А. Внутриутробный (антенатальный) онтогенез.
Стр 1 из 63Следующая ⇒ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ И ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений
Федеральная целевая программа книгоиздания России Рецензенты: кандидат медицинских наук, доцент, зав. кафедрой анатомо-физиологических основ дефектологии МПГУ Т. М. Уманская; кандидат педагогических наук, зав. кафедрой олигофренопедагогики, декан дефектологического факультета МПГУ, профессор Б. П. Пузанов Смирнов В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. В пособии рассмотрены общие закономерности функционирования центральной нервной системы (ЦНС) детей и подростков, нейронная организация ЦНС, механизмы возбуждения и торможения нейронов ЦНС, медиаторы и их физиологическая роль, рефлекторный принцип деятельности ЦНС. Содержатся материалы по общим закономерностям высшей нервной деятельности (ВНД) и их особенностям у детей и подростков: об условном рефлексе как элементе ВНД, механизмах памяти и научения, осознаваемой и подсознательной деятельности мозга и др. Учебное пособие может быть полезно также студентам любых вузов, где изучается физиология человека. ОТ АВТОРА
Книга содержит материалы о механизмах и типах регуляции функций организма, надежности физиологических систем. Подробно описаны общие закономерности возбуждения и торможения нервных клеток, взаимодействие нейронов и отделов центральной нервной системы (ЦНС), иерархия функций различных отделов ЦНС, процессы созревания ЦНС и соответствующих функций организма. Рассмотрены современные и классические представления о высшей нервной деятельности зрелого и развивающегося организма в онтогенезе в сравнительном аспекте.
Особенностью пособия является то, что в нем уделено внимание дискуссионным вопросам в области физиологии и представлена обоснованная точка зрения автора. В тексте это выделено мелким шрифтом в виде пояснений. Материал подан в форме подробных, четких, логически обоснованных рубрик, что позволило компактно представить его большой объем и обеспечить легкое усвоение. Построение книги таково, что изучение предыдущего раздела будет способствовать усвоению содержания следующего. Учебное пособие может быть использовано также в любых вузах, где изучается физиология, поскольку в нем изложены устоявшиеся современные сведения о физиологии возбудимых тканей и соответствующих систем организма, общие закономерности деятельности сенсорных систем. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АД - артериальное давление АРД - акцептор результата действия АТФ - аденозинтрифосфат БДГ - быстрое движение глаз ВНД - высшая нервная деятельность ВНС - вегетативная нервная система ВП - вызванный потенциал ВПСП - возбуждающий постсинаптический потенциал ГР - гормон роста ГЭБ - гематоэнцефалический барьер ДНК - дезоксирибонуклеиновая кислота КГР - кожно-гальванический рефлекс КОМТ - катехол-О-метилтрансфераза КУД - критический уровень деполяризации ПД - потенциал действия ПП - потенциал покоя РНК - рибонуклеиновая кислота ТПСП - тормозной постсинаптический потенциал ФРН - фактор роста нервов ЦНС - центральная нервная система ЭМГ - электромиограмма ЭОГ - электроокулограмма
ЭЭГ - электроэнцефалограмма ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В постнатальном онтогенезе выделяют четыре критических периода: 1-й месяц жизни, 3 года, 7 лет и 12-16 лет. В эти периоды происходят существенные изменения в морфофункциональной зрелости организма. В течение 1-го месяца жизни ребенка по своей «критичности» особенно выделяются первые минуты 1-го дня жизни. В момент рождения начинается новый отсчет времени и условий развития организма. Меняется среда обитания: водная - на воздушную, начинают действовать силы гравитации: до рождения плод, находясь в жидкой среде, был как бы в невесомости. Ребенок впервые в жизни получает «глоток» воздуха - начинается газообмен организма с окружающей средой не посредством плаценты, а через легкие. Резко изменяется кровообращение: последовательно к большому кругу подключается малый круг кровообращения, происходят и другие изменения. К завершению 3-го года жизни малыш самостоятельно передвигается в окружающей среде, с минимальной помощью одевается. В это время бурно развивается его речевое общение с родителями и сверстниками. В возрасте 7 лет ребенок обычно идет в школу. Развитие центральной нервной системы, анализаторов, мышечной системы, мышление достигают нового уровня. В этом возрасте наблюдается пик активности гипофизарно-надпочечниковой системы. Критический период - возраст от 12 до 16 лет - характеризуется ярко выраженными гормональными сдвигами: происходят половое созревание и связанное с ним изменение физического и умственного развития. Достаточно полно критические периоды в развитии организма учтены в классификации Н.П.Гундобина, которую мы приводим с некоторыми изменениями и дополнениями. А. Внутриутробный (антенатальный) онтогенез. 1. Эмбриональный период (эмбрион до 2 мес). 2. Фетальный период (плод от 2 до 9 мес).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|