Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Анализ социально-психологических характеристик несовершеннолетних отделения временного пребывания для детей и подростков





 

По результатам диагностики проведенной методики А.Е. Личко нами были выявлены типы акцентуаций характера. Для сопоставления, полученные данные по каждой шкале были составлены диаграммы отраженные на рис. 1,2.


Рис. 1. Типы акцентуаций характера учащихся экспериментальной и контрольной групп

 

По данному рисунку видно, что у контрольной группы выявились следующие типы акцентуаций характера: 4 - гипертивных типа; 10 - эпилептоидных типа; 2 - неустойчивых типа; 4 - эпилептоидно-неустойчивых типов.

По рисунку 1 видно, что у экспериментальной группы испытуемых проявились следующие типы акцентуаций характера: 5 - гипертивных типов; 10 - эпилептоидных типа; 2 - неустойчивых типа; 3 - эпилептоидно-неустойчивых типов.

Эпилептоидный тип проявился у 10-ти испытуемых из контрольной группы и у 10-ти учащихся из экспериментальной группы. Анализ суждений показал, что у большинства из 18 бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается окружающим. По теме «отношение к друзьям» превалирует суждение, что многие испытуемые верят дружбу с выгодой. У 4 из 16 подростков было суждение, что жизнь научила их не быть откровенными даже с друзьями. Но хотя многие испытуемые мечтают о таком друге, который сумел бы их выслушать, подбодрить, успокоить.

По теме «отношение к спиртным напиткам» у всех 20-ти испытуемых предполагается склонность к алкоголизации: «люблю выпить в веселой, хорошей компании; спиртным я стараюсь заглушить приступ плохого настроения».

Из списка суждений «отношение к приключениям и риску» испытуемые выбрали, что они любят всякие приключения, охотно идут на риск.

Подростки выразили следующее отношение к правилам и законам: когда правила и законы мешают им, это вызывает у них раздражение или для интересного и заманчивого дела всякие правила и законы можно обойти.

Эти суждения характерны для эпилептоидного типа. Главной чертой этого типа является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постоянно нарастающим раздражением и поиском об екта, на котором можно было бы сорвать зло. Характерна аффективная взрывчатость. Лидерство проявляется стремлением властвовать над сверстниками. Им присуща склонность к азартным играм. Алкогольное опьянение часто протекает тяжело, с яростью.



Эпилептоидная акцентуация является почвой для острых аффективных реакций, ситуативно обусловленных нарушений поведения, ранней алкоголизации.

Отсюда можно сделать вывод: большинство выбранных суждений испытуемыми и характерные черты эпилептоидного типа совпали.

Гипертивный тип проявился у 4-х учащихся контрольной группы и у 5-ти подростков из экспериментальной группы. Для этого типа характерно почти всегда хорошее настроение. Эта черта подтверждается выбранными суждениями испытуемых, они отмечают, что у них настроение как правило всегда очень хорошее.

Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но неспособны надолго выбить из колеи. Эта черта проявилась четко и у наших испытуемых они отмечают, что неудачи у них вызывают протест и негодование.

Гипертивные подростки когда протестуют, взрываются гневом, их агрессивность направлена вовне, на окружающих людей или вещи; в более серьезных случаях их протест всегда действенный (они как-то поступают, а не говорят).

Таким образом, выбранные суждения подростками подтвердили характерные черты данного типа.

Неустойчивый тип выявился у двоих учащихся контрольной группы и у двоих учащихся экспериментальной группы. Главная черта этого типа - нежелание трудиться: ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. Это черта подтверждается выбранным суждением подростков, что они любят вместо школьных занятий отправиться с товарищами погулять.

К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. Испытуемые в теме «отношение к будущему» выбрали, что не любят раздумывать о своем будущем.

Следовательно, выбранные суждения подростками подтвердили характерные черты неустойчивого типа акцентуаций характера.

Эпилептоидно-неустойчивый тип является аморальным типом акцентуаций характера. Он формируется как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания.

Эпилептоидно-неустойчивый тип проявляется у 4-х учащихся контрольной группы и у 3-х учащихся экспериментальной группы. Здесь сочетаются черты - властность, тяжеловесность и ригидность эпилептоида и стремление к легкому, бездумному, праздному образу жизни, присущее неустойчивому типу и нередко рассматриваемое как проявление «слабоволия». Обычно такие подростки начинают рано прогуливать школу и вслед за этим интенсивно алкоголизироваться.

Эти черты подтверждаются выбранными суждениями подростков в теме «отношение к школе», что любят вместо школьных занятий погулять с товарищами. У испытуемых предполагается склонность к алкоголизации.

Следовательно, выбранные испытуемыми суждения сгруппированные по темам характерны чертам выявленных типов акцентуаций характера.

В контрольной группе 30% учащихся имеют высокий уровень выраженности эпилептоидного типа, а 20% имеют средний уровень. Гипертивный тип у 20% учащихся имеет высокий уровень развития. По неустойчивому типу 10% подростков имеют высокий уровень выраженности, а у 20% подростков имеющие эпилептоидно-неустойчивый тип акцентуации, который имеет высокую степень развития (см. таблицу).

В экспериментальной группе 35% учащихся имеют высокий уровень выраженности эпилептоидного типа, а у 15% имеют средний уровень. Гипертивный тип у 25% учащихся имеет высокий уровень развития. Неустойчивый тип у 10% учащихся находится на высоком уровне развития, а у 15% подростков эпилептоидно-неустойчивый тип находится на высоком уровне развития.

Вывод: исследование проводилось на базе ОВСДП. Всего было обследовано 40 подростков в возрасте 13-14 лет.

При помощи методики диагностики склонности отклоняющегося поведения было выявлено, что исследуемые подростки в контрольной группе и в экспериментальной склонны к агрессии и насилию, показатели по этой шкале составляют 75% и 85%. При использовании методики Басса-Дарки был выявлен повышенный уровень агрессивности у подростков, что подтверждает выявленную предрасположенность к девиации.

Определяя место социальной работы с клиентом, надо просматривать главную линию: взаимодействие с самой семьей и выработка совместных с ней решений. Задача специалиста - реализация взаимодействия на основе взаимопонимания и мотивации семьи на изменения в себе и своей жизни. В том случае, когда работа в диаде с семьей оказывается недостаточной, начинаются контакты с другими субъектами социальной поддержки и помощи, в том числе с ведомствами, которые можно привлечь.

Эффективность организации социальной работы с семьей и детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, зависит от степени информированности по данной проблеме, имеющегося опыта работы и профессионального мастерства работника. Сложность, нестандартность социальных ситуаций в жизни детей и семьи, с которыми сталкиваются работники специализированных учреждений, необходимость принимать грамотные решения в интересах детей, интенсивность труда пред являют высокие требования к специалисту по социальной работе.

Решение проблемы семей, попавшей в трудную жизненную ситуацию, требует максимальной реализации возможностей и имеющихся ресурсов. Такой подход предусматривает одновременное использование различных стратегий оказания помощи, построение эффективных моделей социальной работы, и, прежде всего, социально-реабилитационной работы, способствующей комплексным изменениям в жизни семей групп особого риска.

Широкое распространение различных форм социальной работы, ее оформление как объективно необходимого общественного явления и стало одним из основных путей решения современных социальных противоречий, обеспечения социального прогресса в целом.

 


Заключение

 

В результате проведенной работы вырисовывается следующий общий портрет несовершеннолетнего, оказавшегося в социально-опасном положении. Это несовершеннолетний, воспитывающийся в малообеспеченной (чаще многодетной) семье, где родители злоупотребляют спиртными напитками, ведут аморальный образ жизни, фактически не занимаются воспитанием детей. Это может быть с виду симпатичный подросток, в лучшем случае физически развитый (в худшем - с наличием «набора» хронических заболеваний), но обязательно (большинстве случаев) с низкой самооценкой, неуверенностью в своих силах, низким интеллектуальным и психическим уровнем развития, с неадекватной реакцией поведения на события, проявляющий раздражение, злость (в худшем случае физическую агрессию) по отношению к другим людям. Такие подростки склонны к бродяжничеству, употреблению алкоголя, ПАВ. В норме считают курение, в разговоре между сверстниками преобладает нелитературная лексика.

Изучение литературы по проблеме несовершеннолетних, оказавшихся в социально-опасном положении свидетельствует, что семья является важнейшим источником развития и формирования личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора развития. Положительное воздействие на развитие состоит в том, что только в условиях семейного воспитания формируется полноценная личность ребенка, и вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда психическому развитию ребенка, насколько это способна сделать семья. И тогда общество получает молодого человека, не способного к созидательному труду, а порой и опасного для общества. Грань низкой самооценки ребенку «проложили» родители еще в детстве. Известно, что самооценка зарождается и развивается в контексте отношения человека с другими людьми. От того, насколько позитивным и успешным был опыт общения ребенка с окружающими, будет зависеть степень благополучия отношения ребенка к себе и другим. Гармоничная и адекватная самооценка служит твердым и позитивным фундаментом развития личности. Таким образом, можно подвести итог о том, что выдвинутая гипотеза полностью доказана.


Список литературы

 

1. Баранова Л.Д. Социальный педагог в школе. - Волгоград: Учитель, 2009. с. 187.

2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер. Коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.В. Клюев, Ю.В. Касаткина - М.: «Академия развития», 1997. - 240 с., ил. - (Серия: «Вместе учимся, играем»).

3. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Склярова Т.В. // psihologicheskaya…mladshego…nogo…

4. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. - Хабаровск, 2004.

5. Змановская Е.В. Девиантология. Учеб. Пособ. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2008. 288 с.

6. Ляпина Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательного учреждения. - 2-е изд., Волгоград: Учитель, 2008. 231 с.

7. Модели взаимодействия с детьми группы риска: опыт работы социального педагога / авт.-сост. Свиридов А.Н. - Волгоград: Учитель, 2010. 184 с.

8. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Изд-во: «Академия», 2007. 340 с.

9. Основы первичной профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде: Методические рекомендации для педагогических работников / Говорин Н.В. [и др.]. Чита, 2010. 48 с.

10. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2002. - 319 с.

11. Протасова И. Социальный педагог в образовательном учреждении: модель личности и деятельности (Социальная педагогика. - 2007. - №1).

12. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме: пособие для психологов и педагогов. Е.М. Мастюкова (и др.). М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. 315 с.

13. Рабочая книга социального педагога. Профилактика безнадзорности, правонарушений, охрана здоровья детей. под. Ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Изд-во «Школьная пресса», 2007. с. 96

14. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. с. 280

15. Подростки XXI века. Психолого - педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 - 11 классы. М.: ВАКО, 2008. с. 256

16. Целуйко. В.М. Психология неблагополучной семьи, М. 2004

17. Горхова В.А. Комплексная диагностика в реабилитационном центре. // Семья в России. - №1. - 1997. С. 74-83.

18. Ротовская И.Б Методика индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2000. - №1. с. 22.

19. Социальная педагогика / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.

20. Никитина Л. Технологии социально-педагогической работы: краткий анализ // Воспитание школьников. - 2007. - №10. С. 14-15.

21. Синягина Н.Ю. Психолого - педагогическая коррекция детско - родительских отношений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. 96 с.

22. Социальный педагог в школе. Вып. 2 авт.-сот. И.Ю. Фомичева [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010. 254 с.

23. Галагузова М.А., Шелег, Л.А. Неблагополучная семья как об ект социально-педагогической деятельности // Тезисы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005 г.).

24. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под общ. Ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. с. 416

25. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей Учебное пособие. М. Дрофа, 2005 г.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.