Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности морально-этических методов муниципального управления




 

Морально-этические методы базируются на обращении к достоинству, чести и совести человека. Их задача заключается в формировании позитивной морально-психологической обстановки, благоприятной для решения поставленных заданий, и усвоение персоналом государственной службы морально-этических норм.

Опыт ряда стран подтверждает, что улучшение функционирования аппарата управления возможно лишь при условии ввода в практику его деятельности норм и принципов управленческой этики. Поэтому утверждение в государственной службе основ профессиональной этики является требованием времени, что обусловлено потребностями демократизации государственного управления.

«Этика в управлении - это всеобъемлющее, всеобъемлющее понятие, которое в равной мере является моральным критерием, как профессионализма управленческих кадров, так и их деятельности относительно выполнения принципов законности, справедливости, гуманности в развязывании вопросов, которые касаются обеспечения прав и законных интересов каждой отдельной личности». Соответственно, этические принципы и нормы поведения должностных лиц, госслужащих, которые вместе с правовыми составляют реальное препятствие любым злоупотреблениям в сфере государственного управления, должны быть юридически зафиксированы и наделены государственно-властным характером с обязательностью их выполнения. Предоставление этическим нормам правового статуса является безусловным условием укрепления моральных основ института государственной службы, воспитания у служащих патриотизма, неуклонного выполнения законов и этических норм профессионального поведения.

Общие нормы этики поведения лиц, которые занимают должности в государственных органах и их аппарате, определены ст. 18 Закона №79-ФЗ от 27 июля 2007г. «О государственной гражданской службе РФ». Соответственно государственный служащий должен:

-   исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

-   проявлять корректность в обращении с гражданами

проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

    не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа

Моральные нормы поведения государственных служащих были предусмотрены также в статье 16 (ограничения, связанные с принятием на государственную службу). Нормами прямого действия относительно нарушения установленных правил поведения является статья 37 (отставка государственного служащего).

Показателен опыт других стран в решении вопроса повышения этичности муниципального служащего.

Например, в Украине моральным фактором управленческой деятельности является принятие государственными служащими Присяги, текст которой был выписан в ст. 17 Закона Украины «О государственной службе». Именно институт присяги в концентрированном виде формулирует основные требования к государственным служащим, их деятельности, дает четкие основания для общего, единого понимания целей, задач государственного управления и своей конкретной роли в сложном механизме государственной власти. Принимая Присягу на верность и служение народу, государству, государственные служащие добровольно обязываются в процессе профессиональной деятельности вести себя этически.

По форме публичного провозглашения стандартов поведения, которых может ожидать от чиновника РФ гражданин, общество, государство, принят Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих”, а также Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»

Данный документ, устанавливает общие правила поведения муниципальных служащих и отмечает возможность применения к ним дисциплинарных взысканий. Эти документы направлены на повышение авторитета государственной службы и государственных служащих, административной культуры управленцев, усовершенствования исполнительной деятельности и формирования в общественном сознании позитивного имиджа государственной службы, в частности:

· противодействие коррупции, злоупотреблению, неэтичному и незаконному поведению чиновников;

· соблюдение норм общепринятого поведения всеми участниками государственно-управленческих отношений;

-   защита граждан от противоправного поведения должностных лиц;

· повышение качества принятия управленческих решений соответственно потребностям граждан за групповыми интересами;

· обеспечение перспективы для открытой и более рациональной административной деятельности;

· применение разнообразных форм контроля за деятельностью госслужащих;

· содействие общественному доверию на основе самоусовершенствования личности каждого государственного служащего. В регуляции управленческих отношений постоянно растет значение норм морали. Под моралью понимают правила (принципы) поведения людей, которые касаются сферы взаимоотношений между ними, а также взаимоотношения их с обществом. Нормы морали, в отличие от правовых норм, поддерживаются авторитетом общественного мнения и, как правило, их выполнение базируется на собственных убеждениях. Чем большее значение приобретают они в государственном управлении, тем более совершенным оно становится. Среди всех механизмов, способствующих формированию надлежащей нравственности государственной службы, одним из наиболее действенных является специально разработанный, нормативно принятый Этический кодекс государственного служащего (Кодекс административной этики).

Подобный кодекс принят в Великобритании, США, Франции, Испании и во многих других странах. В России до сих пор идет работа над этическим кодексом государственного служащего.

Сегодня для всех очевиден феномен бюрократизации государственного управления, рост влияния и значимости аппарата власти в принятии решений на всех уровнях управленческой вертикали. Эти процессы и тенденции привели к тому, что в массовом сознании чиновничеству приписываются, с одной стороны, неэффективность и некомпетентность, а с другой - могущество и забота лишь о собственном благополучии. В качестве самых непопулярных признаков бюрократической морали приводят, как правило, бездушие, безразличие, волокиту, канцелярскую круговерть и т.д.

В условиях советской эпохи, при централизованной плановой экономике, безответственная исполнительность и отсутствие доверия в суждениях о людях считались рациональными качествами службы и отражали приспособленческую этику поведения, укладывающуюся в рамки существовавших идеологических установок. В постсоветское время по причине незначительности структурных преобразований в сфере управления, по существу, все этические стандарты и стереотипы, отображающие фундаментальные изъяны в сознании чиновничества сохранились в неизменном виде. Однако наличие этих качеств должно считаться нерациональным в условиях экономики, основанной на рыночных отношениях.

Причиной, значительно снижающей уровень фактора кризисности сознания членов чиновничьей корпорации, является практическая незыблемость общественного положения данной социальной группы. По сути, у чиновников отсутствуют влияющие на их статус мотивы, побуждающие их к радикальному пересмотру сложившихся идеалов, жизненных целей, сущностных самооценок. Сознание современных чиновников явно не достигает того уровня понимания катастрофичности состояния их этического кодекса, который предполагал бы неотложную ревизию профессиональных моральных ценностей и приведения их к универсальным стандартам.

Многие условия современной жизни способствуют дегуманизации служебного поведения чиновников. Бюрократические рутинные технологии управленческой деятельности, иерархическое подчинение приводят к тому, что служащие начинают относиться к службе и друг к другу обезличенным образом. Кроме того, служебная практика, которая разделяет служащих внутри аппарата по принципу принадлежности (непринадлежности) к определенному кругу, приводит к развитию отчуждения, которое также способствует дегуманизации поведения. Устанавливаемые нормы служебного поведения призваны снизить неизбежные негативные последствия организации управленческой служебной деятельности.

На службе объективно существует система определенных стандартов поведения служащих, обеспечивающих реализацию властных функций при исполнении должностных обязанностей. Эти стандарты не регламентируют личную жизнь гражданских и муниципальных служащих, не ограничивают их права и свободы, а лишь определяют нравственную сторону их деятельности, устанавливают четкие этические нормы служебного поведения, представляющие собой ценности. Предвосхищение гордости собой или ожидание критики за действия, которые соответствуют или, напротив, не соответствуют усваиваемым нормам поведения, служит как регулятор в отношении поведения служащего. При этом нормативная регламентация служебного поведения имеет целью обеспечение стабильности службы путем сознательной разработки внутриорганизационных параметров деятельности, обязанностей, прав, используемых ресурсов, уровня компетенции и ответственности. Анализ практики принятия этически неправильных управленческих решений позволяет выделить четыре основных аргумента, которые могут стать причиной неправильного служебного поведения. Это уверенность в том, что данная деятельность:

1) не выходит за рамки этических и юридических норм, т.е. что на самом деле не является нелегальной или аморальной;

2) отвечает интересам чиновника или службы и что от служащего ожидают именно подобных действий;

3) «безопасна», так как никогда не будет обнаружена и обнародована;

4) помогает организации, а значит, руководство отнесется снисходительно и даже защитит служащего, который ею занимается.

Для того чтобы новому сотруднику успешно адаптироваться на службе, ему необходимо изучить систему норм и поведенческих стереотипов, характерных для службы. Речь идет о целевых установках, которыми должны руководствоваться должностные лица в служебной деятельности, об их нравственных принципах, гражданских качествах и ряде других социально значимых черт, в которых выражается степень соответствия должностных лиц выполняемым ими обязанностям. На формирование именно этих качеств ориентирует документ, названный «Общие принципы служебного поведения государственных служащих», утвержденный Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. №885. Содержание этого регламентирующего документа затем частично вошло в текст ст. 18 «Требования к служебному поведению гражданского служащего» Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Основная цель конкретизации этических принципов служебного поведения чиновников - повысить доверие общества к властным институтам, обеспечить условия для добросовестного и эффективного исполнения всеми cлyжaщими должностных обязанностей и исключения злоупотреблений на службе

Тревожное положение в обществе наблюдается в связи с ростом коррупции.

Коррумпированность чиновников может проявляться в использовании служебного положения в процессе приватизации государственных и муниципальных объектов в свою собственность либо в собственность иных заинтересован пых лиц в обход установленного порядка. Практика последних лет показывает, что в случае акционирования предприятий должностные лица, как правило, завладевают значительным числом акций. Наиболее часто коррумпированность служащих проявляется в совместительстве должностных лиц государственных и муниципальных учреждений и организаций в коммерческих и предпринимательских структурах. Во многих случаях в целях прикрытия собственной деятельности используются подставные лица, чаще ими являются близкие родственники (муж, жена, родители и т.д.).

В настоящее время появляется достаточно большое количество факторов, в том числе массовый уход служащих в коммерческие структуры, способствующих расширению коррупции в системе государственного аппарата, появлению новых форм коррупционного поведения. Например, из-за непродуманности, противоречивости правового регулирования внешнеэкономические операции сопровождаются разнообразными корыстными злоупотреблениями. Преступно нажитый капитал незаконно перемещается либо за границу, либо в совместные предприятия, имеющие прямые экономические связи с зарубежными партнерами. Все это осуществляется не без помощи коррумпированных должностных лиц в хозяйственном и государственном аппарате. Создалась ситуация, при которой вообще проблематично говорить о какой-либо государственной или коммерческой тайне. Все продается и покупается через систему личных связей. Наряду с использованием легальных структур общества, формированием коррумпированных связей с работниками государственных и муниципальных органов устанавливается контроль организованных преступных групп над распределением особо дефицитных и пользующихся повышенным спросом товаров, а также товаров, запрещенных в гражданском обороте (наркотики, оружие и пр.). Коррумпированные чиновники, предавая интересы государства и общества, прикрывают преступников, снабжают их документами, информацией, оказывают прессинг на честных работников, ведущих борьбу с мафией.

Меры по противодействию коррупции на службе можно подразделить на две достаточно общие группы. В первую группу входят меры борьбы с внешними проявлениями коррупции (взятки конкретным чиновникам), во вторую - с институциональными предпосылками, обусловливающими коррупцию среди служащих, с тем безличным коррупционером, в которого может при некоторых условиях превратиться чиновник. Вторая группа мер по противодействию коррупции на службе носит превентивный, а не карательный характер, направлена против причин, а не внешних выражений коррупции и поэтому лишена многих недостатков, присущих «методу войны». Она может включать обеспечение четкой правовой регламентации деятельности органов власти и каждого служащего; ограничение прав и свобод должностных лиц, уполномоченных на выполнение функций государственных и муниципальных органов; наем на государственную и муниципальную службу на основе моральных и профессиональных качеств; достойную оплату труда служащих; обязанность чиновников всех рангов декларировать имущество; повышение прозрачности бюджетного процесса для контролирующих органов; снижение барьеров входа на рынок, связанных с необходимостью получения различных разрешений; наличие прописанных правил, регулирующих вопрос конфликта интересов, и т.д.

Существует проблема несовершенства законодательства как фактора, способствующего коррупции, а, следовательно, и как явления, которое необходимо учитывать в стратегии противокоррупционных действий, ведь коррупция может возникать как из-за пробелов в законодательстве, так и вследствие усложненных и трудно применимых на практике норм права. С целью совершенствования стратегии правового противодействия коррупции необходима разработка и реализация комплексных региональных целевых антикоррупционных программ, нормативных актов по ее предупреждению, включая антикоррупционную экспертизу правовых законов. Необходимы более сильные меры по предупреждению коррупции в системе государственной и муниципальной службы.

Достаточно показательной в этой связи является роль общественного мнения, которое в значительной мере основывается именно на нормах морали. Общественное мнение оказывается в специфической форме коллективного суждения общества, социальной группы или определенного класса, выражая их отношение к определенным явлениям и фактам, поступков отдельных людей и др.

Как инструмент регуляции отношений управления общественное мнение ценно тем, что всегда обращено к конкретному индивиду как члену общества, а поэтому требует от него ответственности перед обществом и социальной системой, в которой он работает. Тем самым происходит специфическое влияние на человека, которое вызывает выработку у него желаемых ценностных ориентиров. На современном этапе развития социальных систем существенной является тенденция к росту роли морали, а также норм, разработанных общественными организациями и, соответственно, постепенному сокращению сферы применения правовых методов государственного управления. Одним из важных методов данной группы является моральное стимулирование - методы, направленные на повышение коллективной или личной инициативы работников и их интереса к выполнению своих служебных обязанностей. Посредством средств морального одобрения или осуждения деятельности работника можно определить уровень его общественной значимости или неприемлемости. Особенное значение предоставляется стимулированию личной инициативы посредством моральных стимулов. При высокой эффективности индивидуального труда такими стимулами являются:

· повышение уровня ответственности - делегирование полномочий, что дает возможность работнику принимать решение от имени руководства, почетное поручение представлять организацию или подраздел в других учреждениях, выступить с докладом или сообщением на совещании и тому подобное;

·укрепление авторитета служащего, который отметился, публичной похвалой, высокой оценкой результатов его деятельности в присутствии других работников;

·зачисление в кадровый резерв на замещение более высокой должности, описание работнику его личной перспективы (продвижение по службе), раскрытие перед служащим перспектив развития организации и в связи с этим - прогноз служебного роста работника;

·личная неформальная похвала подчиненного в процессе деловых контактов, именные приветствия со знаменательными датами, моральная поддержка;

рекомендация работника для выступления в средствах массовой информации по тем или другим вопросам сферы деятельности организации, службы. При низком качестве индивидуального труда моральными стимулами являются:

-   личная беседа с подчиненным, анализ результатов труда, причин невыполнения поставленных заданий, приказов, распоряжений, поручений руководства;

-   публичная форма анализа деятельности в присутствии других служащих; - доброжелательная, позитивная и конкретная критика допущенных недостатков;

-   понижение ответственности - сужение сферы деятельности, лишение права самостоятельно принимать управленческие решение, отмена права подписи документов.

Следовательно, морально-этические методы государственного управления играют важную роль в процессе профессионального становления и деятельности государственных служащих. Их действие направлено на поддержку и стимулирование позитивного поведения управленцев. Особая ответственность при применении этих методов лежит на руководителе, который личным примером этического поведения в сочетании с этически целесообразной организацией труда коллектива способствует формированию как моральной стойкости личности конкретного госслужащего, так и моральных основ функционирования всего коллектива управленческой структуры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...