризующих не только наследие) рекомендуется использовать одно из самых полных энциклопедических изданий страны или региона. Каждая энциклопедическая статья оценивается в 5 баллов, упоминание о ней - 1 балл. Если об объекте было упомянуто на нескольких территориях (до пяти), за каждое упоминание добавляется пропорциональная доля баллов. Затем итоговое число баллов учитывается при определении поправочного коэффициента. Расчет уровня развития туристской инфраструктуры производится суммированием двух чисел: отношение числа коллективных объектов размещения (гостиниц, санаториев, санаториев-профилакториев) к тысяче человек местных жителей и отношение числа предприятий питания к десяти тысячам человек местного населения. Итоговый результат представляет собой не количество баллов, а долю каждой конкретной территории в природном, историко-культурном и социально-экономическом компонентах потенциала.
СЛАЙД 17 Методика количественной оценки рекреационного потенциала туристских центров России разработанная А. И. Зориным. Для отбора объектов оценивания А. И. Зориным был проведен полный контент-анализ статей из основных интерактивных энциклопедий, справочников и словарей. Контент-анализ – наукометрическое исследование содержания текста (Пэнто, Гравитц, 1972). Применяется в социологии, психологии, психиатрии, политологии, этнографии, литературоведении, географии для анализа содержания текста средств массовой информации (газет, радио, телевидения), литературных произведений, лекций, писем, служебных документов, интервью и т. п. При отборе объектов использовалась количественная версия контент-анализа, основанная на анализе частотности встречаемых в тексте упоминаний туристских центров, что позволяет решать многие задачи параметризации. Логическая модель контент-анализа выделяет три элемента: категориальную модель предмета анализа; систему единиц анализа; меры измерения. В нашем случае категориальная модель предмета контент-анализа позволила рассмотреть туристские центры как категории статей интерактивных энциклопедий. Соответственно система единиц контент-анализа – совокупность объектов культурного и природного наследия, о которых упоминается в статьях, посвященных туризму. Мера измерения – вероятность встречи объекта во всех интерактивных энциклопедиях. В качестве рабочей модели была выдвинута гипотеза, что число туристских центров, которые должны войти в справочник «Туристские центры Российской Федерации», должно соответствовать объему информации о них, содержащейся в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» (4 CD, 1998) – наиболее детальной к настоящему времени и комплексной интерактивной энциклопедии, в которой представлена информация об объектах природного и культурного наследия Российской Федерации, составляющих основу ее рекреационного потенциала. Всего в ней было выявлено 5917 статей о туристских центрах Российской Федерации. В свою очередь, эти статьи содержат информацию о 48625 объектах культурного и природного наследия.
Полученные количественные данные позволяют провести детальный региональный и функциональный анализы, но в данном издании важнее раскрыть суть процедуры оценивания. В разных энциклопедиях детальность информации о туристских и рекреационных объектах на территории Российской Федерации весьма различна. С одной стороны, это можно воспринимать как недостаток. Но с другой – как определенный знак, свидетельствующий об уровне информированности читателей и пользователей данных энциклопедий о туристском и рекреационном потенциале России. Иначе говоря, используя интерактивную информацию при разработке справочника о туристских центрах, мы в полной мере можем реализовать правило генерализации географической информации в зависимости от масштаба исследования. Это методологическое правило позволило разработать простую и эффективную методику оценки значимости туристских центров, объектов и местностей: · Всякое упоминание в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» какого-либо объекта, имеющего туристскую и рекреационную ценность, оценивается в один балл. · Если объект упоминается еще раз хотя бы в одной из отечественных интерактивных энциклопедий, то он получает десять баллов. · Если объект упоминается во всех отечественных интерактивных энциклопедиях, то он получает сто баллов. · Если объект упоминается в одной из иностранных интерактивных энциклопедий, то он получает тысячу баллов. · Если объект упоминается в нескольких иностранных интерактивных энциклопедиях, то он получает десять тысяч баллов. Баллы присваиваются каждому объекту, выделенному в тексте, и могут суммироваться в масштабе туристского центра, области, страны. Вся информация представляется в виде таблицы, в которой суммируются значения по каждому из субъектов Российской Федерации.
СЛАЙД 18 Для получения количественных значений рекреационного потенциала используется иерархическая шкала оценок (табл. 2), которая позволяет фиксировать и соотносить между собой значения рекреационных потенциалов не только объектов, но и местностей. В основу шкалы положен иерархический принцип, согласно которому вышестоящий таксон (например, экскурсионный центр) вбирает в себя все объекты нижестоящего таксона.
Таблица 2. - Шкала оценки рекреационного потенциала территории Опытным путем была проведена Статистическая типология туристских центров (по методике А. И. Зорина) Для статистического обоснования типологии туристских центров, упрощения и ускорения работы с туристской информацией с помощью статистических процедур была проанализирована база данных туристских центров РФ. В статистическом исследовании применялись: Microsoft Excel – обработка базы данных, классификация, построение графиков и таблиц; Statistica 5. 0 – обработка конечных данных, факторный, корреляционный анализы, вывод графических данных. Результаты исследования: 1. При статистическом анализе исходной базы данных выявлен общий туристский фактор, которому подвержены все 17 первичных типов туристских центров; 2. Идентифицированы четыре первичных уникальных типа, которые могут быть интерпретированы как аксиологический, природный, оздоровительный, горный факторы. Выявленные статистические закономерности позволяют провести типизацию районов по перечисленным факторам, а также генерализовать исходную базу данных туристских центров России для удобства чтения и понимания. Статистический анализ позволил обнаружить латентные (скрытые) связи между различными переменными, обеспечивающие их развитие, и свести большое разнообразие типов туристских центров к нескольким независимым типам, достаточно полно описывающим всю генеральную совокупность туристских центров. Факторный анализ базы данных туристских центров Российской Федерации, в которой мы первоначально выделяли 17 типов туристских центров, позволил выявить 4 генерализованных типа-фактора туристских центров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|