Теоретические аспекты социально-психологического портрета несовершеннолетнего, находящегося в СОП
Стр 1 из 3Следующая ⇒ КУРСОВАЯ РАБОТА Социально-психологический портрет несовершеннолетних находящихся в социально-опасном положении
Введение
Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в ОВПДП д. Удмуртский Сурвай Унинского района организована работа по сопровождению детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребёнка в обществе. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Современная семья переживает сложный этап - переход от традиционной модели к новой. Сегодня преобладающий тип семьи - это простые семьи, состоящие из супругов с детьми или без них. Значительную долю составляют неполные семьи. В подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведённых женщин и вдовцов, как правило, малообеспеченные. Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей, преступников и др. Отсюда вытекает проблема социальной депривации детей, т.е. недостаточности тех или иных условий, необходимых для ребенка. Это во многом связано с трудностями в установлении межличностных отношений, характерными для современного общества. Сложность в установлении контактов со сверстниками и родителями, способствует возникновению у детей неадекватной самооценки и поведения, ощущения одиночества.
Выявление детей, нуждающихся в помощи, должно происходить как можно раньше, а не связываться только с проблемами подросткового возраста. За 12-14 лет своей жизни ребенок, находящийся в такой семье, успевает приобрести опыт асоциального поведения, искалечить свою душу, испортить в психологическом и физическом плане своё здоровье и в конечном итоге перейти в категорию «трудных», педагогически запущенных детей. Но этого можно избежать, увидев такого ребёнка в детском саду, начальной школе. Ребёнок из неблагополучной семьи, семьи оказавщейся в социально опасном положении, обнаруживает себя по внешнему виду, манере общаться и набору лексических выражений, по неуравновешенности психики, неадекватной реакции. Таким детям присуща высокая тревожность, страхи, ребенок боится идти домой и подолгу задерживается в школе. Так он подаёт сигналы неблагополучия: поведение, внешний облик не только говорят о проблемах, которые есть у него, но и призывают на помощь. В случаях, когда дальнейшее нахождение ребенка в семье опасно для его жизни и здоровья (семьи СОП) либо когда существует риск лишения родителей родительских прав по иным причинам, дети признаются нуждающимися в государственной защите по решению местного исполнительного и распорядительного органа или комиссии по делам несовершеннолетних. В результате сложившейся ситуации актуальным стало создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации. Задачей подобных учреждений является целенаправленная работа по социальной реабилитации несовершеннолетних. В помощь таким детям и семьям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в апреле 2013 года в д. Удмуртский Сурвай, Унинского района, Кировской области открылось отделение временного пребывания для детей и подростков. В основу всей системы профилактической и реабилитационной работы в отделении временного пребывания для детей и подростков положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку права на достойную форму существования в здоровой социальной среде.
Именно поэтому целью нашего исследования является составление социально - психологического портрета несовершеннолетних находящихся в социально-опасном положении. Для реализации данной цели мы поставили перед собой ряд задач: 1. Изучить причины и признаки социально опасного положения несовершеннолетнего; 2. Рассмотреть социально-психологические особенности несовершеннолетнего, находящегося в СОП; 3. Изучить уровень тревожности и самооценки несовершеннолетнего; 4. Провести анализ социально-психологических характеристик несовершеннолетних отделения временного пребывания для детей и подростков; Таким образом, об ектом нашей работы является социально психологический портрет несовершеннолетнего в социально опасном положении, а предметом характеристики несовершеннолетних в социально опасном положении. Для реализации поставленных задач мы используем следующие методы работы: анализ научной литературы по проблемам и особенностям подросткового возраста; наблюдения за поведением подростков в различных жизненных ситуациях, беседы с подростками, а так же с их родителями и педагогами; разработку анкеты для диагностики социально - психологических особенностей несовершеннолетнего. Практическая значимость нашей работы состоит в анализе основных особенностей и проблем несовершеннолетнего в социально опасном положении, на основе которого у нас и получится социально - психологический портрет.
Теоретические аспекты социально-психологического портрета несовершеннолетнего, находящегося в СОП
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|