Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, причины и признаки социально опасного положения несовершеннолетнего




социальный несовершеннолетний опасный тревожность

Социально опасное положение несовершеннолетнего (СОП) - обстановка в семье ребёнка, подростка, представляющая опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающая требованиям к его воспитанию или содержанию, например, вследствие тяжёлого заболевания родителей, их алкоголизма, отсутствия заботы с их стороны о питании, одежде ребёнка и пр. Предупредить возникновение СОП помогает система профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и социального сиротства несовершеннолетних, взаимодействие семьи, школы и других воспитательных организаций [8, с. 34].

Согласно Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (постановление Министерства образования от 28.07.2004 г. №47) к несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:

-      воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;

-  вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;

-      являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;

-  пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;

-  оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях [3, с. 175].

Критерии социального неблагополучия семьи и виды возможной помощи в условиях отделения временного пребывания детей и подростков

Проблемные семьи, имеющие детей Характеристика проблемы Признаки неблагополучия несовершеннолетнего Виды помощи и поддержки несовершеннолетнего в отделении
Семья, где злоупотребляет алкоголем оба или один из родителей. 1. Ребенок тяжело переживает алкоголизм родителя. 2. Испытывает чувство стыда и страха. 3. Родители не уделяют должного внимания детям в связи с другими приоритетами. 4. Родители не готовы нести ответственность за благополучие своих детей. 5. Антисоциальный образ жизни родителей отрицательно сказывается на жизни ребенка Ребенок тяжело переживает алкоголизм родителя, испытывает чувство стыда и страха, иногда приходит в школу не выспавшийся, не подготовленный к занятиям, стал сторониться сверстников, испытывать трудности в общении. Часто имеет неопрятный внешний вид Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Наблюдение за ребенком. Консультации психолога с родителями и с ребенком, медицинская помощь. Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования и воспитания. Индивидуальная работа социального педагога с каждым При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.п.). обследование подростка у детского психиатра. При неусвоении школьной программы» направление ребенка на МППК. Работа коррекционно-реабилитационных команд.
Многодетная семья и семьи, где родители не хотят нести ответственность за воспитание детей. 1. Родители не могут оказать должного внимания каждому из детей в связи со своей занятостью на работе. 2. Родители не хотят нести ответственность за благополучие своих детей 3. Недостаток средств в семье. Дети отличаются невоспитанностью, не умеют строить свои отношения со старшими и сверстниками, часто бывают агрессивны, привыкли решать свои проблемы силовыми методами, не имеют санитарно-бытовых навыков, неряшливы. Дети часто приходят в школу голодными, отличаются скромностью в одежде и не имеют необходимых школьных принадлежностях. Внешне могут иметь синяки под глазами, бледный вид и т.д. Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Консультации психолога с родителями и с ребенком, медицинская помощь. Организация бесплатного питания для детей, адресная гуманитарная помощь. Коррекционная работа психолога и социального педагога с ребенком. Медицинское обследование. Помощь ребенку в умении планировать свое свободное время и вовлечение его в занятия по интересам, посещение кружков, проводимых в отделении.
Неполные семьи      
Семья, где временно отсутствует один из родителей Если отсутствует мать: - дети не имеют должного ухода; - часто предоставлены сами себе; - их поведение не контролируется. Если отсутствует отец и семья испытывает недостаток средств: Признаки те же, как у тех категорий семей, которые испытывают недостаток средств Признаки те же, как у других категорий семей, которые не уделяют должного внимания воспитанию детей. Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Социальное расследование с целью выяснения других источников материального благополучия семьи, которые не привели бы к длительному отсутствию матери (отца). Педагогическая и психологическая поддержка детей. Дети вовлекаются в психологические тренинги, с ними проводят занятия, беседы воспитатели, социальные педагоги.
Семья с резко выраженными внутрисемейными конфликтами и семьи, склонные к применению насилия; семьи в состоянии развода или после него Психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка» отсутствие близости и понимания у родителей и детей Ребенок подавлен, замкнут или, наоборот, гиперактивен, раздражителен, часто бывают нервные срывы. Внешне может иметь признаки насилия, такие как синяки, ссадины; понурый бледный вид. Часто такие дети бывают агрессивны. Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Консультации психолога для ребенка. Медицинское обследование ребенка и родителей с целью дальнейшей реабилитации. Оказание необходимой медицинской помощи. Коррекционная работа педагогов, психологов, социальных педагогов с детьми. Привлечение одного из родителей и ребенка к участию в психотерапевтических группах помощи и самопомощи. Привлечение ребенка в кружки и другим занятиям по интересам. Организация помощи ребенку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму.
Семья с недостаточной психолого-педагогической грамотностью родителей Психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка, отсутствие близости и понимания у родителей и детей Ребенок подавлен» замкнут или, наоборот, гиперактивен, раздражителен, часто бывают нервные срывы. Внешне может иметь признаки насилия: синяки, ссадины, понурый бледный вид. Наблюдения воспитателя, консультации психолога, социального педагога. Рекомендация принятия помощи психотерапевта семье и детям. Проведение семинаров и бесед на темы воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов. Вовлечение детей в кружки. Постановка на учет в ИДН, КДН или детскому наркологу, психиатру. При асоциальном поведении ребенка (агрессивности депрессивность, суицидальность и т.п.), обследование подростка у детского психиатра. При неусвоении школьной программы, направление ребенка на МППК

 

Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, необходимо рассматривать как комплекс согласованных профессиональных действий органов, иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия. Выявлением социально опасного положения ребёнка занимаются организации и учреждения, которые взаимодействуют между собой:

комиссия по делам несовершеннолетних;

органы опеки и попечительства;

управление образования;

учреждения образования;

отдел социальной защиты населения;

центр социальной помощи семье и детям;

учреждения здравоохранения;

органы внутренних дел;

жилищно - коммунальные службы;

учреждения по труду и социальной защите;

отделы записи актов гражданского состояния [26, с. 15].

Ведущую роль в выявлении и организации работы с этой категорией детей выполняют учреждения образования и комплексные центры социального обслуживания населения. Данные учреждения организуют системную работу по раннему выявлению неблагополучия детей с использованием основных критерий и показателей социально опасного положения несовершеннолетних и на основании:

изучения условий жизни и воспитания детей в семье;

анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования;

анализа обращений граждан по вопросам защиты прав и законных интересов детей;

внедрения системы постоянного учета посещения учащимися учреждений образования и экстренного комплексного реагирования по фактам уклонения их от обучения;

учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, а также не получающих общего базового образования;

учета и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений;

систематического контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними [33, с. 23].

Особое значение среди факторов, влияющих на формирование «трудных» подростков, имеет окружающая подростка микросреда, и в первую очередь семья. В настоящее время принято различать гармоничные и негармоничные семьи. В рамках негармоничных семей выделяют [29, С. 81-83]:

1. Деструктивная семья отличается, прежде всего, изолированностью отдельных ее членов, которая препятствует взаимопониманию и в то же время способствует созданию атмосферы эмоционального напряжения и конфликтности. Основной порок деструктивной семьи - отсутствие душевной близости, адекватных эмоциональных контактов между отдельными ее членами.

. Распадающаяся семья - семья в которой конфликт между родителями достиг апогея. Назревает распад семьи. Обычно в конфликт вовлечены и дети. Подростки, как правило, болезненно переживают распад семьи и принимают обычно сторону одного из родителей, чаще того, кого считают обиженным.

. Распавшаяся семья-семья, которую один из родителей покинул, но продолжает поддерживать с ней контакты (так называемые «приходящие» отцы и матери).

. Неполная семья-семья, в которой отсутствует один из родителей (чаще отец). В литературе существует тенденция преувеличивать патогенное влияние неполной семьи на формирование «трудных» подростков. Очень часто мать, если она психически больна и не ведет асоциальный образ жизни, воспитывает хороших, социально адаптированных детей и без отца.

. Ригидная псевдосолидарная семья отличается наличием доминирующего лидера, которому безоговорочно подчиняются все остальные ее члены. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота.

В неблагополучных семьях нередки случае насилия и жестокого обращения с детьми. В большинстве случаев дети скрывают от других людей то, что с ними произошло. Ребёнок испытывает обиду и боль, преобладает тревога и неуверенность, он становится замкнутым и необщительным со сверстниками и взрослыми людьми. Родители так же скрывают жестокое отношение к ребёнку. Существует проблема выявления насилия и жестокого обращения с ребёнком.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...