Цели организации и управление на их основе (целеполагание).
Управление предприятием предполагает определение целей деятельности. Процедура постановки и выбора целей получила название целеполагание. Процесс целеполагания начинается с понимания философии бизнеса, определения миссии фирмы. Миссия - это четко сформулированные смысл существования организации, ее предназначение, философия бизнеса. Миссия как философия включает в себя ценности, морально-этические нормы и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять. Смысл существования организации раскрывает причину ее появления и отличие данной организации от ей подобных. В миссии организации отражается ее уникальность и значимость для различных субъектов рынка. Все цели организации определяются и вырабатываются для осуществления ее миссии. Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с ее функционированием. Основными субъектами, чьи интересы оказывают влияние на деятельность фирмы, и, следовательно, должны быть учтены при определении ее миссии, являются: · собственники, владельцы фирмы; · сотрудники фирмы; · клиенты, покупатели продукта (услуги) фирмы; · деловые партнеры фирмы; · общество в целом в лице общественных, политических и правовых институтов, формирующих макроокружение, определяющее границы и возможности деятельности фирмы. Определение миссии является исходным пунктом в процессе целеполагания. Далее: · задается стратегический ориентир - генеральное направление деятельности на планируемый период;
· разрабатывается система целей для предприятия в целом и для его подразделений; · проводится согласование целей для снижения конфликтности целей организации и отдельных подразделений, а также целей подразделений различных уровней. 1. Определение ориентира. Ориентир - это общее направление деятельности предприятия или отдельного подразделения на выбранный период времени. Ориентир представляет собой качественное (экспертное) мнение компетентных сотрудников о внутреннем потенциале фирмы и возможностях, которые предлагает внешняя среда деятельности, т. е. рынок. Разработка ориентиров является функциональной обязанностью руководства предприятия. Ориентиры деятельности предприятия, в соответствии с которыми в дальнейшем разрабатывается стратегия, определяются коллегиально группой принятия решения. 2. Система целей. В соответствии с целями генерального направления развития предприятия формируется система целей (с соответствующими целевыми показателями) для каждого подразделения. Количество и разнообразие целей управления настолько велико, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация. Модель упорядочения целей разного уровня управления в единую комплексную систему получила название "дерево целей". Процедура построения дерева целей включает в себя несколько последовательных шагов. · Определение вершины дерева - общей цели организации. На определенном временном этапе не может быть несколько общих целей. В зависимости от этой цели определяется конечный результат деятельности и эффективность этого результата. · Формирование последующих уровней по направлениям деятельности или декомпозиция целей. Каждый последующий уровень формируется таким образом, чтобы обеспечить достижение целей более высокого уровня.
· Каждая "ветвь" дерева описывает не способ достижения цели, а конкретный конечный результат, выраженный каким-либо показателем. · Подцели одного уровня декомпозиции независимы (параллельны) между собой. Иерархия целей напрямую связана со структурой предприятия и ее особенностями. Чем сложнее организационная структура предприятия, и чем больше у него различных видов деятельности, тем больше уровней декомпозиции и сложнее дерево целей. Уровни декомпозиции отражают иерархические уровни управления на предприятии. Выделение уровней иерархии целей может осуществляться как на основе функционал ьного принципа управления, так и по товарно-рыночному принципу. Функциональное разграничение связано с группировкой по содержанию деятельности: производство, кадры, маркетинг, финансы. Группировка подразделений в данном случае осуществляется на основе единства выполняемых функций. В случае организации по товарно-рыночному принципу сотрудники объединяются по принципу совместного производства какого-либо товара, по обслуживанию определенной группы потребителей или географического рынка. Для организации, построенной на основе функционального деления, дерево целей строится по принципу: цель предприятия - функциональные цели (по подразделениям) -оперативные цели. Для организации по товарно-рыночному принципу: цель предприятия - цели бизнесов - оперативные цели. На практике часто объединяются два эти подхода, и структура дерева целей будет иметь вид: цель предприятия - цели бизнесов - функциональные цели подразделений - оперативные цели. 3. Оценка конфликтности целей. При формировании системы целей необходимо иметь в виду, что в процессе их реализации могут возникнуть противоречия, которые приводят к нарушению всей композиции "дерева целей". Конфликты возникают на трех уровнях. · Внешний конфликт - это противоречие целей фирмы тенденциям развития внешней среды. Природа этих конфликтов разнообразна. Например, конфликт между потребительскими предпочтениями и целями деятельности предприятия, выраженными в росте продаж стандартного продукта. В этом случае нарушается одно из базовых требований -достижимость целей. Как правило, во внешней конфликтности целей проявляется конфликт интересов фирмы и таких субъектов рынка, как клиенты, деловые партнеры, инвесторы, общественные и государственные институты. Разрешение внешнего конфликта целей осуществляется либо введением жесткого регламента правил и норм поведения фирмы на рынке (законы о рекламе, конкуренции, защите прав потребителей и др.), либо путем поиска компромисса, предполагающего принятый всеми уровень согласованности интересов в виде выгод, получаемых каждой из сторон.
· Внутренний конфликт целей является результатом существующих противоречий интересов собственников, менеджеров и персонала фирмы. Он проявляется либо в рассогласованности целей по уровням управления, либо в несоответствии сложности и приемлемости целей уровню квалификации их конкретных исполнителей. В первую очередь следует разрешить конфликт целей на уровне "стратегического треугольника". Определение приоритетов целей развития предприятия предполагает, в первую очередь, согласованность интересов собственников и топ-менеджеров. В противном случае доминирование интересов любой из указанных групп принятия решения будет приводить к сопротивлению изменениям со стороны другой. В этом случае говорить о долгосрочном эффективном развитии предприятия становится проблематично. Способом разрешения данного конфликта чаще всего может быть, с одной стороны, включение топ-менеджеров в состав собственников, а с другой - более активное вовлечение собственников в процесс управления фирмой. Наличие конфликта интересов топ-менеджеров и персонала приводит к подмене фирменных целей на функциональном уровне управления личными целями сотрудников, что сказывается на результативности их работы. Именно сотрудники фирмы становятся тормозом всех изменений, проводимых руководством предприятия. Персонал становится невосприимчив к целям фирмы, и, следовательно, не прилагает усилий к их достижению. Способом разрешения данного конфликта может быть как повышение материальной заинтересованности каждого в результатах деятельности всей организации, так и вовлечение работников в процесс управления уже на этапе самого выбора целей. Последнее во многом определяется сложившейся корпоративной культурой организации.
· Временной конфликт - это нарушение согласованности стратегических, тактических и оперативных целей. Как правило, он проявляется в смещении акцентов в управлении на решение текущих проблем. Стратегические цели подменяются оперативным реагированием на возникающие внешние и внутренние изменения. В результате предприятие теряет основные ориентиры своего развития. Цели перестают быть понятными большинству работников. Мотивация падает, что приводит к снижению адаптационного потенциала фирмы. Разрешение временного конфликта осуществляется путем разделения уровней контроля за достижением текущих и стратегических целей. Таким образом, правильно организованный процесс выработки целей предполагает: · выявление и анализ тенденций, которые наблюдаются в окружении фирмы; · формулирование миссии; · установление целей для организации в целом (цели "стратегического треугольника"); · построение дерева целей; · согласование целей фирмы с индивидуальными целями.
15.Сущность и виды внутрифирменного планирования. Планирование – это процесс обоснованного определения будущего желаемого состояния объекта и наиболее опциональных путей его достижения. Объектами внутрифирменного планирования выступает предприятие, его структурные подразделения и процессы, протекаемые на предприятии. В процессе внутрифирменного планирования определяются: · цели деятельности предприятия и его структурных подразделений различных уровней; · будущие значения плановых показателей предприятия и его структурных подразделений; · способы достижения поставленных целей; · участники и календарные сроки действий, направленных на достижение целей; · виды, объемы, структура ресурсов, необходимых для протекания запланированных процессов, и сроки их поступлений. Основные принципы планирования на предприятии в рыночной экономике: самостоятельность, необходимость, единство, непрерывность, гибкость, точность, принцип участия работников. Система планирования в настоящее время должна включать три подсистемы: стратегического планирования, тактического планирования и оперативного планирования. В условиях командно-административной системы хозяйствования предприятие не могло самостоятельно определять ключевые параметры своей деятельности. Данные параметры планировались на уровне министерств и доводились до предприятия в виде контрольных цифр, обязательных для выполнения. По содержанию планирование деятельности промышленных предприятий делилось на технико-экономическое и оперативно-производственное. Технико-экономическое планирование охватывало весь круг экономических и технических показателей в их органическом сочетании и взаимной увязке. Плановыми периодами технико-экономического планирования являлись пять и (более) лет, год, полугодие, квартал с помесячной разбивкой. Основной целью оперативного планирования было обеспечение выполнения плановых показателей по объему производства. Плановый период оперативного планирования варьировался от месяца до нескольких часов. Поэтому данный вид планирования получил распространенное название «оперативно-производственного».
В условиях рыночной экономики установление генеральных целей предприятия осуществляет собственник или представитель собственника. В настоящее время главной генеральной целью многих зарубежных предприятий является повышение благосостояния собственника. Главная генеральная цель разбивается на подцели, количественно выраженные системой целевых плановых показателей. В качестве целевых плановых показателей выступают следующие: рост доли рынка, рост производственной мощности, количество осваиваемой новой продукции, затраты на инновации, рост выручки, рост уровня качества продукции, чистая рентабельность собственного капитала, операционная прибыль, дивиденд на акцию, численность работников, затраты на экологические мероприятия и социальное развитие, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и т.д. Для достижения генеральных целей на предприятии разрабатываются стратегические, тактические и оперативные планы. Это является обязательным условием выполнения принципа непрерывности. В рамках стратегического планирования определяются приоритетные направления развития предприятия, даются ответы на следующие вопросы: каковы основные цели предприятия, что оно будет выпускать, на каких рынках работать, какова будет его организационная и производственная структура, как изменится правовая форма и т.п. Стратегия опрееделяяет последовательность шагов по достижению основных долгосрочных целей фирмы. Как правило, стратегические планы носят долгосрочный характер. Целью тактического планирования является упорядочивание действий работников организации по реализации стратегии. Тактическое планирование часто называют текущим. Текущие планы составляются по предприятию в целом (комплексные общефирменные планы), по функциональным областям (функциональные планы) и структурным подразделениям. Иногда к текущим планам относят бизнес планы освоения нового производства. Планирование по функциональным областям включает планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, маркетинга, сбыта, планирование производства, труда и заработной платы, планирование снабжения производства материально-техническими ресурсами, планирование себестоимости продукции, цен и финансовых результатов, финансовое планирование, планирование в области охраны труда и техники безопасности, в области качества, планирование природоохранных и экологических мероприятий. Тактические планы разрабатываются на год, квартал, месяц, реже на 2-3 года. Необходимо помнить, что разработка тактических планов начинается с определения будущих объемов реализации, затем рассчитывается плановый объем производства и на его основе – потребность в материальных и трудовых ресурсах и т.д.(рис. 10.1). Завершает процесс планирования финансовых план, который определяет необходимый объем финансовых ресурсов и источники их получения. Оперативные планы определяют что конкретно, в таком объеме, в какой последовательности, где, кто и когда будет делать для реализации тактических планов. Оперативные планы составляются на короткий срок (месяц, декаду, пятидневку, сутки, смену). Оперативно-производственное планирование осуществляется в 3 этапа: 1. объемное планирование (годовая производственная программа распределяется по месяцам для каждого цеха); 2. календарное планирование (осуществляется детализация выпуска по срокам, рассчитываются размеры партий деталей, сроки запусков и выпусков, размеры внутрицеховых и межцеховых запасов заготовок); 3. разработка оперативных мероприятий по регулированию работ между рабочими местами. По обязательности выполнения плановых заданий выделяют директивное и индикативное планирование. Директивное планирование требует безусловного выполнения утвержденных плановых заданий. Обязательным условием директивного планирования является контроль и стимулирование выполнения плана. Индикативное планирование – это советующее, ориентирующее планирование.
16.Стратегическое планирование: сущность и необходимость. Стратегическое планирование – процесс разработки стратегий и основных методов их осуществления. Это адаптивный процесс, в результате которого происходит регулярная (ежегодная) корректировка решений, оформленных в виде планов, пересмотр системы мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений внутри и вне организации. Стратегическое планирование правомерно трактовать как систему всего многообразия видов плановой деятельности в организации. Его назначение – сделать оперативные управленческие решения обоснованными не только с точки зрения сложившейся конъюнктуры, но прежде всего с позиций завтрашнего дня. Для эффективного управления процессами постановки целей, планирования и контроля за выполнением планов широко используется метод управления по целям (УПЦ). Посредством УПЦ менеджеры совместно с работниками определяют цели организации, подразделений, отдельного человека и используют их для последующего контроля достигнутых результатов. Первый этап – постановка целей. Хорошо сформулированная цель должна быть конкретной, реалистичной, иметь временные рамки и конкретных исполнителей. Второй этап – разработка планов действий. Эти планы определяют последовательность действий, необходимых для достижения намеченных целей. Третий этап – наблюдение, контроль за реализацией планов и при необходимости – их корректировка. Контроль обычно проводится через три, шесть и девять месяцев после начала планового пе-риода. Четвертый этап – оценка результатов деятельности, их соответствия поставленной цели. Преимущества управления по целям в том, что оно: 1. концентрирует усилия людей на корпоративных целях, что повышает вероятность их достижения; 2. расширяет сотрудничество между менеджерами и работниками; 3. делает задачи ясными и четкими для исполнителей; 4. улучшает мотивацию людей; 5. позволяет выявить талантливых менеджеров для будущего продвижения; 6. повышает личную ответственность исполнителей. Недостатки управления по целям: 1. оно требует высокого профессионализма руководителя; 2. плохие отношения между администрацией и работниками снижают эффективность управления по целям; 3. оно требует проведения большого объема работ, знания целей организации и отделов; 4. появляется возможность возникновения конфликта между операционными и стратегическими целями; 5. УПЦ вступает в противоречие с механистической структурой организации, препятствующей участию работников в управлении. 17. Процесс стратегического планирования.Стратегическое планирование - это стадия управления, на которой определяются цели деятельности организации на долговременный период, а также разрабатывается система мероприятий, определяющих пути достижения этих целей. Процесс стратегического планирования подразделяется на следующие основные этапы: 1. Определение миссии организации. 2. Внешний и внутренний анализ (SWOT-анализ). 3. Формулирование целей и анализ стратегического разрыва. 4. Рассмотрение альтернативных стратегий. 5. Выбор определенной стратегии, на базе которой будет развиваться оперативное планирование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|